<<
>>

§ 1. Понятие «обычай» в недатированной части Повести Временных лет

На ранних этапах предгосударственного развития общества понима­ние обычая связывалось с существованием правил и традиций на опреде­ленных территориях. Это было явление этнически-национальное. При ста­новлении государственного быта понимание термина стало соотноситься с

" Мейе А. Общеславянский язык. М. 1951, с. 7.

4 Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М. 1961, с. 51.

5 Зимин А.А. Правда Русская. М. 1999, с. 65.

6 Нерсесянц B.C. Право и закон. М. 1983.

175

государственно-юридическими нормами, и до известной степени обыча: противопоставляется законодательству. Далее развитие ситуации идет сле­дующим образом. Или обычай воспринимается государством в юридиче­скую среду и признается им наравне с законодательством, или отвергается государством как противоречащий закону. Обычаи постепенно включают-1, ся в правовую систему средневековья путем признания этого понятия эле­ментом системы права в самом широком смысле. Из всех юридических ка­тегорий это понятие оказывается менее всего подверженным понятийной деформации.

Термин «обычай» впервые зафиксирован в недатированной части Повести Временных лет в эпизоде наблюдения святым апостолом Андреем славянской жизни в районе Новгорода в чисто бытовом значении при опи­сании банных наслаждений новгородцев в парилке: «Виде ту люди сущая, како есть обычай имъ».7 Древнее значение термина стоит вне всякой связи с государством и никак с ним не соотносится. Термин означает «завещан­ный порядок», заведомо определённую последовательность действий в бы­ту и в таком значении выступает в первом подробном летописном описа­нии. Племена славян «имяху бо обычаи свои и законъ отецъ своих, и пре­данья, кождо свой нравъ. Поляне ... родителемъ своимъ, к свекровем и к деверемъ велико стыденье имеху, брачный обычай имяху: не хожаше зять по невесту, но приводяху вечеръ, а заветра приношаху по ней, что вдаду-че».8 Видно, что под обычаем понимается система действий в области быта и семейных порядков, которая на момент описания обособлена от действия государственно понимаемого закона. Сам обычай не связан жестко с импе­ративными указаниями общей морали, одни чтут то, что другие отрицают. Радимичи, вятичи, древляне и северяне, убивающие друг друга, погрязшие в разврате и многоженстве, тем не менее также живут по обычаю - «один обычай имаху».9 Нормативность обычаев, т.е. подчинение их жестким пра­вилам повторения действий, проявляется слабо: обычаи еще не стали по версии летописи у порицаемых племен «обычным правом». Превращение обычаев в предправо (или какой-то вариант обычного права) ранее всего прослеживается в области религиозной. Летопись раскрывает обязатель­ность проведения тризны по покойным, обязательность сжигания умер­ших, собирания праха в сосуды. Одновременно санкционируется много­женство. Описание заканчивается теоретическим резюме летописца, в ко­тором он сопоставляет и противопоставляет обычай и закон, анализирует их различную суть и источники формирования. Летописец осуждает тех, кто «сотворивши обычаи поганые», «не ведуще закона Божия, но творяше сами собе закон». Этот древнейший эпизод осмысления летописцем обы­чая и закона корреспондируется в описаниях других летописей в том же варианте. Но в Воскресенской летописи есть весьма важное добавление о

7 ПВЛ, с. 9.

8 Там же, с. 10.

9 Там же, с. 11.

176

различиях в понимании древним летописцем этих категорий.

Это добавле­ние представляет собой цитату из хроники, в которой закон представлен не в древнерусском, а в европейском понимании: «Глаголет Георгий в лето­писании: каждому языку свой закон написан, а другим же обычай», но обычай является «беззаконным».10 В такой трактовке закон выступает не как «закон Божий» в древнерусском значении, а как постановление вла­стей. Далее следует перечисление «законов» у древнерусских народов и подчеркивается «беззаконие» некоторых законов. Для нас важно, что лето­писец понимал отличия закона от обычая по линии государственного пра­вотворчества. Вернее, мы взяли это понимание у древних.

В этой оценке сопоставления обычая и закона с осуждением обычаев присутствует понимание вопроса в государственных традициях уже XI в., когда новая система правовых ценностей вытесняла старые языческие. Разница в том, что обычай создается самими людьми, закон же исходит от Господа Бога. Посягательства на источник творения закона со стороны са­мовольно установленных человеческих правил обычного права есть дея­тельность однозначно порицаемая.

Отметим еще одно очень важное обстоятельство. Для эпохи форми­рования государственности в христианском варианте XI в. вполне осозна­ется на уровне теоретического мышления тот факт, что чисто юридиче­ским законам предшествует период существования более широкой правовой первоосновы, опирающейся как на источник на Господа Бо­га. В отношении к этому источнику юридические законы - вторичны и должны быть ему адекватны. Эта посылка и была главным основанием для последующего терминологического понимания закона и обычая. Обычаи могли оцениваться русскими теоретиками как хорошие или плохие, но они принципиально противоположны закону по источнику формирования. В летописной терминологии это означало - «обычай законом беззаконникам мнится». Поэтому в русской книжности и юридической лексике государст­венного периода понятие «обычай» стало в дальнейшем перемещаться в область легально применяемых правовых терминов, означая устоявшийся способ действия. С другой стороны, моральность юридических законов получила в теоретическом правосознании долженствующий (императив­ный) характер, они не могли изменяться или в них привноситься что-то по воле обычных людей. Поэтому термин «закон» перемещается в религиоз­ную область понимания и начинает означать не светское явление в древне­русском правосознании.

Летописное понимание обычая на уровне ранней государственности, что равносильно официальному пониманию, можно представить следую­щим образом. В сравнении с законом государственного периода это явле­ние сугубо негативное, языческое. Под обычаем понимается система усто­явшихся правил широкого спектра: бытовых, религиозных, семейных и т.д.

' ПСРЛ. Т. 7. М. 2001, с. 264-265.

177

На уровне официального понимания эта система правил выглядит неразде­ленной, хотя в реальной действительности имело место уже в древний пе­риод отделение различных сфер деятельности первичных нормативов и различные их терминологические определения (традиция, обычай и т.д.). Обычай понимался в раннем государственном правосознании как негатив­ный «заменитель» права, т.е. в нашем понимании как обычное право. И ес­ли вдуматься внимательно, очень похожая схема понимания обычая суще­ствует в наше время, начиная с XIX в. В дальнейшем вопрос будет рас­смотрен более подробно. Пока отметим, что это и диктует необходимость введения концепции «предправа», более точно отражающего правовую си­туацию древности.

<< | >>
Источник: Рогов В.А., Рогов В.В.. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права. (Очерки IX - середины XVII вв.). М.: МГИУ,2006. – 269 с.. 2006

Еще по теме § 1. Понятие «обычай» в недатированной части Повести Временных лет:

  1. СОДЕРЖАНИЕ
  2. § 1. Понятие «обычай» в недатированной части Повести Временных лет
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -