<<
>>

ОПИСАНИЕ ВРЕДНЫХ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ, СУЩЕСТВОВАВШИХ B ТУЗЕМНЫХ ПЛЕМЕНАХ ВОЕННО-ОСЕТИНСКОГО ОКРУГА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. 1859 ГОД[288]

C общего народного согласия признано полезным и необходимым сделать следующие изменения в народных обычаях

Обычаи, существовавшие до настоящего времени

1 [289]. Если из стада овец, скота или табуна лошадей, во время нахождения на паст­бище по горным покатостям, одно из животных спустит с горы камень, и этот при­чинит проходящему ушиб или убьет его, то родственники ушибленного или умер­шего от ушиба преследуют хозяина скотины, столкнувшей камень, кровомщением, как за умышленное убийство; отчего очень часто случается кровомщение между фамилиями или, по народному обычаю, хозяева табунов платят родственникам умершего или ушибленного кровную плату.

2 ]. Если кто, трогая висящее на стене или где бы то ни было заряженное оружие, или возьмет у другого смотреть, И OHO в то время нечаянно выстрелит и причинит кому-либо рану или убьет, то родственники убитого простирают кровомщение не только на того, кто произвел нечаянный выстрел, но и на самого хозяина оружия, как за умышленное убийство, по народному обычаю, или требуют полной кровной пла­ты по равной части — с хозяина оружия и с выстрелившего; за нанесенную же рану плата определяется по усмотрению медиаторов.

3 [290]. Если чья бы то ни была лошадь ударит проходящего мимо нее, или ушибет рогатая скотина, или укусит собака и от этого удара или укушения последует смерть или увечье, то родственники принимают хозяина лошади, или скотины, или собаки за умышленного убийцу, которого в удобном случае стараются убить; если же дело отдается на разбирательство народа, то хозяин скотины, или лошади, или собаки платит родственникам кровную плату, как за умышленное убийство, а за рану и уве­чья, причиненные подобным ушибом или укушением, полагается плата, как за рану, нанесенную оружием.

4 [291]. Если во время скачки кто по неосторожности или нечаянно, при полном раз­гоне лошади, задавит или сшибет кого-либо и тот от сего случая умрет, то родствен­ники умершего считают преступником ездока, которого в удобном случае старают­ся убиіъ, как умышленного убийцу; по народному же разбирательству налагаюг на него полную кровную плату; виновный во избежание мести обязан безотлагательно платить присужденное.

5 h Если вор, найденный на преступлении, будет убит хозяином, чье имущество намеревался воровать, то родственники вора преследуют убийцу и стараются ото­мстить за кровь убитого; по народному же обычаю получают от убийцы полную кровную плату.

6 [292]. Bo время игры или ссоры малолетних детей если при этом случае один одно­го убьет нечаянно или с намерением, то родственники убитого считают этого маль­чика убийцей, несмотря на то, сколько бы он ни был малолетен, и в удобном случае мстят убийством его самого или его родственников; а если дело разбирается по обы­чаю, то родные убитого мальчика, не рассуждая, что убийство произошло от руки еще неразумного и нечаянно, требуют полную кровную плату с отца убийцы.

7 [293]. При ссоре двух человек, если кто из них ухватит у кого-либо из присутство­вавших оружие и им убьет своего противника, то хозяин оружия подвергается также мщению, а во время требования кровной платы должен уплатить родственникам убитого часть по определению медиаторов.

8 [294]. Если кто едет или стоит на месте, сидя на чужой лошади, и она в то время причинит кому-нибудь из проходящих мимо или едущих сзади ушиб, и тот умрет, то как ездок, так и хозяин лошади подвергаются равному мщению родных умершего от этого ушиба; если же дело отдано будет медиаторам на разбирательство, то ездок и хозяин лошади платят за кровь умершего, как за умышленное убийство.

9 *. Bo время стрельбы в деле с неприятелем или на охоте по зверям или птицам, если стреляющий, не заметя идущего или едущего перед собой, нечаянно убьет или ранит его, то родственники сего последнего преследуют выстрелившего, как умыш­ленного убийцу; и по разбирательству дела если окажется, что ружье собственное того, кто выстрелил, то он платит полную кровную плату, а если чужое, то половину платит выстреливший, а другую — хозяин ружья.

10 [295]. Если один у другого воруя ружье И OHO в то время выстрелит и убьет или раниг вора, то родственники убитого преследуют хозяина ружья, как настоящего убийцу; в случае же, если вор только ранит себя, то хозяин ружья платит за рану по присуждению медиаторов; в противном же случае месть продолжается убийством или поранением хозяина ружья.

11 [296]. Если кто-либо, делая с женщиной или девицей насильственное прелюбоде­яние, и она, предохраняя себя от этого, ранит или убьет насилователя, то родствен­ники убитого или раненого имеют кровную месть к родителям, родственникам или мужу этой женщины, и сии последние по обычаю платят родным полную плату.

12 [297]. Равным образом, если кто намеревался сделать с мальчиком мужеложство, и тот, охраняя себя от подобного посрамления, нанесет насилователю рану или убьет его, то за это родственники раненого или убитого строго преследуют убийцу и в удобном случае мстят кровью, а по народному обычаю убийца или родственники платят за полную кровь, определяемую медиаторами.

13 [298]. B нечаянном случае, если маленькое дитя нечаянно бывает обварено горячей водой или обожжено, родственники, кто был причиной подобного случая, платят за кровь родителям обожженного ребенка, а в противном случае имеют кровную месть.

14 L Если после смерти мужа остается жена в доме родителей или братьев его с детьми или бездетная, то родные и братья мужа, не освобождая ее, насильственно принуждают выйти за одного из них замуж, хотя бы этого она и не желала; если же она от этого откажется, то в таком случае отправляют вдову к родителям ее и за­ставляют проживать там, запрещая выходить замуж за другого без предварительного позволения родственников прежнего мужа; а со взявшим ее в замужество без подоб­ного позволения имеют мщение и вражду.

15 [299]. Издревле существует обычай сватать малолетних девиц, даже от колыбели, за малолетних же сыновей или родственников; засватанная в детстве невеста, достигнув совершеннолетия, иногда не желает выйти за своего жениха и потому проживает до старости в зависимости родственников первого жениха. Если она, без позволения его, осмелится выйти замуж, то между обеими фамилиями рождается кровомщение.

16 [300]. Подозреваемые в убийстве и других преступлениях в оправдание себя перед обвиняющими и народом приносят клятву на могилах умерших или же, привязывая кошек и собак на высокие шесты, убивают их из ружей в присутствии народа, про­износя при этом разные нелепые причитания.

17 [301]. Каждый из молодых людей, задумав жениться, платит сам или родители его отцу невесты калым наличными деньгами или вместо оных оружием, разными цен­ными вещами и скотом.

18 [302]. Ha свадьбу собирали из одного лишь тщеславия от 60 до 120 человек, кото­рых родители невесты должны были угощать не менее двух суток.

19 [303]. До сего времени отец не имел права делать завещания дочерям своим, так что, умирая без наследника, оставляя дочерей своих в нищете, а имущество его до­ставалось в руки дальних родственников.

20 h Кроме исповедуемой веры как христиане, так и магометане с давних времен имеют своих идолов, в небывалые чудеса которых они веруют, молятся, приносят им жертвы и строят капища. Это ужасное зло до сих пор много вредит благому устройству народа.

21[304]. C давнего времени существует обыкновение, что после смерти покойника, во время похорон, жена умершего бьет себя руками по лицу до изъязвления, стрижет свои волосы и кладет вместе с телом умершего в могилу и при каждых поминках на могиле продолжает бить себя в лицо; обычаи эти вредны и даже бесчеловечны.

22 [305]. B прежние времена памятники в честь покойников ставили, смотря по до­стоинству каждого из них; они служили наградой за хорошую жизнь умершего; в настоящее же время народ из подражания начал ставить их без всякого разбора, почти над каждым умершим, так что это укоренилось в народе за непременное пра­вило; и сооружение таковых памятников вводит родственников умершего в значи­тельные издержки, ибо каждый памятник со всеми потребностями обходится не ме­нее 80 руб. серебром, и бедные люди лишаются таким образом значительной части своего состояния.

23. Поминки по умершим.

У христиан:

Большая осенняя поминка, или годичная: от 10 до 20 котлов пива, от 20 до 30 ведер араки; кроме того, режут от 5 до 10 быков, от 60 до 100 баранов.

Зарда-Аварак. пива больших 2 котла, араки 10 ведер; кроме того, режут от 1 до 2 быков, от 20 до 25 баранов.

Маирам-Куазан: пива больших котлов 1 или 2; араки 10 ведер, кроме того, режут 1 быка, от 5 до 10 баранов.

Кабан-Ганан: пива один котел, араки 10 ведер, скота режут — 1 быка, 6 баранов.

Лауз-Танат рыбная поминка на 20 рублей, араки на 25 рублей.

Зас-Хасан: рыбная же поминка, напиток и кушанья на 50 руб. серебром.

Bo время Пасхи: напиток на 15 руб. серебром, скота режут — 1 быка, 6 баранов.

Фитхаран: пива 1 котел, араки на 15 руб. серебром, скота режут — от 1 до 2 быков, от 6 до 10 баранов.

Урс-Харан: напиток на 15 руб., скота режут — 6 баранов.

За снятие траура: напиток на 18 руб. и, кроме того, режут 4 и 5 баранов.

У магометан:

Большая осенняя поминка, или годичная: пива больших котлов на 15 руб. сере­бром, араки на 40 руб.; скота режут — от 60 до 100 баранов, от 6 до 10 быков.

Семидневная: пива два котла, араки на 20 руб., скота режут — 10 баранов, 1 быка.

Сорокадневная: пива два котла, араки на 30 руб., скота режут — от 30 до 40 бара­нов, от 1 до 2 быков.

Рамазан: пива один котел, араки на 15 руб., скота режут — 4 барана.

Курман: пива один котел, араки на 20 руб. серебром, скота режут — 7 баранов, 1 быка.

Скачки по умершим: пива один котел, араки на 15 руб., скота режу г — 5 баранов, 1 быка.

Сабат-Изор — женская, три раза в год: араки на 15 руб., скота режут — 3 барана.

Всего расходуется в год как христианами, так и магометанами в каждом семействе умершего: пива 30 котлов, полагая каждый котел в 40 ведер; араки в 45 ведер; быков 30 штук, полагая за каждого быка от 15 до 25 руб.; баранов до 200 штук, полагая за каждого барана 2 руб. 50 коп., кроме того, деньгами — на покупку разных продуктов на 500 руб., а по приблизительному исчислению всех издержек, во время годичных поминок расход простирается более 2 тыс. руб. серебром, кроме жертвоприноше­ния, которое обходится каждому семейству до 200 руб. серебром.

Этот ряд поминок, не приносящий умершим никакой пользы, разоряет до край­ности остающихся в живых их родственников, потому что поминки в продолжение целого года, как видно из предыдущего исчисления, обходятся каждому семейству более 2 тыс.

руб. серебром; от этих поминок, если принять в соображение, что в больших семействах умрут в год два, иногда три человека, самые зажиточные люди беднели, а посредственные состоянием и бедные приходили в совершенную нище­ту и, доведенные до отчаяния, предавались воровству и грабежу; и так как поминки эти не приносят никакой пользы умершим и не предоставляют спасения душам их, то, во избежание крайнего разорения живущих, они отменяются, а дозволяется делать их, согласно прилагаемому при сем исчислению, и то без пьянства, как это делалось до настоящего времени, а в самом умеренном и приличном виде, а именно:

Названия поминок, которые с настоящего времени могут быть приняты в обычай

У христиан:

Большая осенняя поминка, или годичная: пива 2 котла, 1 бык, 5 баранов.

Зарда-Аваран: пива не следует, араки можно, но немного, 1 баран.

Сорокадневная: пива не следует, араки немного можно, 5 баранов.

У магометан:

Большая осенняя поминка, или годичная: пива 2 котла, 1 бык, 5 баранов.

Сорокадневная: пива не следует, араки немного можно, 5 баранов.

Рамазан: пива не следует, араки немного можно, 1 баран.

Курман: пива не следует, араки немного можно, 1 баран.

Обычаи эти, гіри общем величайшем народном сборе, одобрены народом: за со­блюдением же оных должны следить приставы и аульные старшины; в противном случае виновные в несоблюдении подвергаются, на первый случай, согласно при­говору народа, взысканию штрафа в 100 руб. серебром [306].

VI.

<< | >>
Источник: Ф.И. Леонтович. Кавказ: Адаты горских народов. — Нальчик,2010. Вып. IV. — 384 с.. 2010

Еще по теме ОПИСАНИЕ ВРЕДНЫХ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ, СУЩЕСТВОВАВШИХ B ТУЗЕМНЫХ ПЛЕМЕНАХ ВОЕННО-ОСЕТИНСКОГО ОКРУГА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. 1859 ГОД[288]:

  1. ОПИСАНИЕ ВРЕДНЫХ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ, СУЩЕСТВОВАВШИХ B ТУЗЕМНЫХ ПЛЕМЕНАХ ВОЕННО-ОСЕТИНСКОГО ОКРУГА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. 1859 ГОД[288]
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -