В) Представления о политическом устройстве туземного общества
Как мы уже могли убедиться, не меньший интерес путешественники проявляли к политической сфере общества, структуре власти и управления неизвестного им народа. В «Описании Виргинии» можно найти уже довольно проработанную, обширную и систематизированную информацию на это счет.
Смит в двух разделах трактата излагает свое понимание устройства виргинского общества. В первом из них речь идет об обычаях ведения войны и взаимоотношениях между вироанствами (здесь же читателю предлагается дается краткий набросок известных автору племен, зон их расселения, ихарактеристика вождей887)888. Далее, после рассказа о верованиях туземцев,
886 Ibid.
887 В основном Смит упоминает уже известные нам по ранним источникам племена и их вождей, со многими из которых он был знаком лично. Прежде всего, это сильный племенной союз, конфедерация Monacans,
возглавляемая Поуатоном – ближайшая к англичанам; далее – объединение мангоаков (Mannhoaks), более простого, менее развитого племени, также знакомого читателям по «Сообщению» Хэрриота и отчету Лэйна; кроме того, в отдалении от побережья проживали воинственные Massawomekes, злейшие враги двух предшествующих племенных союзов. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 445. Как мы видим, в целом
сохранялась та же расстановка сил, что и во времена компании Рэли, и колонисты Джеймстауна имели дело с теми же племенами и вождями, что и их предшественники в 1580-х гг.
888 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 445-447.
идет уже более подробная характеристика обычаев управления страной, «Of the nature of the Virginian Government»889, принципов наследования, структуры власти и т.д. Обратимся ко второму из этих фрагментов.
Смит отмечает существование у индейцев уже вполне сформировавшейся, довольно жесткой и стабильной пирамиды власти890.
Во главе виргинских племен стоит верховный вождь, Поуатон891, – это его титул, не личное имя892. Ему в свою подчиняются младшие правители, для них Смит использует термин kings, или непосредственные представители Поуатона – governors, младшие члены его семьи (братья, сыновья, племянники) или доверенные лица893.Таким образом, верховному правителю, традиционно именуемому e Смита вироансом, подчиняется множество земель, сплоченных, – как отмечалось и предшествующими авторами, – наподобие конфедерации894. В каждой из них вироанс подобно европейскому правителю имеет дворец-резиденцию, обычно находящийся в крупнейшем городе этого племени895. Официальной столицей ему служит город Orapask, тогда как отдельно, якобы в спрятанном в лесу складе, Поуатон держит свою казну и драгоценности. Несмотря на эту деталь, все описание крайне напоминает двор обычного европейского князя, prince, и читатель не мог этого не отметить. Так, например, Вироанса все время окружает штат телохранителей, несущих стражу у его покоев даже ночью, по сложной схеме караулов896.
889 Ibid. P. 454-458.
890 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 454.
891 Смит характеризует его как высокого, мужчину, почти без бороды, которому на вид около 60 лет, но который все еще сохраняет свою силу и ум. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 454.
892 Смит говорит, что правящий Поуатон носил сложнопоизносимое имя Wahunsonacock. Purchas S. Hakluytus
posthumus… V. 18. P. 454.
893 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 454.
894 Автор отмечает при этом, что характер объединения Поуатона неустойчив и сильно зависит от личности правителя: нынешний вироанс получил в наследство только шесть племен, остальные же заставил подчиниться своей силой и авторитетом. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 454.
895 Ibid.
896 Ibid. P. 454-455.
Кроме того, Поуатону всегда сопутствует множество жен, своеобразный гарем897.
Его численность, по словам Смита, точно ему неизвестна, но очень велика. Отметим, что полигамия накладывает определенную специфику на порядок наследия престола, к которому Смит, и это, на наш взгляд, показательно, уделяет довольно большое внимание. Он подробно описывает принятую среди индейцев систему передачи власти, довольно сложную и запутанную, и старается представить ее английскому читателю в доступной ему форме898. Несомненно, информация подобного рода была не только интересной, но и ценной. Поэтому объяснимо, что Смит, несмотря на свое пристрастное отношение к туземному обществу, как и его предшественники, вырисовывает перед читателями картину, в чем-то напоминающую обычаи европейских дворов (описания официальных церемоний приема англичан, трапез, переговоров с вироансами, и т.д.).Таким образом, мы вновь встречаемся с тенденцией вписать индейцев, по крайней мере, их правителей и знать, в политико-правовую систему, близкую и понятную англичанам. Как мы могли убедиться, первые опыты подобного рода предпринимались еще лейтенантами Уолтера Рэли (оммаж Мантео, принятие в подданство Окиско, см. главу 3). В начале XVII века надежда на мирное разрешения вопроса о включении туземцев в разряд подданных английского монарха, о статусе их земельных владений, все еще сохранялась, по крайней
897 Отзывы о нем довольно скептические; Смит прямо пишет, что при первом знакомстве с Поутоном последнего окружала толпа девиц (wenches) в возрасте 16-18 лет. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 471.
898 Смит приводит эту систему, опираясь на конкретный опыт, судя по всему, ему рассказывали, что произойдет после смерти Поуатона. У последнего, как отмечает Смит, было трое младших братьев.
Так, на первом этапе власть после смерти правителя передается к первому по старшинству брату умершего, затем к следующему брату, и так далее, пока вироансом не побывает каждый из братьев. Поcле чего, однако, подчеркивает автор, правителями становятся не кто-либо из их сыновей, а последовательно сестры умерших
правителей, то есть власть наследуется женщинами, и они вполне могут править.
Это значительная роль женщин в индейском обществе вызывала немалое удивление у английских наблюдателей и их читателей.
Особенно учитывая, что все авторы пишут про довольно суровое отношение к ним в повседневной жизни (большое влияние института брака, ограничения на общения и передвижения и т.п.). В частности, продолжает Смит, интересной особенностью было то, что после смерти всех представителей поколения правителя (то есть всех его братьев и сестер) титул вироанса передавался не сыновьям мужчин- правителей, а исключительно детям старшей сестры, и т.д. (в этой схеме часто усматривают черты более архаичного общества). Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 455.мере, в первые годы существования колонии (Смит принимал в этой деятельности активную роль), но мы обратимся к этой тематике чуть ниже.
Смит характеризует и последующие уровни власти, описывая взаимоотношения Поуатона с младшими правителями. Если сам Поуатон носит звание, подобное императорскому (Great Weroance), то правители отдельных племен, подчиненных ему, зовутся просто вироансами899. Как мы помним, подобная же структура, сравнение на уровне император – короли была характерна и для трудов Лэйна и Хэрриота. Смит подчеркивает эту жесткость и уже значительную централизованность туземного общества. Он пишет, что в действительности младшие вироансы суть только governors верховного правителя, и он волен делать с ними, все что захочет900. Сами же они платят ему дань со всех продуктов, добываемых или выращиваемых на своих землях, отправляют долю пойманной дичи, рыбы и т.д.
Эти черты туземного общества, вырисовывающиеся в изложении Смита: жесткая централизация, схожесть многих институтов с европейскими, и в то же время беспримерная жестокость индейских нравов, еще более четко проступают в другом фрагменте, где автор обращается к обычаям ведения войн, и характеризует состояние общества в «военное время».
Во время войн власть над племенами еще более концентрируется в руках вироансов и жрецов (priests901), особенно, как подчеркивает Смит, в руках последних. Кроме того, на время военных действий часто вводится институт своеобразной диктатуры: все полномочия, в том числе власть над жизнями людей передается одному из наиболее опытных и мудрых вождей или
899 Purchas S.
Hakluytus posthumus… V. 18. P. 456.900 Автор «Описания Виргинии» приводит множество красочных историй, описаний казней и мучений непокорных Поуатону вассалов. Вкратце можно сказать, что их ответственность за проступки или непокорность была тяжелой, и очень часто каралась смертью. Обычным было подвешивание человека за конечность к четырем разнесенным щестам, разведение под ним костра и сжигание заживо. Или же просто выбивание «мозгов деревянным топором на алтаре», участь, которой однажды едва избег сам Смит. Порой же
верховный вироанс карает еще более жестоко, уничтожая целые селения. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 456.
901 Ibid. P. 445.
старейшин, которого, по словам автора, индейцы воспринимают как
«предводителя народа» (captain of all nation)902.
Описание самих военных действий у Смита, как и у более ранних авторов, двойственно. С одной стороны, он подчеркивает, что войны индейцев, неcмотря на примитивизм вооружений903, ведутся довольно жестоко, и часто опустошают целые местности. С другой стороны, автор не может904 не признать, что они ведутся на удивление организованно, с соблюдением определенных правил и обычаев (так, Поуатон широко использовал практику
заложников, а его войнам запрещалось избивать женщин и детей побежденных племен905). При этом сама организация индейского войска представлялась Смиту, несмотря на дикость воинов и их варварское вооружение, довольно рациональной и отвечающей определенным требованиям906. Войско организованно собиралось в поход, перемещалось и вступало в бой под звуки своеобразных музыкальных инструментов (тростниковых труб и барабанов, последние обычно использовали в бою).
Пожалуй, в случае с характеристикой военного дела мы можем наиболее четко выделить специфику отношения Смита и его современников к политическому строю индейцев. В ней совмещались две тенденции. С одной стороны, общество туземцев все еще мыслилось как не совсем чуждое европейскому, – все еще были актуальны идеи постепенного встраивания его в политическое поле английской монархии (в этом отношении, как и в свое время Хаклюйт, современные мыслители предлагали немало оригинальных подходов, о них будет подробно сказано в 6 главе).
В то же время нельзя не отметить, что902 Ibid.
903 Кроме излюбленных луков, индейцы в сновном были вооружены деревянными мечами/топорами и щитами.
Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 442-443.
904 Отметим, что Смит мыслит в традиционном русле, стремясь приблизить общество алгонкинов к пониманию европейского читателя, отчасти модернизирует его в своем изложении.
905 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 445.
906 Смит пишет, что однажды попросил Поуатона продемонстрировать ему индейскую тактику боя. Вождь согласился, и созвав своих спутников, устроил ученый бой двух отрядов по 100 человек. При этом он продемонстрировал знание построений во фронт, в рассыпную, в шахматном порядке. На флангах войска
размещались, – совершенно как и в европейских армиях – лейтенант и сержант. Сам бой представлял собой
стрельбу из луков, сменявшуюся рукопашной схваткой. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 446-447.
в изложении авторов постепенно усиливаются негативные черты, акцент делается на жестокости, косности, варварстве индейского общества. Как мы могли убедиться, подобная тенденция, связанная с реальным опытом взаимодействия, постепенно изживает более позитивные взгляды. Особенно ярко это проявилось в характеристике религий туземцев в «Описании Виргинии».