<<
>>

Археологические памятники бронзового века на юго-востоке Ирана (краткая характеристика памятников)

В результате проведенных археологических исследований и аэрокосмической съемки в округе Шахдада было выявлено 43 исторических объекта. Раскопки, проведенные археологической экспедицией в Даште Лут, к востоку от нынешнего Шахдада (1968-1977 гг.), привели к обнаружению древних памятников культуры III тыс.

до н.э. На широких равнинах Такоба, на поверхности земли удалось найти различные керамические сосуды, каменные, металлические и другие предметы. Сравнение полученных находок с другими соответствующими материалами, показало, что эти памятники существовали на протяжении середины III тыс. до н.э., до конца первой половины II тыс. до н.э. т.е. около 1500 лет. Кроме того, в подъемном материале было найдено незначительное количество фрагментов керамики относящейся к IV тыс. до н.э.

При составлении периодизации поселений, существовавших на этих безводных широких равнинах без растительности, называемых «Джалга- Такоб» было введено слово «tak», сокращенного от слова Такоб. Было выделено четыре периода: tak I, tak II, tak II,I tak IV1.

Такоб I является самым молодым периодом - памятники относятся к историческому и исламскому времени. Памятники, относящиеся к Такоб II, были обнаружены в двух могильниках В и С. Период Такоб III включает мастерскую и основной могильник (А), подразделен на две фазы - 1 и 2. Мастерская (А) включает могильник, который был принят в качестве реперпоказателя для проверки точек в последующие годы. Самая древняя культура степи Такоб IV делится на два культурных этапа Такоб IV.1 и Такоб IV.

Основная работа археологической группы в Даште Лут в основном была сконцентрирована в местности находящейся в 5 км к востоку от нынешнего Шахдада (Рис. 1). Исследованные могильники, представляли культуры конкретных периодов.[54] [55] [56]

В ходе археологических раскопок выявлены и изучены следующие

3

пункты: 1) Мастерская А, датированная 2400 г.

до н.э. 2) Мастерская B, датированная примерно 2200 до 2100 гг. до н.э. 3) Мастерская С, относящаяся примерно к 1500 г. до н.э. 4)Тепе Деххан, датировано 4500г. до н.э. 5) Район, обозначенный как мастерские ремесленников, (мастерская Д), относящийся примерно к 2200 г. до н.э. (Рис. 2)

Археологической группой в первый год раскопок в 1968 г. исследована мастерская А. Во время раскопок было обнаружено большое количество могил, относящихся к IV - началу III тыс. до н.э. В 1969 г. эта группа выявила мастерские А и С. Были обнаружены керамические изделия, аналогичные изделиям других местностей1.. На одном из керамических изделий были обнаружены надписи на древнем эламском языке, свидетельствовавшие об использовании письменности на юго-востоке Ирана

в бронзовом веке и о развитии торговли и культурных связях. Раскопано 365

2

могил. (Рис. 3) Выделено несколько типов могильных ям и намогильных сооружений - 1) простые грунтовые ямы; 2) ямы с кирпичной выкладкой; 3) ямы, перекрытые в верхней части четырехугольной платформой, возвышающейся над современной поверхностью; 4) двучастные,

разделенные по середине на два неравных по размеру отсека, в одном

3

укладывали тело покойного, в другом - сопровождающий инвентарь .

Археологические исследования и раскопки мастерской А проводились в течение 7 лет. В погребениях обнаружена красная керамика декорированная орнаментом и без него, металлические печати и каменные предметы из мрамора и стеатита - чаши, сосуды, один цветочный горшок, статуэтки.[57] [58] [59] [60] Найденные каменные сосуды украшены геометрическим орнаментом, изображениями различных животных и налепами. Орнамент керамики отражает символы, типичные изображениям центрально азиатских культур второй половиной III тыс. до н.э. Многочисленные металлические и каменные печати, найденные в мастерской Шахдада, отражают и

подтверждают доступ населения этого района и других районов Кирмана, к известным местам добычи минералов, каменных и медных руд.

На основе этих данных исследователи памятников Шахдада назвали его одним из центров изготовления металла в доисторический период. Существует большая вероятность того, что определенное количество металлической продукции экспортировалось за пределы региона. В 1971 г. здесь были найдены две большие бронзовые фляги с рельефными изображениями рыбы и газели, которые редким художественным стилем исполнения отражают прогресс металлургического искусства в III тыс. до н.э. Другой находкой, обнаруженной в ходе археологических раскопок этого года, является металлический «флаг». Этот артефакт представляет собой квадратный металлический лист со стержнем. Верхнюю часть стержня венчает статуэтка орла с раскрытыми крыльями в состоянии приземления. Примечательно то, что вышеуказанная надпись найдена именно в мастерской А на керамическом сосуде1, на краях которой выгравированы шесть слов на древнем эламском языке.[61] [62] Здесь же были найдены глиняные антропоморфные статуэтки , циновка и материя, глиняные маленькие макеты жилищ (или игрушечные домики)[63], каменные и металлические печати, каменная и керамическая посуда.

Многочисленные каменные артефакты, найденные в Шахдаде и в других районных Кирмана и Белуджистана, во-первых, указывает на умение использовать каменных минералов в юго-восточных районах Ирана в древности. Во-вторых, в горах Кирмана в большом количестве найдены мраморовидные породы разного цвета и так называемые мыльные минералы (калрит и стеатит). Думается, что легкость доступа мастеров- каменотесов к сырьевым запасам объясняет изобилие каменных печатей в Шахдаде.

Раскоп- Мастерская В расположена в 600 м к северо-востоку от раскопа А. В нем было раскопано несколько погребений (Рис. 4). В них были найдены красно-глиняные и серо-глиняные чаши (коса). На этом же участке также обнаружены остатки двух металлоплавильных печей с кусками свинцовой породы 1H одной гончарной печи.[64] [65] Кроме того при раскопках найдены: металлические сосуды и булавки, декоративные печати из алебастра, сердолика, сапфира, а также декоративные шарики, аналогии которых были найдены в Сайбари, расположенном на равнинах пакистанского Белуджистана.[66] Эти керамические полые шарики, внутри которых помещены камешки , при встряхивании занимающие определённое место.

Вероятно, в древности они использовались для письма или счета. Аналогичные шарики найдены также в Сузах, на лицевой части некоторых из них имеются оттиски с изображениями животных и людей. В ходе проведения этих раскопок были обнаружены также две металлоплавильные печи.

Экспериментальная мастерская С расположена на расстоянии 300 м к северу от мастерской А. В этой местности в 1968 г. было проведено непродолжительное исследование. Выявлены несколько погребений плохой сохранности (Рис. 5). Кроме того, обнаружено некоторое количество простой и декорированной керамики. Среди нее горшок горохового цвета, изготовленный аналогично подобным сосудам Суз II. При этом некоторые простые формы керамики по аналогии (Шахри Сохте, Тепе Яхья IV,

Пакистана, Афганистана, долины Синда и Центральной Азии) отнесены к концу III тыс. до н.э. Здесь же найдены артефакты из породы мраморного и мыльного камня, железных предметов. В мастерской С Шахдада помимо многочисленных предметов из камня и металла, были найдены печи для плавки металла1.

Найденные в этой местности памятники указывают на то, что жители занимались металлообработкой и металлопроизводством и имели широкие связи с другими центрами древних цивилизаций. С другой стороны, население этой области имело совершенную по сравнению с другими социально-экономическую систему. Следовательно, обнаруженные

артефакты в мастерской С не могли принадлежать какому-либо земледельческому или скотоводческому племени с примитивным и кочевым образом жизни. Наоборот, обнаружение различные предметы из металла, камня и керамика отражают процветающую культуру, которая развивалась в III тыс. до н. э. С другой стороны, разнообразие памятников и археологических данных, отражают наличие доступа указанных племен к источникам сырьевых материалов необходимых для занятия ремеслом и развития металлургии [67] [68] [69].

Мастерская D (медеплавильная мастерская в Шахдаде). В этой местности остатки строительных сооружений наблюдаются на поверхности земли.

Этот памятник включает определенное количество жилых помещений, склад первичных материалов, медеплавильные печи с большими и маленькими глиняными фрагментами форм - тиглей ручного изготовления, орудия для плавки металла и заготовки сырья, а также некоторое количество керамики. Открытие мастерской реально подтвердило факт того, что в этой местности в III тыс. до н.э. располагался промышленный центр Шахдада, жители которого занимались плавкой меди, изготовлением металлических инструментов и другими ремёслами, такими

3

как гончарное дело, ткачество, ювелирное дело, плетение циновок и т.д.

Можно с уверенностью заключить, что Шахдад (Хабис) был одним из важных центров производства и экспорта металлических вещей. Учитывая многочисленность и вариабельность печей для плавки металла можно предположить, что различные медные и бронзовые изделия, производимые в мастерских Шахдада, не имели чисто внутреннее потребление, а часть из них экспортировалась за пределы региона. Как результат, жители древней Хабисы от активной торговли имели значительный доход и пользовались относительным достатком. Очевидно, правы Л. Карловский и М. Този отметившие, что такое обстоятельство стало причиной возникновения и развития социальных и политических структур1 и, которые привели к необходимости появления статусного, персонифицированного знака, символа, печати, штампа и т. д.

В доисторические времена, Хабис, с точки зрения товарных обменов с другими культурными центрами и древними цивилизациями, занимал особое место. Такая торговая связь осуществлялась различными путями. Наличие многочисленных предметов из керамики, камня и металла в захоронениях могильника III тыс. до н.э. Шахдада свидетельствует о развитой экономике и широком обмене с другими промышленными центрами того времени[70] [71] [72]. Наличие большого количества медных рудников в бассейне Кирмана является подтверждением процветания металлообработки в древнем

3

Шахдаде . В течение III тыс.

до н.э., Шахдад считался одним из центров производства металлических предметов и меди (в виде слитков) для экспорта в Элам, Месопотамию и Западный Иран.

В процессе раскопок могильников Шахдада было найдено большое количество разнообразных металлических предметов, наиболее распространенными среди которых были блюда и простые орудия из меди и различных сплавов с ней. Среди обнаруженных изделий из драгоценных металлов, особенно серебра, можно указать на посуду и печати. Богатые погребальные дары в Шахдаде показывают, что во второй половине III тыс. что во второй половине III тыс. до н.э. в этом месте проживало процветающее и благополучное общество, находящееся в добрососедских контактах с другими культурами1.

Многие артефакты Шахдада имеют свои аналогии с найденными предметами в Средней Азии. Причины такого близкого сходства между изделиями этих краев, находящихся далеко друг от друга, трудно объяснимы. Но подобное сходство, на наш взгляд, отражает движения людей и сырья из

богатых восточных горных районов в городские центры Ирана и

2

Месопотамии и на сопредельные территории.

Неблагоприятные условия, возникшие в результате потепления погоды, засухи и сезонных бурь Лута на восточных склонах высоких гор, привели к

3

продвижению Даште Лут в сторону запада. Сильные бури, сезонные и постоянных сели привели к изменению основного русла рек и, как результат, переселению с первичного местожительства.

Проведенные в течение нескольких лет исследования доказали пропорциональную зависимость места расположения исторических

4

памятников, от изменения природной среды , т. е. насколько культурные центры равнины Такоба уходя в глубь степи сменяли свой возраст от более ранней истории в западной периферии, к более поздней - в восточной.

По всей вероятности, поселения района Хабиса (Шахдад) в западной степи, из-за специфических климатических условий региона и других факторов на территории степи, не сохранились. [73] [74] [75] [76]

Следует особо отметить, что поводом развития металлургического мастерства и металлургической промышленности стало не только изобилие минералов, но и изобилие леса, как необходимого источника топлива для плавильных печей. Эти два важных факторов играли главную роль в регионе центрального и юго-восточного иранского плато и в районах степной периферии. Создание металлургических мастерских Тепе Сиалк в Кашане, Тепе Кабристан в Дашт-е Казвине, Тепе Гисар в Дамгане, Чашма Али в Райе, Талли Иблис, Тепе Яхья и Шахдад в Кирмане, а также многих других местах, связано с наличием этих огромных запасов. Наличие значительных лесных покровов с соответствующей древесиной, обеспечивающих горючим печи, таких как деревья дикой фисташки1, нарун, афра и т.д., заслуживают особого внимания в этом отношении. На шахтах Тараза в провинции Кирмана внутри одной из печей найден кусок древесины дерева дикой фисташки. Результаты исследований и тестирований также показали, что склоны Загроса в интервале от 10000 до 5500 лет назад были покрыты густыми лесами дикой фисташки. Небольшие и крупные месторождения восточного и юговосточного региона Ирана, были основным фактором становления и эволюции металлургического производства и металлургической промышленности в этом регионе.

Следовательно, на наш взгляд, используя свое расположение, Шахдад являлся посредником в обмене товаров и взимал определенный вид дани у владельцев торговых караванов. И как показало исследование, дань

взималась и ввозимым товаром, каковым, например, считались сапфир

2

бирюза и сердолик. По всей вероятности, сапфиры поступали из Бадахшана. Сапфировый путь был одним из самых древних на Востоке. В течение всего III тыс. до н.э., по заказу Суз этот камень добывался в горах Бадахшана и после прохождения через одного или нескольких посредников, преодолевая Шахри Сохте в Систане, Арату (Кирман) и Иншана (Фарс), достигал Суз. [77] [78]

Оттуда он экспортировался в шумерские города. Проведенные

археологические исследования представляют Шахри Сохте в качестве посредника в торговле сапфиром. При одном взгляде на географию региона находим, что только южный путь из Шахри Сохте на Сузы (путь, который огибает смертоносные степи) является путем, проходивщим по восточной периферии соляной степи Кирмана и Шахдада.1

Далее камни получали обработку на местах. Доказательством чего служат все сапфировые изделия, найденные в Шахдаде и изготовленные в мастерских этого региона. Местное изготовление изделий из сапфиров и сердоликов установлено по двум признакам: во-первых, на основании

формы и стиля, использованного при их отделке, имеющих аналогии с другими находками Шахдада. Во-вторых, по всей степи, обнаружены не обработанные камни и обломки, а также различные инструменты для их обработки, шилья для перфорации печатей. В-третьих, весомым аргументом в пользу существования множества мастерских[79] [80] [81] по обработке сапфира и других полудрагоценных камней, является то, что ожерелья из сердолика частые находки в погребениях Шахдада.

Кроме того, мы упоминали, что в захоронениях Шахдада найдено значительное количество каменной посуды, имеющей сильное сходство с аналогичной посудой, произведенной в IV и начале III тыс. до н.э. в Тепе Яхья и которые экспортировались во многие культурные регионы Среднего

3

Востока, в том числе в Сузы и шумерские города. Несмотря на то, что до настоящего времени источник добычи мыльного камня (хлорита) Шахдада не выявлен, все же, изделия из него не считаются привозными.[82] Камни хлорита и стеатита Тепе Яхья и Шахдада по цвету и структуре в какой то степени отличаются друг от друга. Несмотря на сходство между формой некоторых

видов изделий, все же кажется, что каменные предметы, такие как каменные шкатулки, найденные в большинстве погребений, производились в мастерских Шахдада. По всей вероятности, из этого пункта они вывозились в другие центры, такие как Тепе Яхья и т.д.1 Сопоставление каменной посуды Шахдада с другими регионами раскрывает связи этой местности в начале I тыс. до н.э. с Бампуром, Махенаджо Даро и т.д.

Подводя итоги анализа хозяйственной деятельности населения Шахдада отметим, что согласно данным полученным в процесс археологических раскопок, во второй половине III тыс. до н.э. на востоке Ирана сложился крупный промышленный центр, имевший тесные торговые и культурные контакты с другими протогородскими цивилизациями этой эпохи.[83] [84] [85] В центре процветала добыча полезных ископаемых для металлообработки, камнерезному ремеслу, гончарному и ювелирному делу. Доказательством развитости промышленности, являются многочисленные и разнообразные изделия, найденные в могильниках Шахдада: посуда из мыльного камня и металла, декоративные предметы из меди и драгоценных

3

камней - сапфиров, бирюзы, сердолика (браслеты и ожерелья).

Шахри Сохте расположен на 56-ом км дороги Забул - Захедан в провинции Систана. Научные раскопки с 1968 по 1978 г. были проведены итальянской группой под общим руководством М. Тоси. [86] Раскопки первого сезона Шахри Сохте осуществлялись под руководством трех учёных. Раскопки в восточной жилой зоне были возложены на М. Тоси.[87] Ответственным за раскопки на могильнике был итальянский антрополог

Марчелло Пиперно1, за раскопки центральной части - Массимо Видалле и

2 3

Сандро Сальваторе. Второй сезон раскопок этого района был возобновлен в 1997, дальнейшие исследования в Дашти Луг осуществлялись в 2000, 2001, 2003 гг. под руководством доктора Сайедмансура Сайеда Саджади.[88] [89] [90] [91]

Этот район, история которого начинается в III тыс. до н. э. - к периоду бронзового века, включал цепь соединенных друг с другом холмов, высота которых составляла между 12-18 метров над поверхностью долины, а их общая площадь составляла около 150 гектаров.[92]

Первые раскопки были сосредоточены на могильнике Шахри Сохте. А начиная с 1999 г., раскопки начались в зоне зданий исторического периода.

При исследовании, Шахри Сохте был разделен на три основные и три второстепенные сектора: 1) крупная центральная зона, включающая в себя восточные и центральные жилые сектора; 2) северо-западная промышленная зона; 3) южная зона - могильник.[93] (Рис.8)

В Шахри Сохте хронологически выделено три периода. Первый период включает древнейшие артефакты 3200 г. до н.э., найденные в восточном жилом секторе. В помещениях выделены на три культурных слоя - 8,9,10, относящиеся к 2750-2800 гг. до н. э. Найденная керамика аналогична изделиям Северного Хорасана и Южного Туркменистана этого периода. В 10 слое была обнаружена глиняная эпиграфическая табличка эламского происхождения, аналогичная тем, которые ранее встречались в Сузах, Сиалке, Гавдин-Теппе Кирманшахе и Тепе Яхья Кирмана.

Второй период длился примерно 2500 лет. Памятники этого периода относятся ко времени расширения и процветания Шахри Сохте, раскинулись на площади примерно 80 гектаров. Здесь также выделены три культурных слоя - 5,6,7.

Третий период охватывает время между 2500 и 2300 годами до н.э. В нем выделено два слоя - 3,4. Это время упадка Шахри Сохте - размеры города и численность населения сокращаются наполовину. Характерным признаком второго и третьего периодов поселения Шахри Сохте является керамика с черным орнаментом на черном и сером фоне при присутствии многоцветной керамики.

Четвертый период Шахри Сохте имеет спорную датировку. Предварительно последний слой отнесен к 2100-1750 гг. до н.э. Остатки помещений, относящихся к этому периоду, наблюдаются вокруг и во внутренней части здания, известного как Кох-е Сохта1 (Сожженный дворец) (рис. 9).

Таблица хронологии Шахри Сохте
Год до н. э. Период Слои Площадь Комментарии
2І00 4 0 5 га Новые слои или период после урбанизации без образцов угля
2100-2200 1
Вакум 2
2300-2400 3 3 45 га Древние династии промежуточных слоев начала города

государственности

2400-2500 4
2500-2600 2 5 80 га Период начала урбанизации
2600-2700 6
2700 7
2800-3000 1 8 15 га Период, ознаменованный началом создания эламской эпиграфики
9
3000-3200 10

1Саджади Сайед Сайедмансур. Отчеты о Шахре Сохте (раскопки могильника в 2001-2003 гг.). Тегеран: Организация культурного наследия страны. 2007. С. 339.

Таким образом, с 3200 г. по 2100 или по 2000 г. до н.э. в течение одного тысячелетия Шахри Сохте являлся региональным центром, территории от Кандагара до берегов Макрана. Кроме того, он имел связи с другими древними местностями и городами III тыс. до н.э. на востоке, западе, севере и юге. Другими словами, этот город считался столицей историко-культурного региона Хирманд. В течение 700 лет, т.е. с 3200 г. по 2500г. до н.э., Шахри Сохте развивался и расширялся. В течение этих последних лет он достиг своего величия и мощи. Позже его охватывает экономический кризис, что становится одним из факторов его постепенного упадка. Около 2400 г. до н.э., он утрачивает свой городской статус, трансформируется в большую деревню, из которой жители уходят в более мелкие села, расположенные вокруг Шахри Сохте. Затем, в 2100 г. или в 2000 г., а возможно и в 1900 г. до н.э., город вместе со своей сельской округой исчезает.

Что касается исчезновения этого города, следует отметить, что по этому поводу существуют различные мнения. То, что этот город был подвержен нашествию врага и грабежу, из-за отсутствия какого-либо доказательства об этом, такое мнение опровергается. Не выдерживает критики и предложенный вариант с феноменом появления арийцев, как не имеющий под собой почву. Археологические исследования подтверждают, что в городе три раза был пожар. Существующая временная разница между двумя этапами пожара - первого пожара (2700-2300 гг. до н.э.) и третьего пожара и незначительная площадь его распространения опровергает предположение об иностранном нашествии с преднамеренными поджогами города. Наиболее приемлемым мнением о причинах запустения города, является засуха и перемещение дельты реки Хирманд, в результате чего люди переходили из одного места в другое в поисках воды. Видимо, в течение первых столетий II тыс. до н.э., южные районы Ирана столкнулись с большими природными кризисными ситуациями, о характере которых не

существуют точных сведений. В течение этого тысячелетия, другой важный город - Тепе Гисар в Дамгане, единовременный с Шахри Сохте также был заброшен жителями1.

Различные виды промышленной деятельности в Шахри Сохте представляют собой производство различных видов декоративных предметов, бытовых инструментов и различных находок. Мастерские по плавке меди и ремесленные мастерские располагались рядом. Здесь занимались производством и изготовлением декоративных печатей из металла и различных камней[94] [95] [96]. Во втором периоде отмечено перемещение за пределы жилого района города некоторых видов промышленной деятельности, и сосредоточение ремесленных мастерские в одном районе. Например, селение специализировавшееся на производстве керамики располагалась в 29 км от Шахри Сохте, развалины которого сохранились до настоящего время в местности, известной под названием Тепе Руд-е

3

Биёбон . А мастерские по металлообработке переместились в местность, называемую афганским Систаном, расположенном в нескольких километрах от Шахри Сохте.[97]

Район с выделяемыми строительными сооружениями расположен на северо-западе памятника между промышленными и жилищными объектами. (рис. 10-11) В ходе раскопок в здании №1 (мемориальное здание) из под земли были извлечены многочисленные строительные обломки. При раскопках этих строений были найдены тысячи фрагментов керамики и других культурных материалов, относящихся к различным этапам поселения этого города. К настоящему времени раскопки проведены на 1180 кв. м. этого здания, имеющего 90 комнат и коридоров, складов, очагов и лестниц.

Стены здания построены кирпичом размера 40 χ 20 χ 21 см.1

В помещениях здания обнаружены предметы быта и инструменты, связанные с повседневной жизнью, орудия, керамическая посуда, куски тканей и веревок, деревянные предметы, каменные и глиняные пуговицы; ритуальные предметы, статуи человека и животных, бронзовые яйца; предметы, связанные с торговлей и экономическим управлением - печати, штампы, сургуч, шнурки для запечатывания крупных сосудов, счетные круглые диски и треугольники; инструменты для металлообработки.[98] [99] [100] (рис. 12).

Могильник Шахри Сохте содержит огромную информацию и ценней-

3

ший фактический материал . М. Пиперено выполнил классификацию сопроводительного инвентаря могил[101] и составил таблицу информации о поле, возрасте погребенных[102]. Им показана связь между расположением скелетов и сопроводительно-погребальных принадлежностей[103].

После исламской революции группой Саджади были опубликованы три детальных отчета по результатам этих раскопок[104]. Кроме того, некоторые сведения были опубликованы в виде отдельных статей. Несмотря на то, что могильник не раскопан полностью, опубликованные материалы составляют необходимый объем информации, позволяющих классифицировать погребения, в которых захороненные в них люди относились к различным социальным слоям.

Следует отметить, что захоронения произведены беспорядочно, без

определенной ориентации. Очевидно, это отражает различные культурные традиции, которые_практиковались в течение всего тысячелетнего периода жизни в Шахри Сохте1. Зафиксированы погребения придерживающиеся соблюдения определенного религиозного обряда или ритуала[105] [106].

В ходе проведения раскопок были выявлены десять типов могил, из которых преобладают четыре, остальные представлены одним или двумя погребениями. Результаты исследований, проведенных итальянской археологической экспедицией, показывают, что наиболее редкому типу относятся могилы № 5 - № 8 Единственным материалом, использованным для сооружения стен и перегородок могил, являлся кирпич. Только в одном случае могильная яма была закрыта циновкой. Типы погребений:

1. Квадратные кирпичные могилы. Тип схожий с предыдущим. Отличается формой ямы и высокой обкладкой стенок, выступающих на поверхность (рис.16,1) .

2. Двустенные могилы (рис.16,2). У этой группе могил две противоположные стены могилы выложены кирпичами, две другие противоположные стороны сохраняют стенки естественного грунта по типу цистовых Гонура.

3. В профиле яма конусовидная с дном неправильной формы. Узкий вход заложен кирпичной кладкой (рис.16.3).

4. Овальные могилы. Имеют кирпичную выкладку одной стороны могилы (рис.16,4 ).

5. Круглые ямы с блокирующим входом перекрытым плетеной циновкой (рис.16,5 ).

6. Простые ямы квадратной, круглой, овальной и неправильной формы (рис.16,6 ). Глубина колеблется от нескольких сантиметров до метра. Такие могилы использовались один раз или два раза, лишь в редких случаях в них помещены несколько скелетов.

7. Двухчастные ямы (рис.16,7). Общая форма круглая, внутренняя часть

разделена на два отсека, кирпичной перегородкой состоящей из одного до восьми рядов кирпича. Погребальные предметы и скелеты размещались как в северном, так и южном отсеках, без соблюдения строгой

последовательности.1 Иногда в пустом отсеке могилы ставились один или два предмета. Размер могил этого типа больше, чем в первой группе. Количество захороненных варьирует от одного до нескольких. Такой тип

могил Шахри сходен с могильниками в Центральной Азии, например, в

2

Мехргаре (Пакистан), Сапали, Джаркутан (Узбекистан) .

8. Подбойный тип (рис.16,8 ). Входная яма и подбой находятся на одном уровне, имеют почти одинаковую ширину, отделены друг от друга перегородкой из одного ряда кирпичей. Вход остается почти открытым.

9. Катакомбный тип (рис.16,9 ). Входная яма прямоугольной формы, глубиной 120 м. Между ней и погребальной камерой суживающийся проход, заложенный кирпичной стенкой. Камера овальной формы, дно на глубине примерно 180 см. Сопроводительный материал этих могил отличается от других своим богатством свидетельствуя, что их владельцы являлись

3

знатными жителями Шахри Сохте.

10. Прямоугольные кирпичные могилы - цисты. У этого типа внутренний периметр ямы обложен кирпичами в один ряд (рис.16,10 ) .

В целом вся группа могил сходна с простыми ямными захоронениями круглой или овальной формы. Отличие этой группы могил от простых ям заключается в том, что вход в могилы блокируется несколькими рядами кирпичей. Исключение составляют типы 3 и 4, которые относятся к подбойным и катакомбным. Результаты проведенных исследований по обнаруженным могилам Шахри Сохте показывают, что тип конструкции могил, за исключением могил детей, не имел какой либо связи с возрастом [107] [108] [109] или полом захороненных, а большей частью указывает на социальное положение, религиозные верования, и вероятно, на этнические корни похороненных.1

Плотность могил в регионе, определенном как центральный, является выше, чем в других частях и вблизи зданий самого поселения.[110] [111] [112]

Форма могильных ям и их направление по осевой линии не подчиняются, какой либо системе. Во все периоды и во всех типам погребений, головы захороненных ориентированы в любую из сторон света. Поза костяков также различна: 1) сильно скорченная в форме эмбриона; 2) скорченная поза с различным расположением на правом или левом боку; 3) на спине с вытянутыми ногами; 4) на спине с подобранными ногами. Оба положения, на спине, являются основными типами захоронений в Шахри Сохте. Различия между устройством могил в Шахри Сохте не связано с возрастом захороненных или их полом, их следует искать в религиозных верованиях, социальном или классовом положении или этнических корнях

3

захороненных.

Могилы Шахри Сохте по количеству захороненных в них людей делятся на следующие категории: І.Обычные могилы и захоронения (рис. 17,1-2). Эти захоронения имеют упорядоченные и правильные формы. В этой группе могил, как правило, захоронен один скелет и определенное количество вещей, качество и количество которых зависело от социального положения.

2. Коллективные могилы (рис. 17,3): А) Фамильные усыпальницы: В этой категории могил, после кончины одного из членов семьи усопший хоронился в могиле и после кончины другого члена семьи, эта же могила разрывалась и использовалась повторно. Б) Одновременное захоронение нескольких членов семьи. В) Коллективные захоронения: являются могилы, в которых количество захороненных является больше одного, однако нет каких либо доказательств, что захороненные в них люди принадлежали одной семье, или являются умершими по причине инфекционных и массовых заболеваний. Представляется, что основная причина таких захоронений лежит в выполнении ряда религиозных и ритуальных церемоний. Г) Могилы, в которых захоронены костные массы т.е. частично фракционные. Д) несколько черепов без костяков.

3. Одиночные захоронения1: а) присутствует только череп, поставленный на челюсти или шейные позвонки; б) костяк без черепа;

Обнаруженные скелеты без черепа, возможно, могут быть связаны с некоторыми ритуальными практиками (например, с приношением человека в жертву).[113] [114] в) в момент расчистки костяк находился не в анатомическом порядке.[115] [116] Однако отсутствие отдельных частей тела не означает тление кости и ее исчезновение, так как четко видно, что наличествующие кости хорошей

4

сохранности.

4. Открыто несколько могил, положение которых не поддаются определению.

Обнаруженные артефакты и предметы в могилах Шахри Сохте можно разделить на следующие пять групп: 1) предметы, используемые в повседневной жизни, 2) декоративные предметы, 3) ритуальные предметы, 4) предметы, связанные с трудовой деятельностью, 5) пищевые продукты (тризна).

В могилах Шахри Сохте найдены плоские печати изготовленые из мыльного камня, кости, ляпис-лазурита, металла.[117]

Согласно результатам археологических раскопок, проведенных в Шахри Сохте, все могилы, в которых найдены печати, относятся к типу обычных ям и могил состоящих из двух секций. За исключением захоронения № 1713, остальные захоронения с печатями принадлежат женщинам. Принадлежность основной массы печатей женщинам должно быть связано с положением, социальным статусом их ролью в управлении хозяйством и продовольственными продуктами.1

Судя по местоположению печатей в захоронениях, четко определяются способы их ношения и назначение. Печати были обнаружены рядом с запястьем левой руки, на левой руке или вблизи правого локтя усопших людей, указывающие на то, что печати закреплялись шнурком на запястье левой или правой руки выполняли функцию оберега или опознавательный знак несущий символ родо-племенной принадлежности. В некоторых могилах печати найдены рядом с бедром скелета, что указывает на ношение её на поясе и на иное назначение. Печати лежащие на груди и у лица, так же свидетельствуют о ношении предмета подвешенным на шнурке на шее и выполняющем функции амулета.

Тепе Яхья. Поселение Тепе Яхья расположено в Южном Иране, в 220 км к югу от г. Керман, в 90 км к югу от г. Бафт и в 90 км к юго-западу от местности Джирофт в долине Сугуна. Древние слои охватывают период от

конца VI до первой четверти III тыс. до н. э. В целом вся местность была

2

населена в период VI - II тыс. до н. э.

Памятник представляет собой круглый курган около 20 м в высоту и 187 метров в диаметре. Впервые это район был исследован А. Стейном в

3

1836 г. в долине Сугуна. Спустя почти пол века были возобновлены исследования данного района. Их проводила Американская школа доисторических исследований Музея археологии и этнологии имени [118] [119] [120]

Пибоди при Гарвардском университете в сотрудничестве с Ширазским

университетом. Экспедицией руководил К. К. Ламберг-Карловский.1

2

Раскопки проводились в течение 6 сезонов в период 1967—1975 гг. .

Работы на этом памятнике дали примерно 20 цилиндрических и плоских печатей, несколько оттисков на керамике. К сожалению, найденные плоские печати, в связи с отсутствием полных публикаций материалов раскопок, получить оказалось не легко, и усилия автора данного исследования в поиске изображений печатей не были успешными, хотя в большинстве публикациях есть указания на эту проблему, а Теппе Яхья приводится в числе районов, где найденные плоские печати, относятся к бронзовому веку.

В III тыс. до н. э. город был центром производства посуды из стеатита, которая экспортировалась в Месопотамию. В этот период город находился под влиянием Элама, и в нём обнаружены таблички с надписями прото -

3

эламским письмом

На поселении Теппе Яхья выделены 7 культурных периодов[121] [122] [123] [124]. Период VII самый ранний период Теппе Яхья, делится на строительные фазы от E до А, и датирован с 4505-3900 гг. до н.э. Большая часть предметов в этот период изготавливались из различных видов глин, камней и кости. Керамика грубая. Металлические находки этого периода ограничены четырьмя неизученными медными предметами и двумя медными булавками. Вещи, собранные из этого периода, представляют собой: три предмета из кости, 63 кремневый и галечных орудия, 3 шлифовальных камня и одна каменная статуэтка женщины.

Строительные периоды VI и V датированы 3900 до 3700 гг. до н.э. В период IVC, впервые встречаются складские помещения. Большинство предметов и культурных элементов, наблюдаемых в Теппе Яхья, доказывают его связь с Месопотамией в поздних культурных периодах Арвака и Джемдет Насра, Суз V и VI, Бампура I-IV, Шахри Сохта I, кладбища Шахдада1.

Эти предметы представлены: чашами, серыми гладкими блюдами,

большими кувшинами для продуктов, двухцветные и разноцветные контейнеры, конусообразные чаши со сплошными подставками, миски из мыльного камня, цилиндрическими печатями, плоские печати с геометрическим орнаментом, изображением змеи и т.д. В публикациях этот тип назван «печати Персидского залива». Печати Персидского залива представляют собой тип плоских печатей, обнаруженных в Уре, Махенджодаро, на Ближнем Востоке ( Киш, Ума (Умма ), Гирсу, Талух, Ашнуна, Ишчили, Теппе Гавра, Сузы, а также в Теппе Яхья. В ходе археологических раскопок археологической экспедиции в Орхусе, в Дании, на островах Бахрейна и в Персидском заливе, начатые в 1953 г., обнаружены большое количество таких печатей. Первый образец был обнаружен в 1354 г.(год хиджри) на поверхности земли, вблизи группы могил городища, расположенного в одном километре к югу от Расулкалъа в Бахрейне. Печати Персидского залива считаются штамповыми, и подразделяются на два вида - основной и второстепенный. Такой вид печатей известен также и как печати в индийском стиле. Автор исследовавший печати «Персидского залива», относит выполненные в индийском стиле печати к группе плоских печатей.[125] [126]

Печати типа Персидского залива указывают на связь населения Тепе

Яхья IV с древними городами Персидского залива. Кажется, что в этот период в юго-восточном регионе Ирана велась расширенная торговля. К. К. Ламберг- Карловский попытался путем изучения известных памятников и собранных предметов из IVC и IVB доказать, что Тепе Яхья являлся центром этой торговли и одним из центров протоэламской культуры.

В ходе раскопок в одном из помещений периода IVC были собрано 24 цилиндрических печатей, 6 протоэламских саркофагов (?) и около 84 табличек. Огромное количество табличек сосредоточенных в одном помещении, указывают на их производство в Теппе Яхья, что является доказательством экономической или административной функции строения, внутри которого они были обнаружены.

В ходе раскопок в 1973 г. в Теппе Яхья Пиперено была составлена хронологическая таблица каменных предметов. Содержание таблицы указывает на спад в производстве каменных изделий в период VA и IVC. В этот период исчезают 7 видов каменных предметов, что, вероятнее всего, связано с появлением нового производства металлических изделий с применением метода плавления и ковки. Типом нового металлического изделия, появившугося в этот период, считается железная печать (?).

Последовательность слоев Тепе Яхья приведена в нижеследующей таблице.

Первый период (Период I) 225 - 200 до н.э.
Второй период (Период II) Пафянский-

Сасанидский

275 - 475 до н.э.
Третий период (Период III) Ахеменидский

-Эллинистический

525 - 700 до н.э.
Четвертый

______ период А______

(Период IV - A) Железный век 1400-1700 до

н.э.______________

Четвертый

_____ период B-1______

(Период IVB.1) Эламский 1700 -

________ 1800 до н.э.

Четвертый

_____ период В.2-6_____

(IV - B2 - 6) Эламский ( ? ) 1800 -

_______ 2400 до н.э.

Четвертый

______ период C______

(Период IVc) Эламский ( ? ) 2750 -

_______ 2850 до н.э.

Стадия

прекращения (разрыва) ______ поселения______

2850 - 3300 до н.э.
Пятый период

________ BlA_________

(Период VA-B) VZ 3300 -

________ 3700 до н.э.

ВБ 3300 -

________ 3600 до н.э.

Четвертый________ _______ (Период IVC)______ _______ 3600 -

существовало с середины V тыс. до н.э. до конца III тыс. до н.э., длинный отрезок времени начала II тыс. до н.э. не фиксируется. В третьей четверти II тыс. до н.э. Тепе Яхья заселяется заново, и его жизнь продолжается вплоть до Сасанидского периода1.

Тепе Бампур. Древний холм Бампур расположен в северной части

2

Бампура, входящего в состав Ирана . Первая археологическая деятельность в

3

этой области был начата А. Стейном в 1932 г. В результате им на территории 270 кв. м., были найдены россыпи разновременной керамики, свидетельствовавшей о долговременном существовании древнего поселения.4 Затем, в 1966 г. изучение стратиграфии было продолжено Беатрис Де Карди5. В октябре 1970 г. были проведены повторные раскопки под руководством М. Този6.

Б. Де Карди дала следующую характеристику Тепе Бампур. По периметру холма, примерно 600 м. площади, можно наблюдать остатки древних материалов в виде фрагментов керамики, стекла, каменных

1

2

3

4

5

6

______ период C______ ________ 3700 до н.э.
Шестой - пятый _______ периоды______ (Период VI-V) VIA-VC 3700 -

________ 3900 до н.э.

VIB 3700 -

________ 3800 до н.э

3800 -

________ 3900 до н.э

Седьмой период (Период VII) VIIA 3900 -

________ 4900 до н.э

VIIB 3900 -

________ 4000 до н.э

VIIC 4000 -

________ 4200 до н.э

VIID 4200 -

________ 4500 до н.э

4500 -

________ 4900 до н.э

Стратиграфия культурных слоев показала, что поселение Теппе Яхья

Lamberg-Karlovsky C. C. Excavations at Tepe Yahya Iran 1967—1969: progress report 1, American School of Prehistoric Research Bulletin. 1970. № 27. Р. 184-186 Stein, Sir Marc Aural.1937 Archaeological Reconnaissance in North West India and South Eastern Iran. London. 1937. Р. 112- 138

Саджади Сайид С. Первые города иранского плато. Тегеран: Самт, 2008. С. 31 Там же. С. 31

De Cardi B. The Bampur Sequence in the Third Millenium B.C.// Antiquity.1967. N 41. Р. 33 Tosi M. Bampur. A problem of Isolation // East and West, 1974. N 24. Р. 29

инструментов и архитектурных сооружений1. В середине холма и центре этого комплекса расположен величественный замок, в древности считавшийся одним из государственных центров[127] [128] [129].

Раскопки, проведенные в Бампуре, показали наличие шести периодов жизни на поселении, начиная с половины III тыс. до н.э., приблизительно до 1900 г. до н.э. Датировка Бампура, частично, основывается на типах печатей, но в основном, на классификации керамики. Это обстоятельство является

3

предметом основных споров, условности и трудностей .

Исследования А.Стейна, затронули лишь пятый и шестой периоды жизни поселения Бампура. В то время как последующие раскопки Б. Де Карди отразили еще шесть периодов поселения[130]. По результатам шурфовки она приравняла 5-ый слой по времени с культурой Шуга в Фарсе, а 6-ой слой с Уммуннаром в Аммане[131]. Вместе с тем, М. Този[132], подвергнув сравнению материалы Бампура с Шахри Сохте и Мундигаком (Афганистан), представил следующую хронологическую таблицу:

Бампур Шахри Сохте Мундигак
"vI IV IV3
"v
Iv HI IV3
H IV3

Керамика Бампура и других близлежащих археологических районов вокруг него включает две группы керамики. Первая группа - лепная, украшена простым геометрическим орнаментом, найдена в двух районах колодца Хоссейни и замке Сардака на западе Бампура. Этот тип керамики, найденной на холмах вдоль реки, можно наблюдать до Тали Иблиса Кермана.

Вторая группа представлена типом керамики выполненной на гончарном круге, с более элегантным и лучше орнаментирована. Встречается в восточной части Бампура и на левом берегу реки Бампур1.

Тепе Бампур с точки зрения своего удачно размещен в месте многоводья в регионе, что способствовало занятию земледелием. Выгодным также было географическое расположение Бампура на перекрестке различных естественных путей, позволявших налаживанию экономических и культурных связей с другими регионами[133] [134] [135].

На начальном этапе исследования раскопки в Бампуре проводились только шурфово-зондажным методом. Шурф А заложен ниже фундамента замка Аршакидского периода на северной стороне холма, остальные в его окрестностях. Зарубежные ученые изучали только древние поселения, объекты, связанные с историческим и исламским периодами ими не исследовались. Археологической группой из Ирана, при шурфовке территории, было выявлено три поселения исламского периода, одного, вероятно, исторического периода и одного датированного началом

3

исторического периода .

Раскопки, проведенные в Бампуре, представили шесть периодов жизни на поселении, начиная с середины III тыс. до н.э., приблизительно, до 1900 г. до н.э. Предложенная дата конца периода Бампура VI основывается на изучении штампов печатей, известных как печати Персидского залива, найденные в Бахрейне. Этот штамп аналогичен штампу, хранящемуся в Йельском университете, и его история связана с десятым годом правления Гонгонома царя Ларса на юге Вавилонии в 1923 г. до н.э.

М. Този по результатам раскопок в Бампуре сообщает ещё о штамповой печати, на которой имеется комбинированное изображение трехголовой птицы. Он подверг его сравнению с образцами печатей из Шахри Сохте, Алтын-Депе, Мохенджодаро, и по аналогии предлагает датировать печать бронзовым веком1. Найденная керамика второго слоя в храме Бахрейна аналогична керамике в Уммуннаре, и серой керамике Бампура VI-V вв. Хронологическая шкала представленная Б. Де Карди и сравнение вещей этого района с другими древними районами, активно обсуждались археологами. Первые поселения этой местности отнесены к III тыс. до н.э., а последнее поселение - к первому столетию II тыс. до н.э., а точнее к 700-600 гг. до н.э. Однако недавние раскопки, в частности, обнаруженные в Тепе Яхья штампы, подвергли сомнению эту датировку. Штамп обнаружен в

периоде VC Теппе Яхья относится ко времени правления Джемдет Насра в

2

Месопотамии (около 3000 до н. э.). Эта хронология характеризуется

печатями, штампами, эпиграфикой на глине начального эламского периода, а также найденной керамикой Суз и других районов этого периода.

1.3.

<< | >>
Источник: ЭЛИКАЙ ДЕХНО СОРАЙЯ АЛИАШРАФ. К ПРОБЛЕМЕ СВЯЗЕЙ ИРАНА И СРЕДНЕЙ АЗИИ В БРОНЗОВОМ ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ПЕЧАТЯХ И ИХ ОТТИСКОВ НА КЕРАМИКЕ). ДИССЕРТАЦИЯ На соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности: 07.00.06 - Археология. ДУШАНБЕ 2016. 2016

Еще по теме Археологические памятники бронзового века на юго-востоке Ирана (краткая характеристика памятников):

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -