Историческая необходимость диктатуры пролетариата и слома буржуазной госѵдаоственной машины
Господствующии класс осуществляет свои задачи, опираясь на свой государственный аппарат. При этом каждый класс, захвативший власть, строит государственный аппарат такого типа, который отвечает его интересам.
Еще накануне Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин писал, что самым главным
вопросом всякой революции является вопрос о власти 1.
Основной задачей буржуазной революции является захват власти и приведение ее в соответствие с уже готовой бѵржуазной экономикой. Буржуазная революция не разбивает государственного аппарата побежденного класса феодалов, так как он вполне приемлем для буржуазии, ибо приспособлен к выполнению классовых задач эксплуататорского меньшинства. ГІри буржуазной революции взамен одной эксплуататорской группы у власти становится другая эксплуататорская группа, а поэтому и не возникает необходимости в сломе старой государственной машины.
Иное дело при социалистической революции, задачей которой является уничтожение эксплуатации человека
1 См. В. И. JI e н и н, Соч., т. 25, стр. 340.
Ю
человеком, переход власти к трудящимся, создание нового государственного аппарата, так как государственный
аппарат любого эксплуататорского государства является машиной угнетения и порабощения трудящихся.
Bce прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать — учит марксизм-ленинизм.
O диктатуре пролетариата Маркс писал: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть не
чем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» 1.
Оппортунисты всех мастей стремились исказить учение Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата, всячески старались доказать, что пролетариат не должен стремиться завоевать революционным путем свою диктатуру, что пролетариат должен оставить в неприкосновенности буржуазную государственную машину.
Социал-реформисты считали и считают возможным «приспособить» буржуазную государственную машину для политического господства пролетариата.
. Современные ревизионисты пытаются обосновать не- совместимоесмарксизмом-ленинизмом положение 0 том, что внутри капиталистических государств сейчас будто бы складываются «факторы социализма», что если рабочий класс «оказывает постоянное давление» на буржуазный государственный аппарат и добивается того, чтобы «завоевать решающее влияние» в таком государственном аппарате, то можно «обеспечить развитие социализма»2. Такое положение содержится в программе Союза коммунистов Югославии.
Как известно, к вопросу о необходимости разрушения буржуазной государственной машины Маркс подошел не лутем отвлеченно-политическихрассужденища на основе
™
1- К. Маркс и Ф. Энгельс, Изб.раікные произведения т. II1 1955, стр. 23.
2 Цитируется по резолюции 2-й сессии VIII Всекитайского
съезда КПК о совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в Моокве, «іПраад-а» 30 мая J 958 г.
Il
изучения опыта революционных событий 1848—1851 и 1871 годов. %
. Впервые в истории 18 марта 1871 г. парижские рабочие взяли государственную власть в свои руки и предприняли попытку организовать первое в мире пролетарское государство — Парижскую Коммуну. Рабочие Парижа уничтожили полицию, вооружились, установили выборность и сменяемость всех чиновников, ответственность их перед избирателями и т. д.
Маркс писал Кугельману 12 апреля 1871 г.: «...Если ты заглянешь в последнюю главу моего «18-го брюмера», ты увидишь, что следующей попыткой французской революции я объявляю: не передать из одних рук в другие
бюрократически-военную машину,какбывалодо еихпор, а сломать ее, и именно таково предварительное условие всякой действительной народной революции на континенте. Кик раз в этом и состоит попытка наших геройских парижских товарищей» \
Если в Коммунистичееком Манифесте в 1847 году Маркс говорил лишь о необходимости захвата государственной власти и государственного аппарата пролетариатом, еще не указывая на необходимость разрушения старого и построения нового государственного аппарата, то в последнем предисловии к Коммунистическому Манифесту, подписанном Марксом и Энгельсом 24 июня 1872 г.,
то есть уже после Парижской Коммуны, говорится-
«В особенности Коммуна доказала, что «рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих собственных целей» 2.
В. И. Ленину принадлежит величайшая заслуга в том, tTo он восстановил, защитил и развил дальше учение Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата, о сломе буржуазной государственной машины, показав, в чем должен заключаться ее слом.
12
Ii К. Марікс и Ф. Эінгельс, Ибрашше произведения, т. II. li956, стр. 443.
2 T а м ж e, т. I, стр 2.
В. И. Ленин еще до приезда в Россию, в своих «Письмах издалека», указывал на необходимость слома бур-
жуазной государственной машины и создания нового типа государства, подобного Парижской Коммуне 1871 года l. B то же время развивая учение Маркса—Энгельса,
он показал, что государственный механизм буржуазного общества заключает в себе такие элементы, которые необходимо сохранить, так как они могут быть использованы в интересах пролетариата. K ним относится аппарат, связанный с банками и синдикатами, выполняющий учетио-регистрационную работу. Этот аппарат надо лишь
вырвать из подчинения капиталистам с их нитями влияния и подчинить Советам, сделав этот аппарат более широким, более всеобъемлющим, более всенародным.
«Этот «государственный аппарат» (который является ле вполне государственным при капитализме, но который будет вполие государственным у нас, при социализме),— писал В. И. Ленин,— мы можем «взять» и «привести в движение» одним ударом, одним указом, ибо фактическую работу счетоводства, контроля, регистрации, учета и счета выполняют здесь служащие, большинство которых сами находятся в пролетарском или полупролетарском положении»2.
Следовательно, В. И. Ленин учил, что при пролетарской революции нельзя одинаково подходить к отдельным частям буржуазного государственного аппарата, а надо различать то или иное назначение отдельных его частей; что пролетариат не может обойтись без государства вопреки мечтаниям анархистов о немедленной «отмене» государства, о «взрыве» его и что после того, как будет сломана военно-бюрократическая машина буржуазного государства, пролетариат должен построить свою систему органов государственного управления3.
Пролетариат вынужден сломать, разбить бюрократическую машину буржуазного государства, но он может воспользоваться готовым «механизмом общественного хозяйничания». Вполне очевидно, что этот «механизм» не то же самое, что бюрократическая машина современного государства, — нет, это именно x о з я й с тв о, это — тресты, почта и тому подобные государствен*
1 C м. В. И. JI e н и и, Соч., т. 23, стр. 313—317, 331.
2 В. И. JI e н и н, Соч., т. 26, стр. 82. *
3 См. В. И. JI e н и н, Соч., т. 25, стр. 397.
13
но-капиталистические организации, стот механизм пролетариат может пустить в ход в своих интересах
Одно дело функции административные («угнетательский аппарат») и другое дело — о p г а н и з а ц и-
O H H О-П p O И 3 B O Д C T в e H н ы e (по учету, контролю и
планированию в области хозяйства).
Итак, непреложным законом пролетарской революции является слом государственной буржуазной машины, которую пролетариат не может просто использовать в своих целях.
Опыт Парижской Коммуны и двух русских революций был учтен В. И. Лениным, который выдвинул новую форму политической организации общества — Советы. Парижская Коммуна явилась первым примером нового типа государства, ее уроки оказали огромное влияние на революционное движение в России.
В. И. Ленин, рассматривая еще в 1905 году отдельные Советы как зачатки революционной власти в период свержения царизма, в 1917 году подробно разработал в книге «Государство и революция» вопрос о Советах как новой форме политической организации общества.
B условиях перерастания буржуазно-демократической революции 1917 года в социалистическую, когда встал вопрос о переходе власти из рук буржуазии к пролетариату, В. И. Ленин подчеркнул, что Советы являются новым типом государственной власти.
«He парламентарная республика, — говорится в знаменитых Апрельских тезисах, — возвращение к ней от
С. Р. Д. было бы шагом назад,— а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху» 2.
«Власть Советам»— этот лозунг означал слом старого государственного аппарата и создание истинно-демократического аппарата—Советов, где организованное и вооруженное большинство народа, рабочих, солдат, крестьян самоотверженно участвует не только в выборе депутатов, но и в управлении государством. .
Республика Советов — не только форма более высокого типа демократических учреждений по сравнению с обычной буржуазной республикой, но и единственная
1 См. В. И. Л e н и н, Соч., т. 25, стр. 397—398.
2 В. И. Л Є н и н, Соч., т. 24, стр. 5.
14
в условиях России форма, способная обеспечить наиболее безболезненный переход к социализму.
Однако Советы ие являются единственной государственной формой диктатуры пролетариата. Как учил В. И. Ленин, переход от капитализма к коммунизму в различных странах будет отличаться некоторыми особенностями, характеризующимися громадным обилием и разнообразием политических форм, но при этом сущность их будет одна—диктатура пролетариата 1, Режим народной демократии, воплощающий власть рабочего класса в союзе с трудящимися города и деревни, является ярким свидетельством правильности ленинского предвидения. .
B свое время В. И. Ленин указывал, что «Маркс не связывал себе — и будущим деятелям социалистической революции — рук насчет форм, приемов, способов переворота, превосходно понимая, какая масса новых проблем тогда встанет, как изменится вся обстановка в ходе переворота, как часто и сильно будет она меняться в ходе переворота» 2. ’
Ha основе глубокого анализа новых исторических условий XX съезд КПСС сделал вывод о том, что в дальнейшем формы перехода стран к социализму будут все более разнообразными в зависимости от особенностей
международной и внутренней обстановки, в которой возникает и развивается та или другая форма 3.
B связи с глубокими историческими изменениями и коренными сдвигами в соотношении сил на международной арене создались условия, позволяющие подойти к вопросу о путях перехода к социализму по-новому, с тех
же принципиальных марксистско-ленинских позиций.
Социализм стал мировой системой. Совещания представителей коммунистических и рабочих партий в принятых ими документах — Декларации и Манифесте мира — подчеркивают необходимость творчески применять учение марксизма-ленинизма в своеобразных условиях каждой страны, отличающейся своей исторической судьбой,
1 См. В. И. JI e н и н, Соч., т. 25, стр. 385.
2 В. И. Ленин, Соч., т. 32, стр. 316.
3 См. H. С. X p у щ e в, Отчетный доклад Центрального Коми- ;т£т.а Коммунистической партии Советского Союза XX съезду партии, Госполитиздат, 1956, стр. 41—44.
15
своими экономическими, политическими и культурными особенностями.
XXI съезд КПСС еще раз отметил, что в настоящее время в мире произошли большие изменения: существуют страны, входящие в мировую социалистическую систему, и страны, входящие в мировую империалистическую систему. Наряду с этим имеются и такие страны, которые не являются социалистическими, но их нельзя отнести и к империалистической системе. Они завоевали в результате освободительной войны национальную независимость и хотят пойти по своему пути, минуя капиталистическую стадию развития, чтобы, покончив с колониальным гнетом, приступить к строительству общества на иных началах.
Социалистические страны установили с такими госу- 1 дарствами хорошие, дружественные отношения, развивают нормальные экономические связи и вместе выступают в борьбе за мир и безопасность народов, за запрещение атомного и водородного оружия, против колонизаторской политики империалистов.
Вместе со странами социалистической системы эти страны борются против империализма и колониализма за свободу и национальную независимость, выступают за мирное сосуществование государств с различным социальным устройством 1.
B таких международных условиях рабочий класс в отдельных странах получает возможность в союзе с крестьянством объединить под своим руководством большинство народа и прийти к власти мирным путем, без вооруженного восстания, без гражданской войны, используя существующие парламентские учреждения.
Ho это не во всех случаях. Там, где буржуазия имеет сильную военно-полицейскую машину, вполне вероятно, что она окажет вооруженное сопротивление, чтобы отстоять свое господство. Пролетариат к этому должен быть
подготовлен заранее.
B отчетном докладе Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза XX съезду партии указывалось: «Ленинизм учит, что господствующие классы добровольно власти не уступают. Однако большая или
1 См. H. С. X p у щ e в, Заключительное слово на внеочередном XXI съезде КПСС 5 февраля 1959 г., Гоапол-итиздат, 1959, стр. Ы—12.
16
меньшая степень остроты борьбы, применение или неприменение насилия при переходе к социализму зависят не столько от пролетариата, сколько от степени сопротивления эксплуататоров, от применения насилия самим клас- cfflg экЖълуататоров» \
Опыт CCCP и других социалистических стран полностью подтвердил правильность положения марксистско-ленинской теории о том, что процессы социалистической революции и социалистического строительства основываются на ряде главных закономерностей, присущих всем странам, вступающим на путь социализма. Этими закономерностями являются: руководство трудящимися массами со стороны рабочего класса, ядром кото- дл рого является марксистско-ленинская партия, проведе- JJ кие пролетарской революции в той или иной форме и Д установление диктатуры пролетариата в той или иной ^ форме; союз рабочего класса с основной массой кресть- OQ янства и другими слоями трудящихся; ликвидация капи- *0 талистической собственности и установление обществен- МІной собственности на основные средства производства; постепенное социалистическое преобразование сельского хозяйства; планомерное развитие народного хозяйства, направленное на построение социализма и коммунизма, на повышение жизненного уровня трудящихся; осуществление социалистической революции в области идеологии и культуры и создание многочисленной интеллигенции, преданной рабочему классу, трудовому народу, делу социализма; ликвидация национального гнета и установление равноправия и братской дружбы между народами; защита завоеваний социализма от покушений внешних и внутренних врагов; солидарность рабочего класса данной страны с рабочим классом других стран
їарщий ишгешіационализм[1]. . ■
десловиях иовой исторической обстановки возникает
возможность использования и парламентского пути перехода к социализму.
При завоевании прочного парламентского большинства Зтйя рабочего класса ряда капиталистических и быв-
1 H. С. X p у щ e в, Отчетный доклад Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза XX съезду партии, Гоополитиздат, 1956, стр. 43. , A
2 См. «Документы совещаний представителей коммунистиче- .ских и рабочих пар.тий», Госполитиздат, 1957, стр. 14.
ших колониальных стран создаются условия, которые обеспечивают проведение коренных социальных преобразований.
Современные ревизионисты целиком ориентируются на парламентаризм, рассматривая мирный путь к социализму не как возможность, которая открывается лишь при определенных условиях и, прежде всего, в результате успешной революционной борьбы пролетариата и его союзников, а как единственный и обязательный путь к социализму в современном капиталистическом обществе, они отвергают необходимость диктатуры пролетариата, извращают ее сущность, подчеркивая только одну сторону диктатуры пролетариата — насилие и замалчивая ее организаторскую и воспитательную сторону L
Выступая против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата, против руководящей роли революционной партии рабочего класса, современные ревизионисты становятся на давно уже разоблаченный марксистами путь соцнал-демократиче- с.кого реформизма.
Борясь за уничтожение капитализма и победу социалистической революции, марксизм никогда в принципе ие был против реформ, однако рассматривал их лишь как побочный результат революционной классовой борьбы, не заменяющий вопрос о революционном свержении капитализма.
Ставя своей конечной целью завоевание социалистической демократии, рабочий класс капиталистических стран в то же время активно выступает в защиту буржуазно-демократических свобод, против которых борется империалистическая буржуазия.
Парламент является однйм из традиционных учреждений буржуазной демократии. Рабочий класс рассматривает парламент как одно из возможных средств мирного перехода к социализму, борется за превращение парламента в орган подлинной демократии, демократии для трудящихся. •
Марксизм ие ограничивает возможность мирного пути
демократического развития от капитализма к коммуниз-
17
му лишь рамками парламентской деятельности, лишь завоеванием большинства мест в парламенте, так как во многих странах действующая избирательная система исключает прямое воздействие рабочего класса и его организаций на работу парламента, а там, где такой системы нет, она может быть введена при первой же угрозе для правящих буржуазных кругов со стороны рабочих партий
и идущих в союзе с ними других демократических организаций.
Признание парламентского пути перехода к социализму соЬсем не означает ревизии важнейшего положения марксизма-ленинизма о необходимости слома буржуазной государственной машины. Использование буржуазного парламента, являющегося одним из органов буржуазного государства, возможно при том условии, если он будет превращен в подлинно представительное учреждение. Когда большинство в парламенте будет завоевано действительными представителями трудящихся, парламент будет выполнять задачу по слому угнетательского аппарата буржуазного государства (армии, полиции, разведки, суда и т. д.) и использованию путем необходимой перестройки той части буржуазного государственного аппарата, которая выполняет учетно-регистрационнѵю работу. .
Возможность мирного пути развития при переходе OT капитализма к социализму не устраняет необходимости в той или иной форме диктатуры пролетариата после свержения власти буржуазии.
Bo всех случаях переход от капиталистического общества к социалистическому представляет собою революционный пйИЙЯВпН^щим и непременным условием его является то, что он совершается при руководящей роли рабочего класса.
Марксизм-ленинизм учит, что смена капитализма социализмом представляет собою революционный скачок, революционную смену одного общественного строя другим общественным строем. •
Говоря о завоевании власти рабочим классом, больше-
викивначалепервоймировой войнывидели путьк победе революции в России в вооруженном -восстании. Ими был выдвинут лозунг о превращении войны империалистической в войну гражданскую. Это было единственным средством добиться мира и свободы для народов.
Февральская революция имела большое значение для трудящихся России. В. И. Ленин характеризовал условия того периода как создание максимума легальности, подчеркивая, что Россия сейчас самая свободная
страна в мире из всех воюющих стран1.
B соответствии с изменившейся обстановкой В. И. Лениным был выдвинут в Апрельских тезисах глозунг взятия власти рабочим классом и совершения социалистической революции мирным путем, через завоевание большинства в Советах2.
Лозунг мирного развития революции был снят только после июльских событий 1917 года, когда буржуазное Временное правительство расстреляло на улицах Петрограда мирную рабочую демонстрацию,.
VI съезд партии взял курс на подготовку вооруженного восстания.
Вооруженное восстание рабочих, солдат и крестьян, организованное Коммунистической партией, было победоносно завершено.
Великая Октябрьская социалистическая революция совершилась почти мирно, ибо к тому времени BO многих Советах большинство стало революционным и перешло на сторону большевиков, которые являлись единственными выразителями интересов народа. Ha сторону пролетарской революции перешла в своем большинстве также армия, а в деревне развертывалась стихийная война крестьян против помещиков. ,
Имеино благодаря решительной поддержке революционной программы большевиков народными массами, полной изоляции контрреволюционного Временного буржуазного правительства вооруженное восстание в Петрограде было самым бескровным в истории революции [2].
После завоевания власти рабочим классом Коммунистическая партия наметила пути мирного развития России.
Однако свергнутые революцией эксплуататорские классы при поддержке империалистических держав под-
ияли гражданскую войну против власти рабочих и крестьян, B этой войне их пособниками оказались мелкобуржуазные партии меньшевиков и эсеров, которые Окончательно скатились в лагерь контрреволюции. Между- шродный империализм являлся организатором и вдохновителем вооруженной борьбы против Советской республики, предпринимал против нее военные походы, скола- *швал силы внутренней контрреволюции.
Советский народ вынужден был вести справедливую, революционную, отечественную войну против иностранных интервентов и внутренней контрреволюции, отстаивая существование первого в мире социалистического государства.
Таким образом, неправильным является распространяемый идеологами и пропагандистами капитализма взгляд, что социалистическая революция непременно всегда связана с кровопролитной гражданской войной, что будто бы коммунисты всегда являются сторонниками насилия, добивающимися развязывания гражданской войны, что будто бы диктатура пролетариата исключает мирный способ завоевания власти рабочіш классом.
История подтвердила правильность теоретического положения марксизма-ленинизма, состоящего в том, что
переход к социализму возможен как путем вооруженного восстания, так и мирным путем. Что же касается мирного пути развития революции, то он возможен только в результате силы, организованности и классовой сознательности рабочего класса.
Непременным и решающим условием во всех случаях является обязательный переход государственного руководства обществом в руки рабочего класса. ;
Существование двух противоположных систем—капиталистической и социалистической—означает наличие двух разных классовых диктатур — буржуазной и пролетарской. Марксизм-ленинизм, обосновав наличие классо^ вой диктатуры в любом классовом обществе, одновременно доказал неизбежную закономерность перехода от капиталистического общества к социалистическому, не-‘ Кбходимость слома буржуазной государственной машины и установления диктатуры пролетариата. Установление диктатуры пролетариата — непременное условие
еЬциалйстического преобразования общества.
Жизненным подтверждением этому явилась победа
Великой Октябрьской социалистической революции и в дальнейшем образование могучей мировой системы социализма.
Буржуазная диктатура, в прошлом сыгравшая известную прогрессивную роль в развитии общества, в настоящее время стала реакционной силой, тормозящей дальнейшее общественное развитие.
Пролетарская диктатура, ікак это научыо обосновано марксистско-ленинской теорией и подтверждено историческим опытом социалистического строительства в CCCP и странах народной демократии, является великой прогрессивной силой, обеспечивающей мощное развитие производительных сил общества, создающей действительные
политические свободы для трудящихся масс, превращающей их в подлинных хозяев всех имеющихся и создаваемых материальных и духовных богатств. Неизбежность же диктатуры определенного класса обусловливается прежде всего экономическими причинами. B связи с тем, что носителем каждого исторического типа производства
является один класс, то, как указывал В. И. Ленин, «диктатура одного класса является необходимой... для всякого классового общества вообще» !. Экономически
господствующий класс осуществляет и свое политическое господство, являющееся концентрированным выражением экономических потребностей господствующего B производстве класса[3]. . .
B попытках опорочить учение марксизма-ленинизма современные ревизионисты прибегают к извращению
сущности диктатуры пролетариата, которая будто бы порождает бюрократизм и бюрократическо-этатические деформации в развитии социалистических отношений.
Вместе с тем ревизионисты искажают сущность современного буржуазного государства путем затушевывания его классовой природы, отрицают необходимость революционного слома буржуазной государственной машины, которая якобы может быть использована рабочим классом в своих целях. По уверениям ревизионистов, го-
сударственный аппарат в капиталистическом мире является «регулятором в области трудовых и имущественных отношений, социальных прав и социальных служб и других общественных отношений», что он «становится над }Мьцеством и проявляет тенденцию ко все большему ограничению как роли частного капитала, так и роли рабочего класса» и «лишает собственников частного капитала отдельных самостоятельных функций в хозяйстве и обществе», что ссли только рабочий класс «оказывает постоянное давление» на буржуазный государственный аппарат и добивается того, чтобы «завоевать решающее влияние» в таком государственном аппарате, то можно «обеспечить развитие социализма». Подобные утверждения получили свое наиболее концентрированное выражение в программе Союза коммунистов Югославии. Чтобы понять всю абсурдность «надклассовой» роли буржуазного государственного аппарата, достаточно проанализировать его классовую сущность.
^^ЯНЁ^а&рвая сущность буржуазного ' государственного аппарата
Правильное понимание сущности и значения государственного аппарата возможно лишь на базе изучения марксистско-ленинского учения о государстве.
По определению Энгельса, государство есть «...продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. A чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть госу- . дарство» \
Энгельс раскрывает понятие той силы, которая называется государством. Заключается она в учреждении общественной власти, которая состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и всякого рода иных принудительных учреждений.
В. И. Ленин с особой силой подчеркивает эту сущность государства. Государство, говорил он, сводится именно к такому выделенному из человеческого общества аппарату управления. C появлением такой особой группы людей, занятых только тем, чтобы управлять, и для этого
нуждающейся в особом аппа-рате принуждения, подчинения чужой воли насилию — в тюрьмах, в особых отрядах людей, войсках и пр., возникает государство[4].
«Постоянное войско и полиция суть главные орудия силы государственной власти...»[5].
Приемы насилия менялись, но, всегда, когда было государство, существовала в обществегруппалиц,которыг управляли, господствовали и для удержания власти имели в своих руках аппарат физического принуждения, соответствующий техническому уровню каждой эпохи [6].
Суть дела не меняется от степени усовершенствования этого аппарата принуждения. Кдк в рабовладельческом, гак и в феодальном, а также и в буржуазном государствах орудия власти сосредоточиваются, главным образом, в армии, карательных органах, в разведке, в тюрьмах, а особые группы лиц при помощи этих орудий управляют людьми и подавляют их во имя интересов господствующего класса.
Следовательно, любому эксплуататорскому государству свойственны функции принуждения, подавления
эксплуатируемого большинства. Этим самым определяются и задачи государственного аппарата во всех эксплуататорских государствах. «Эксплуататорским классам,— говорит В. И. Ленин, — нужно политическое го- сгёодство в интересах поддержания эксплуатации, т. e. в
корыстных интересах ничтожного меньшинства, против громаднейшего большинства народа» [7].
Государственный аппарат в эксплуататорских государствах является машиной угнетения и порабощения трудящихся. .
Таким образом, под государственньш аппаратом следует понимать всю систему органов, в которых господствующий класс концентрирует принудительную власть, осуществляемую через специально подобранный людской состав, обеспечивающий определенными методами своей деятельности политику господствующего класса.
Система органов, кадры и методы работы характеризуют сущность государственного аппарата. Только изучая в совокупности эти стороны, можно понять природу и установить принципиальное отличие советского государственного аппарата от буржуазного.
По уверениям буржуазных теоретиков, буржуазный государственный аппарат действует в интересах «всеобщего блага», в основе его деятельности якобы лежит внеклассовая, «чистая» демократия и т. д.
Несовместимым с марксизмом-ленинизмом положением, содержащимся в программе Союза коммунистов Югославии, является утверждение о том, что государственный аппарат в капиталистических странах становится надклассовым, получая новую общественную роль *. .
Деятельность государственного аппарата в большинстве капиталистических стран основывается на принципах бВржуазной демократии.
Буржуазная демократия является одной из форм политического господства класса капиталистов, политической надстройкой над капиталистическим экономическим базисом.
По своему содержанию буржуазная демократия антинародна, так как нельзя считать демократическим такой строй, при котором фабрики, заводы, железные дороги, банки, типографии и другие богатства принадлежат классу капиталистов.
Буржуазная демократия издавна служит целям капиталистической эксплуатации. Она формально признает
свободу слова, печати, собраний, свободу личности и совести. Ho в действительности все эти свободы сильно ограничены.
Говоря о буржуазной демократии, В. И. Ленин писал, что она, являясь великим историческим прогрессом по сравнению с средневековьем, всегда остается—и при капитализме не может не оставаться—узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных *.
Ни в одной, даже в самой демократической, буржуазной стране не гарантируются право трудящихся иа активное участие в управлении государством, полное равноправие всех граждан, право на труд, отдых, образование, на обеспечение в старости.
Буржуазная демократия и буржуазный строй не могут обеспечить интересов трудящихся. Буржуазный государственный аппарат призван охранять интересы господствующих классов. ,
Современное буржуазное государство защищает капиталистический строй со всем его аппаратом насилия и пропаганды в интересах всего класса буржуазии, в интересах всех классов, живущих за счет эксплуатации чужого труда 2.
Быстрое развитие буржуазного государства в эпоху империализма влечет за собой усовершенствование его
государственной машины, ее расширение и рационализацию.
Возрастает техника вооружения армии, полиции, жандармерии и т. д. В. И. Ленин еще в 1917 году, указывая на усиление «исполнительной власти», ее чиновничьего и военного аппарата, писал: «В особенности же империализм, эпоха банкового капитала, эпоха гигантских капиталистических монополий, эпоха перерастания монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, показывает необыкновенное усиление
1 См. В. И. Лен нн, Соч., т. 28, стр. 222.
2 Более подробно об этом см. E. B а p г а, Основные вопросы экономики и политики империализма, Госполитиздат, 1957, стр. 73—76. .
«государственной машины», неслыханный рост ее чиновничьего и военного аппаоата в связи с усилением репрес-
£ии против пролетариата как в монархических, так и в
самых свободных, республиканских странах»[8],.
Наглядным примером являются США. Государственная машина, состоящая из более чем 1800 различных учреждений, насчитывала в 1954 году 2686 тысяч человек гражданских федеральных чиновников с годовой заработной платой в 9,45 миллиарда долларов в год. Сюда не входят многомиллионная армия и обширный аппарат управления штатов и органов местного управления[9].
Значительно возрос государственный аппарат и в Англии. K 1953 году штагы служащих правительственных учреждений достигали 700 тыс. человек, из которых 281 685 составляли служащие всех гражданских ведомств (кроме министерства почты), 284 853 служили в почтовых учреждениях и 137 998 — в военном ведомстве и министерстве снабжения[10].
За последнее время буржуазные теоретики пытаются «опровергнуть» марксистско-ленинское положение O том, что сущность капиталистического государства состоит в диктатуре эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством, посеять иллюзии, будто бы B
условиях капиталистического государства трудящиеся имеют полную возможность оказывать решающее влияние на государственную политику, контролировать государственный аппарат.
*
Такая возможность будто бы создается «расширением» или «демократизацией» избирательного права.
Однако несмотря на некоторое формальное расширение избирательного права, как, например, предоставление в США, Англии, Франции, Италии избирательного права женщинам, а в английских и французских колониях незначительному количеству местных жителей, фактически оно не оказало каког -либо воздействия на определение состава как законодательных так и исполни-
тельных органов, ка внешнюю и внутреннюю политику этих государств. Лйеханизм диктатуры буржуазии ни в какой мере не изменился в том направлении, чтобы обеспечить возможность трудящимся участвовать в управлении государством.
Если же, несмотря на все преграды, демократическим силам и удается провести своих представителей в парламент, то эти представители трудящихся фактически лишаются права участия в правительстве. Например, во Франции при наличии большого количества представителей французской Коммунистической партии в Национальном собрании монополистической буржуазии удалось добиться того, что формирование правительства, начиная с 1947 года, происходит без участия коммунистов.
' He принимая участия в правительстве, коммунисты Франции, так же как и Италии, за которыми идут миллионы избирателей, используют все возможности для того, чтобы с трибуны парламента выступать в защиту национальных интересов своих стран и отстаивать классовые интересы всех трудящихся.
B империалистических странах лежит глубокая пропасть между избирателями и избранными ими депутатами. По действующим буржуазным закойам депутаты являются выразителями «воли нации» в целом, а не избирателей того или иного избирательного округа. Связь с избирателями теряется с момеита избрания того или иного кандидата.
Такое положение означает, что депутат не обязан давать какие-либо отчеты о своей деятельности избирателям, равно как последним не предоставлено право досрочного отозвания депутатов. Депутаты не обязаны принимать какие-либо наказы или инструкции от своих избирателей. .