Общественный строй
Феодальное общество в Русском централизованном государстве состояло из двух основных классов — класса феодалов и класса феодально-зависимых крестьян.
Феодалы. Класс феодалов подразделялся на четыре социальные группы:
• служидые князья («княжата»);
• бояре;
• слуги под дворским,
• дети боярские.
Сіужшьіе князья — это бывшие удельные князья. После присоединения их уделов к Великому княжеству Московскому они утратили политическую самостоятельность, однако сохранили право вотчинной собственности на свои земли и оставались крупными эемлевлндельцами. «Княжата» были обязаны служить великому князю Постепенно они сливались с верхушкой боярства
Бояре, как прежде, оставались кругными вотчинниками. Они тоже относились к служилому сословию, занимали важные посты в аеликокняжеской ал м и нистраци и.
Дети боярские и слуги под дворским составляли группу средних и мелких феодалов и несли личную службу великому князю.
B период формирования централизованного государства феодалы облшіали правом огьезда, могли выбирать в качестве сюзерена более сидьного князя. По мере укрепления власти московских великих князей менкиось их отношение к праву отъезда Они рассматривали его как проявление сепаратизма, стремление к самостоятельности Поэтому отьезжаюшие зишались своих вотчин и считались изменниками. Конфискованные земли великие князья передавали низшей группе служилых людей. Например, Иван 111 с 14E3 по 1489 г. конфисковал земли 8000 семейств бояр и гостей Великого Новгорода, находившихся в оппозиции к Москве. Ha их землях Иван IV «испоместил москвичь лучьших многих гостей и детей боярских».
B XV — начале XVI в. в условиях централизации государства, поскольку все группы феодалов превратились в служилое сословие, изменялось значение слова «боярин» B едином государстве принадлежность к боярству связывалась с государственной службой и стало означать придворный чин, пожалованный великим князем Высшим чином был «боярин введенный» (прошедший процедуру торжественного введения, объявления).
Этот чин получвли княжата и родовитые бояре за особые заслуги. Следующий чин — «окольничий» давался мелким удельным князьям и знатным боярам, не вошедшим в состав бояр введенных Другие чины — стольники, дворяне городовые.B рассматриваемый период оформилась новая группа феодалов — дворяне Иван Ul и другие велнкие князья давали землю пол условием службы свободным люалм и даже холопам, главным образом это были слуги подлворским (отсюда название — дворяне).
Дворяне получали землю за службу пол условием поместного права, т.е без передачи по наследству. Они не имели права свободного перехода от князя к князю, занимали незначительные должности, не могли быть главными предводителями войск, начальниками полков, а командовали лишь десятками иди сотнями. Ha них лежала обязанность по охране границ государства Дворяне могли занимать должности «разсылъщиков» — лиц, посьтаемых в разные места с поручениями «недельщиков», в обязанность которьіх входили вызов в суд сторон, исполнение решений суда, арест и пытка «татей». Исполняли дворяне различные должности и в придворной службе, принимали участие в княжей охсте в качестве псарей, кре- четников, сокольников. B Русском централизованном государстве между великим князем и остальными феодалами сложились не договорные, а служебные отношения. Действовали принципы, «в службе — честь!», юлужить до смерти»
K крупным феодалам принадлежало духовенство, которое делилось на белое — духовенство церквей и черное — духовенство монастырей
B рассматриваемый период происходило расширение монастырского землевладения за счст пожалования князей и бояр, а также захвага неосвоенных земель, особенно на северо-востоке страны многочисленные монастыри, разбросанные по всей территории страны, пользовались поддержкой местных феодалов и купечества.
могли существовать безбедно за счет денежных и нагуральных вкладов на «помин души», «о здравии».
Крестьяне. Для обозначения сельского населения с XIV в. постепенно получает распространение термин «крестьяне» (от «христиане»)
Крестьяне делились на две категории — черных и частновладельческих
Черные крестьяне жили на землях князей и юридически ие принадлежали какому-нибудь феодалу Они платили великому князю тягло — общегосударственную подать.
Ha них возлагалась запашка десятины — барщина на великого князя, содержание кормленщиков, подводная повинность, устройство городовых стен, приказных изб, строительство мостов, рубка деса, поставка «даточных людей». Главной мерой гри раскладке податей и повинносгей на общину была соха, определенное количество земли — от 400 до 1300 четвертей (четверть — этО 1/4 десятины) Черные крестьяне жили общинами («мир», «волость»)Частновладельческие крестьяне принадлежали отдельным феодалам B XlV—XVI вв. феодальі стремились прикрепить крестьян к себе, своим владениям При этом ислользовалисъ как экономические, так и внеэкономические меры. Чаще всего великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельиами определенные группы крестьян. Однако единая форма феодальной зависимости еше не сложилась Частновладельческие крестьяне подразделялись иа группы
1. Крестьяне^тарожильцы K ним относились те, кто давно (исстари) жили на земле феодала, выполняли в его пользу повинности и платили тигло. До середины XV в. старожильцы бьши юридически свободными Потом князья стали излавать грамотьі. прикреплявшие их к землевладельцу.
2. Ноноприходиы — крестьяне-бедняки, вынужденные идти к богатому чозяину. Они заключали договоры, «порядные» грамоты, по которым поладали в зшисимость к господам. Новоприходец брал «подмогу» на обзаведение, B течение одного гопа он либо освобождался от платы оброка господину, либо платил его «вподы», в уменьшенном размере За это он был обязан обзавестись хозяйством, построить дом Если он не делал этого, то платил «заряд» — неустойку По истечении льготньіх лет новоприходцы сливались со старожильцами.
3. Серебренники — крестьяне, которьіе бради в долг от своих феодалов серебро, которое делилось на «ростовое» и «издельное». Первое давалось с условием уплаты проиентов. второе — с условием погашения процентов «издельем», т.е. работой на земле феодала. До уплаты долга серебренники не могли уйти от хозяина
4. Половники не имели своей земли, обрабатывали господскую землю и отдавали половину урожая хозяину.
5. Бобыли — безземельные крестьяне, не имевшие хозяйства и возможность платить государственную повинность Они получали у феодала жилище и землю За это они платили оБрок и выполняли барщину.
Основная масса крестьянства в XV в. пользовалась лравом перехола («выхода») от одного феодала к другому в любое время года («межень лета и всегдыо). Феодалов это не устраивало, они стали требовать установления определенного срока крестьянского выхода
Иван Ill в Судебнике 1497 г установил елиныи срок выхода («отказа») крестьян — Юрьев день осенний (26 ноября), когпа обычно все сельскохозяйственные работы были закончены. Чтобы получить «отказ», те право выхода, крестьянин должен был заплатить феодалу «пожилое» (за пользование двором) в размере одного рубля в степных местностях и полтины в лесистых, если OH жил за хозяином четыре года или дольше.
Осенний Юрьев день был крайне неудобен для выхода крестьян и, по сути, еще сильнее привязывал крестьян к феодалу. Без преувеличения можно сказать, что Судебник 1497 г., установив Юрьев день, поюжиі начало юридическому оформлению крепостного нрава e России
Холопы. B период формирования пентрвлизованного государства медленно, но неуклонно ндет процесс сближения холопства C феодально-зависимым крестьянством Появляются так называемые «стралные люди», или «стралники», — холопы, посаженные на землю Сокращается число источников холопства Холоп, бежавший из татарского плена, освобождался. «Ключничество» в городе, рождение от свободной не вели B холопство Еще одним проявлением сближения холопства с крестьянством являлось появление кабальных людей Эта категория зависимого населения появилась в конце XV в. Сушность кабальных отношений заключалась в эксплуатации должника кредиторам на основании особой долговой записки («служебной кабалы») Должник должен был своим трудом («службой») погасить проценты с занятой суммы. Часто долговая сумма носила фиктивный характер, прикрывала переход в феодальную зависимость, B XVI в. кабала приобретает черты полного холопства Поэтому кабальные люди стДДи называться кабаіьными холопами.
Однако в отличие ст полного холопа кабальньій холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопамиГородское насележе Жители городов в Русском централизованном государстве назывались посадскими людьми. Дело в том, что город в то время делился на две части:
1) огороженное крепостной стеной место — «детинец», «кремль», здесь жили представители княжеской аласти, находился гарнизон,
2) посад — поселение вне каменных стен детинца, здесь жили торговцы и ремесленники — лосадские люди.
B соииальном отношении посадские люди были неоднородны, Берхушка — богатые купцы (некоторые князья были должниками купцов) — гости, сурожани, суконники Существовали купеческие Объединения — так называемые сотни.
Основную массу городского населения составляли черные посадские люди (ремесленники мелкие торговцы) Ремесленники объединялись в общины, «братчины» по профессиональному признаку — каменщики, бронники, плотники и яр. За ними признавалось право сула.
Посадские люди образовывали посадскую черную сотню, члены которой по принципу круговой поруки плагили общегосударственную подать — посадское тягло, а также несли другие повинности
4.2.