<<
>>

Г) Система верований туземцев

Этот аспект привлекал, пожалуй, наибольшее внимание английских наблюдателей, и по ряду причин очень интересовал читательскую аудиторию. В этом вопросе изложение Смита (глава Of their religion907) для нас очень важно, оно отличается насыщенностью, довольно высокой системностью, и, в тоже время, политизированностью.

Кроме того, большой популярностью в Англии пользовался трактат А. Уиттэйкера, известного теолога и первого капеллана Джеймстауна, написанный в Хенрико в 1613 г.908.

Смит предоставляет нам более развернутую, чем у Хэрриота (на которого он ориентировался) характеристику основных аспектов духовной жизни индейцев, которые были ему известны: космогонии, мировоззрения, системы культа и повседневных обрядов. Хотя все они рассматриваются автором в совокупности, можно выделить следующую последовательность.

Прежде всего, это божества, объекты поклонения индейцев. Смит признает, что в основе пантеона туземцев все еще находились обожествленные силы природы (огонь, вода, воздух, свет и т.д.)909. Однако в отличие от прежнего, позитивного отношения, вся система в целом получает крайне нелестные отзывы. Автор отмечает, что главный бог индейцев, называемый

907 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 449-455.

908 Являясь в целом традиционным описанием Виргинии, ее природы и торговых выгод, этот труд получил признание именно благодаря ярким зарисовкам духовной жизни алгонкинов. Purchas S. Hakluytus posthumus…

V. 19. P. 110-115.

909 Ibid. P.449.

ими Оки (Oke) – это сам дьявол, поклоняются же ему эти несчастные создания более из страха и невежества, чем из любви910. Среди идолов, которые воздвигают индейцы своим божествам911, на первом месте непременно находится изображение Оки, оно всячески украшается, и перед его статуей происходят основные священнодейства.

Примерно таким же образом, но порой еще более сгущая краски, представляет читателям верования туземцев и Уиттэйкер. По его словам, дикари, безусловно, имеют представление о Боге едином и всемогущем, но не признают его, и вместо этого, опять же, в силу заблуждений, поклоняются самому дьяволу912. Ему они регулярно приносят кровавые жертвы, и порой даже, сетует образованный англичанин, отдают дьяволу своих собственных детей913.

Более подробно пишет о системе поклонения индейцев Смит. По его словам, для идолов они возводят подобия храмов (для их обозначения сам автор использует термин temple), – на территории каждого племени есть по одному, в котором стоят изображения богов. Их обслуживает штат в 2-3, иногда больше жрецов, играющих, кроме того, значительную политическую роль в жизни туземцев914. Согласно Уиттэйкеру, главное место в этих храмах непременно занимает изображение дьявола-Оки, одно из таких было даже отправлено для ознакомления в Англию915.

Кроме того, Смит отдельно приводит развернутое описание своеобразного

столичного храма, находящегося в Уттомасаке (Uttamassack, на реке Памлико), резиденции Поуатона, и возведенного рядом с его дворцом916.

910 They serve him more of fear than of love. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 446-449.

911 В «Сообщении» Хэрриота они назывались мангоаками, их изображения – кевасами.

912 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 19. P. 110. Уиттэйкер, как и Смит, подчеркивает, что туземцы его более боятся, чем любят.

913 Ibid. P. 110.

914 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 450.

915 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 19. P. 110.

916 Этот главный храм, по словам автора, состоял их трех строений по 60 футов в длину, и расположенных на холме. К ним не имел права приближаться никто, кроме жрецов. Старший из них, отличавшийся своими татуировками (очевидно, Смит видел все это собственными глазами), имел удивительный головной убор из

шкур, в том числе змеиных, связанных хвостами, а остальные носили особые украшения в ушах.

Purchas S.

Hakluytus posthumus… V. 18. P. 450.

В качестве богослужений у туземцев используются песнопения, начинаемые, обычно, старшим жрецом, и пляски917. Смит утверждает, что конкретных дней для этих священных обрядов не предусмотрено (так как туземцы не знают никакого календаря – это отмечалось и ранними авторами), они производятся по мере необходимости: начало войны, празднование мира, свадеб и т.п.918.

В них существуют алтари (altars): Смит отмечает, что в отличие от христианских, они устанавливаются не в храмах, а на различных исторических местах (например, в честь древних сражений). В определенные памятные даты, или, например, празднуя возвращение с войны, индейцы приносят на них жертвы своим богам, это могут быть табак919, кровь животных или пленников –

участь, которую однажды едва не разделил сам Смит920. Определенные

священнодействия совершались и в честь предков, например, перед отправлением праздничной трапезы лучшая доля пищи всегда бросалась в огонь921.

Уиттэйкер также упоминает про распространенность у индейцев обычаев гадания и ведовства, осуществляемых буквально местными ведьмами922 – это единственное упоминание женщин – служителей культа. Последующее довольно примечательное их описание выдержано в крайне критической тональности («голые…мерзкие» и т.п.923).

Изложение Смита и Уиттэйкера, хотя и не очень системно924, довольно

ярко и насыщенно, и позволяет читателю представить духовный мир алгоникинов во всем его многообразии. Впоследствии, в конце XIX века, к этим

917 Ibid.. P. 450.

918 Ibid. P. 450-451

919 Табак частую используется и для других приношений, например, бросается в воду при шторме, для спасения плывущих (эту традицию отмечали и предшественники Смита), или в огонь перед началом трапезы. Очевидно культовая роль, которую заняла эта культура в жизни алгонкинов. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P.

451.

920 Ibid. P. 450-451.

921 Ibid. P. 451.

922 Quiokosougs…our witches». Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 19. P. 110.

923 Ibid. P. 110-111.

924 Тем не менее, Смит старается использовать «профессиональный» научный аппарат, отсылает читателя к известным современникам авторам (например, к трудам «доктора Симонсона» и т.д.). Purchas S. Hakluytus

posthumus… V. 18. P. 458.

материалам обращались профессиональные антропологи. Единственный аспект, раскрытый в этих трактатах сравнительно не полно, это мифология, видение туземцами собственной истории, взаимоотношений между богами и людьми, и т.п. (информация этого характера преобладала в «Сообщении»). Этот вопрос был достаточно хорошо изучен поздними исследователями. В частности, В. Гэддис, анализируя духовный мир индейцев времен Смита, вывел параллели с общемировыми историческими архетипами мировоззрения, в частности с мифологией азиатских обществ, что служит подтверждением того, что алгонкины, как и другие североамериканские индейцы, пришли через Берингов перешеек (вероятно, во время его последнего поднятия, ок. 10-15 тыс.

лет назад)925.

Английским же наблюдателям начала XVII века был свойственен больший интерес к внешним аспектам, к культу, обычаям, к роли жрецов и предсказателей. И это объяснимо, так как позволяет показать большую роль, которую играли жрецы и знать виргинского общества. Особенно ярко это выражается в обычаях прощания и погребения, приводимых в «Описании Виргинии». Знатных людей и вироансов хоронили особым, отличным от простых туземцев способом. Тело умершего подвергалось своеобразной мумификации, из него извлекались органы, оно высушивалось, после чего на

покойника надевали украшения и заворачивали в белую тунику926. В таком виде

умершего хоронили в сидячей позе, поставив в ноги корзину с различными богатствами, нажитыми при жизни. Смит отмечает, что вироансов и старейшин хоронили на особых кладбищах, которые охранялись их жрецами (priests)927. Большая роль, которую играли последние в индейском обществе (особенно, в военное время) подчеркивается Смитом в нескольких местах трактата.

925 Gaddis V. American Indian myths and mysteries. Pennsylvania, 1977. Автор также старается провести культурные параллели и выявить родство между индейцами Виргинии и мезоамериканскими культурами. 926 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 449.

927Ibid.

В то же время простых людей, подчеркивает автор, попросту закапывали в землю, и их женщины плакали над умершим 24 часа928. Каких-либо сведений о дальнейшей судьбе их душ, устройстве загробного мира Смит, в отличие от Хэрриота, уделявшего этой теме большое внимание, по каким-то причинам не приводит929.

Кроме того, как уже упоминалось, туземцам не были известны ни календарь, ни письмо, ни какие-либо науки, и потому единственным источником закона для них были обычай и воля вироансов и жрецов. В этом плане предложенная Смитом трактовка духовного мира индейцев как варварской, грубой и авторитарной системы соответствовала целям его изложения: показать читателю индейское общество многогранно и по возможности полно, но с акцентом на косности и жестокости, присущим в наибольшей степени его правящей элите, вождям и жрецам.

Та же тенденция наблюдается у Уиттэйкера, писавшего ненамного позже. Он развернуто характеризует высокое положение служителей культа в индейском обществе. Жрецы обладают среди туземцев не меньшим влиянием влиянием, чем вироансы, хотя часто живут отшельниками и сознательно как бы дистанцируются от светской власти (здесь Уиттэйкер уподобляет их «монахам- папистам»)930. Тем не менее, индейцы регулярно почитают этих служителей дьявола различными ритуалами (прежде всего огнем, стихией дьявола-Оки), и все, в том числе правители, прислушиваются к их мнениям и советам. Особенно, подмечает Уиттэйкер вслед за Смитом, это относится к вопросам войны и мира. Жрецы же, как наиболее авторитетные люди, играют роль и врачевателей, о чем писали и Лэйн с Хэрриотом931.

Несмотря на некоторое сходство с европейскими институтами, очевидно,

что подобное устройство, подчеркивают оба автора, не может быть нормально

928 Purchas S.

Hakluytus posthumus… V. 18. P. 449-450.

929 Не исключено, что в отличие от свойственной предшественникам тенденции нащупать общие черты между индейскими верованиями и христианством (что наглядно проявилось в «Сообщении»), задачей Смита было показать варварсвто и невежество туземцев, по сути дела, напрямую объявленных им идолопоклонниками.

930 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 19. P. 112.

931 Ibid.

принято англичанами, и какие-либо перспективы мирного существования и взаимообогащения, предлагавшиеся Хаклюйтом и Хэрриотом, теперь уже представлялись большинству авторов скорее утопией, и в такой форме преподносились читателям.

На смену идеям постепенного повышения культурного уровня туземцев, сглаживания цивилизационного разрыва между ними и европейцами, приходят четкие и однозначные установки, допускавшие встраивание индейского общества в английское только при условии безусловного подчинения, христианизации932, и разрушения традиционного для туземцев мироустройства.

<< | >>
Источник: Белан Михаил Александрович. Колониальные идеи в общественно-политической мысли Англии второй пол. XVI – первой четверти XVII вв.. 2014

Еще по теме Г) Система верований туземцев:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -