Б) Характеристика быта и основных занятий туземцев
В «Описании Виргинии» приводится и немало полезных сведений об основных уровнях социальной организации индейцев, от дома-семьи до племени, союза племен.
850 Ibid.
P. 440.851 Ibid. 439.
852 Ibid. 440.
853 Вспомним заверения большинства авторов про честность индейцев и их способность держать слово, – в более поздних материалах 1610-х гг. подобных утверждений уже не встречается.
Смит отмечает, что в шестидесяти мильной округе Джеймстауна, где ему доводилось бывать, проживает, по его приблизительным оценкам, около 7000 человек, из которых до 2000 способны носить оружие, но такое количество, конечно, редко выходит на поле брани854. Соответственно, «города» (towns, villages) индейцев невелики, насчитывают от 20 до 200 домов, в каждом из которых проживает большая семья. По наблюдениям Смита, обычно она насчитывает 6-20 человек. Примерно так же оценивали населенность Виргинии, как мы помним, Лэйн и Хэрриот, – динамичность и развитие не были свойственны туземному обществу.
Описание внешнего вида строений туземцев и способов их постройки так же подтверждает, что их поселения претерпели мало изменений. Большинство туземцев проживало, по словам Смита, в первобытных условиях: в хижинах, стены которых составлялись из брусьев или прутьев, обтянутых шкурами855. В центре таких строений располагался очаг, вверху над которым располагалось отверстие для выхода дыма. Именно так дома индейцев изображались Уайтом. Смит также описывает внутреннее устройство этих хижин, и отмечает, что все их обитатели, – а их было до двадцати человек, – спали вокруг очага, расположившись головой к нему для сохранения тепла856. Надо отметить, что множество подробных наблюдений и описаний подобного рода свидетельствуют о внимательности Смита, его неподдельном интересе к незнакомому обществу и различным его сферам.
При этом, в отличие от характеристики, например, верований индейцев или отдельных черт их характера (savage, devilry, bloodiness и т.п. часто встречаются в его изложении), автор не употребляет каких-либо уничижительных эпитетов и оценок в отношении повседневной жизни местного населении.854 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 438-439. Однако автор отмечает, что такое количество воинов неспособно передвигаться организованно, так как им недостанет пищи. По словам Смита, реальные мобилизационные возможности соседних вироанств составляли около 700-800 человек.
Информация такого характера имела важное значение, неслучайно подсчеты количества индейских воинов производили почти все авторы, и Лэйн, и Хэрриот. В целом Смит соглашается с предшественниками, что средняя численность индейских отрядов составляет не более 200 человек.
855 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 440-441.
856 Ibid. P. 441.
К домам-хижинам индейцев примыкал сад, в котором содержался инвентарь и домашний скот, иногда проводивший холодные дни в одном помещении с хозяевами. Этот садик окружался оградой, частоколом из прутьев, что в том числе представлялось Смиту доказательством определенного признания индейцами частной собственности857 (подобное полуидиллическое изображение жизни туземного поселения можно увидеть на иллюстрациях в приложении).
Но основное внимание автора привлекали занятия индейцев. Смит, без выраженных негативных оценок пишет, что хозяйство их было довольно примитивно. Однако интересны акценты, которые он расставляет. Основным занятием мужчины, согласно «Описанию Виргинии», была война, охота, и рыболовство, тогда как женщины и дети делали все остальное: вели хозяйство, готовили, вязали циновки, чинили дома и т.д.858 Смит эмоционально оценивает такое положение вещей как недостойное настоящих мужчин, несколько раз откровенно упрекая индейцев в лености (idle) 859, и подчеркивая, что они при всякой возможности отлынивают от работы и по возвращении в деревню предаются праздности и всяким греховным утехам860.
В этом же фрагменте Смит приводит массу других интересных сведений, результатов наблюдений за повседневной жизнью туземцев, на которых мы не будем останавливаться подробно.
Автор развернуто характеризует предметы и оружие, бывшее в обиходе у индейцев. В основном они охотились и вели войну, вооружившись крепкими и
857 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 441.
858 Ibid.
859 Ibid.
860 Вообще, этот описательный фрагмент у Смита явно складывался под влиянием очень старой европейской традиции. Патриархальное общество индейцев, при всей своей дикости и невежестве, все же вызывает порой уважение своей приверженностью традициям, сохранившимися остатками первобытного равенства, благородством. Автор как подвергает критике многие стороны жизни и характера индейцев, так и порой посмеивается над ними, и иногда через изображение виргинцев, как нам кажется, читатель мог задуматься и о
специфике своей, далекой от Америки европейской жизни. В целом, при прочтении всей главы про индейцев, особенно про их быт, явно напрашиваются параллели с тацитовой «Германией», с текстом которой был,
несомненно, хорошо знаком и автор, и большинство его читателей.
мощными луками861, на рыбу же «охотились»862, метая дротики в воду – интересный способ, удивлявший всех англичан, впервые зафиксированный и подробно описанный Хэрриотом. Вообще же, как охотники, индейские мужчины вызывают у Смита большое уважение. По его словам, охота у них, как и у европейцев, лишь немногим отличается от военных действий, в которых она служит отличным упражнениям: она требует от туземцев чрезвычайно выносливости, ибо длится она может много дней, в ходе которых охотники проходят порой огромные расстояния и сильно удаляются от своих селений863. Смит подробно и с разъяснениями предлагает читателю, явно интересовавшемуся подобными вещами, описание различных видов охоты, на экзотических зверей, морских, в одиночку или группами864.
Кроме того, в описании быта индейцев читатели могли найти и много
других, привлекающих их внимание, красочных эпизодов из жизни виргинских
«дикарей». Это и их обычай добывать огонь трением, вращая палочку в углублении, сделанном в пластинке дерева865, и строительство каноэ довольно необычным путем – выжиганием стволов огромных деревьев866 (как мы помним, этот обычай вызвал большое удивление и у Уайта с Хэрриотом), и многое другое.
В этой же части про повседневную жизнь туземцев идет речь и об используемых ими вооруженииях, оборонительном и наступательном, и об обычаях ведения военных действий867, однако мы обратимся к этой тематике чуть позднее, разбирая картину их политического устройства, как ее воспринимали Смит и его современники.
861 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 442. Смит приводит шесть различных видов луков, с каменными, костяными, деревянными наконечниками, все они были мощными и опасными орудиями.
862 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 442.
863 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 444-445.
864 Ibid. P. 444-445. Так, например, к оленю индеец, вооружившись луком, подбирается в одиночку, медленно и осторожно, прикрывшись для маскировки шкурой другого оленя, с рогами.
865 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 441.
866 Смит подробно перечисляет все этапы этой работы. В таких коноэ, по его словам, могли перемещаться до 40 туземцев, причем с поразительной скоростью. При этом использовали они не весла, но длинные шесты. Purchas
S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 442.
867 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 442-443; 445-447.
Для нас гораздо важнее рассмотреть ту часть хозяйства индейцев, которую Смит, отдававший должное охоте, рыболовству и прочим занятиям, явно считал важнейшей – земледелие. Не случайно он, как и Хэрриот, выносит описание выращиваемых туземцами культур и методов хозяйства в отдельный раздел, ближе к началу трактата868. Эта тематика, как мы уже видели, была не только интересной, но и действительно очень важной для аудитории, с которой работали идеологи Виргинской компании, поэтому всякий автор (и Смит не исключение) уделял большое внимание этим вопросам, стремясь доказать читателям, что все торговые выгоды сельскохозяйственного характера непременно принесут доход англичанам, если даже отсталому местному населению, при всей примитивности техник, удается добиться немалых
урожаев на благодатной почве Виргинии.
Смит пишет, что сельскохозяйственный год туземцы, не имеющие других форм измерения времени, делят на пять частей, в зависимости от циклов посадки – сбора урожая869. При этом они имеют возможность получать три стабильных урожая в год, автор подробно излагает используемую туземцами систему870. Как мы помним, и в прежних программах, 1580-х гг., возможность сбора в Виргинии урожая хотя бы два раза в год представлялось аудитории, занятой преимущественно земледелием, как одна из основных ценностей этого региона.
При этом используют туземцы, по словам автора, архаичную подсечно- огневую систему, о которой подробно писал Хэрриот, и которая служит в представлении Смита главным препятствием для ведения в Виргинии прибыльного хозяйства871.
Обычаи высадки зерен, используемые туземцами, в принципе нам уже
хорошо известны, изложение «Описания Виргинии» в данном случае почти
868 Ibid. P. 435-437.
869 Ibid. P. 435.
870 Смит пишет, что индейцы сажают в апреле, мае и июне, и собирают, соответственно, в августе, сентябре и октябре. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 436.
871 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 435-436.
повторяет текст «Сообщения», и еще раз становится ясно, что Смит ориентировался именно на этот трактат: индейцы последовательно высаживают четыре зерна кукурузы, выкапывая ямки простыми палками, затем следует высадка четырех зерен бобовых, затем снова идут злаковые и т.д872.
У Смита мы встречаем и не менее подробную, носящую уже
традиционный панегирический характер характеристику кукурузы, злака, в будущем действительно занявшего важнейшее место в североамериканском рационе. Автор пишет о ее чрезвычайной урожайности, и приводит довольно исчерпывающую информацию, о том, что каждое растение дает от 1-2 до 3-4 початков, в каждом из которых содержится до двух с половиной сотен зернышек873.
Кроме того, как и Хэрриот, Смит предлагает вниманию читателей
различные интересные способы приготовления туземцами своей пищи, прежде всего, кукурузы.
Они едят ее либо сразу, сварив или обжарив874, либо же заготавливают ее на зиму весьма экзотическим способом: высушивают на огне, углях или в золе, после чего хранят в мешках, и при необходимости смешивают с горохом (тоже сушеным), разогревают, и употребляет в пищу875. Создается впечатление, что подобные развернутые описания обычаев приготовления и потребления еды носят черты источников иного жанра. И если в заложившем традицию «Сообщении» Хэрриота, написанном за короткий срок и по результатам лишь первого отрывочного контакта с новым миром, эти фрагменты носили маргинальный характер, то со временем они становятся нормальной и традиционной частью многих трактатов подобного жанра, – посвященных туземным обществам. Смит, как и Хэрриот, подчеркивает, что индейцы высаживают и многие огородные культуры, прежде всего бобовые
872 Ibid. P. 436.
873 Ibid.
874 Кроме того, индейцы запекают кукурузу на углях в форме хлеба-лепешек, или же приготовляют из нее разновидность бульона, называемого Смитом Ponap. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 436-437. 875 Ibid. P. 436.
(pease), различные виды тыкв (Pumpeons, или macock876), и т.п. Посаженные между рядами кукурузы они обеспечивают почву дополнительными удобрениями, и сами по себе приносят неплохой урожай877. Собираются они также, с июля по сентябрь, приготовляются сходным образом, и отлично дополняют основной рацион индейцев, кукурузу, дичь и рыбу878.
Как мы видим, в целом раздел про хозяйство индейцев предоставляет читателю немало интересной и занятной информации, но добавляет мало новых черт к уже знакомому портрету туземцев. Однако, важно то, что Смит продолжает традицию Хаклюйта и Хэрриота, через быт и занятия индейцев изображая Виргинию как своеобразный эдемский сад, мильтоновский
«потерянный рай», обрести который вновь впору и под силу соотечественникам автора. После характеристики хозяйственного уклада индейцев автор делает своеобразный выводы о том, что если иные страны имеют свою
«специализацию»879, то Виргиния способна предоставить «все и сразу». Смит в
восторженных тонах отмечает, что «здесь, в этом климате, с такими почвами, с такими реками, можно все выращивать, выводить любой скот, торговать, и рыбы здесь много, годной для вывоза и прибыльной торговли»880.
Понятно, что в столь благодатном краю поселенцы смогут реализовать все эти природные выгоды, пока находящиеся в распоряжении слабого и немногочисленного народа, в наилучшей степени. Все культуры и растения, культивируемые туземцами, равно как и другие, выращиваемые в различных уголках света, по словам Смита, можно либо прибыльно разводить самим, либо получить в готовом виде, отобрав земли с плантациями у индейцев881. При этом
876 Отметим, что почти обо всех них уже было подробно написано в «Сообщении» Хэрриота, за двадцать пять лет до Смита.
877 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 437.
878 Последние, по словам Смита, часто приготовляются «на испанский лад» – поджариваются на своеобразном шампуре, который поворачивается и обеспечивает равномерную прожарку. Purchas S. Hakluytus posthumus… V.
18. P. 436-437.
879 Смит приводит довольно развернутые сравнения: Россия служит источником мехов, льна, древесины, Испания – железа, Франция – вин, Швеция – опять же железа и т.п. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 438.
880 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 432.
881 Здесь и далее Смит практически дословно воспроизводит программу Хаклюйта, предложенную им в
«Мотивах», допускавшую довольно жесткое отношение к местному населению.
в Виргинии хозяйство будущих колонистов не будет подвергаться опасностям, свойственным европейским странам: войнам, нападениям пиратов, эпидемиям и т.п882.
Но для нас, в связи с проблемой восприятия местного населения, важно отметить, что в творчестве Смита и его современников, несмотря на неблагожелательные отзывы о многих нравах и обычаях индейцев, все же в значительной мере сохраняется та концепция, которая была предложена в работах Хэрриота, Хаклюйта и Лэйна. Для нее свойственна тенденция найти наиболее органичные и по возможности безболезненные пути встраивания англичан в новый для них мир. При этом это касается, прежде всего, хозяйственной сферы883. Именно в этом отношении предложения Смита, Хэрриота и других авторов нашли впоследствии конкретное применение. К этой проблеме неоднократно обращался в своих исследованиях М. Солсбери, предлагавший рассматривать взаимодействие англичан и местного населения в
рамках популярного в последние десятилетия экологического, или биологического подхода884. С его точки зрения, на начальной фазе хозяйственной жизни американских колоний выбор был сделан не в сторону интенсификации и применения кардинальных новшеств (введение новых культур, систем организации производства). Напротив, английские города и поселения, их жители (особенно в северных колониях) старались встроиться в натуральную, традиционную для Северной Америки природную и хозяйственную модель. Поселенцы перенимали культуры индейцев (кукурузу и табак), организовывали на их землях рациональное хозяйство885. Но все это не разрушало сложившейся в этом регионе экосистемы. В этом плане институт сервитута, распространяющийся на землях компании, в южных штатах, и в
882 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 438.
883 Что касается отношения непосредственно к самим индейцам, то очевидно быстрое угасание идей, связанных с образом «доброго дикаря», распространявшихся среди читателей конца XVI века; все более негативное отношение к туземцам конкретно Виргинии, как мы продемонстрировали, нарастает с каждым годом функционирования новой компании. К 1620-м гг., особенно после «Джеймстаунской резни» возможность
гармоничного сосуществования двух обществ была окончательно отметена.
884 Salisbury N. Manitu and providence: Indians, Europeans, and the making of New England 1500-1643. Oxford, 1982.
885 Ibid. P. 237-238.
Вест-Индских владениях англичан, стал своеобразным новшеством, попыткой найти эффективное и разумное соотношение между более прогрессивными техниками, принесенными колонистами, и традиционными американскими ресурсами и формами их эксплуатации886. В литературе предлагаются различные оценки продолжительности этого первого периода, Солсбери утверждает, что подобная ситуация сохранялась вплоть до конца XVII века, когда началось широкомасштабное выращивание хлопка, резко усилился приток чернокожих работников, и новая форма организации – обширная плантация вытеснила прежние. Соответственно, в экологическом отношении это означало расширение посевов, вырубку леса, массовое оттеснение индейцев на запад, за Аппалачские горы, исчезновение многих видов флоры и фауны –
все это знаменовало начало экспансии американской британской цивилизации.