Археологические памятники бронзового века Средней Азии.
На территории Средней Азии по геохимическим и стратиграфическим данным этот период продлился IV -III тыс. до н. э. и носит название «лявляканский плювиал»[136] [137] [138] . Лявляканский плювиал характеризуется теплым и влажным климатом, сопровождавшимся увеличением годовых осадков с 250 до 450 см, смещением ландшафтно-климатических зон на юг почти на 1000 км и резким сокращением опустыненных ландшафтов. На территории низменных равнин северо-запада Туркменистана господствовала сложная гидрологическая система Амударья — Сарыкамыш — Узбой. В северных предгорьях Копетдага ситуация была схожей. По данным палеоботаники эта область также была достаточно обводнена, что создавало благоприятные предпосылки для развития земледелия. На берегах небольших рек, текущих с гор, были распространены тугайные леса разнообразного состава1. Граница песков, как следует из топографии памятников, проходила несколько севернее современной. Влажный период в Средней Азии полностью завершился к концу III тыс. до н. э. В это время началось наступление песков на предгорную равнину. Площади опустыненных и пустынных ландшафтов резко увеличились. Происходила общая редукция речной сети в Западном Туркменистане и в бассейнах Мургаба и Теджена. Во второй половине III- II тыс. до н. э. дельты и долины крупных рек запустевают, что, несомненно, связано с общей аридизацией климата. В предгорной полосе Копетдага в это время также приходят в запустение значительные массивы ранее плодородных земель. Некоторые авторы объясняют эту ситуацию миграцией речных дельт, а также значительным засолением почв. Эта климатическая эволюция в период неолита до конца бронзового века характерна не только для Средней Азии, но полностью совпадает с реконструкциями, сделанными для аридных районов Ближнего Востока в целом. В частности сходные процессы происходили в Западном Иране и в ряде других земледельческих районах [139] [140] [141]. Эпоха бронзы Средней Азии датируется III - началом II тыс. до н.э. В III тыс. до н. э. Значительные изменения в развитии культуры происходят в результате накопления инноваций, возникавших на месте или привносимых извне. В это время в Южном Туркменистане формируются два крупных 3 раннегородских центра — Алтын-депе и Намазга-депе . Структура поселений со временем меняется, отражая сложную социальноимущественную стратификацию. Ко II тыс. до н. э. Алтын-депе запустевает, а Намазга-депе сильно сокращается в размерах — центр развития перемещается на восток, в дельту Мургаба и на территории лежащие по среднему течению Амударьи. Ниже приведено краткое описание памятников на которых найдены различные типы печатей и оттиски на керамике. Алтын-депе находится в 230 км к юго-востоку от г. Ашхабад, в 7 км к северо-западу от поселения Илгынлы-депе. Поселение существовало на протяжении более двух тысяч лет. Вскрытые культурные слои его охватывают период от середины раннего энеолита до эпохи развитой бронзы включительно (конец V — рубеж III-II тыс. до н. э.). В Алтын-депе найдено 17 печатей (III тыс. до н. э.)[142]. Для культурного комплекса Алтын-депе периода позднего энеолита характерны печати-пуговицы из терракоты и 2 кости, использовавшиеся в функции оберега и знака собственности ; В начале периода ранней бронзы, кроме терракотовых печатей-штампов, 3 появляются их аналоги из металла и твердых пород камня . Намазга-депе поселение расположено в 125 км к юго-востоку от г. Ашхабад, в 7 км от г. Каахка. Намазга-депе — крупнейший раннеземледельческий памятник в Южном Туркменистане[143] [144] [145] [146]. Культурные слои начинаются с периода раннего энеолита до эпохи поздней бронзы (середина V — середина II тыс. до н. э.). К сожалению, печати с Намазга-депе специально не публиковались. Улуг-депе поселение расположено почти в 170 км к юго-востоку от г. Ашхабад, в 4 км к югу от ст. Душак. Культурные слои Улуг-депе относятся к периоду развитого энеолита до ахеменидского времени \ Печати памятника отдельно не публиковались. Гонур столичный город, с дворцом, несколькими храмами и огромным некрополем в Мургабском оазисе, относящийся к III-I тыс. до н.э.. Это самое крупное поселение во всей Маргиане. Площадь древнего городища колеблется от 20 до 50 га. Выявлено большое количество печатей и оттисков. Саразм - древнейшее поселение (IV—II тыс. до н. э.) расположенное в 15 км к западу от районного центра г. Пенджикент, на левом берегу р. Зарафшан в Таджикистане. На раскопанной площади в более 10 000 м2 выявлены хорошо сохранившиеся дворцовые и культовые сооружения, общественные и жилые строения. В процессе раскопок найдены металлические и каменные изделия, а также многочисленные украшения, изготовленные из драгоценных, полудрагоценных камней и обработанных морских раковин, фрагменты гончарной и лепной керамики с росписью, зернотёрки и прочие предметы, относящиеся к эпохам энеолита и бронзы. Установлено, что саразмийцы имели торговые отношения с древними поселениями Южной Туркмении, Ирана, Белуджистана и др. Саразм был одним из крупнейших центров древней металлургии Центральной Азии. Здесь, в верховьях р. Зарафшан, расположены месторождения важнейших компонентов бронзы-меди, мышьяка, олова, а также свинца, золота, серебра. На поселении найдены плавильные тигли, глиняные литейные формочки, различные заготовки и более 200 готовых металлических изделий. Близ поселения обнаружен могильник, относящийся к периоду возникновения первых построек. В нащей работе рассматриваются 8 печатей, обнаруженные в слоях бронзового века Саразма. 1 Гелот памятник бронзового века расположенный на юге Таджикистана. В могиле 6 найден фрагмент печати. Хульбук имеются слои отнесенные к бронзовому веку. В литературе приведена одна перегородчатая металическая печать1, хранящаяся в экспозиции музея Хульбукского-историко-культурного заповедника, но к сожалению без точного адреса ее происхождения. В Узбекистане на памятниках культуры Сапалли и Джаркутан (Сурхандарья) найдены интересующие нас печати и амулеты. Сапаллитепа. Выявлены глинобитные постройки из четырёх укреплений, внутри состоящих из жилых и хозяйственных помещений. Остатки мастерских для изготовления керамических изделий и орудий труда. Центральная часть поселения имеет форму квадрата и ограждена тремя оборонительными стенами, возведенными из сырцового кирпича и пахсы. Вскрыто 138 погребений размещенных под полами жилых помещений 2 3 поселения . В этих могилах раскопаны 158 скелетов разных возрастов . Погребения в основном подбойные, иногда встречаются ямные могилы. Ямные могилы в большой части относятся к детским захоронениям[147] [148] [149] [150]. Из этих могил 5 человек были похоронены в хумах, а 3 - в кувшинах. Трупы погребены в скорченном положении, на боку, головой на север. В могилах встречаются от 2-3 до 50 предметов [151]. Основная часть этих предметов - различная керамическая посуда. Найдено несколько печатей и оттисков. Культура Сапали обнаруживает тесные связи с культурой эпохи бронзы в Туркмении (Намазга-Тепе V и VI), Афганистане (Мундигак IV), Иране (Гиссар III, Шахри-Сохте) и свидетельствует о распространении во 2-й четверти II тыс. до н. э. на Юге Узбекистана урбанизированной культуры древневосточного типа. Джаркутан - во внутренней жилой и хозяйственной частях поселения, найдено 70 могил. Захоронения производились также как и в Сапаллитепе, под полами, стенами, порогами помещений и около очагов. В фазе Джаркутан II, за пределами поселения обнаружен некрополь с 50 могилами. В двух женских захоронениях были найдены 2 печати-эмблемы \ Шортугай поселение расположено в северо-восточном Афганистане, в 2 месте слияния рек Пяндж и Кокча, близ селения Шортугай . Древнее поселение площадью 2,5 га. В остатках зданий из сырцового кирпича была найдена типичная хараппская керамика с росписью черной краской по красному фону, а также печать с изображением носорога и знаками хараппского письма. Открыты следы металлургического производства и обработки меди, свинца, золота, камнерезных работ. Мундигак, поселение эпохи энеолита, бронзы и раннего железа в Южном Афганистане, расположено в 55 км от г. Кандагар. В нижних слоях (конец 4-го тыс. до н. э.) открыты остатки поселения оседлых земледельцев, изготовлявших на гончарном круге расписную керамику, имеющую аналогии в Иране (Сиалк). Была известна медь. В слое III тыс. до н. э. найдены терракотовые статуэтки и каменные печати, медные и бронзовые литые изделия, коллективные погребальные камеры. В культуре этого времени [152] [153] отмечаются связи с Пакистаном (Кветта) и Средней Азией (Саразм, Геоксюр, Кара-Тепе). К концу началу II тыс. до н. э. относится расцвет местной культуры. Открыты каменная скульптура и памятники монументальной архитектуры (храм и дом-резиденция местного правителя). Посуда украшенная изображениями животных и растений отражает связи с Индией (Хараппа) и Ираном (Гиссар)1. Рассматриваются изображения 11 печатей. Для данного исследования привлечены материалы Таджикистана (Саразм, Гелот, Хульбук), Турменистана (Намазга, Алтын депе, Гонур), Узбекистана (Сапалли, Джаркутан), Афганистана (Мундигак, Шортугай, разграбленные могильники), которые позволили наметить основные пути продвижения и функционирования отдельных печатей на данной территории. Таким образом показатели эпохи бронзы в Иране определены следующие: Так как процес эволюции технологий в жизни человека, после медно-каменного периода, охватившем примерно середину V тыс. до н.э. до конца IV тыс. (ок. 4500-3000) до н.э., переходит в бронзовый век, охватывающий примерно с 3000 г. до н.э. до 1500 г. до н.э. (начало III тыс. и 2 середина II тыс. до н.э.). Бронзовый век в Иране не является только периодом возникновения и распространения металла или новых сплавов, но и кардинальных изменений приведших к следующим нововведениям. 1. Получение и производство бронзы. Появление бронзового сплава одно из наиболее важных технологических достижений этого периода. Согласно проведенным исследованиям, первый этап производства сплава меди и олова произошло по чистой случайности. Залежи, существующие в природе, представляют собой компонент материалов, которые в процессе плавления образуют природный сплав бронзы. Следовательно, первые бронзы были получены путем плавления камней, содержащих в своем 3 составе медь и олово . [154] [155] [156] Олово в качестве легирующей добавки к меди, по отношению к мышьяку и цинку, имеет больше преимуществ. С другой стороны, комбинация выше 10 процентов олова делает произведенные товары более твердыми и прочными, чем комбинация мышьяка и цинка. Протестированные металлы, найденные на стоянке Гуй - Теппе на юге озера Урумия. показывают этапы процесса использования различных комбинаций мышьяка и цинка.1 В Теппе Яхья Кирмана бронза, содержащая мышьяк, 2 появилась в период V, а бронза, содержащая олово - в период IVB. 2. Распространение серой и черной керамики. Одним из важнейших показателей гончарного дела бронзового века иранского нагорья, считают возникновения и распространения черной и серой керамики на обширной территории как северо-центральная часть Ирана (Теппе Кабристон Дашт-е Казвин где изначально были обнаружены незначительные следы серой керамики.[157] [158] [159] Таким образом, появление и распространение серой и черной керамики в третьем тысячелетии до нашей эры можно рассматривать как важную веху или определенным видом технологической инновации в производстве керамики. Одновременно с этим событием отмечены первые оттиски от печатей на керамике, в том числе серой керамики. 3 - Письмо и письменный текст: c середины III тысячелетия до нашей эры отмечено ещё одно событие, являющееся другой особенностью бронзового века Ирана это распространение письма и письменности в Иране, начало которого связывают с правлением эламцев.. Одной из наиболее важных особенностей эламских цивилизаций является совершенствование эламского письма и письменного текста на основе изобразительных линий1. Эламское письмо и язык процветали на протяжении двух тысяч лет. Первые следы эламской письменности зафиксированы на Иранском 2 плато. Археологические исследования и раскопки освещают влияние эламской культуры и цивилизации в восточных регионах Ирана (Кирман и Сиистан), в том числе на древние памятники Тепе Яхья, Шахри Сохте, Тали 3 Иблис, Шахдад и Бампур . 2 - Межрегиональная и трансрегиональная торговля: Одним из наиболее важных показателей бронзового века Ирана считается увеличение региональной и межрегиональной торговли в виде обменных систем в этот период. В Юго-Западных и Юго-Восточных районах Ирана существуют достаточно находок, связанных с транзакционными системами, по которым в значительной степени можно исследовать транзакционные структуры в этих областях с другими областями в конце четвертого тысячелетия и в третьем тысячелетии до нашей эры. Начиная с конца фазы 8 до фазы 5, вследствие торговли мрамором и сапфиром богатство и прогресс в Шахри Сохте значительно возросли. Наоборот, трансрегиональной торговли полудрагоценными камнями в Теппе-Яхья Кирмана не существовала, а широкой популярностью пользовалась торговля изготовленными товарами из мыльного камня в этом регионе. Изделия из мыльного камня, минералы которого существуют в регионе, считались основными экспортными материалами.[160] [161] [162] [163] Таким образом, на маршруте этой успешной торговли существование печатей представляет собой показатель этих связей в древний период.1 5. Распространение плоских печатей с геометрическим орнаментом: Печать рассматривается как один из самых важных показателей бронзового века. В бронзовом веке на обширных территориях иранского плато и прилегающих районов были распространены печати с геометрическими орнаментами и перегородчатые металлические печати.[164] [165] 6. Изменение в погребальных обычаях: Изменение в погребальных обычаях считается ещё одним показателем бронзового века. Начиная со времени развития сельского хозяйства и оседлых поселений на Иранском плато умерших хоронили под жилыми помещениями. В бронзовом веке, отмечаются новый тип - захоронения производили на кладбищах за пределами населенных пунктов и/или мест производственной деятельности. Такие могильники в большом количестве найдены в Шахри Сохте.[166] [167] 7. Культурные связи между Ираном и Центральной Азией: Следует отметить, что трансформации в бронзовом веке Ирана во всех его фазах, с одной стороны, находилась под влиянием периферийных районов, с другой стороны, оказывали на них воздействие. Помимо месопотамского региона, который во всех доисторических и исторических периодах оказал свое влияние в разных частях Иранского нагорья, другие районы, прилегающие к плато с точки зрения культурного развития являлись менее развитыми регионами. В этой связи можно указать на такие регионы, как Восточная Анатолия, Кавказ и Центральную Азию. В бронзовый век между иранскими регионами и нагорьями существовали культурные сходства, не имевшие прецедента ни в одном из доисторических периодов. Несомненно, это указывает на возрастающее укрепление связей между этими регионами и 4 иранским нагорьем в этот период.