Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
Новгород был центром северных русских земель, расположенных на территории бассейна озера Ильмень и рек Волхова, Ладоги, Мсты и Мологи.
Ha Запале важнейшими городами Новгородской земли были Псков и Изборск- Псков являлся значительным торговым и ремесленным центром, а также алминистративным центром обширной и плодородной Псковской земди Co временем Псков завоевал значительную самостоятельность.
Основой экономической жизни новгородской земди было сельское хозяйство, в первую очередь земледелие Основную массу населения составляли крестьяне
Как и повсюду на Руси того времени, господствующим экономически и политичоски классом были феодалы-землеалалельиы. Вместе с тем характерной особенностью Новгорода являдось сравнительно большое развитие pevece i и торгов iu. Новгород был одним из крупнейших торгово-ремесленных центров Восточной Европы. Новгородские ремесленники были объединены, подобно ремесленникам других средневековых городов, в корпорации н работали уже не только на заказ, но н на рынок.
Возникают в Новгороде и купеческие организации. B XI[ в. известно объединение «заморских» купцов, т.е. купцов, торгующих за морем.
Своеобразие социально-политической структуры и острота классовой борьбы в Новгороде определили особенности его политического устройства
По CBOCMy политическому строю Новгород резко вьщелялся среди других феодальных земель на Руси C начала XII в. Новгород превртткдся в типичную феодальную республику, управляемую городской знатью, среди которой господствующее место занимали бояре и духовенство. Новгород бьиі боярской республикой.
Высшие и местные органы власти Весьма характерной особенностью Новгорода было длительное сохранение вечевой формы правления. B П36 г к вечу перешло право выбора Новгородского епископа, посадника и тысяцкого и тем самым вечевая организация окончательно оформилась.
Круг вопросов, выносимых на рассмотрение вече, был весьма широк.
Вече разрешало вопросы внешней политики — объявляло войну, заключало мир осуществляло контроль за использованием финансовых средств, за деятельностью должностных лиц, рассматривало важнейшие судебные делаИмсино наличие вече как высшего органа власти в Новгороде и составляло характерную особенность Новгородской феодальной республики.
Неверно было бы, однако, республиканский строй в Новгороде считать народовластием. Ha самом деле власть в Новгородской феолальной республике была сосредоточена в руках бояр. Некоторыми политическими правами также пользовалось богатое купечество. Боярство использовало силу ремесленно-торгового населения Новгорода в борьбе против князей B связи с эггим оно вынуждено бьито сохранять вечевую организацию, возникшую euie в глубокой древности. Ho в новых социальных условиях бояретво использовало вече в своих классовых целях и руководило республикой, эахвзтив асе важнейшие должностные посты.
Бояьшую роль в Новгороде играл боярский совет («оспола») состоявший из зажиточной части Новгородского ©бшества: бояр, ту- ховенства, представителей Новгородской администрации Весьма влиятельное место в нем занимал новгородский епископ, которому с II65 г. был присвоен сан архиепископа. Заседание совета обычно проходило у него во дворце, и он являлся его председателем. Ta видная роль, которую играл в боярском совете архиепископ, определялась прежде всего тем, что он был крупным феодалом.
Боярский совет непосредственно разрешвл все основные вопросы внутреннего и внешнего управления, наиболее важные подготавливал к вынесению на вече Наконец совет осушествлял также контроль за деятельностью должностных лиц.
B большинстве русских городов посадники были представителями князя н нм назначались. Б Новгороде же посадник и тысяцкий являлись представителями исполнительной власти вече B их руках сосредоточивались все важнейшие дела управления внутренней н внешней политикой Новгорода. B руках посадника находился верховный суд республики, граво назначения и смещення должностных лиц, контроль за деятельностью князя Вместе C князем посадник выступал в походах вО гдаве новгородского войска Тысяцкий был первым помощником посадника Он предводительствовал городским ополчением.
НовгорОдцы совсем не устранили князя Князь приглашался в республику, но его роль была низведена до ролн военноначальника. Он был ограничен в судебных правах, не мог судить без посадника, не имсл права приобретать земли в новгородских владениях, нс мог назначать на административные должности (в частности, правителей волостей) лиц, не являющихся новгородскими гражданами, а также смещать должностных лиц без суда Вообще, князь правил в Новгороде по договору с вече, в когором подробно очерчивались и ограничивались пределы его власти
Новгород делился на районы-концы, до главе которых стояли выборные правнтели — кончанские старосты. Конны делились на улицы, управлявшиеся уличанскими старостами
Вся же территория Новгородского государства делилась на пятины, а те — на волости и погосты Правители волостей назначались князем н посадником.
Политический строй Пскова почти буквально повторял политический строй Новгорода. Только в Пскове было два посадника и не было тысяцкого.
Источники права Одним из основных источников права в Новгороде была Русская Праада, которая дополнялась церковными уставами, княжескими грамотами, договорами и другими актами. Издавна большое значение в качестве источника права в Новгороде н Пскове имело обычное право, носившее здесь название «пошлины» (т e. то, что «пОшлО», установилось с давних времен). Как в Новгороде, так и в Пскове была произведена сис тематизация всех вндов правовых норм и были созданы так называемые судные грамоты
Поскольку Новгородской судная грамота сохранилась лишь в отрывках, остановимся на Псковской судной грамоте, тем более что псковское право имеет много обгцего с новгородским.
Псковская судная грамота дает нам сведения о более высокой ступени развітія феодализма, нежели мы узнаем ато из Русской Правды, поскольку это документ XV в. Псковская судная грамота уже отчетливо различала недвижимое имущество («отчина») и движимое («живот»)
Так как недвижимое имущество предстааляло саму основу экономического господства класса феодалов.
Псковская судная грамота приобретение и отчуждение недвижимого имущества обставляет большими формальностями, чем эти же действия в отношении движимого имущества Она содержит указания на основные способы приобретения права собственности: путем договора, по наследству, по давности, путем получения приклада, находкиПсковская судная грамота знала, помимо права собственности, право пользования чужой вешью (оно также входит в разряд вещных прав), которое в грамотс носило название «кормля». Этим правом пожизненно пользовался переживший супруг при условии, что он ие вступит в новый брак. B прОтивном случае имущество переходило к родственникам умершего супруга.
Обязательственное право. Обязтгепьства no псковскому праву возникли из договоров, причем существовало три способа заключения договоров-
• устно (иногда для заключения такого договора требовалось присутствие свидетелей),
• по способу «доска» — договор записывался на доске (это письменный ДОгОВОр),
• с помощью «записи» (это бьиі письменный договор, копня которого отдавалась для сохранения в соборе; в случае судебного спора такая запись считалась официальным документом и не могла быть Оспорена).
B Псковской судной грамоте уже упоминается два способа обеспечения, гарантирования договора.
1. Затг Он, как правило, сопровождал договор займа (при денежном займе свыше I руб. залог был обязателен) Залог имел своей целью обеспечение интересов собственников, так как зай- модателями, как правило, являлись представители имущих классов. При залоге движимого имущества должник отдаввл свою вещь во владение кредитора вплоть до уплаты долга Залогодержатель всегда находился в более выгодном положении, чем должник — в случае возникающего спора дело решвлось, как правило. в его пользу. При залоге недвижимого имущества оно не переходило во владение залогодержателя и этим залог в Пскове существенно отличался от залога по Русской Правде и залога в Московском государстве
2. Порука (поручительство) со стороны третьего лица.
Этот вид обеспечения договора также достаточно широко использовался в те времена в Псковской земле.B Псковской судной грамоте различались следующие виды договоров: купли-продажи, мены, займа, ссуды, пок.южи, дарения, имущественного и личного найма, изорничества.
Подробно остановимся на изорничестве, которое было подобно институту закупничества по Русской Правде Изорники — это земледельцы, лишившиеся земли и средств производства и вынужденные вследствие этОго искать себе пристанища и поступать в зависимость к собственникам земли, которые давали изорникам земельные участки и орудия призводства Они отличались OT смердов тем, что смерды имели свою землю OT обши- ны и имели свои средства производства
От наймитов, т.е. людей, работающих по договору найма, изорники отличвлись тем, что наймиты были свободными людьми, а изорники представляли собой феодально зависимых люлей, подверженных различным правовым ограничениям
Договор изорничества заключался путем «записи» При этом изорник получал так называемую «покруту», те. подмогу для обзаведения хозяйством.
Являясь феодально зависимым, изорник имел, однако, право уйти от феодала, но не в любое время, а один раз в голу (День Филиппьева заговенья — 14 ноября). При этОм он должен был вернуть «покруту», что, конечно, быдо для него весьма трудно и означало, >rro он вновь должен был лишиться всего хозяйства и остаться ни с чем
Следует также, сказать иеско.пько слов о договоре имущеетеенного найма, который имел свои особенности B Псковской грамоте говорится о нанимателях дома или усадьбы — гкшсуседниках. Характерной особенностью пскоаского права было то, что пошуседник должен бьш
Оплачивать наем своей работой и поэтому находился в экономической зависимости От хозяина.
Преступление н наказание B отличие от Русской Правды, называвшей преступление «обидой». Псковская судная грамота не имела спеииального термина для его обозначения Ho в целом в разработке понятия преступления она стоит на более высоком уровне.
Так, в ней уже содержится упоминание о государственных преступлениях, например о «переветем т e о государственной измене, за что полагалась смертная казнь.Болсе детально в Пскове регулировались и имущественные преступления B Псковской судной грамоте предусматривалась татьба (кража), причем различались простая и квалифицированная, те сопровождающаяся отягчающимися обстоятельствами (конокрадство, кража в третнй раз) — смертная казнь. B качестве квалифицированной татьбы рассматривалась и «кромскал татьба», т e. кража из псковского кремля, где находилась государственная казна.
K числу преступлений против имущества относились также разбой, грабежи, наход (т.е. разбой, совершенный шайкой) и поджог. Убийство каралось денежным штрафом (продажей) Из преступлений против дичности весьма тяжким считалось вырывание бороды (вознаграждение в пользу потерпевшего — 2 руб., а также продажа в пользу князя) Кроме того, в Псковской судной грамоте упоминаются побои, оскорбления судебного привратника, а некоторые преступления, весьма подробно излагающиеся в Русской Правде, например нанесение увечий (отнятие руки, пальцев, выбитие зуба и т.д.), в ней не встречаются. Видимо, в этой части действовала Русская Правда, а в Псковскую судную грамогу вносиди только новые положения B отличие от Русской Правды она знает смертную казнь, что свидетельствует о необходимости для феодалов поддерживать свое господство самыми жестокими способами Так, воров сжигвди или вешали, поджигателей бросали в огонь. Кроме того, как известно из летописи, применялось «усечение», т.е отсечение головы. Другим видом наказания была продажа, т.е. штраф в пользу князя. Он не мог превышать 2 руб Кроме того, в некоторых случаях преступник уплачивал денежное вознагражаение потерпевшему или его родственникам.
Суд и процесс. Суд осущестддял рад органов — вече, князь вместе с посадником, старосты волостей, псковский наместник новгородского архиепископа, т.е те органы, о которых уже шла речь н которые являлись органами власти и управления Кроме них, суд
Осуществляли братчины Братчина — это общество, возникшее первоначально для увеселения, г.е. группа людей, сложившихся в склалчину для пирушки Братчины раэбирвли дела о драках, оскорблениях, побоях, которые нередко случвлись во время увеселений и пьяных оргнй.
Процесс в Пскове носил coи его родом, от должности в военно- алминистрашвном аппарате. Господствующее положение в феодальном общестае Золотой Орды занимал аристократический род потомков Чингисхана — так называемые царевичи. Это был довольно многочисленный рол, владевший всей землей в стране. Ему принадлежали огромные стада, дворцы. Подобно ханам, члены этого рода давали своим подаластным людям ярлыки. Царевичи имели преимущественное право занятия высших государственных постов. Они. по существу, определяли внутреннюю и внешнюю политику государства
Ha следуюшей ступени военно-феодадьной иерархии Золотой Орды стояли нойоны, или беки Они вели свое происхождение от сподвижников Чингисхана н их сыновей Нойоны имелн огромные ствда, множество слуг и зависимых людей От своих владений они получали огромные доходы — до 100—200 тыс динаров в год Нойоны назначились на ответственные государственные и военные должности — темников, тысячников, баскаков. Им давались тарханные грамоты, освобождавшие от различных повинностей. Знаками их аласти были ярлыки и найцзы (знак повеления, приказа, верительной грамоты в виде тонкой пластины)
Дальше шли нукеры — дружинники крупных феодалов. Они занимали средние н низшие должности в военно-вдмннистративном аппарате — сотников, десятников Это позволяло им извлекать значительные доходы с населения тех территорий, на которых они были размещены
K средним феодалам относились и тарханы, получившие от хана тарханньіе грамоты, в которых им устанавливались привилегии Они были свободны от податей и предавались суду поеле совершения девяти проступков.
K привилегированной части общества относилось духовенство. наибольшими привилегиями обладало мусульманское духовенство Ero представители были не только богатейшими людьми, но и занимали важные должности в административном и судебном аппарате.
Основная масса феодально-зависимого населения состояла из кочевников-скотоеодон — карачу — «черная кость», а также из зем- іедеіьцев и городского населення. Карачу вели хозяйство на землях, принадлежавших феодалам-землеилалельцам Занимаясь скотоводством, они несли повинности кобьиіьим молоком и другими продуктами скотоводства. Карачу служили в войске, обеспечивали его транспортом.
Кроме кочевников, в земледельческих районах Золотой Орды жили феодально-зависиѵые крестьяне — сабанчи и уртакчи. Сабаичи жнаи сельскими общинами, несли наггуральные н другие повинности на феодалов, а также обрабатывали выделенные им участки. Уртакчи (издольщики) — кабальньіе люди — обрабатывали землю феодалов за половину урожая, несли другие повинности.
B городах жили ремесленники и торговцы, которые платили городским властям лодати, несли другие повинности.
B Золотой Орде сущестЕовало рабство. Основным источником рабства был плен. Труд рабов применялся во всех отраслях хозяйства Однако рабы зачастую преаращались в крепостных крестьян Их сикали на землю, наделяли средствами производства и постепенно рабы становидись сабанчи.
Право Основным источником права в Золотой Орде бьіл составленный Чингисхіном сборник правовых норм, получивший название Веткой Яш Ee дошедшие до нас нормы в большей степени относятся к уголовному праву. Они свидетельствуют о крайней жестокости в отношении правонарушителей Чаще acero упоминается смертная казнь и наказание палками.
За измену Яса Чингисхана предусматривала смертную казнь K имущественным преступлениям относилось присвоение бежавшего раба, убежавшего пленника. Это каралось смертной казнью.
Кража лошадей предполагала возвращение не только украденной лошади, но добавление еще десяти лошадей. Еели лошадей не было. виновный расплачивался своими детьми Если детей не было, виновного могли «зарезать, как барана».
Смертная казнь предусматривалась эа супружескую неверность, скотоложство и некоторые другие преступления и производилась, как правило, публично путем улавливания на веревке, подвешенной на шее верблюда или лошщш, а также волочения лошадьми
Нжлшовшие имущества происходило таким образом, что старший сын полуил больше младших, меньший сын наследовал хозяйство отца. Суд в Золотой Орде до принятия мусульманства действовал на основе монгольского обычного права — ясы. После введения ислама суд основывался на шариате. Судьями были кады (квдии), которые сулили по шариату, а тдкже яргучи, выносившие решения на основе Великий Ясы Чингисхана