<<
>>

§ 62. Понятие слога и его различные теории.

Наша речь в произносительном отношении распадается на минимальные единицы -слоги, которые артпкуляцноино не могут быть дальше разложены, как бы речь ни замедлялась, членение же речи на отдельные фонемы является результатом лингвистического анализа.

Как свидетельствуют физиологи и психологи, при некоторых случаях афазии, когда наблюдается распад плавности речи, он не идет дальше слога С Примеры детской речи также показывают, что дети свободно делят речь не на отдельные фонемы, а на слоги, но делают это, конечно, совершенно бессознательно.

Однако, несмотря на то что практически членение речи на слоги не представляет ни для кого затруднений, все же дать определение слога, выяснить его сущность и особенно те принципы, согласно которым происходит это членение, т. е. определить границы слога, представляется одной из самых трудных проблем фонетики.

Объясняется это тем, что слог никогда не может быть носителем смысла, а является лишь результатом физиологической последовательности движений артикуляционных органов, дающих определенный акустический результат. Следовательно, лингвистический критерий, аналогичный тому, который был использован в вопросе о фонеме, здесь неприменимОсобенно ценной в этой связи является по- [150] [151]

доощь физиологов, научное содружество с которыми помогает лингвистам в исследовании слога Г

Слогом интересуются также и физики (как, впрочем, и речью вообще), которые много дали в акустике речи 2.

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересовали лингвистов. Старую теорию, что слог определяется наличием гласной (т, е. сколько гласных, столько и слогов), существовавшую у древних греков и индийцев, сменили затем теории экспираторная, сонорная и теория мускульного напряжения, в некоторых случаях и комплексное рассмотрение слога.

Экспираторная теория, основанная на дифференциации выдоха н представленная в основном рядом немецких лингвистов конца XIX высчитает, что при речи воздушная струя выходит не плавно, а идет толчками и каждому толчку соответствует слог.

Границей слога является момент самого слабого выдыхания. Экспираторная теория (в несколько развитом виде) представлена и в новейшее время лингвистом Стетсоном (J951 г.), считавшим, что слог — это экспираторный толчок. Вокруг этого утверждения разыгрался спор, гак как экспериментальные исследования показывают разные данные, а именно: число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

Вскоре к экспираторной теории присоединяется н теория акустическая, т. е. теория сонорности. В частности, у Сиверса,а также іТу некоторТіх других,еще в конце XIX в. уже находим объединение дыхательного принципа и «звукового». Они считали, что в принципе слоги определяются дыхательным толчком, однако вершину слога образует только звук, обладающий определенной звучностью.

Если же оба звука имеют одинаковую звучность, то решающую роль играет с и л а выдоха. Таким образом, обе теории — экспираторная и сонорная — возникли примерно в одно время и были сформулированы уже в конце XIX в.

Теория сонорности (или акустическая) была развита датским лингвистом Есперсеном, который определял^сдоЕ, \J как сочетание более звучного (сонорного! элемента с менее звучным. Эта теория получила большое распространение [152]

и принята многим» лингвистами также и у нас (например: Р. И. Аванесовым, А. Н. Гвоздевым, А, Л. Трахтеровым и др.).

Есперсен построил целую шкалу звучности, начиная от звуков наименее звучных — In, т, к] до максимально звучного [а]. Между ними располагаются в определенном порядке н все другие звуки речи, образующие семь групп:

1) глухие: а) смычные,

б) щелевые;

2) звонкие: а) смычные,

б) щелевые;

3) сонанты: а) носовые,

б) боковые;

4) дрожащие;

5) гласные высокого подъема;

6) гласные среднего подъема;

7) гласные низкого подъема.

Внутри этих основных групп есть, как это видно, и подгруппы, разделяющиеся также по принципу сонорности — большей или меньшей.

t Деление на слоги зависит не от абсолютной, а от о т н о- сительной сонорности соседних звуков: сколько вершин сонорности, столько слогов.

Таким образом, вершиной слога может быть не только гласный, но также и сонант, все зависит от соотносительности сонорности звуков в речевой цепи.

Однако, несмотря на то что как будто эта теория учитывает все особенности речевых элементов, все же она вызывает некоторые критические замечания. Прежде всего, в речевом потоке могут встречаться рядом два гласных одинаковой степени сонорности, которые возможно произнести как в два слога, так и в один слог, тогда как по сонорной теории здесь только одна вершина слога.

Затем, и это самое важное, сонорная теория не разрешает вопроса о слогоделении, т. е. о границе слога, тогда как с лингвистической точки зрения проблема слогораздела является более существенной, чем количество слогов.

Есперсен понимал недостатки сонорной теории, и ему пришлось в обоих случаях, чтобы избежать их, обратиться к другому фактору, уже не к относительной звучности, а к относительной силе звука. Действительно, если привлечь этот фактор, то два рядом стоящих звука одинаковой сонорности, но разные по силе могут быть

восприняты (а следовательно, и произнесены) как два слога, а не один.

В вопросе о слогоразделе Есперсен опять-таки прибегает к силе звука и дает два типа присоединения согласного к гласному: сильное примыкание и слабое примыкание. Если согласный начинается в момент сильного звучания гласного, то имеется сильное примыкание, и в результате слог получается закрытым {что встречается, например, в русском языке при произношении двойных согласных, а также характерно для немецкого языка после кратких гласных). Если же согласный начинается в момент ослабления гласного, то в результате получается слабое примыкание, и слог будет открытым (что встречается, например, в русском языке при произношении простого согласного между гласными, а также характерно опять-таки для немецкого языка, но после долгих гласных). Эту мысль использовал впоследстни Л. В, Щерба при трактовке согласных в слогоделении (см. ниже).

Таким образом, сонорная теория в чистом виде не решает всех вопросов, связанных со слогом.

Третья теория говорит оразличном мускульном напряжении во время артикуляцин. Впервые эту мысль высказал в 1929 г, французский лингвист М. Грзм- мон, затем ее развил Л, В. Щерба. Основное внимание было им уделено вопросу слогоделения.

Согласно этой теории *, речевой поток произносится с последовательными усилениями и ослаблениями звукового ряда. Часть речевого потока, начинающаяся с усиления и кончающаяся ослаблением, называется слогом. В его вершине (иначе центре) есть звук, называющийся слогообразующим (или слоговым), который может быть продлен. Перед ним возможен ряд звуков (один или несколько), представляющих непрерывно усиливающуюся цепь, они называются неслогообразующими (или неслоговыми), например, дё-ре-во, крй-ти-ка, стро-шпь и др. После слоговой фонемы может идти звук или ряд звуков, составляющих непрерывно ослабляющуюся цепь, они также называются неслогообразующими, например, спор, круг, прост и др. [153]

В отношении слогораздела важно учитывать различное произношение согласных по силе мускульного напряжения. Первый тип — это сильноначальные согласные, при которых напряжение, сильное вначале, затем постепенно ослабляется, т. е. конец согласного слабее его начала; сильионачальные образуют конец слога, например: ус, рад, боб н др. Второй тип — сильно- конечные, при которых конец согласного сильнее его начала, т.е. согласный начинается со слабым напряжением, постепенно усиливающимся к концу звучания; снльноко- нечные образуют начало слога, например: та, ссб-ра, ввоз и др. Третий тип — двухвершинные, которые представляют собой как бы сочетание сильноначального с снльиоконечным при ослаблении силы напряжения между ними; двухвершинные (называемые также геминатами) всегда находятся в интервокальном положении, и граница слога проходит внутри них в момент наибольшего ослабления. В качестве примера в русском языке можно привести двойные согласные с ударением перед ними: ван-на, вйл-яа, труп-па и др,, а также на стыке слов: кот такой, вкус соли н др. Однако для русского языка двухвершинные согласные нетипичны, характерны они для итальянского языка (например, setie —- семь), где слогораздел проходит в середине і, так что согласный как бы разделяется и воспринимается как двойной: сильноначальная его часть отходит к предшествующему слогу, а сильноконечная — к последующему.

В последнее время лингвисты различных стран (например, лингвисты Пайк, Хоген, Падучева и др.) уделяют все большее внимание вопросам о слоге, и не только с фонетической стороны, но также н со стороны фонологической, т. е. функциональной. Но прежде чем говорить о фонологической значимости той или иной речевой единицы, будь то фонема или слог, необходимо уточнить, что она собой представляет в фонетическом аспекте, а это (в отношении слога) также до конца не выяснено. Поэтому здесь внимание будет сосредоточено на фонетической стороне слога, представляющего собой реальную произносительную (а следовательно, н воспринимаемую) единицу речш

Шоскольку любой речевой акт имеет как артикуляционный, так и акустический аспект (помимо основного, т. е. фонологического), то слог н должен рассматриваться фонетически с этих двух точек зрения. Поэтому комплексная

артикуляционно-акустическая теория представляется наиболее правильной. Мускульное напряжение артикуляционных органов, естественно, также входит в артикуляционный аспект и должно рассматриваться как его разновидность.

Таким образом, сейчас слог можно определить как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны друг с другом как акустически, так и артнкулящюнно; эта связь, вызываемая сильным влиянием элементов слога друг на друга, тем не менее определяет опознание этих элементов, благодаря сохраняющейся в пределах слога контрастности между ними.

Наиболее распространенная модель слога в русском языке—согласный+гласный (СГ), иначе говоря, открытый слог. Как отмечает Л. В. Бондарко, речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количество согласных. сПю доказывается и материалами истории русского языка, в котором в древнюю эпоху действовал закон открытого слога, впоследствии нарушавшийся, например, падением редуцированных гласных, что привело к созданию в языке закрытых слогов (ГС), наблюдаемое н сейчас, но все же открытые слоги доминируют.

<< | >>
Источник: Матусевич М.И.. Современный русский язык, Фонетика, Учеб, пособие для студентов пед, ин-тсщ по спецнальности «Рус. яз. и литература». М, «Просвещение»,1976. 288 с.. 1976

Еще по теме § 62. Понятие слога и его различные теории.:

  1.   § 1. Язык и речь Язык и сопредельные с ним понятия 
  2. Свойства и происхождение менее совершенного языкового строения
  3. ЧАСТЬ II: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
  4. ТЕОРИИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ БЕЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ (на примере английского языка)
  5. К ИСТОРИИ СТИЛЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА («Письма из Франции» Д. И. Фонвизина и «Письма русского путешественника» Н- М. Карамзина)
  6. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТРЕДИАКОВСКОГО*
  7. Пол и его "гениальные экономисты
  8. Теории происхождения права. Сущность, признаки, принципы и функции права
  9. VIII ФИЛОСОФИЯ СЛОГА
  10. § 6. Работа над художественным русским языком Ломоносова и его современников.
  11. словарь основных Терминов и понятий курса