<<
>>

§ 1. Источники права IX-XV вв.

Существует много теорий, где право определяется в соответствии с их собственными посылками и обоснованиями. Однако мы будем исходить из того, что право есть совокупность норм, направленных на регулирование общественной и индивидуальной деятельности людей.

Роль права в период "призвания" варягов

Восточные славяне, как и большинство народов, считали право происходящим от Бога. У христианских народов Европы (Франция, Англия, Германия и т.д.) полностью совпадает словесное обозначение правой стороны тела и права как совокупности юридических норм или имеет однокоренное значение. Согласно традиционным воззрениям, за правым плечом человека пребывает светлый ангел, за левым - демон. Поэтому в древности праву придавали огромное значение как юриди­ческому и морально-нравственному явлению. Призывая варяжских князей, славяне искали "себе князя, чтобы владел нами и судил по пра - ву". Право здесь понимается двояко. Во-первых, как юридическое ос - нование законного суда, во-вторых, как законное положение самого князя, верховной власти. Такая взаимосвязь права и власти возможна при разложении догосударственных обычаев и традиций.

Роль обычаев и обычного права

В первом тысячелетии нашей эры у восточных славян формиро­вались обычаи, то есть устойчивые правила поведения. Постепенно часть обычаев стала обеспечиваться обязательным принуждением к исполнению родоплеменными органами и общинами и приобрела ка­чества обычного права. В период военной демократии - это кровная месть за убийство родственников, способы заключения брака и поря - док наследования, изгнание из общины за нарушение мира. Часть норм обычного права закреплялась в государственном письменном законодательстве, обнаруживая большую живучесть, часть видоизме­нялась или законодательно запрещалась. Кровная месть, например, была запрещена в XI в.

Чем слабее было государственное влияние, тем активнее дейст­вовало обычное право.

Некоторые элементы обычного права сохра­нились в крестьянской среде до XIX в.

Договоры Руси с Византией. "Закон русский"

и языческое законодательство

Утверждение династии Рюриковичей в 862 г. положило начало системной законодательной деятельности князей, особенно в уго­ловной и административно-финансовой сферах. В летописях имеются сведения о правотворчестве Олега после 882 г., "уставы и уроки" из - давала Ольга во время реформ середины Х в. В конце Х в. Владимир I обсуждал с приближенными устав о землепользовании. Однако по­добные уставы, представлявшие собой, видимо, сборники из несколь­ких статей, до нас не дошли. Но имеются прямые указания на сущест­вование в Х в. "закона русского" в договорах Руси с Византией. Эти договоры заключались в IX-X вв., когда Русь имела с Восточной Рим­ской империей широкие торговые и дипломатические контакты, для разрешения вопросов, связанных с определением прав и подсудности русских подданных на территории империи.

В составе различных летописей имеется четыре таких договора. Договор 907 г. большинство ученых считают ложной компиляцией договора 911 г. Договор Святослава 971 г. заключен князем в тяже­лых условиях военной осады в городе Доростоле, целиком посвящен вопросам дипломатии и мира и краток по содержанию. Зато договоры 911 и 944 гг. представляют памятники высокоразвитого права. Они регулируют отношения между сторонами в случаях убийств, краж, иных преступлений, устанавливают процедуру возмещения убытков, правила торговли, наследования, выкупа пленных. В текстах указано (ст. 5 договора 911 г., ст. 6 договора 944 г.) на существование "закона русского" и "устава и закона" русского, на основе которых законода­тель разрешает спорные ситуации. Эти нормы использовались в по­следующем для разработки Русской Правды. Исследователь М. Б. Свердлов нашел в ее составе более десятка статей, восходящих к древнему "русскому закону".

Законодательство языческого периода с принятием христианства оказалось во многом не пригодным.

Христианское законодательство иначе оценивало убийство, посягательства на личность, семейные правонарушения и т. д. Однако языческое право не могло отмереть быстро, и государственная власть долго лавировала в правопримени­тельной деятельности, избегая поводов к социальным конфликтам. Уходили постепенно в прошлое языческие жертвоприношения (есть основания считать - и людские), дикость языческих нравов.

На развитие русского законодательства борьба язычества и хри­стианства повлияла таким образом, что право обходило вопросы ре - лигии, было абсолютно светским. Русская Правда по отношению к религии - нейтральна.

Древнерусские церковные уставы

Первые законодательные акты о Церкви - уставы князей Влади­мира I и Ярослава Мудрого - известны в десятках списков поздней­ших веков. Они составили основу дальнейшего церковного законода­тельства.

Устав Владимира I состоит всего из нескольких статей и касается трех вопросов. Церкви отводится десятая часть (десятина) от судеб­ных, торговых и иных доходов (летопись относит возникновение де­сятины к 996 г.). Создается независимый от государства церковный суд, рассматривавший преступления, совершенные служителями церкви, зависимыми от Церкви людми (инвалидами, вдовами и т.д.). Оговариваются категории дел, по которым Церковь судила христиан всех сословий (разводы, семейные драки, колдовство, еретичество, дела о наследстве и т.д.). Однако наказания по ним Устав не опреде - лял. По общему правилу Церковь судила, когда одна из сторон была под ее юрисдикцией.

Устав Ярослава, состоящий из 35 статей (одна из редакций), ввел конкретные санкции и дефиниции решений. Наказаниями были де­нежные штрафы, церковное "проклятие", епитимья. К церковной юрисдикции переходили все дела о нравственности (блуд, двоеженст­во, нецензурные оскорбления, изнасилования и т.д.), посягательства на собственность (кражи, поджоги), побои, драки, споры о наследст­ве. В дальнейшем церковное право оказало огромное влияние на ста­новление русского национального характера.

Русская Правда. Происхождение и состав

Русская Правда - древнейший русский сборник законов - сфор­мировалась на протяжении XI-XII вв., но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати В. Н. Татищевым в 1738 г. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название па - мятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборни­ки права получали чисто юридические заголовки - закон, законник.

На Руси в это время были известны понятия "устав", "закон", "обы­чай", но кодекс обозначен легально-нравственным термином "Прав­да".

Принято делить сборник на три редакции (большие группы ста­тей, объединенные хронологическим и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включа­ет первые 1 8 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовно­му праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол ме­жду Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев, "дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите". За этими словами в Новгородской I летописи помещен текст Древнейшей Правды.

Правда Ярославичей включает ст. ст. 1 9-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разра­батывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии круп­нейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

Со второй половины XI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончатель­ном варианте в XII в. По уровню развития правовых институтов, соци­ально-хозяйственному содержанию это уже весьма развитый памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизменен­ные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридиче - ский статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.

В XIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспо­собленную для более развитых общественных отношений периода раздробленности.

Европейское право на территории Руси

На Руси были известны и применялись на практике статьи неко­торых славянских законодательств. Использовался, например, "Закон Судный людем" из Болгарии. Большое значение имели Кормчие Кни­ги (Номоканоны) - византийские сборники церковно-гражданских по­становлений, особенно важные для области семейного права.

Источники права периода раздробленности

В XIII-XV вв. правовое развитие христианской Руси переживало кризис. Ордынский смерч разрушил экономику и города, произошла архаизация права, замедлилось его совершенствование из-за падения роли городов и насильственной консервации феодализма со стороны Орды, законодательная деятельность сосредоточилась в руках князей.

Расширилась сфера не правовой, а властно-административной княжеской деятельности. Но законодательство все-таки развивалось. В это время заключались междукняжеские договоры и соглашения с иностранными государствами, где регламентировались права и обя­занности сторон в дипломатических сношениях. Князья издавали многочисленные акты и грамоты, названия которых достаточно четко раскрывают их содержание: жалованные, духовные, проезжие и т.д.

К XV в. на Руси сложились две достаточно обособленные систе­мы права. В монархических княжествах система строилась на центра­лизованном управлении и феодальной подчиненности, в ней слабее выражены товарообменные факторы. В республиканских районах Новгорода и Пскова право строилось на более демократических нача­лах, на основе развитых товарообменных отношений. Эта правовая система имела больше шансов эволюционировать в сторону буржуаз­ности, но падение роли республик в опричных погромах Ивана IV привело к разрушению этой правовой системы.

Новгородская и Псковская судные грамоты

Республиканское законодательство в XV в. завершилось издани­ем кодексов. Новгородская судная грамота сохранилась лишь в от­рывке из 42 статей, и судить о ее полном составе и содержании до­вольно трудно.

Более ясное представление об уровне развития законодательства дает Псковская судная грамота, единственный экземпляр которой об - наружил в 1843 г. в Одессе профессор Н. Мурзакевич. В 1848 г. гра - мота была опубликована. Дефекты заголовка не позволяют точно ее датировать: 1397 г. или 1 467 г. Сборник, составленный на высоком юридическом уровне, оказал влияние на последующие русские Су­дебники. Грамота включает 120 статей, посвященных судебному про­цессу, гражданскому и наследственному праву, уголовному праву. Главная ценность ее состоит в разработке институтов гражданского законодательства, основанного на обменных и товарных отношениях. В уголовно-правовом аспекте она значительно примитивнее извест­ных нам Судебников.

<< | >>
Источник: В.А. Рогов. История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник. М.: МГИУ,2000. - 256 с.. 2000

Еще по теме § 1. Источники права IX-XV вв.:

  1. Как источник права.
  2. 43. Источники права. Источники украинского права. Судебный прецедент как источник украинского права.
  3. 4. Источники права. Нормативный акт как главный источник российского права
  4. Источники права романо-германской правовой семьи
  5. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ СЕМЬЕ, ИХ ВИДЫ.
  6. ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК ПРАВА В РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ СЕМЬЕ.
  7. Тема 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
  8. 2. Конституция Российской Федерации как источник права
  9. 60. Понятие источника права: основные подходы.
  10. 2. Источники права Древней Руси и проблема правовой регірпиии
  11. 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВА. СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ПРАВА
  12. Источники права и их виды
  13. Источники права Российской Федерации
  14. Тема 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА. НОРМА ПРАВА
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -