<<
>>

Индия

В статье «Александр» Лексикон Свиды рассказывает историю

Кандакии, индийской царицы, которая узнала македонца,

несмотря на его переодевание. Впечатлённый её проницательностью Александр пообещал оставить её саму и её царство в покое.

То же упоминают не­сколько других авторов1.

Георгий Кедрин в одиннадцатом веке излагал историю сле­

дующим образом: после поражения Пора Александр захватывал области Индии вплоть до царства овдо­вевшей Кандакии. Переодевшись согласно их обы­чаю, он сам отправился с посольством к принцессе. Перед приемом, она потребовала его портрет, и уз­нала его среди послов. Она сказала ему: «О, царь Александр, ты покоряешь мир, но женщина покорила тебя». Ошеломлённый, царь воздержался от враж­дебности к царице и её стране2.

Юлий Валерий’' подтверждал, что эта легенда встречалась

как ранее, так и в третьем-четвёртом веках н.э. Его сообщение3 начинается с переписки. Ссылаясь на древнюю связь между Индией и Египтом, Александр приглашает Кандакию присоединиться к нему и посетить Аммоний, чтобы почтить бога, который тесно связан с ними обоими и чей культ оберегался замужними жрицами. Но принцесса отказалась, ссы­лаясь на запрет аммонийского оракула, и дополни­ла своё послание, продемонстрировав свою дружбу, богатыми дарами оракулу и царю. Царя тотчас же охватило непреодолимое желание посетить саму ца-

*Его Res gestae Alexandri Macedonis -это латинская версия греческого романа.

рицу. Осведомлённая о его скором визите, она тайно изготовила его портрет для того, чтобы узнать его.

Однако, одно неожиданное событие помогает Александру воплотить своё желание. В сопровождении несколь­ких всадников, Кандавл, один из сыновей Кандакии, находился неподалёку от македонского лагеря.

Он схватил и отпустил Птолемея Сотера, которого оши­бочно принял за Александра, так Птолемей установил его личность и цель путешествия. Жена Кандавла была похищена амазонками во служение бебрикам, и он надеялся отомстить за оскорбление. Александру доложили об этом, и он вскоре использовал ошиб­ку Кандавла себе во благо. Птолемей был облачён по-царски. Сам Александр был в роли Антигона и принимал положение слуги, в то время как Птолемей был его господином. Объяснив это, Александр- Антигон советует Птолемею помочь Кандавлу в его начинании и тем возвысить честь своей собственной матери Олимпии. Поход был организован, и, как со­ветовал лже-Антигон, было запланировано ночное нападение на бебриков. Кандавл был удивлён такой хитростью, которая сулила в его представлениях успех и казалась достойной самого Александра.

План сработал, Кандавл вернул свою жену, а собственная задумка Александра шла к своему исполнению, ибо Кандавл пригласил его в царский город принять на­граду от самой Кандакии. Но здесь Александр был побеждён коварством женщины. Поражённый бле­ском царских палат, через которые Кандакия вела его, он вдруг услышал своё настоящее имя из её уст. Он признал своё поражение, нанесённое женщи­ной, но был успокоен её обещанием сохранить тай­ну. Возникла опасность нового осложнения. Хораг, младший сын Кандакии, поклялся посвятить свою жизнь мести за убийство македонцами Пора, его те­стя. Два сына ссорились и были в шаге от столкнове­ния. Кандавл думал только о том расположении, ко­торое было ему оказано, Хораг только о своей потере. Не найдя компромисса в этом конфликте, Кандакия взывает к высшей мудрости Александра. Царь живёт для своей славы. Он, Александр-Антигон, обещает послать за дарами самого Александра, таким образом отдавая его в руки Хорага. Примирившись, два брата

кланяются незнакомцу, по-прежнему не узнавая его. Кандакии кажется, что её превзошли в хитрости. Исполненная удивлением, она узнаёт Александра не только как высший образ воинской храбрости, но также и как образ виновности.

Она принимает его за сына и уже не сомневается в его господстве над миром, как и не сомневалась в этом господстве насто­ящая мать Александра. Незаметно женщина надевает на него корону, а затем и все символы царствования, и герой, сопровождаемый сатрапами Кандакии, на­чинает своё путешествие домой.

Но память о нем по-прежнему величайшая награда для него. В храме он был принят небесными богами как один из них. Сесонхосис-Сесострис сулит ему будущее бессмертие. В городе Александрия, основанном им, он получит то же почтение как Серапис. С этой двой­ной наградой, короной, пожалованной Кандакией, и обещанным богами небесным светом, Александр вос­соединяет свою армию и спешит покорить амазонок. Сейчас мы в состоянии трактовать миф о Кандакии. Он вопло­щает конфликт между высшим мужским и низшим женским принципами. На Востоке два принципа встречаются. Кандакия представляет материнское право, известное особенно хорошо в Египте и Эфиопии. Александр воплощает высшую точку зре­ния, на которую материнское право ориентируется. Дальше невозможно доискаться, была ли эта встреча основа­на на определённом событии, которое впоследствии приукрашивалось до его вымышленного легендар­ного образа, каким мы его находим у псевдо-Каллис­фена. Хотя это и не означает невозможность сего, но ни один из историков Александра, ни Диодор, ни Плутарх, ни Курций, ни Арриан, ни Юстин, нс упо­минал подобного инцидента. Даже если принять всю историю как сказку, её значение не станет меньше - а, скорее, повысится. По этой причине миф больше нс развитие одного отдельного случая, но выражение великого и абсолютного проявления времени - пусть, выражаясь, и опускается до образа одного возмож­ного события. Мы должны различать форму сказки и её содержание или идею. Образ лежит в области вымысла одного отдельного события, он принимает его направление и движется к его завершению через

цепочку случайностей и влияния множества людей. Формальный элемент должен быть изобличён как подделка, выдумка, сказка - всё, что угодно, чем мы можем обозначить порождение чистой фантазии, и исключить его из области исторической действи­тельности.

Но в отношении направления мысли, мы должны применять различные стандарты.

Пришествие Александра в земли африканского и азиатского Востока сообщало о столкновении между различны­ми религиями, точками зрения и цивилизациями. Два мира сошлись лицом к лицу и лишь затем осознали существенные различия между собой. Как истори­ческий Александр продвигался всё дальше и дальше от мужской сосредоточенности, так и обществен­ное сознание стало находить лазейки. Это было то общественное мнение, которое отражает конфликт между Востоком и Западом, между греческими и азиатскими учреждениями в столь удивительных рассказах. Согласно этому, история Александра совершенна в большей степени, чем любая другая, по самому источнику, источнику истины и поэзии, так что разделительную линию между фактической историей и производной традиции невозможно опре­делить. Работа, которую начал герой, была завершена и развита в общественном сознании. Повествования, порожденные общественным сознанием лучше всего показывают нам, как современники Александра и ближайшее окружение судили о влиянии великого полководца на земли, через которые он прошёл, и как они оценивали его отношение к местным условиям жизни, обычаям и учреждениям. Одно из наиболее значимых повествований такого рода - это история о столкновении Александра с Кандакией. Нет со­мнений, что оно зародилось в Египте. Именно здесь должен был подняться вопрос об отношении могу­щественного завоевателя к местным матриархальным взглядам. Вот только подлинный стандарт, которым его необходимо мерить, лежит в самом повествова­нии. И здесь в высшей степени примечательно, что рассказ сохраняет на всём своём протяжении точку зрения материнского права, не только принявшего имя Кандакия (Мать-Земля), но и отразившего всю систему матриархата.

<< | >>
Источник: Иоганн Якоб Бахофен. МАТЕРИНСКОЕ ПРАВО ПОГРЕБАЛЬНЫЙ СИМВОЛИЗМ МОЯ ЖИЗНЬ В РЕТРОСПЕКТИВЕ избранное. 2018

Еще по теме Индия:

- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -