<<
>>

VII. СБОРНИК ОБЫЧАЕВ (АДАТОВ), СУЩЕСТВУЮЩИХ У ТУЗЕМЦЕВ ОСЕТИНСКОГО ОКРУГА. 1866 ГОД[308]

Адаты по кровным делам

а) B Д игорскомучастке

1. У бадияят: полная кровная плата полагается в 15 есерей, или душ рабов и ра­бынь. Ценность всех есерей неодинакова, а именно: 4 есеря по 300 руб.

серебром каждый; 6 есерей могут быть, за неимением рабов, заменены разным имуществом на сумму 300 руб. серебром за каждый есерь. Из этих шести один есерь заменяется панцирем лучшего достоинства ценой в 150 руб., два есеря заменяются ружьем в 250 руб. и шашкой, тоже в 250 руб., один есерь заменяется лошадью в 100 и, наконец, последний 15-й есерь заменяется колчаном и рукавами к панцирю, ценой в 150 руб. B общей сложности стоимость всех 15 есерей равна, следовательно, 3900 руб. Кро­ме сего, полагается угощение на 100 человек; при примирении родственники убито­го получают в подарок серебряную вазу в 50 руб., шелковой материи на 20 рублей, и дядя убитого получает от убийцы лошадь хорошего достоинства.

2. За рану без повреждения костей уплачивается раненому один есерь в 300 руб. серебром.

3. За рану с увечьем полагается половина полной кровной платы.

4. За удар плетью — один есерь или 300 руб.

5. За удар палкой — лошадь.

6. Когда обнаружится, что кто-либо сделал засаду с намерением произвести вы­стрел или удар, то бадилят, против которого устроена была засада, получает с вино­вных есерь — ценой в 120 руб.

7. За нарушение поручительства по кровному делу — один есерь в 180 руб.

8. За выбитие глаза полагается половина кровной платы.

9. За убийство холопа владельцу последнего уплачивается та цена, за которую холоп был куплен; если же убитый холоп был не купленный, а рожденный в доме владельца, то плата определяется выборными лицами или медиаторами.

10. За убийство бадилята холопом владелец последнего платит полную кровную плату родственникам убитого.

11. У дигорцев низшего сословия полная кровная плата полагается в 1400 руб.

серебром, разным имуществом, скотом, землей и деньгами; кроме того, делается уго­щение, при котором со стороны убийцы дарится родственникам убитого шелковой материи на ІО руб.

12. За маловажную рану уплачивается 10 руб. раненому и за лечение доктору 13 руб.

13. За выбитие глаза и вообще за рану с увечьем полагается половина полной кровной платы, т. e. 700 руб.

14. За удар палкой — 3 руб.

15. За удар плетью — 6 руб.

16. За ссору при оружии, происшедшую во дворе дигорца, виновный платит хо­зяину двора одного быка в 10 руб.

17. За удар рукой по щеке — один бык.

18. За убитого холопа дигорец уплачивает хозяину холопа стоимость последне­го. Если же дигорец убит холопом, то хозяин холопа удовлетворяет родственников убитого полной кровной платой.

б) B Тагауро-Куртатинскомучастке

19. У тагаурских алдар: полная кровная плата за убитого алдара полагаеТся в 240 быков, ценой каждый бык в 10 руб., и расплата производится разным имуще­ством — скотом, землей (в горах) и оружием соответственно стоимости 240 быков, т. e. на сумму 2400 руб.

20. За рану в голову с повреждением черепа, а также за рану с повреждением руки или ноги полагается 1000 руб. серебром, лошадь и ружье лучшего достоинсіъа.

21. За выбитие глаза — половина полной кровной платы.

22. За маловажные раны плата определяется медиаторами.

23. За удар плетью или палкой плата определяется тоже медиаторами и, кроме того, с виновного в пользу обиженного взыскивается лошадь в 50 руб.

24. За убийство холопа уплачивается хозяину стоимость холопа.

25. За убийство холопом алдара владелец первого платит родственникам убито­го полную кровную плату.

26. У фарсалаков и кавдасардов полная кровная плата полагается в 320 коров (цена коровы 5 руб.), и расплата производится разным имуществом — скотом, оружием, землей и пр., соответственно стоимости 320 коров, т. e. на сумму 1600 руб. серебром.

27. За выбитие глаза — 200 руб.

28. За рану в голову с повреждением черепа — 18 коров, пашня ценой в 9 быков (цена быка 10 руб.) и лошадь в 30 руб.

29. За легкую рану плата определяется медиаторами.

30. За рану с увечьем руки или ноги — половина полной кровной платы, т. e. 800 руб.

31. За лишение мизинного пальца — 7 коров, безымянного пальца — 12 коров, а за лишение каждого из остальных пальцев — по 18 коров,

32. За лишение уха — пашня однодневной запашки и хорошего грунта ценой в 25 коров, ружье в 60 руб., лошадь в 30 руб., шашка в 10 руб. и 90 руб. деньгами или каким-либо имуществом.

33. У ѵуртатинцев кровная плата та же самая, что у фарсалаков и кавдасардов.

в) B Аллагиро-Наро-Мамисонскомучастке

34. У аллагирцев кровная плата 324 коровы по 5 руб. каждая, но в прежнее время плата иногда увеличивалась, что зависит от силы и влияния аллагирца.

35. У наромамисонцев: 486 коров по 5 руб. серебром каждая, лошадь в 70 руб., па­хотной земли на 120 руб., ружье в 120 руб.

36. За раны и увечья обычай наромамисойцев и аллагирцев одинаков с обычаем алдар. Bo всех обществах и во всех упомянутых здесь случаях по кровным делам как по убийству, так равно и по поранениям, кроме платы, для примирения обеих сто­рон назначается взаимное угощение по определению медиаторов.

Пp и м e ч а н и e. Ha основании предписания начальника Терской области управ­ляющему Осетинским округом от 12/18 декабря 1865 года № 3450, в Народном окруж­ном суде подлежат разбору по вышеизложенному народному обычаю только те кров­ные дела, кои совершились в прежнее время, т. e. до выхода названного предписания начальника Терской области. Кровные же дела, возникшие после 18 декабря прошло­го года, передаются в окружной народный суд не для разбора и решения по обычаю, а только для разъяснения обстоятельств дела и определения степени виновности лиц, совершивших преступление, с тем чтобы журнал Народного суда с мнением началь­ника округа о степени наказания виновных был представляем на заключение началь­ника области.

Адаты о калымах

а) B Дигорскомучастке

37. У бадилят за девушку полагается 650 руб.

38. Если брат умершего бадилята женится на вдове покойного, то уплачивает вторичный за нее калым 150 руб.

39. За вдову — калыма 500 руб.

40. Если вдова не пожелает остаться в доме бывшего ее мужа и уходит к родным, то калым тоже не возвращается.

41. У дигорцев низшего сословия за девушку уплачивается родным ее 150 руб. и особенно дяде 10 руб. За вдову — 150 руб.

42. Если вдова, по смерти мужа, захочет остаться в доме родных покойного, то ее родным платится вторичный калым 30 руб. и дети, прижитые ею после уплаты вторичного калыма, признаются детьми покойного мужа. Последний обычай суще­ствует и имеет силу, разумеется, только у одних мусульман.

б) B Тагауро-Куртатинскомучастке:

43. У алдар калым как за девушку, так и за вдову — 420 руб.

44. Если брат женится на вдове своего брата (у мусульман), то платит за нее вто­ричный калым, равняющийся 3-й части первого, т. e. 140 руб.

45. Если вдова не захочет остаться в доме покойного своего мужа, то братья по­следнего не могут ей в том препятствовать, но калым в таком случае не возвращается обратно и остается у братьев.

46. Точно так же калым не возвращается, когда жена уходит к родным с согласия своего мужа.

47. У фарсалаков и кавдасардов за девушку калым — 330 руб., а за вдову — 250 руб.

48. Если вдова, по смерти мужа, уходит к родным, то последние возвращают 3-ю часть калыма братьям покойного мужа.

49. Если муж разведется с женой вследствие дурного поведения последней, то получает обратно 3-ю часть калыма.

50. Когда вдова уходит к родным своим и по старости лет не в состоянии уже выйти замуж, то получает из имущества покойного своего мужа все необходимое для поминок и похорон, смотря по состоянию.

51. B Куртатии обычай о калымах одинаков с существующим у фарсалаков и кавдасардов.

в) B Аллагиро-Наро-Мамисонскомучастке

52. У аллагирцев калым в точности не определен и, смотря по состоянию и усло­виям, уплачивается в размере от 200 до 360 руб.

53. Если вдова по смерти мужа уходит к родным, то 3-я часть калыма возвраща­ется обратно.

54. Если жена уходит от мужа по прихотям последнего, не будучи ни в чем вино­вной, то калым мужу не возвращается.

55. У наромамисонцев калым полагается 32 быка ценой каждый бык 10 руб. и, кроме того, лошадь в 30 руб., а в остальном обычай наро-мамисонцев сходен с аллагирским.

Адаты о номильусах

56. Номилъуса, что значит в переводе именная жена, во всех обществах Осетинского округа [309] берется туземцем (из магометан) в дом свой за калым в размере 30 коров на сумму 250 руб. или за соответственное этим деньгам количество разного имущества — скота, меди и железа.

57. Номильуса исполняет все требования домовладельца или того лица, за кото­рым она именуется.

58. Владеющий номильусой не имеет права продать как ее, так равно и детей ее.

59. Дочери номильусы выдаются замуж или в номильусы же, или за свободного человека, и калым, уплаченный за нее, поступает в пользу ее владельца; по выходе же ее с детьми из зависимости владельца калым получается в пользу ее братьев.

60. По смерти владельца номильуса, не имеющая детей, остается в доме сыновей или братьев умершего; если же у покойного ее владельца не остается наследников, то она переходит к ближайшему ее родственнику.

61. Если дочь номильусы овдовеет в то время, когда последняя с детьми живет еще в доме владельца, то при вторичном выходе замуж калым получается владельцем; в противном же случае, т. e. если дочь номильусы овдовеет в то время, когда мата уже вышла из зависимости своего владельца, калым поступает в пользу братьев ее.

62. Дочь номильусы, вышедшая добровольно замуж за холопа, считается с по­томством своим холопского происхождения.

63. При разделе имущества между братьями или сыновьями владельца номильу­сы каждого из них переходят по принадлежности, и обычай не допускает, чтобы номильуса одного лица переходила при разделе в дом другого — но если номильуса надоела тому лицу, у которого живет и кем была взята и перестала нравиться ему, то имеет полное право жита с кем пожелает.

Адаты по увозу девушек и по изнасилованию девушек и женщин

а) B Дигорскомучастке

64. У бадилят за увоз девушки без согласия ее взыскивается штраф в обществен­ную сумму по 25 руб.

с каждого из участвовавших в увозе; удовлетворения же в пользу родных девушки не полагается, если увезенная окажется неизнасилованной; в противном же случае, родные увезенной и изнасилованной девушки получают с виновных плату за бесчестие по определению суда или медиаторов.

65. У дигорцев низшего сословия обычая по увозу и изнасилованию девушек не существует, так как примеров увоза и изнасилования до сих пор не было.

б) B Тагауро-Куртатинскомучастке

66. У алдар за увоз девушки без согласия ее и родных последние получают воз­награждение по определению медиаторов, и, кроме того, с виновных взыскивается штраф в общественную сумму — по 25 руб. с каждого.

67. У фарсалаков и кавдасардов за увоз девушки без согласия ее родные получают 18 коров и угощение по определению суда или медиаторов. Если же увезенная ока­жется изнасилованной, родные с виновных получают полный калым.

68. У куртатинцев обычай по увозу и изнасилованию одинаков с фарсалакским и кавдасардским.

в) B Аллагиро-Наро-Мамисонскомучастке

69. У аллагирцев обычай одинаков с алдарским, а у наромамисонцев обычая не суще­ствует, так как примера увоза и изнасилования не было.

70. Если изнасилуется женщина и муж ее убьет виновного, то родным убитого кровной платы не полагается.

71. Изнасиловавший девушку обязан жениться на ней и в таком случае платит за нее обычный калым и за бесчестие по определению суда или медиаторов; если же изнасиловавший от женитьбы откажется, то за бесчестие родным изнасилованной девушки уплачивает полный калым.

72. Последние два обычая существуют во всех обществах Осетинского округа, где только бывали случаи изнасилования.

Адаты по воровству

73. Bo всех обществах Осетинского округа обычай при разборе дел по воровству везде одинаков.

74. Каждый, у кого что-нибудь украдено, имеет право подозреваемых им лиц привлечь в суд для разбора дела.

75. Если подозреваемые в воровстве не сознаются, то им назначается от суда очистительная присяга, в случае принятия которой хозяин уворованного имущества теряет право иска на очистивших себя присягой подозреваемых им лиц, которые, в свою очередь, не имеют права претендовать за напрасное привлечение их к суду.

76. Для открьггия воров существуют доказчики, которые за доказательство по­лучают от хозяина при двух свидетелях от 10 до 20 руб., а иногда и более, смотря по ценности украденного имущества.

77. За воровство взыскивается с вора в пользу хозяина стоимосіъ украденного, ко­торую хозяин показывает под присягой, доказчичьи деньги и штраф. Последний по­лагается: за лошадь — 30 руб., быка и корову — 20 руб. Кроме этого, с вора взыскивается штраф в общественную сумму: за лошадь — 15 руб., за быка и корову — по 10 руб.

78. Если доказательство доказчика окажется справедливым или без доказчика по­дозреваемые в воровстве лица присягой себя не очистят, то с ними поступают, как выше сего изложено; но если доказательство доказчика будет подлежать сомнению, то ему с родственником хорошего поведения назначается присяга в том, что по его доказательству украли именно такие-то лица. По выполнении доказчиком означен­ной присяги доказательства его принимаются; в противном же случае, с ним, как с ложным доказчиком, поступают, как с вором.

79. Присяга, вообще, назначается с одним или несколькими присяжными. Число присяжных и имена их определяются и указываются судом, который при сем берет в соображение как количество и стоимость украденного, так равно и репугацию со­прикосновенных к делу лиц.

Адаты по разделу и наследству имущества

а) B Дигорскомучастке

80. B Дигории раздел имущества производится на различных основаниях. He только отдельные общества или племена, как то: топан-дигорцы> данифарцы, лезгорцы, аксавцы, стурдигорцы, гуларцы и камунтежи, но даже и некоторые между ними фамилии имеют каждая свой особый обычай и основывают раздел имущества на предшество­вавших случаях, сохранившихся в преданиях. Описать подробно все видоизменения обычая по разделу и наследству невозможно уже потому, что при разделе имущества главное участие принимают медиаторы, которые при решении возложенной на них задачи руководствуются собственными соображениями. Ho, основываясь на обычае, существующем у топан-дигорцев как коренных жителей, общий порядок раздела движимого и недвижимого имущества во всей Дигории заключается в следующем:

81. Если после смерти отца остается один сын, то он наследует сполна все имение.

82. Когда наследниками остаются два брата и предстоит разделить, например, 10 участков земли, то медиаторы, выбрав самый большой и лучший участок (причем берется ими в соображение, в каком месте находится земля, близко ли или далеко лежит она от дома, сенокосная она или пахотная и пр.), разделяют его между бра­тьями на две равные части; потом старший брат выбирает из оставшихся 9 любой участок, делит его на три части, из коих одну отдает младшему и две бере г себе; за­тем остальные 8 участков разделяются между братьями поровну.

83. Когда наследниками остаются трое, четверо и более братьев, то медиаторы, выбрав самый большой и лучший участок, разделяют его по числу братьев; другой участок выбирает старший брат и, разделив его на три части, берет себе две, а тре­тью отдает самому младшему; средний брат или братья из этого второго участка ничего не получают, а взамен получают какое-либо вознаграждение вещами. Затем остальные 8 участков делят медиаторы поровну на всех.

84. Бараны распределяются так: старший брат из 100 штук берет 20, младший - 10 и средние — по 5; затем остальные бараны делятся на всех братьев поровну.

85. При разделе коров, старший брат получает по равной части с остальными братьями. При дележе лошадей, сколько бы их ни было, одна выбирается для обще­го дележа (по продаже), затем лучшую лошадь выбирает старший брат. Если же лошадь одна, то поступает в пользу старшего брата.

Таким же образом поступается с каждым родом оружия.

86. Если дележ имения происходит еще при жизни отца, то последний получает часть, достаточную на похороны и поминки его.

87. Молотильное место и мельница поступают в общее пользование.

88. Пивоваренные котлы разделяются на равные части, но старшему полагается еще излишек, равный цене одного быка.

89. Дом, цепь с котлом над очагом и площадка, куда сваливается навоз, составля­ют непременную принадлежность старшего брата.

90. Bce прочее хозяйство вообще делится между братьями поровну, с излишком одному только старшему брату, и этот излишек определяется медиаторами. B тех случаях, когда раздел имущества обходится без посредства медиаторов, сенокосные места делит непременно старший брат; выбор же частей начинается с младшего.

91. Остальное же движимое и недвижимое имущество делит младший брат, а выбор частей — старший.

92. Если из братьев, приготовившихся делиться, старший умрет, то старшинство получает следующий за ним, и сыновья первого получают в таком случае равную часть со средними; если же перед наступлением раздела умрет младший брат, то следуемая ему часть, определенная выше, поступает с излишком на долю оставше­гося в живых младшего брата.

93. У стурдигорцев же, гуларцев, аксавцев и у гольятцев обычай таков, что за смертью до раздела старшего брата сыновья его получают сполна все, что приходилось бы на долю их отца, и даже если по смерти старшего брата осталась его жена беременной, то родившийся от нее сын по достижении совершеннолетия получает по дележу права покойного своего отца.

94. По случаю смерти перед разделом одного из братьев, раздел приостанавли­вается до окончания годичных поминок по умершим.

95. Если при разделе между братьями находятся холостые, то при достаточном состоянии таковым делается особая надбавка на предстоящую им уплату калыма.

96. У стурдигорцев при разделе первоначально делят все имение на части так, чтобы число частей было единицей больше числа братьев, затем две части получает старший брат, а остальные братья — по одной части.

97. При разделе братьев сестры их поселяются у того брата, с кем по обоюдному согласию жить пожелают; калым же, получаемый за сестер, делится между братьями поровну.

98. Обеспечение матери лежит на обязанности младшего брата.

99. Вдовы и дочери на наследство прав не имеют, и в тех случаях, когда между наследниками не окажется близких родных мужского пола, наследство переходит к разным родственникам тоже мужского пола.

100. Ho бывали примеры, что наследство переходило в женское колено при сле­дующих условиях: если после смерти отца семейства не было наследников мужского пола и вдова, оставаясь в доме покойного своего мужа и не выходя вторично замуж, приживала на имя бывшего мужа с кем-либо сына, то последний принимал фами­лию покойного мужа своей матери и наследовал все имение; на подобную связь с кем-либо другим должно было быть согласие близких родственников. Относитель­но же наследования имения дочерьми, в тех случаях, когда не было наследников мужского пола, бывали примеры, что если, по приговору общества, одна из дочерей выходила замуж и, живя в доме покойного своего отца, приживала сына, то послед­ний получал право на наследство всего имения.

101. B обоих этих случаях вдова или дочь до совершеннолетия сына не имели права продать что-либо из наследственного имущества.

Пp им e ч а н и e. B помещенном выше сего описании вредных обычаев, существовав­ших прежде и отмененных в 1859 году, в примечании к пункту 19 сказано: «Всякое законное завещание как христианина, так магометанина считать неприкосновенным и исполнять в точности...». Ho примеров подобного рода законных завещаний, в силу которых могли бы и женщины беспрепятственно получить право на наследство, до сих пор в Осетинском округе не было, что можно объяснить как привычкой туземцев к своим старым обычаям, так равно и их незнанием процедуры составления законных завещаний.

отдается корова или взамен ее что-нибудь другое. Остальное же затем имущество делится на всех поровну.

г) У горского племени кусогонцев

104. По смерти отца, старший сын получает дом, загон земли, 30 баранов, ко­тел для выгона араки, быка, корову, лошадь и по одному мешку пшеницы и проса. Младший сын получает половину загона земли, быка или стоимость быка баранами.

105. Средние сыновья или братья получают по 15 руб. деньгами или скотом. Остальное же имущество делится по равной части на всех.

106. У некоторых отдельных фамилий Аллагирского общества младшему брату дается загон земли.

107. Если передача или раздел имущества делается при жизни отца, то на его долю поступает из всего приобретенного им имущества загон земли, бык, корова, 5 или 6 баранов и по одному мешку пшеницы и ячменя. Живет отец в таком случае в доме со старшим сыиом.

д) У Нарского и Мамисонского обществ

108. По смерти отца старшему сыну из всего имущества отдается дом, самый луч­ший загон земли (если всего в имении был один загон, то таковой поступает также к старшему брату), известное число баранов, бык, корова, ружье, шашка, мельница, гумно и место для свалки навоза.

109. Затем все остальное имущество делится на всех братьев поровну, с предо­ставлением старшему брату выбора своей части.

110. Если раздел происходит при жизни отца, то последний получает загон зем­ли, быка и корову.

с) B Тагауро-Куртатинскомучастке

111. Раздел имущества как движимого, так и недвижимого, переходящего по на­следству, в сем участке производится следующим порядком: по смерти отца, у кото­рого, например, осталось 4 сына, старшему и младшему дают части имущества по определению медиаторов, для этого избираемых наследниками и их родственника­ми. Затем оставшееся имущество делится на равные части по числу всех 4 братьев.

112. Если у разделяющихся между собой братьев жива мать их, то, по обычаю, она должна жить на попечении и в доме младшего сына; а в случае, если не пожелает, ей предоставляется жить с кем угодно. Дочери живут вместе с матерью, которой по опре­делению медиаторов при разделе имущества выделяется известная часть имущества.

Адаты по захвату земли и нарушению границ

113. За нарушение границ и за захват чужой земли во всех обществах Осетинско­го округа виновный в пользу хозяина оставляет безвозмездно все, что посеял и обра­ботал в чужом поле. Спор о границе решается присягой, причем в Дигории хозяин запаханной границы в знак точности ее проходит по ней с камнем, а в Тагаурии — с землей в полё черкески.

<< | >>
Источник: Ф.И. Леонтович. Кавказ: Адаты горских народов. — Нальчик,2010. Вып. IV. — 384 с.. 2010

Еще по теме VII. СБОРНИК ОБЫЧАЕВ (АДАТОВ), СУЩЕСТВУЮЩИХ У ТУЗЕМЦЕВ ОСЕТИНСКОГО ОКРУГА. 1866 ГОД[308]:

  1. VII. СБОРНИК ОБЫЧАЕВ (АДАТОВ), СУЩЕСТВУЮЩИХ У ТУЗЕМЦЕВ ОСЕТИНСКОГО ОКРУГА. 1866 ГОД[308]
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -