<<
>>

§ 2. Государственность и право в Средней Азии

Общественно-политическое развитие Средней Азии во многом походило на то, что делалось и в Закавказье. Вместе с тем здесь была и своя существенная специфика,

Эфталитское царство (V-VI вв.). Ha рубеже IV и V вв. коче­вые племена, возглавлявшиеся эфталитами, окончательно разру­шили остатки рабовладельческого Кушанского государства. Эфта- литы создали в Средней Азии сильную кочевую державу. Нака­нуне вторжения эфталитов в Среднюю Азию у них еще господ­ствовал первобытно-общинный строЙ. Процесс становления клас­сового общества у эфталитов значительно ускорился после завое­вания ими Средней Азии! Однако разложение первобытно-общин­ного строя привело эфталитов не к рабовладельческому, а к фео­дальному пути развития.

Тюркский кагаиат (VI-VII вв,). Bo второй половине VI в. эф- талиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную

часть Средней Азии, Государственные образования на территории Средней Азии, находясь под верховной властью Западнотюркско­го каганата, платили ему дань. Внутренняя жизнь феодальных вла­дений в Средней Азии не изменилась. B начале VIII в. власть Тюркского каганата пала в связи с нашествием арабских завоева­телей.

Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII-IX вв.).

B первой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление населения, арабские феодалы завоевали Среднюю Азию. Завоева­тели захватили большую военную добычу, обратили в рабство многих местных жителей, разрушили многие культурные ценнос­ти. Наместники Халифата стремились всеми способами укрепить власть арабов в Средней Азии. C помощью силы насаждалась новая религия — ислам. Вместе с исламом распространялось му­сульманское право — шариат. Были введены многочисленные на­логи и поборы: земельный налог (харадж), достигавший половины урожая, подушная подать (джизья) и др. Притеснения со стороны арабских правителей вызывали протест народных масс, который жестоко подавлялся арабскими войсками.

B период владычества Халифата в Средней Азии шел процесс дальнейшего развития феодальных отношений. Арабские завоева- , тели широко практиковали захват земли у местного населения. Зе­мельный фонд принадлежал государству, а также знатным араб­ским семьям. Среднеазиатские землевладельцы — дехкане, подчи­нившиеся власти халифа, сохраняли свои привилегии. Свободные же земледельцы попадали во все большую феодальную зависи­мость.

Особое значение придавали арабские феодалы исламизадии населения. Лица, принявшие ислам, в отдельные периоды осво­бождались от налогов. Исламизация трудящегося населения Сред­ней Азии происходила в длительной, упорной борьбе.

Государство Саманндов (IX-X вв.). После падения власти арабских завоевателей в DC в. местная династия Саманидов, ис­пользовав борьбу народных масс против арабских властей, объ­единила значительную часть среднеазиатских земель, образовав государство Саманидов.

Это государство было сильной и независимой феодальной дер­жавой.

Общественный строй. Развитие феодальной собствен­ности на землю приводило к усилению феодальной эксплуатации, ухудшению положения феодально зависимого населения.

Крестьяне, не имея своей земли, становились издольщиками — арендаторами феодальных земельных владений. Крупная феодаль­ная знать дробила свои земли на мелкие участки и сдавала их на кабальных условиях земледельцам. Издольщики работали, получая половинную, третью, десятую и даже двенадцатую долю урожая.

K тому же из этой доли надо было платить налог с имущества.

Кабальные условия издольной аренды, большие налоги, раз­личные повинности (постройка, починка дорог и мостов, прове­дение и очистка ирригационных сооружений и др.) приводили к обнищанию крестьянства. Хотя мусульманское право отрицало крепостничество, тем не менее крепостнические отношения в раз­личных завуалированных формах существовали в Средней Азии, что вызывало ожесточенную борьбу против эксплуататоров.

Государственный строй. Верховная власть в государ­стве Саманидов принадлежала эмиру. Он осуществлял ее через центральные и местные органы управления. При Саманидах го­сударственный аппарат делился на царский двор (даргох) и цент­ральные органы управления (диваны).

Самым важным органом центрального управления, контроли­ровавшим все административные, политические и хозяйственные учреждения государства, являлся диван везира, т.е. главы прави­тельства, ответственного за управление перед эмиром. Ha долж­ность везира эмир назначал одного из представителей трех самых богатых и родовитых семейств. Везир возглавлял все военные сялы государства.

Вторым по значению органом управления был финансовый диван, ведавший всеми финансовыми делами государства. Специ­альные диваны ведали дипломатическими сношениями с другими государствами, гвардией Саманидов, снабжением войск, почтой И другими областями государственной жизни. B обязанность служа­щих дивана почты, например, входило наблюдение за поведением местных правителей с донесением об этом эмиру. Этот диван под­чинялся только эмиру.

Специальный диван — мухтасиб — наблюдал за рынком, веса­ми, продажей товаров крестьянами и ремесленниками. Постепен­но чиновники этого дивана стали осуществлять надзор за нравст­венностью населения, посещением мечетей, соблюдением религи­озных обрядов.

Существовали диваны государственных земель, судейский и вакуфный (ведающий церковными землями). Судейский диван возглавлялся главным судьей — казием.

Bce диваны, кроме дивана почты, имели свои местные учреж­дения, которые подчинялись и центру, и местным правителям* Местные правители назначались из числа феодальной знати* Городами управляли назначаемые эмиром градоправители из местной знати — раисы*

B государстве Саманидов важная роль принадлежала мусуль­манскому духовенству, в особенности его главе, впоследствии кня­зю ислама, который бьш видным деятелем при эмире,

B конце X в. ослабленное внутренними распрями Саманид- ское государство рухнуло под ударами Караханидов и прекратило свое существование*

Государство Караханидов (ХЬХІІ вв.). Караханидами назы­вался целый ряд кочевьгс тюркских племен во главе с ханами из племени ягма, Самым крупным из таких племен бьши карлуки* Чтобы упрочить свое положение, караханидские ханы формально признали верховную власть багдадского халифа.

Часть территории Средней Азии к югу от Аму-Дарьи после падения государства Саманидов перешла в состав государства Газ- невидов (по имени Махмуда Газневи), а Мавераннахр[29] остался у Караханидов*

Государство Караханидов, в отличие от государства Самани­дов, бьшо раздробленным* Bo главе государства стояли ханы (ка­ганы). Bce Караханидское государство считалось собственным владением членов ханской семьи. Страна делилась между всеми представителями этой семьи на отдельные уделы, которые само­стоятельно управлялись членами ханского дома — удельными ха­нами (эльханами)* Столицей государства Караханидов вначале был Узген (в Киргизии), затем — Самарканд.

При Караханидах зе­мельные владения жаловались представителям правящих групп на правах бенефиция и назывались иктой. Таким образом, в XII в. вместо дехкан (прежних потомственных крупных землевладель­цев) появилась новая общественная группа землевладельцев — иктадоры.

При Караханидах положение земледельцев-крестьян еще боль­ше ухудшилось, ибо бьшо введено множество новых налогов и по­винностей, отобраны значительные участки крестьянской земли для пастбищ караханидских кочевников^гюрков.

Государство хорезмшахов (XH-XIII ввО- Государство хорезм- шахов было основано во второй половине XII в. B его состав g начале XIII в* входила, кроме Хорезма и Мавераннахра, часть тер­ритории нынешнего Афганистана и Ирана*

Государство хорезмшахов не было в достаточной степени цент­рализованным* Местные правители, формально признавая себя вассалами хорезмшахов> на деле оставались самостоятельными. Власть хорезмшахов не пользовалась поддержкой не только тру­дящихся и покоренных народов> но и военно-феодалъной знати и мусульманского духовенства, которые стремились ограничить де­ятельность правителей.

B такой обстановке государство хорезмшахов не смогло орга­низовать отпор монгольским ордам, вторгшимся в Среднюю Азию в начале XIII в*

Общая характеристика права. B государстве эфталитов и Тюркском каганате действовало главным образом обычное право, возникшее у оседлого населения и кочевников* Co времени завое­вания Средней Азии арабами здесь усиленно насаждалась система мусульманского феодального права. Мусульманское право, выра­жавшее интересы землевладельцев, купцов, духовенства, все более вытесняло местное обычное право, в особенности у оседлого зем­ледельческого населения.

B отдельные периоды в Средней Азии наряду с мусульманским правом для некоторой части населения действовала иная правовая система. Так, Караханиды имели свое обычное право. Мусульман­ское право, возникшее впервые в Аравии, действовало в течение всего периода феодализма. B отличие от России и других стран, где имелось много разнообразных памятников феодального права, государства Средней Азии не знают сколько-нибудь цельных и ярких правовых памятников, изданных государственной властью.

B государствах Средней Азии право развивалось не путем со­здания законодательства, а путем толкования догм Корана и дру­гих религиозных норм.

Одной из особенностей права среднеазиатских государств яв­лялась тесная связь с религией. Коран и иные мусульманские ис­точники права не допускали издания каких-либо кодексов, урав­нивавших в правах частных лиц независимо ог их веры.

Мусульманское право устанавливало деление народов на «пра­воверных» (мусульман) и «неверных» (немусульман).

Средняя Азия дала мусульманскому миру обширную богослов­скую и юридическую литературу. Деятельность среднеазиатских богословов-правоведов имела не только местное, но и общему- сульманское значение. Наряду с руководствами по мусульманско­му праву, написанными различными авторами, в среднеазиатских государствах силу правовых норм имели различные акты, издан­ные их правителями.

* * *

Переход к феодализму в Закавказье и Средней Азии совпал с большими внешнеполитическими событиями. Старые рабовла­дельческие государства, превращаясь в феодальные, подвергались дроблению, в них возрастали центробежные силы. Это способст­вовало захвату Закавказья и Средней Азии Византией, Сасанид- ской Персией, а позднее Арабским халифатом. B свою очередь развитие феодализма в Халифате обусловило и его децентрализа­цию. Этим воспользовались народы, находившиеся под игом ара­бов. B период распада Халифата на его границах создаются новые государства коренных народов Закавказья и Средней Азии, до­жившие затем до монгольского нашествия.

Развитие государственности в Закавказье и Средней Азии не приводит еще к возникновению национальных государств, но со­здает исторические предпосылки для этого. Грузинские, армян­ские и азербайджанские царства и княжества то объединяются для борьбы с внешними врагами, то воюют между собой. B этоЙ борь­бе происходит перемешивание народов, меняются исторические границы их расселения. Перемешиванию закавказских и средне­азиатских народов способствуют завоеватели, в определенных слу­чаях умышленно переселявшие значительные массы населений на территорию Закавказья или, наоборот, выселявшие местное насе­ление за ее пределы.

Переход к феодализму приводит к образованию новых право­вых систем. Существенным представляется подразделение права Закавказья и Средней Азии на две основные системы, зависящие от новых религий, новых церковных систем. B западной части ре­гиона побеждает христианство, в восточной — мусульманство. Со­ответственно этому создаются христианская и мусульманская пра­вовые системы, имеющие свои особенности в конкретных государ­ствах Закавказья и Средней Азии.

<< | >>
Источник: О.И. Чистяков. История отечественного государства и права, Ч. І: Учебник/ Под ред. О.И. Чистякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2004,— 430 с.. 2004

Еще по теме § 2. Государственность и право в Средней Азии:

  1. НОВЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА СРЕДНЕЙ АЗИИ: "УГРОЗА С ЮГА" - ВЫЗОВ И ОТВЕТ
  2. § 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. до н.э. — IV в. н.э.)
  3. § 2. Государственность и право в Средней Азии
  4. § 1. Закавказские государства и право
  5. § 2. Среднеазиатские государства и право
  6. 1. История узбекского права: плюрализм юридических традиций
  7. 2. Современное право Узбекистана и романо-германская правовая семья
  8. §11.5. Право и религия в современном мире
  9. § 5. Национально-государственное размежевание
  10. § 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. до н.э. — IV в. н.э.)
  11. § 2. Государственность и право в Средней Азии
  12. § 1. Закавказские государства и право
  13. § 2. Среднеазиатские государства и право
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -