Египет
Египетский этап брачного закона может быть обозначен как лунный этап. Теперь у нас больше не чисто теллурический, но пока ещё и не исключительно солярный принцип.
Таким образом, брачный этап воплощается в брачных узах.
Солнце и луна представляют модель исключительных отношений между мужем и женой. На этом этапе женщина возвышается над мужчиной, материальный принцип затмевает пробудившую его причину. Дети больше не unilateralismбольше не подобны болотным травам - не исключительно дети матери. Они бісрие Т;, bilrterrles, trm prtris qurm mrtris(двойной природы, билатеральные, столь же отцов, сколь и матерей). Здесь мы впервые сталкиваемся с представлением о достоверном рождении, в свете которого порождение чисто теллурического материнства рассматривается как недостоверное. Этот аспект подчёркивается в мифе об Исиде. После смерти Осириса Тифон оспаривает достоверность рождения Гора, когда небесные боги, поддерживаемые Гермесом, полагают это бесспорным. С теллурической точки зрения Тифона нет такой вещи как достоверность. Но с высшей точки зрения космически-небесного порядка Гор кажется достоверным потомком. Это не Терра и не болотная мать, а Луна, которую Исида дарует ему, своему небесному мужу, Осирису. Следовательно, через лунное естество своей матери сын становится бкри^с;, достоверным, законным потомком. Mrtrimoniumего матери точно определяет сыну отца. Но отец он длянего только через посредство матери. Гор - первый сын Исиды и только таким образом является сыном Осириса. Отец вторичен по отношению к матери, он высшая, но более отдалённая причинность. Таким образом, лунный этап превосходит теллурический тем, что включает в себя матримонию и достоверное рождение, но ниже солярного уровня в том, что ставит мать выше отца. Осирис сливается с луной и становится Лунусом через Луну, но никак иначе. Аполлон и Афина выражают отцовство без матери.
У Исиды и Осириса отцовский принцип содержится в материнстве. Далее, у нас три этапа: теллурический, соответствующий материнству без брака; лунный, соответствующий материнству в браке и достоверности рождения; солярный, соответствующий брачному отцовскому праву.Лунный этап природной религии - это лишь мимолётность. Он пока ещё не возвысился над смертными творениями до бессмертия принципа. Сам Осирис, как критский Зевс, по-прежнему смертен. Центр тяжести всё ещё смещён к материнской стороне, а солярный принцип вторичен. Но так же, как луна связана с солнцем строгим супружеством и не может быть оплодотворена кем бы то ни было ещё, так и смертная женщина верна своему наречённому мужу. Её отпрыск - достоверное, законное дитя. Здесь материнское право, конечно, связано с отцовским. Гор, достоверный потомок Осириса, всё ещё в первую очередь и в большей степени сын своей матери. Брак и материнское право сопутствуют друг другу. Выражение лунного религиозного этапа трактует жизнь в её мимолётных проявлениях, а не в неизменности мужского солярного принципа. Это промежуточный уровень человеческого развития. Высший аполлонический этап пока ещё не наступил. А сейчас нам следует показать, как включение мифа об Эдипе в пифийскую (аполлоническую) религию отражает переход к этой крайней стадии.
Моё введение отмечает миф об Эдипе, вырисовывающийся из пассажа, в котором Софокл уподобляет дочерей Эдипа, которые следуют за своим отцом в его странствиях, женщинам Египта:
О, как они обычаям Египта
И нравом уподобились и жизнью! Мужчины там все по домам сидят И ткани ткут, а женщины из дома Уходят пропитанье добывать. Вот так и вы: кому трудиться надо, - Как девушки, сидят в своих домах, А вам за них приходится страдать Со мною, несчастливцем!1
Такое сравнение в работе греческого трагического поэта могло показаться очень странным, если бы это не воплощалось в традиции. Сфинкс, такая важная её часть, происходил из Египта. Более того, и Кадм, от которого происходят Эдип и Лабдак, соотносился с Египтом, как мы уже рассказывали по Диодору" и Павсанию3.
Это то соотношение, которое имел в виду Софокл, говоря о египетских женщинах, и через это оно становится уместным для Египта. Здесь мы нс должны рассматривать миф в деталях. Нескольких важных замечаний будет достаточно, чтобы показать его ценность для нашего исследования.Религиозные представления, лежащие в основе мифического образа Эдипа (Припухшая Нога) очевидны сами по себе. Опухшая нога, от которой он принимает своё имя, завещает ему быть воплощением мужского оплодотворяющего принципа, который р своём теллурически-посейдонском аспекте нередко ассоциируется со стопой или обувью. Хигин называет Эдипа impudens4(бесстыдным), вовсе и не намекая на его отношения со своей матерью. Это отсылка к бурной чувственности оплодотворяющего принципа, довлеющего над нерегулируемой теллурической сексуальностью болота, и это его «бесстыдство», которое наделяет смыслом припухшую ногу. На данном этапе становления естественного принципа, как то показывает множество мифов, мать предстаёт также и женой, и даже дочерью мужчины, который оплодотворяет её: каждое поколение мужчин по очереди оплодотворяет материнскую суть земли. Сын становится мужем и отцом, одна и та же примордиальная женщина вчера забеременела от деда, а завтра забеременеет от внука. Отсюда вытекает загадка,
решаемая Иокастой: avia filorum est, quae mater maritP (бабушка своих сыновей, мать своего мужа). Согласно этой концепции, Эдип принадлежит к роду спартов, genus draconteum(драконьему народу), вызванному к жизни мужским драконом, Ладоном влажных глубин. Спарты не знают отца, а только мать, как spurii, с которыми их название тождественно по смыслу. Ребёнок не знает своего отца, и это то, что делает возможным отцеубийство. Иокаста (которая, что очень характерно, именовалась также Эпикастой) - дочь Менекея и мать Эдипа. Но Менекей определённо происходит из draconteum genus, спартов[§§§§§§§]. У спартов, как мы можем полагать, наблюдалась материнская система, система материнской линии. Креон, представляемый в мифе как узурпатор, ищет возможность легитимации через союз со своей сестрой Иокастой, вдовой Лая, и, придерживаясь той же юридической системы, выдаёт свою младшую дочь Главку замуж за Леона.
Мы уже знакомы с этим значением сестринства.Сфинкс есть воплощение теллурического материнства. Она представляет женственное право земли в его тёмном аспекте как неумолимый закон смерти6* Она приходит из самого дальнего конца земли, из Эфиопии, земли царицы Асо, союзницы Тифона, земли, чьи царицы с древнейших времён носили имя Кандакия. В загадке, чьё решение положит конец власти сфинкса, считались только с мимолётной, смертной стороной человека. Путь, нисходящий в могилу, есть единственная и окончательная идея её бытия. Это религиозный этап, в котором главенствует исключительно теллурическая материя. Это этап человечества, который знает только мать и не знает отца. Закон жизни draconteum genusвоплощён в загадке сфинкс. Однажды она была понята, однажды оглашённая ею безнадёжность была распознана, и этот же закон восторжествует в конце. Род спартов, который знает только матерей, порождённый драконом тём
ных глубин, утверждает тифоническую сфинкс своей правительницей. Она посылает силу материи из темноты к свету и снова поглощает её. Этот народ не отличается от болотных растений, которые приходят и уходят неоплаканными. Мужчина пока не восстал над низшим уровнем теллурического порождения. Эдип обозначает переход к высшей стадии бытия. Он является одним из тех великих образов, чьё страдание и мучение двигает человечество к высшей цивилизации, которые, сами коренясь в прежнем положении вещей, представляют последнюю великую жертву этих условий и, тем самым, становятся основателями новой эры. В сфинкс отец Иокасты, Менекей, последний из draconteum genus,находит свой конец. Прыжок из-за стены, который повторяется во множестве мифов, всегда раскрывает ту же связь с материнским теллуризмом, к чьей области и принадлежит стена, поскольку она есть производная земли и, следовательно, обеспечивает sanctitas(неприкосновенность) хтонического. Одновременное падение спартов и сфинкс демонстрирует единый принцип в их основании. Этому основанию противостоят те принципы, которые предвосхитили Эдипа.
В сыне Лая мужской принцип приобретает независимость наравне с женским. В имени Эдипа мужественность преобладает. Более того, его мужская родословная подчёркивается в мифе. Сын оплакивает смерть Полибия, его поддерживает отец, и положение его стоп указывает на Лая. Достоверность рождения ребёнка начинается с Эдипа. Мужчины этого нового рода больше не спарты или spurii,но сыны Эдипа или восходят к первым главам племени, как кадмийцы и лабдакийцы, установленные сыновья и бкриеіс;: переход, который также бросает свет на историю спартанцев, лаконийцев или лакедемонян. Старые условия исключительного материнства, соответствующие теллурическому болотному поколению, в котором осмысляется только женственная материя, сейчас открывают путь деметрическому этапу, воплощённому в браке. Эдип порывает с гетеризмом, чтобы обрести покой в узах с Деметрой. Он лежит, погребённый в её храме, названном в последствие Эдиподеумом. Л оракул повелел, чтобы его тело никогда не выноси-
лось из этого храма.
Застёжка Иокасты передаёт то же значение. Она обладает тем же афродитическим значением, что и эгинско-а- финская традиция, рассматриваемая выше. Так же и с этой застёжкой, символом афродитического единения, которую Эдип убирает с глаз, поскольку, возлёгши со своей матерью, он преступил чистый закон богов света. Это действие есть осуждение нечистого гетерическо-теллурического материнства, которому он обязан всеми своими страданиями, и который он преодолевает ради чистого деметрического закона. Поэтому народ смотрит на него как на благотворного демона, обладающего силой отвратить зло. В Колоне и в аттическо-беотийском пограничном городе Этеоне его могила находилась под охраной от грабителей. И женщина особенно почитала Эдипа, как организатора её лучшей жизни. Проводя деметрическую жизнь, он становится её благодетелем, её избавителем. Разрушив проклятие афродитического гетеризма, который соотносился с ожерельем Гармонии и застёжкой Иокасты, закон Деметры подарил женщине мир и всё счастье любви в жизни, регулируемой исключительностью брака. Гетеризм открывал путь к материнству.
Более глубокие значения самопожертвования находим у Исмены и Антигоны. Женщина, которая в своих прежних условиях была источником всего зла, сейчас становится для мужчины источником благословения. Гетерическая жажда была подчинена только чувственному закону Афродиты; находясь в подчинении этому закону, Хрисипп осквернил его, сын Пелопа, из-за которого Лай навлёк проклятие на свой род. Ныне гетеризм сменился самоотверженностью любви, которую искали, чтобы уладить все споры среди мужчин. Кровожадные эринии становятся эвменидами (милостивыми). Примирение, оно достигнуто Эдипом в его священной роще. И Эдип, который был стеснён страданиями прошлой эпохи, находит в ней умиротворение.В своей эдиповой трилогии Эсхил выделяет кровавый примордиальный закон земли - который творит убийство из убийства, закон мести, который отплачивает преступлением за преступление и не знает искупле
ния, а только гибельную загадку сфинкс, и он разрушает целые народы, основы и частности - и новый, более снисходительный закон Аполлона. Тот же контраст мы видим в Орестее. Как и в «Плакальщицах» эринии ждут возможности приступить к своим кровавым обязанностям, переменяясь из мстительных богинь земли в благословенных матерей, здесь они тоже берут под свою защиту его, того кого так долго преследовали7 и принимают его к себе. Он возвращается, чтобы обрести почтение в союзе с эриниями так же, как и с Деметрой. Когда ярость теллурических земных матерей угрожает плодородию для их народа, оракул советует фивским Эгидам соорудить общую святыню Эдипу и эриниям8. Здесь матери четко ориентированы начистоту аполлонического закона. Бог Эгидов - Аполлон, чьи Карнеи распространились от Фив до Спарты, от Тиры до Кирены Баттиадов. Спасение приходит с Аполлоном, и эринии добровольно преклоняются перед его высшим законом. Ради него они охотно жертвуют своими кровавыми обязанностями. Бог Эгидов ввёл порядок искупительной жертвы Эдипа и эриний Лая. Здесь земные матери становятся мстящими за отца духами так же, как в Орестее матереубийство вызывает их из глубин. Это не противоречит их исключительно материнской природе, но просто усиливает его, воплощая это даже в аполлоническом законе. Только их ориентация на Аполлона сделала возможной связь между ними и отцом, связь, возникшую из слияния культа эриний с высшим аполлоническим культом. Введение Пифийского оракула ко всем частям Эдиподеи9 есть отражение этого развития.
Согласно примордиальному образу мышления земные матери не могли больше восстать от имени Лая, как и убитого Агамемнона. То была их ориентация на Аполлона, который первым сделал их защитницами отца и его попранных прав. В этой новой связи они больше не непримиримые, кровавые матери, знающие только закон земли. Они стали примирительными, благожелательными силами, которые охотно внемлют высшему искуплению. Когда оракул советует Лаю построить храм Эдипу и эриниям, он обращается не от кровавых примордиальных сил, а от дружествен
ных матерей, ныне близких к Аполлону, который переменил в них ненависть и месть на любовь и заботу. Таким образом, Эдиподея занимает своё место рядом с Орестеей. В обоих случаях теллурический закон эриний восходит до высшего аполлонического закона и ориентируется на него. Эдиподея таким образом является завершением и продолжением Орестеи. Через Ореста Аполлон сражается с материнскими эриниями и побеждает их в их собственной обособленной области, и, наконец, помилование Эдипа показывает, что даже преступление против отцовского принципа Аполлона можно искупить. Сейчас снисходительный закон пифийского бога становится универсальным. Отцовские эринии Лая, примирившиеся с Эдипом, показывают благую силу Аполлона в её высшем совершенстве. В Орестее ZEpvaf (Почтенная) умиротворена, но всё ещё остаётся представлением материнского, а только потом она - основной союзник Аполлона. Сейчас они приходят к теснейшему союзу с отцовским богом. Это в храме почтенных матерей, который Аполлон объявил Эдипу последним разрешением его судьбы, аполлонические Эгиды сами распространяли культ матерей. Эдип и патриархальные эринии Лая вырисовываются в пифийской религии. Они становятся теми, кем должны были стать - частью аполлонической природы, сближающейся с сияющим отцовским правом теснее, чем с матриархальными эриниями Клитемнестры, чья связь с женственным принципом навсегда исключала их из любого союза с пифийцами.
Что делает это постепенное развитие особенно значимым, так это соответствие историческому развитию человеческих институтов. Память о переходе от ранних религиозных этапов к чистейшим идеям, и все страдания и катастрофы, которые вызывали и сопровождали это преобразование, лежат в основе мифов и об Эдипе и об Оресте. Залог самой ранней национальной памяти, миф в то же время источник знаний, касающихся древнейших религиозных представлений. Исторические события создают наполнение, религия - образ и выражение. В человеческой памяти все события приобретают религиозную форму. В этой примордиальной эпохе судьба мужского правле
ния - исключительно в образе мысли. Один и тот же религиозный миф направляется религиозными и историческими фактами, которые связаны между собой, а, зачастую, и неразделимы. И Эдип, и Орест принадлежат как к религии, так и к истории и обладают добродетелями друг друга. Каждый великий шаг в развитии человеческого рода располагается в области религии, которая всегда - лучший и единственный проводник цивилизации в примордиальной эпохе. Но хотя я и приложил некоторые усилия по отношению к развитию религиозных воззрений в согласии с той формой, которую приняла легенда, я и не думаю отрицать историческую основу судьбы лабдакидов. Я и не думаю создавать фантом позитивных составляющих, но исключительно делаю это, чтобы найти ключ к иероглифике. Чтобы мы могли расшифровать эти иероглифы, нам нужно обозреть недоступные в противном случае нашему полю зрения древнейшие времена нашего рода. Даже если картина, что разворачивается перед нами, находит в себе мало приятного, даже если она может и нс вызывать гордость за наши начинания, демонстрация постепенного человеческого возвышения над животным в его природе может предложить твёрдую почву для убеждённой веры, что сквозь все превратности человеческий род найдёт силу завершить своё триумфальное путешествие наверх из самых глубин, из ночи материи к свету небесно-духовного принципа. Женственный принцип как выражение и источник закона
- это концепция, не ограничивающаяся Египтом. Рядом с Исидой другие матери природы предстают в том же значении. Принцип, который находится на высшей ступени материального творения, должен быть источником и основой справедливости, касающейся только материальной жизни человека. Это представление выделяется в пифагорейском числовом мистицизме. Основное число iustitia(справедливости) - женственная двойка. Двойка открывает нумерическую последовательность так же, как женщина стоит на вершине материального мира, оратос; кострос (видимого космоса). Единица не признаёт разделения на чётное и нечётное. Она обозначает единство естественного принципа. С двойки начинается
разделение на две числовые природы, на чётное и нечётное. Она обозначает переход от единства к принципу бисіс; (дуальности) полов, как выражающихся в материальном творении. Следовательно, двойка есть сама материя, и как материя она женщина, 1)Xikov, лаѲг|Тік6ѵ10(материал, пассивный принцип), Х&ра каі бе^ареѵі] уеѵеоеох;11(место и дом становления), и в то же время она справедлива, поскольку располагается и выражается в материи и её равном разделении.
Таким образом, число два объединяет те же атрибуты, какие сочетаются в Исиде и других матерях природы. Идея материи и воспринимаемый принцип с одной стороны, и идея справедливости и равного разделения с другой стороны, есть совершенно различные стороны одного и того же порождения, так что iustitia и aequitasесть врождённые атрибуты женственного естественного принципа. Вследствие этого, число два
- это синоним левой стороны. Левое, как мы увидели,
- женственная сторона и в то же время сторона справедливости. И в самом деле, антики отождествляли чётные числа с левой стороной, а нечётные - с правой стороной. Прошлое принадлежит женщине, будущее - мужчине. Соответственно, Платон соотносил правую сторону и нечётные числа с олимпийскими богами, их противоположности с демонами, то есть, с земным и смертным. Богам земли должны были жертвоваться животные, выбранные вторыми, т.с. в чётной последовательности, и части левой стороны. В то время как нечётные числа, первый выбор и части правой стороны должны были приноситься олимпийским богам12. Здесь чётное число соотносится с левой стороной, оба они обозначают теллуризм, женственный природный принцип.
Таким образом, справедливость соединяется с женственно-материальным аспектом природы, с чётными числами и левой стороной. Характер этой справедливости очевиден сам по себе. Dyas - это число идеально равных частей без малейшего остатка. Из этого следует, что справедливость, основанная на двойственности, должна быть законом возмездия. Наказание должно соответствовать преступлению, две чаши весов должны быть полностью уравновешены. Воздаяние и расплата полностью наполняют такую дуальную
справедливость. Это игра двух противоборствующих сил, которые погашают страдание страданием, отсюда следует пифагоровское «страдание как противовес страданию»13, отсюда следует аристотелевское «страдание чисел»4, отсюда следует «делать несправедливость и терпеть несправедливость»^ Плутарха. После страдания следует действие, и из двух создаётся одно, secundus motus,которое противостоит primus motus.Справедливость, представленная числом два - кровава, она всегда гарантирует подземным богам две жертвы, как мы рассмотрели выше в связи с теллурической справедливостью эриний. Двойственный принцип - это раздор и конфликт, и, согласно Плутарху, этими терминами Пифагор определяет dyas16.Справедливость и раздор отождествились в двойке.
Изображением такой справедливости возмездия, которую антики называли N£onToX£|i£io