<<
>>

ЦИРКУЛЯР НАЧАЛЬНИКА ОСЕТИНСКОГО ОКРУГА ПОЛКОВНИКА КУНДУХОВА ОТНОСИТЕЛЬНО КРОВНОЙ МЕСТИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВРЕДНЫХ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ. 1859 ГОД[307]

Любезные подведомственные мне народы!

Вступая в управление вами, я посвятил себя постоянной заботливости и попече­нию о благоустройстве вашем. Будучи одноземцем вашим и зная хорошо все ваши народные обычаи, я нахожу их не соответствующими духу настоящего времени, очевидно, для вас же самих обременительными и разоряющими домашнее благо­состояние, также поддерживающими вражду, вместо доброго и Богом любимого согласия, как самого основного начала благоденствия народов, верующих единому Богу.

Предположив ко благу вашему сделать изменения в народных обычаях, до­ныне существующих, я лично выставлял вам их нелепость и зло, происходящее от исполнения их: всякое кровомщение, происходящее вследствие различных случаев, рождает постоянный раздор и ссоры, передавая месть потомству, через что не только дети, но и внуки и правнуки безотчетно проливали кровь. Эта самоуправная распра­ва между враждующими сторонами была неизбежна только во времена безначалия, глубокого невежества и хищничества и производилась по праву сильного, по пра­ву войны, предоставлялась каждому свободному человеку и встречала препятствие только в силе оружия противника. Человек, причинивший другому, равному себе, какой-либо вред, подвергался возмездию от силы оружия противника, но не имел судьи, пред которым бы он должен был стать как ответчик, считал себя вправе, не подвергаясь обвинению в незаконности, поддерживать свое насилие оружием, пока не был вынужден для собственного спокойствия примириться с противником. При таком порядке вещей все лица, принадлежащие к одной фамилии, обязаны были, по народным обычаям, оказывать между собой взаимную защиту, мстить оружием за смерть, за оскорбление чести, нарушение права личной неприкосновенности и собственности; отчего кровомщения не имели границ, уничтожали целые фамилии, и эта беспредельная месть, как чума, препятствовала развитию всякой гражданствен­ности и благоустройства в народе.
Bo избежание этого зла, отныне всякое убийство как умышленное, так и неумышленное вы, при всеобщем народном сборе, нашли необходимым и полезным без междоусобной мести подвергать законному расследо­ванию и, если окажется, что убийство совершено с явным намерением, то виновный будет наказываться по определению русских законов, равных для сильного и сла­бого, неумышленное же убийство предоставится разбирательству народного суда, а кровомщение в том и другом случае строжайше воспрещается, подвергая наказанию как убийцу, так и принимавших в этом участие.

Приятно мне было слышать, что вы признали также несправедливым между му- хаммеданами остающихся после умерших мужей вдов насильственно удерживать братьями покойников и принуждать к выходу за одного из них замуж против жела­ния вдовы. B этом случае вы и сами на опыте убедитесь, что в подобно соединяемом семействе никогда не может существовать согласия, от которого зависит семейное счастье.

Вы убедились в нелепости и бессмыслии разных народных клятв, на могилах покойников убивать собак и кошек, что введено во время глубокого невежества и сохранилось поныне в народе, и что присяга, в случае судебной в ней надобности, должна приниматься только установленная религией и утвержденная законом пра­вительства.

Предки ваши, установив обычай брать калым за дочерей от женихов их, име­ли благую цель, чтобы часть калыма этого была употреблена на наряд невесты, а остальная часть должна была остаться в полном ее распоряжении; но последователи установивших это правило употребили его во зло, так что отец дочерей, выдавае­мых замуж, берет за них условленную плату в свою пользу, нисколько не заботясь о будущем их счастье, отчего и произошло, что некоторые мужья, к стыду их, смотрят на жену свою, как на купленную, и таковая женщина, видя стесненное свое положе­ние, грустит и забывает чувство благодарности к родителям ее. Поняв всю важность этого дела, вы поставили за правило с настоящего времени употреблять калым в пользу невесты, отдавая собственно ей третью часть калыма, кроме платья, й в ско­ром времени вы сами увидите существенную пользу OT этого.

Ласкать детей при посторонних лицах считается у вас предосудительным; подоб­ного нелепого обычая никогда ни в одном просвещенном народе не существовало, и это против религиозных чувств, а потому ласкать детей как в присутсгвии посто­ронних, так и при родственниках не только не должно быть предосудительным, но, напротив того, ласкать детей есть священная обязанность родителей, и каждый из вас в этом убежден, но, несмотря на то, вы его не соблюдаете, боясь упрека за на­рушение древних обычаев; от этого же происходит скрытность и неблагодарность сыновей [по отношению] к родителям.

Из всех народных праздников ваших ясно видно, что предки ваши исповедовали христианскую религию в полном ее значении, но, к сожалению, не имея письмен, священников и церквей, народ собирался на условленном месте молиться Боіу и по­том, впав в суеверие, поделали себе особо покровительствующие божества, и до сих пор, не зная закона Божия, творят себе закон, который очевидно очень вреден каж­дому из вас. Вы, по милости правительства, пекущегося об осетинах с особенным участием, ныне имеете почти во всех аулах священников, церкви, мулл и мечети, но все-таки не оставляете поклоняться мнимо покровительствующему божеству, т. e. бездушным истуканам, принося им каждый год значительные жертвы, тогда как идо­лы эти, по своей ничтожности, заслуживают одного лишь презрения; вы убедились в том, что вам будет грешно и стыдно передать потомству своему такие нелепые и вредные религиозные понятия и согласились уничтожить их, обещали молиться Создателю всего мира, единому Всемогущему Богу: христиане в церквях, а мухамме- дане в мечетях, отвергнув всякое суеверие и наставление жрецов.

Прискорбно смотреть на тот варварский обычай, перешедший к вам от языче­ских народов, что жены после смерти мужей, при похоронах, бьют себя в лицо, уродуют оное царапинами и снимают с себя волосы; вы убеждены, что это делается единственно из подражания обычаю и согласились со мной, чтобы отныне навсегда искоренить этот обычай, предоставив женщинам изъявлять скорбь свою одними слезами.

Рассуждая со мной об обычаях ваших, вы признали также вредным, что к родным покойника, в первые дни смерти, из разных отдаленных аулов приезжают женщины как родственницы, так знакомые и незнакомые поплакать. Число женщин, прибы­вающих каждый день, бывает от 25 до 50, и все ночуют в доме родных умершего; эта тягостная и ни с чем несообразная церемония продолжается не менее 10 суток; хотя подобное посещение делают в видах успокоения родных, но в противности этого каждый из вас убедился и отныне положили, чтобы на похороны приезжали из других аулов: родная мать, дочь и сестра умершего с пятью женщинами, которых они пожелают взять с собой.

C убеждением моим вы согласились, что сооружение памятников на поле в честь умерших есть только лишняя издержка, не приносящая ни умершему, ни родным его никакой пользы и чести; ибо самый лучший памятник для покойных родных на­ших есть воспоминание в душе и при молитвах наших, а при достатке не забывать нищих, подавая им милостыню, которые в молитвах своих просили бы Всевышнего о спасении души умершего. Памятники же на поле воздвигаются только тем умер­шим, которые при жизни своей пользовались общим уважением и любовыо народа или покрыли себя славой в войнах с неприятелем, имели чины и ордена; таковые памятники служат воспоминанием для потомства, и сооружать их можно только по общему приговору народа. B этом случае они имеют свою важность и свидетель­ствуют общую признательность к памяти умершего.

Я выставлял вам на вид совершенное ваше разорение и бедствие целого народа, причиняемые поминками по умершим, и вы со мной согласились, что душа умер­шего человека от таковых поминок не приобретает спасения, а между тем остаю­щиеся в живых родственники его разоряются до крайности, ибо, по моему исчис­лению, таковые обходятся в год каждому более 2 тыс. руб. серебром, и если, на несчастье, в котором семействе умрет несколько душ в год, то самые зажиточные люди беднеют, а бедные приходят в крайнее разорение и отчаяние, а чтобы поддер­жать свое существование, предаются воровству и вообще порочной жизни, ибо все то, что бы могло служить обеспечением целого семейства и перейти к наследникам, поминками уничтожается в один день.

Здесь я нахожу необходимым заметить как неоспоримое доказательство, что правительство, желая вывести вас из нищеты и по­ставить в состояние цивилизованных народов, пользующихся всяким довольством от промышленности и торговли, в 1846 году предоставило в пользу целого обще­ства вашего перевозку провианта из складочных пунктов по магазинам, от Малки, Терека, по Военно-Грузинской дороге до Коби и на Сунженской линии располо­женным, утверждая ежегодно выгодную провозную плату, так что многие посто­ронние промышленники хотя и предлагали значительную уступку в пользу казны, но правительство, имея в виду улучшить ваше благосостояние, отвергло даже пред­лагаемые выгоды казны; провозная же сумма с 1846-го и по 1858 год простирается до 11Z2MAH руб. серебром — весь этот капитал остался в ваших руках, и вы могли бы быть в самом цветущем состоянии; между тем видна одна только нищета. После сего спрашивается, куда все это девалось? Ответ ясный и верный: употреблено на ваши безумные поминки, приношения жертв идолам, постройки памятников умершим и другие безумные и нерасчетливые расходы; теперь же, когда вы убедились в этом и согласились оставить ваши поминки, вы, не далее как года через два, а много через три, сами увидите значительное улучшение домашнего быта. Вспомните народную поговорку: «Отчего он богат? Отгого, что не умирает».

Кроме всего вышеизложенного, вы обещали мне усердно заняться хлебопаше­ством, както: посевом ржи, овса, ячменя, гречихи, проса и пшеницы, садоводством и скотоводством; моя же непременная обязанность будет трудиться, чтобы дать вам случай к выгодному сбыту ваших домашних произведений.

Само собой разумеется, что дальнейшее потомство, процветая в удовольствиях и согласии народном, будет вспоминать вас, предков своих, с чувством признательно­сти, как первых оставивших прошедшее постыдное, вредное, закоренелое и грубое невежество, заключающееся в вышеописанных обычаях, переходивших от одного поколения к другому, как заразительная болезнь.

Хотя я не сомневаюсь в исполнении ваших обещаний, но, чтобы они остались священными и для дальнейшего вашего потомства, вы должны подписать изменяе­мые теперь народные обычаи, которые за подписью вашей и утверждением началь­ства, храниться будут как документы по экземпляру в моем управлении, у каждого пристава и, во всяком случае, у старшины, в обязанность которого поставляется строго наблюдать за исполнением этого нового порядка; о нарушителях же такового обязан доносить своему начальству для взыскания с виновных определенного вами на первый раз штрафа 100 руб. серебром, исключая из этого убийства и кровомще­ния, которые будут наказываться по законам.

<< | >>
Источник: Ф.И. Леонтович. Кавказ: Адаты горских народов. — Нальчик,2010. Вып. IV. — 384 с.. 2010

Еще по теме ЦИРКУЛЯР НАЧАЛЬНИКА ОСЕТИНСКОГО ОКРУГА ПОЛКОВНИКА КУНДУХОВА ОТНОСИТЕЛЬНО КРОВНОЙ МЕСТИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВРЕДНЫХ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ. 1859 ГОД[307]:

  1. ЦИРКУЛЯР НАЧАЛЬНИКА ОСЕТИНСКОГО ОКРУГА ПОЛКОВНИКА КУНДУХОВА ОТНОСИТЕЛЬНО КРОВНОЙ МЕСТИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВРЕДНЫХ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ. 1859 ГОД[307]
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -