Лесбос
Вокруг острова Сапфо много загадок, и до сих пор наши ученые, несмотря на все свои усилия, достигли лишь мизерного понимания его особенностей. Они просто были сбиты с толку Сапфо и её кружком поэтесс, которые оставили затворничество домашней жизни, чтобы попытаться быть достойными мужчин.
Похвалы чередовались с порицаниями, и в основном они оценивались согласно этическим представлениям христианства. Но и похвалы, как и осуждения, со стороны современных писателей кажутся очень плоскими, если сравнивать их с краткими, но сильными утверждениями Плутарха1 или Горация2, по сравнению с которыми они кажутся беспочвенными и бесплодными.Пока, еще нет таких исторических фактов, которые могли бы полностью объяснить, или, по крайней мерс, пролить свет хотя бы на то почему античность приписывает такое превосходство Сапфо. Проблематика Сапфо переживается острее, чем позволяет нам та тщетность науки, которая принципиально соглашается с несущественным. Объяснение феномена лесбосских женщин искалось в естественном положении пеласгийского и эолийского народов, в матриархальных институтах италиков и греческих локров и, наконец, в независимости, перенятой у дорийских и, особенно, спартанских женщин. Конечно, все эти взгляды имеют своё обоснование. Но они не предлагают ни одного объяснения, которое действительно бы прояснило суть. Мы указывали на это в нашем
замечании о дионисийских женщинах. Эта суть была найдена в орфийской религии, сильно повлиявшей на лесбосских женщин. Эолийская лирика, самым важным выражением у которой была женщина, насыщена её духом.
Нет нужды обсуждать многочисленные доказательства важности вакхического культа Лесбоса. Это, кажется, и стоило бы сделать, если бы не воспоминание традиции, составляющей поэтическую славу лесбиянок, о заботливо подобранной голове Орфея, когда та приплыла на их остров и запела, сплавившись по фракийскому Эбросу и пересёкши море.
Согласно прискорбной современной тенденции, этот миф, как и многие другие, рассматривается как позднейшая фабрикация, предполагающая торжество условий иной эпохи. Но нам не нужно спорить о каких бы то ни было мифической эпохе и источнике, а принять то, что Лесбос рассматривался как одно из самых значительных мест в истории дионисийского Орфизма. И то же заключение должно вырисовываться из легенды о том, что Терпандр владел лирой Орфея, из легенды об Арионе’3, пришедшем с Лесбоса, и из жизнеописания Пифагора, какое-то время жившего там4. Несмотря на различия в деталях, все эти легенды находят согласие в основной точке, а именно, в связи между орфическим вдохновением и лесбийской поэзией. И контраст между поведением фракийцев и лесбосских женщин хорошо освещает их отношение. Фракийские женщины были враждебны орфическому учению, в то время как женщины Лесбоса приняли и развили его до высшего выражения. Орфей был убит фракийскими женщинами, лесбиянки почли за честь захоронить его поющую голову в эолийской земле.Миф раскрывает связь между преступлением матерей Киконов5 и клеймами на их коже. Многие писатели утверждают, что фракийские женщины наносили татуировки ближе к позднему возрасту. Татуировки на женщинах обозначали их матриархальное благородство, аиѵѲгціа Tirjc; euyeveiac; (символ благородства рождения), как подчеркивает Дион Хрисостом6. Только королева и свободнорождённые женщины удостаивались таковой отметки. На мальчиках она
была символом благородства, переданного им по материнской линии. Здесь снова видное положение матери характеризуется низшим, чисто материальным уровнем бытия. Это проявлялось в гетерической сексуальности фракийских женщин7, в булавке на застёжках, которыми наносились татуировки (их половое значение обсуждалось выше) и в ране, которая имела вид буквы «лямбда», и с точки зрения символизма, широко представленного в Новом Свете так же, как и в Старом, означало половой акт.
Орфей был врагом этого низшего религиозного уровня. Чистейшее, светоносное учение, разносившееся жрецами Аполлона, смешивалось с кровавым отмщением женщинам. Все наши источники соглашаются, что женщины противились учению о непорочности, и каждая версия легенды выделяет точку конфликта между новой религией и материнским правомй. С точки зрения высшего учения, женские татуировки могут рассматриваться только как наказание за их сопротивление. Изначально, знак благородного происхождения, татуировка становится отметиной стыда и преступления. Традиционные тексты сообщают, что стигматы были наказанием за убийство Орфея, и объясняют, почему у гетов только рабы были татуированы, а также почему Клеарх9 и Евстафий?” могли, в конечном счёте, рассматривать эти отметки лишь как простой орнамент.
Эти обстоятельства не только разъясняют орфическую легенду (наиболее подробно записанную Фаноклом"), но также раскрывают истинное значение appevec; ёрсотес; (мужской гомосексуальности). Эта «мужественная любовь» стояла в оппозиции к чисто чувственному и половому желанию, восстающему в женщине. Орфей указал новое направление к этому могущественному из чувств. Для пророка Аполлона appeveq ёрсотец это мужчина, восстающий из трясины гетерической чувственности к высшему уровню бытия. Овидий12, поэт эпохи упадка ошибался, приписывая ей физическую чувственность, в самом своем начале она была именно возвышением, этическим переходом от низшего Эрота. Эта идея занимает важное место в истории религии. Мы уже упоминали в нашей работе Пелопа, который также связан с Митиленом.
Хрисипп находился в таких же отношениях с ахейским героем (Лаем), в каких Ганимед находился с Зевсом, а сам Пелоп - с Посейдоном[********], и нет сомнений, что гомосексуальность критян, элидцев, мега- рийцев, фивян и халкидиков могла изначально иметь религиозное значение. Ещё более загадочным и более необходимым для нас сможет показаться нам этот феномен, если мы строго последуем за историческими свидетельствами.
Мужественный Эрот был принят как проводник добродетели древних13, особенно эо- лийцами и дорийцами. Как Орфей, он имел в основании своём высшее аполлоническое бытие. Сократ соотносил первый подъём мужчины с cippevec; ёрсотес;. В том он усматривает освобождение от довлеющей материи, восхождение от тела к душе, преображение, в котором любовь восстаёт над сексуальностью. И он определяет её как кратчайший путь к4. И в «Пире» Ксенофонта значительная часть повествования, во время которого друзья Каллия присутствуют на застолье в честь его возлюбленного Автолика, возвращается к одному и тому же вопросу и выражает всё ту же самую точку зрения. Оба автора выражают исключительно ту идею, что и привела к восстанию фракийских женщин.Таким образом, нет сомнений, что орфическая ctppevec; ёрсотес; играла жизненно важную роль в мужском культурном развитии. И в этом свете отношения между фракийским и лесбосским мирами предстают предельно ясными. Фракийские женщины были враждебны к орфическому учению и оставались верными чувственному уровню бытия. С другой стороны, женщины Лесбоса выбрали орфическую жизнь вместо старых амазонских путей: с Орфизмом они получили высшее духовное развитие, которое в высшей своей точке выразилось в Сапфо и её кружке. Афродита и Эрот играли главные роли в орфической поэзии. В этом она черпала себя из более древнего самофра- кийского Орфизма, и развитие этих двух образов в лесбосской поэзии следует за орфическим религиозным представлением. Переместившись с задворок, женщины Лесбоса загадали неразрешимую загадку.
Но, если держать её в уме, даже самые необычные стороны их жизни становятся понятными.
Любовь женщин к своему полу приравнивалась к орфичс- ской appEVEc; ерсотес;. Здесь снова единственной целью было преодоление низшей сексуальности, преобразовать физическую красоту в очищенную психическую красоту. Борьба Сапфо за возвышение своего пола была источником всех её радостей и печалей*5, и был Эрот, который вдохновлял её в этих попытках.
Её пылкие речи проистекали не из матриархальной солидарности, а из любовной страсти; и этот энтузиазм, который ухватился за чувственное и трансцендентное, физическое и психическое в равной степени, был их последним и самым богатым источником в религии. Любовь и принадлежность к одному полу, которые казались взаимоисключающими, сейчас объединились. Страстная Сапфо искала любовь лесбосских дев16. Она служила тем, кто обладал меньшей силой преодолеть её. И так она относилась нс к одной-единственной, Эрот влёк её ко всем. Её задачей было - поднять и сформировать её пол17. Где бы она ни находила физическую красоту, Эрот вменял ей создание такой же духовной красоты. Её песни были его творением, и точно таким же было неистовство её сердца, которое свершало более великие деяния, чем человеческое благоразумие.Новая религиозная природа этого безумия отразилась в стремлении, вновь и вновь выражавшемся в поэзии Сапфо. Она не терпела хаос и непристойность даже в одежде и внешнем виде18. Для неё существовала только красота, центр всего духовного мира, начало любого благородства. Но выше физической красоты стояла духовная красота^, финальная цель всей борьбы20. Она противостояла всякому гетеризму и карала его как и всякую страсть, нарушавшую гармонию орфической жизни21. Её целомудрие проистекает из целомудрия души, которую она рассматривает как высшее украшение женщины. Таким образом, восходя от низшего аспекта к высшему, преобразуя тело и закладывая саму физическую жизнь как фундамент психической жизни, она вела своих дев за границы физического бытия, раскрывая перед ними бессмертие, относящееся к высшему Эроту. Она придала им огромную,
на вес золота, ценность, такую красоту не разрушат ни черви, ни разложение22. И так пробудилось в этих женских сердцах ожидание вечной славы, что пролилась она на муз, покинувших золотой отчий дом, через плоды их труда2'3. Служа этой идее, она приходит к таким взглядам, которые отличаются от всего того, что она ранее ценила, будучи молодой девушкой: богатство, драгоценности, украшения сладкого внешнего существования24.
Как она жалеет богатую женщину, чья душа не поднялась до высшей борьбы, предпочла кануть в темноту, замолчать и забыться среди мрачных теней, а не разделила наслаждение пиерскими розами22. Но величайшим даром Эрота к Сапфо стало возвышение её окрылённой души над горем и смертью. Она стала выражением высшего мышления орфической религии, когда она назвала грехом (ой Ѳецн;) распевание панихиды в доме муз26. К обезглавленному пророку Аполлона, вознесённому лирой, прибудут ли с песней к берегам её острова? «Ах, если бы я мог умереть, слушая такую песню?» - возжелал Солон22.В этом отношении к смерти многие писатели увидели простое настойчивое требование удовольствия от жизни, что они рассматривают как отличительную черту сапфо- изма. Они слепы к истинной природе сапфоического возвышения, упускают из виду религиозную идею, что пронизывает лесбосскую поэзию и не замечают её главной красоты. Верный взгляд на высший образ таинства, подчёркнутый песней Сапфо о любви Селены к Эндимиону28, несёт ключ к наиболее проблематичной стороне эолийского вдохновения: соединение печали, скорби по всем вечно уходящим творениям со спокойной уверенностью в бессмертии, которое прогоняет любую скорбь. Противоречие разрешается в Орфизме. Орфическая религия представляет ту же голову Януса: в одном лике раскрываются боль и плачь, в другом уверенность и наслаждение, и два этих лица соединились в идее, согласно которой над бесконечной быстротечностью всего теллурического бытия находится утешительная вечность ураниче- ской жизни.
Орфическая особенность сапфического размышления учитывает священный характер, которые древние приписывали поэтессе. Красноречив Сократ в своём воззрении на неё. В «Федре» он называет Сапфо красавицей во главе тех, кто наполнил его сердце «как кувшин», и всю основу той его речи составляет восхваление Эрота. Этой женщине он обязан всем своим познанием высшего орфического бога29, и э то представление поддерживается в мистическом полёте его речи, которой он пользуется, наделяя в своих художественных произведениях Сапфо непорочностью, присущей весталкамзо. Далее Сократ следует мудрости Сапфо, и в «Пире» он вкладывает самую возвышенную, самую загадочную часть его учения в уста мантинейки Диотимы. Её он призывает раскрыть то, что недоступно ему. И он вливает в неё высшую мудрость, как на то вдохновляла Пифия, спокойно признавая, что он может следовать за ней в глубины мистерии лишь с превеликим трудом 31. Обе женщины имели схожий характер, обеим Сократ давал большее возвышение, равную непосредственную проницательность, то же прорицание и жреческий характер. Абсолютная религиозность - это их действительность и всё их знание. Таинство - это и есть бог, чью высшую суть они раскрывают. Таинство - полёт их проповеди и источник их энтузиазма. Это возвышение женщины есть следствие её отношен ия к тайному учению. Таинство вверено женщине. Это она хранит его и управляет им, и она сообщает его мужчинам.
Воспевая и природу, и материнство, Сапфо охватывает вес стороны богини, которой она служит, и в популярных легендах о Фаонте и Левкадской скале она становится едина с ней. Этап духовного развития, который выражается в Сапфо и составляет полностью основу эолийского мира - это промежуточный этап, который в космосе обозначается как положение души между VOH