2.1. Образование Древнерусского государства
Особенности развития восгошосдавянских племен. Восточнославянские племени к началу нашей эры занимали земли между Западным Бугом и Карпатами на Заладе, верховьями Волги и Дона на Востоке, низовьями Дуная и Днеетра на юге.
Чудским и Ладожским озерами на севереПервыми письменными источниками о славянах яаляются известия римских писателей I в. н.э. Тацита. Плиния и Птолемея, которые называли славян венедами.
Византийские историки Vl в. н.э. рассказывают о многочисленных слапянских племенах антов. Анты бьши южной ветвью восточных славян. Основная территория, на которой они жили, находилась между Днестром на западе и верховьями Дона иа востоке.
B I тыс до н э основой всей хозяйственной деятельности славян было іемледелие. Этому способствовали природные условия Восточной Европы Госполстауюшими формами земледелия у восточных славян на протяжении многих столетий, вплоть до начала нашей эры, было подсечное и переложное земледелие. У южньк групп восточных славян пашенное земледелие начало развиваться в конце I гыс. до н.э. и в первые столетия нашей эры. B этот периол для обработки земли у славян стало шиооко применяться деревянное рало с железным наконечником (наральником; Как тягловая сила применялисьдошали, быки.
У севсрньк групп восточнославянских племсн пашсннос земледелие стало интенсивно развиваться и заняло господствующее положение BO вюрой половине I тыс. н.э.
B конце 1 тыс.до н.э у славянских племен еще господствовал первобытно-обшинный строй Основной хозяйственной единицей, аладевшей землей, орудиями труда, скотом, продуктами труда, бы.па родовая община, входившая в состав племени и состоявшая из группы кровных родственников. Хозяйство велось коллективно всей общиной. Частной собственности на землк> не существовало
B упраалении родовыми общинами и племенами принимали участие все их взрослые члены, они решали на народном собрании, так называемом вече, все важнейшие дела, о войне и мире, о вождях племени, а в родовой обшине — о старейшинах
B первой половипе [ тыс.
н э у восточнославянских племен началось отделение ремесла от земледелия и развитие товарного производства ЭтО привело к существенным изменениям в общественном строе восточных славян. Суть этих изменений состояла в интенсивном распаде старых родоплсмскных связсй, разложении первобытно-общинных отношений, углублении имущественного неравенства. Если раньше основной общественной единицей Был род, те. люди, связанные кровным родством, то теперь, в серединс I тыс н э , происходит развитие хозяйственной самодеятельности отдельных семей, накапливание в их руках богатств. Это делало излишним и невозможным существование спаянного родового коллектива Поэтому старые родовые связи отступают перед новыми общественными отношениями под натиском частной собственности Родовая община уступает место патриархальной, семейной общине, а также территориальной соседской общине (первая входит во вторую). Наряду с родовой общиной появляется территориальная (соседская) община. Частная собственность стала играть значительную роль в жизни общества. Образовались большие объединения племен, во главе которых стояли обладавшие значительной властью вожди, опиравшиеся на военные дружины.Переход от родовой общины к территориальной является важнейшим показателем разложения первобытно-общинного строя у восточных славян. Территориальная община основывалась пе па рОдственных отношениях, а на объединении группы соседних, нО самостоятельных домохозяев. Часть из них сохранвла еще характер семсйных обшин, или так называемой большой семьи Переход к территориальной общине, как мы уже отмечали, был связан с прогрессом хозяйства, прежде всего дальнейшим развитием пашенного земледелия, а также ремесла.
Территориальная соседская общи на тесно связана с возникновением частной собственности на землю Как отмечает Ф Энгельс, «находившиеся до того в общем владении пашни и дуга стали подвергаться разделу по уже известному способу между возникшими теперь домохозяйствами сначала на время, позднее — раз навсегда, тогда как леса, выгоны и воды оставались общими»[2].
Для территориальной общины характерным яаляется то, что земля здесь считается общинной собственностью. Ho одновременно с эгиы возникает и индивидуальное пользование землей, те. собственность на землю общая, а пользование индивидуальное. При этом в индивидуальном пользовании отдельных семей была пахотная земдя, выпасы же, луга и леса находились в общем пользовании. Ha севере у восточных славян соседскал обшина называлась «мир». Она существовали очень долгое время. И теперь существует выражение «решать дело всем миром». Это значит, что все дела в общине решались сообща. Ha юге соседская община у вОстОчньш славян называлась «вервь» 0 существовании «мира» и «верви» мы узнаем и из «Русской правды».
B первой половине I тыс. н э. у восточнославянских племен продолжался процесс отделения от земледелия некоторых видов ремесла. Вьщелшюсь железоплавильное, кузнечное, меднолитейное, ювелирное и гончарное производство Bce это способствовало развитию частной собственности. Археологические раскопки свидетельствовали о кладах монет, и других драгоценных вещей, главным образом римских (большой клад был найден в Киеве на Львовской гьпошали — 4000 монет). Значит, существовало имущественное неравенство, отдельные лица накапливали сокровиша, что вело к выделению энати у восточных славян. Находки римских монет, а также различных предметов неславянского происхождения (украшений, предметов домашнего обихода и тш) говорят о зарождении TOprOBbDt связей У ВОСТОчНЫх славян. Уже в середине I тыс. н.э. славяне вели торговлю со странами Средиземноморья, Западной Европы, горолами Причерноморья, особенно с Восточной Римской империей, т.е. с Византией. Восточные славяне вывозили в Византию зерно, пеньку, лен, меха, кожу, садо, мед, воск, а также рабов.
Знать сушествовтла нарму с соседской обшиной (она выделилась еще в период сущестЕОвания родовой общины — верхушка рола обогащалась во время удачных военньос походов и т.д.) Сѵществование знати у восточных славян находит подтверждение в том, что характер поселений славян изменился.
Если раньше все поселение славян обносилось единым валом, то теперь в пределах одного и того же селения знать вьшелалась в большие отгороженные и укрепленные дворы, предстаалявшие собой своеобразные крепости Ясно, что знать отгораживалась не от нашествия извне, а от своих же людей, от общинников. Это обстоятельство свидетельствует об уже развивающейся классовой борьбе в восточнославянском общсствсТаким образом, к середине I тыс. н.э. у славян зарождается и начинает развиваться классовое общество Известно, что первым классовым обществом яаляется рабоаладельческое, основными классами которого являются класс рабовяадельнев и класс рабов. Исторической закономерностью яаляется переход от первобытнообщинного строя к рабоаладельческому.
Однако ряд народов Европы, в частности германцы и восточ- ньк славяне, перешли от первобытно-общинного строя сразу к феодальному
Прежде acero следует учитывать, что уровень развития производительных сид у восточных славян был вьяие, чем у египтян, греков, римлян в период образования у них классового общества. У восточных славян была высокая пашеннал техника (железные плуги) и вообще широко использовалось железо. Этого не было в свое время в Вавилоне, Египте
Широкое использование железных орудий труда в земледелии подняло развитие производительных сил на такой уровень, который выходил за рамки рабоаладельческого общества Именно поэтому у восточных славян в VI-VlII вв развивались более прогрессивные, чем рабовладельческие, феодальные производственные отношения, при которых работник имел некоторую заинтересованность в своем труде.
Определенное, хотя и не решаюшее алияние на переход славян к феодализму оказала географическая среда, в которой происходило развитие восточных славян Географическая среда, хотя и не яаляется решающей силой общественного развития, но в ряде случаев оказывает ка него существенное влияние
Природные условия Восточной Европы таковы, что они не дают возможности твк легко получать прибавочный продукт, как это происходило в бассейне Средиземного моря и на Ближнем Востоке.
B Месопотамии урожай ячменя на поливных землях достигал весьма знячительньш размеров. B таких условиях рабский труд давал достаточный прибавочный продукт и был экономически выгоденHa просторах Восточно-Европейской равнины с ее суровыми зимами и менее плодородными почвами условия идя развития были совершенно иными Здесь сельское хозяйство являлось трудоемким процессом и рабский труд был не выгоден. Раб едва прокормил бы себя, не давал никакого прибавочного продукта Поэточу пленньк восточные славяне либо продавали, либо превращали в равноправных членов общины, племени
Говоря о причинах перехода восточных сдавян от первобытнообщинного строя к феодализму, нужно подчеркнуть еще два обстоятельства внешнего характера.
Во-первых, в Vll-IX вв., когда у восточных славян происходил процесс разложения первобытно-обш и иного строя, рабство окончательно изжило себя и в европейских странах укреплялся феодальный строй Трудно представить себе, что в такой исторической обстановке, когда вокруг развивался феодальный строй, развитие сдавян пошло бы назад, к рабоаладельческому строю.
Во-вторьгх, рабовладение нуждалось в постоянном пополнении численности рабов, главным образом за счет аойн. Рабовладельческие государства Древнего мира находились среди народов, которые бььпи на сталии перяобьггно-общинного строя и представяяли удобное поле аля захвята пленных, превращаемых в рабов. Известно, что рабовладельцы, особенно в римскую эпоху, вели почти беспрерывные завоевательные войны B ѴП—ІХ вв., когда у восточньк славян начинадо складываться государство, они не имели возможности вести широкие завоевательные войны. Соседями их бььпи. на востоке — хазарский каганат, на юге — кочевники Причерноморья, на западе — родственные им гьпемена западных славян.
Восточнославянские племена постоянно подвергались нападению соседних племен, особенно с юга — сильных кочевников. Это обстоятельство также не благоприятствовало развитию рабства, так как скопление внутри страны больших масс рабов при наличии сильньк и опасных соселей создввало угрозу независимого существования восточных славян
Таким образом, восточные славяне миновали рабовладельческую общественно-экономическую формацию.
Ho это не значит, что у них совсем не было рабов. Они бььли, но их труд не получил такого развития, чтобы стать основой общественного развития, рабство у восточных славян носило патриархальный характер Рабы (челяль) имелись в хозяйстве феодала и использовались главньси образом как домашние слугиФеодализм представляет собой более передовую общественно-экономическую формацию, чем рабоаладельческий строй.
Поэтому переход от первобьггно-общинного стрОя к феодализму происходил пе в один день н даже не в один гол, а длился в течение многих веков. Этот переходный период мы будем называть периодом станоаления или формирования феодализма, а государство этого периола — государством периода становления феодал изма.
Bo второй половине I тыс н.э, когда, как мы отмечали, происходил бурный рост производительньш сил у восточных славян, одновременно с процессом распада первобытно-обшинных отношений происходил распад племенного строя и развитие элементов государственности Этот процесс получил особенно интенсивное развитие в Vll—IX вв Процесс развития государственности у восточных славян выражалось в появлении у них политических центров, о&ъединяюших ряд племен.
Так, готский историк Vl в. Иордан сообщает о фактах, имевших место в IV в , он рассказывает о ходе борвбы антов с остготами, протекавшей с переменным успехом Иорлан говорит о силь- ном антском вожде Боже, который, вероятно, распространял свою аласть если и не на всех антов, то на значителвную их часть.
Византийский историк Vl в Прокопий Кесарийский указывает, что у антов «вся жизнь и узаконения одинаковые, т.е. что у них имеется определенный правопорядок
0 высоком уровне общественного развития восточных славян говорят и их религиозные представления. Анты уже знали единого бога Перуна, аладыку над всем. Единобожие свидетельствует о более высоком уровне развития, чем более ранние формы религиозных прсдетаалсний (тотемизм и культ родовых богов)
Б Vl-Vlll вв. анты совершали походы на Византию и Балканы. Это также говорит о том, что анты предстааляли серьезную силу, немыслимую без высокой государственной организации
Наконец, источники дают нам прямые сведения о существовании в тот период некоторых славянских государств Арабский историк IX в. Масуди сообщает о существовании в Vl в. на Волыни государственного объединения славян, во главе которого стоял Мад- жак Это сообщение подтверждается и русской летописью Еше более зрелые и прочные государственные образования восточных славян сложились в Vlll в Этими государственными образованиями бььпи Куявия. Артанин и Славия. Предполагают, что центром Куя- вии яалялся Киев, центром Славии — Новгород Что касается Ap- тании, то ее местонахождение точно не установлено Одни истори- ки считают, что она находилась на Таманском полуострове Другие полагают, что речь идет о поселении юго-восточной группы славянских племен, в частности о Рязани
Есть основания предполагать, что в эгот период существовали и другие государственные образования восточных славян А.П. Новосильцев в современном издании пишет: «По-видимому, в Восточной Европе IX в. возникло несколько княжеств, во гдаве которых стояли «призванные» русские князья Арабские источники называют Киев, Славию т.е. землю славян ильменских, и некую Apcy, которую до сих пор идентифицировать не удается Ho их тех же ис точников видно, что важнейшими из этих политических объединений были Киевское и Северное, в райопе несколько позже возникшего Новгорода»[3].
Таким образом, восточные славяне в период до IX в. переживали период становления феодализма со всеми характерными экономическими и политическими особенностями.
Развитие экономического строя и обуслоаленное им развитие государства неуклонно шло в направлении утверждения феодального базиса и соответствующей ему феодальной надстройки
Древнерусское государство было не первым государствен н ьоі образованием у восточных славян. Мы видели, что еще до его образования в IX в. восточные славяне прошли большой путь государственного развития Образование Древнерусского государства было подготовлено цепью государств периода становления феодализма у восточных славян. Это очень важно подчеркнуть для того, чтобы как следует разобраться в процессе образования этого государства.
Иорманнская теория и ее критика. Исторические источиики, имеюшиеся в нашем распоряжении, очепь скудны Единственным источником, прямо говорящим об образовании Древнерусского (Киевского) государства, является летопись. B ней сказано, что Kn- евекое государство возникло в результате призвания варягов (норманнов), которые якобы впервые установили государственную вяасть у восточных славян, так как последние представяяли собой диких, отсталых людей, питавшихся кореньями и травами.
Ha основе летописного рассказа возникла так называемая «норманнская теория» Впервые ее вьшвинупи пемецкие историки, работавшие в Петербургской академии наук в XV[[I в Немецкие историки Г.З. Байер, А.Л. Шлёцер и Г.Ф. Миллер подняли на щит летописный рассказ о призвании па Русь варягов и на его основании доказывали, что Русское государство было созлано немцами, ибо варяги-норманны — это северные германцы.
Они доказывали, что варяги не только создали русское государство, но и дали ему свое имя — «Русь», русское государство Они утверждали, что «Русь» было именем того варяжского племени, представители которого — Рюрик Синеус и Трувор — были приглашены в качестве новгородских князей.
Однако уже в XVlU в норманнская теория встретила весьма сильный отпор у переловьш русских ученых. Первым решительным ее противником был великий русский ученый M.B. Ломоносов.
Тенденциозность, а погому и несостоятельность этой теории не вьоывает сомнений. Летописец, создавая свою версию образования русского государства, исходил из определенного социального заказа. Объясняя происхождение русского государства от варягов, летописец считал, что это должно возвысить государство его князей, так как варяги-норманны играли крупную роль в Европе в IX—XII вв. Норманны, как известно, завоевали в это время часть Франции, а в 1066 г. во главе с Вильгельмом Незакокнорожденным вторглись в Англию и открыли определенный этап в истории этой страны.
Норманнская теория происхождения русского государства была взята на идеологическое вооружение германскими фашистами как составная часть их человеконенавистнической расовой теории о превосходстве арийской расы, ее предназначении господствовать в мире.
Однако отечественная истОрическая наука полностью доказала ложность и несостоятельность норманнской теории во всех ее прежних и самых новейших прояалениях
Исторические факторы образовании Древнерусского государства. O гСчественные, в пераую очередь советские, ученью доказывали, что государство не создается кем-то пришедшим извне Это продукт внутреннего социально-экономи'кского развития общества- государства появляются на определенном этапе общественного развития в результате действия объективных исторических факторов. Выше мы уже отмечали, что государственность появилась на Руси, во-первых, задолго до образования Киевского государства, во- вторых, задолго до того, как на Руси появились варяги. Следовательно, нужно различать вопрос об образовании Древнерусского (Киевского) государства и государственности на Руси вообше *Давно уже доказано, что ни варяги, ни хазары славянам государственности не принесли, поскольку эта последняя как таковая возникает в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения»[4].
Рял ученых считает, что варяги бьши не призваны на Русь, а завоевали ее — сначала Новгород, а позже Киев, и этим было положено начало Киевскому государству. Ho это, по сути дела, повторение норманнской теории. Кроме того, исследования показывают, что варягов было на Руси мало, и они не могли завоевать, а тем более удержать в повиновении многочисленное славянское население. Факты говорят о другом Варяги стояли на более низкой ступени общественного развития, чем славяне, поэтому они ассимилировались среди славян, лринали нх язык, обьнаи
Следовательно, мы можем сказать, что варяги к образованию Киевского государства не имели никакого отношения. Оно образовалось без какого-либо внешнего воздействия, внешнего насилия, на основе внутреннего развитии восточного славянства
Однако это не означает, что внешняя обстановка, в которой находилось восточное славянство в рассматриваемый нами период, не имела никакого значения.
Основным фактором, обусловившим образование Древнерусского государства, было экономическое развитие восточных славян Ho образованию этого государстві способствовала и международная обстановка, котортя, с одной стороны, несколвко ослабила внешнюю угрозу, а с другой — способствовала развитию экономики восточных славян.
Дело в том, что Арабский халифат в то время начал клониться к упадку. Это повлекло за собой и упадок хазарского каганата, тесно связанного с халифатом торговыми, экономическими связями A это означало, что ослаб один из главньи врагов восточных славян — хазары, замедлявшие развитие наших предков
B условиях упадка халифата пзменидисв и торговые пути, шедшие из Европы на Восток. Отмер старый путь по Водге и возник новый путь — «из варяг в греки», объединивший отдельные славянские племена в один экономический комплекс. B этик условши и возникли предпосылки для создании единого государства, объединявшего все славянские племена
B 882 г. князь Олег, преемник Рюрика, собрал дружину в Новгороде и направился на юг. По пути он закрепился на земле кривичей (в Смоленске), а также в других пунктах адоль «пуги из варяг в греки». Достигнув Киева, Олсг обманом умертвил княживших там Аскольда и Дира, закрепился там и объявил Киев «матерью городов русских»
Овладев Киевом и объединив таким образом две важнейшие славянские земли, Олег сумел полчинить себе другие восточнославянские территории Из летописи видно, что ему к концу правления подчинились поляне, словене (новгородские), чудь, кривичи, древляне, радимичи, северяне, белые хорваты, дулебы, тиверцы.
Объединение приходилось вести вооруженным путем, главным образом потому, что некоторые славянские племена были завоеваны их агрессивньвми соседями B частности, Олег отвоевал у хазар северян и радимичей, освободил их тем самым от иноземного ига.
K концу княжения Олега. Киевское государство охватывало огромную территорию от Балтийского до Черного моря и от нынешней Западной Украины до Волги Олег подучил титул великого князя.
B Киеаскую Русь в X в. входило уже около десятка союзов племен. Она стремилась к объединению в рамках единого государства всех восточных славян. Русь стала одним из крупнейших государств Европы Киев, стоявший раньше почти на краю славянских земель, теперь оказался в географическом центре этих земель, подвластных Руси.
B процессе объединения всех восточнославянских земель складывалась древнерусская народность, имевшая единую территорию, единый язьж (при наличии диалектов), единую культуру Древнерусская народность стада кольйелью трех братских славянских на родов — русского, украинского и бедорусского