А) Восприятие внешности и характера индейцев
Прежде всего, обратимся к той части, которая посвящена не хозяйству, а внешности и обычаям жизни индейцев, что больше всего привлекало внимание читателей.
В характеристике облика и характера туземцев Смит, как и другие современные ему авторы, придерживается двойственных оценок.
Он продолжает традицию изображения туземцев как непременно сильных, рослых и развитых людей840. Автор подробно пишет о предмете, непременно занимавшем всех наблюдателей, прическе туземцев, отмечая, что все они почти имеют коричневый цвет волос (brown), хотя рождаются светловолосыми841. Смит красочно описывает различия в обычае ношения волос у мужчин и женщин, что подтверждает тот факт, что он не просто многократно общался с ними, но и прожил немало времени в их среде842. Мужчины-индейцы бреют, по словам Смита, половины головы наголо, а остальные волосы отращивают до большой длины843. Различаются прическами и туземные женщины и девушки844. Примерно такими, как мы знаем, изображались туземцы на гравюрах Уайта (к сожалению, «Описание Виргинии» не снабжено иллюстрациями845).Основной одеждой индейцам служат различные варианты накидок из шкур, или листьев, причем Смит сравнивает эти крайне примитивные одеяния с
«ирландскими мантиями» – автор не понаслышке был знаком с ирландскими
840 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 439.
841 Ibid. Так их наружность характризуют почти во всех материалах. На этом фоне Д. Перси с большим удивлением писал про встреченного англичанами один раз мальчика-альбиноса. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 414.
842 Будучи вскоре после своего прибытия похищен людьми Поуатона, Смит чудом избежал гибели, благодаря посредничеству дочери вироанса, Покахонтас, с которой он еще неоднократно общался в течении
последующих десяти лет. Кроме того, Смит в 1608-1609 гг.
неоднократно лично посещал индейские племена,часто практически в одиночку, не боясь вести сложные и опасные переговоры с вироансами
843 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 439.
844 Ibid.
845 Исключение – Карта Виргинии, очень подробная и точная карта соседних земель, улучшенный вариант карты Уайта – Хэрриота. На ней Смит обозначил основные топонимы и гидронимы (с индейскими и
английскими названиями), а также постарался показать расположение основных племенных союзов и их
городов. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 439. (см. также приложение 2).
делами. Как мы видим, для большинства современников понятие «ирландец» служило синонимом дикости и невежества, своеобразного эталона варварства846.
Смит так же, как и его предшественники, отмечает привычку индейцев носить множество украшений, главным образом из меди, которая свойственна как женщинам, так и мужчинам847. Кроме того, он проявляет интерес и к такому необычному предмету, как татуировки туземцев: в «Описании Виргинии» мы, вероятно, впервые, встречаемся и с небольшим обзором и классификацией этих рисунков на теле, отмеченных еще Уайтом, и методов их нанесения на кожу848.
Однако более интересны наблюдения автора касательно характера местного населения Виргинии. Хотя Смит не может не отметить силы и гармоничности физической склада виргинцев, в духовном плане они представляются куда менее совершенными созданиями: в этом отношении в полной мере проявляется новая позиция современников, реалии взаимодействия которых с алгонкинами оказались далеки от радужных надежд, высказывавшихся идеологами экспансии. Индейцы у Смита – а его познаниям с известными поправками можно доверять – крайне непостоянные создания, это качество – inconsistent – накладывает отпечаток на все их поступки и свойства души. В принципе не злобные и жестокие по природе, они быстро распаляются, их легко довести до гнева, они злопамятны, и не забывают даже мельчайших
обид849.
Индейцы ревнивы (об этом их качестве писал еще Принг), и крайне строго охраняют достоинство своих жен, одевающихся, впрочем, с точки зрения
846 К 1612 г.
дела в Ирландии постепенно налаживаются, но только не для самих ирландцев. После подавление восстания Тирона и Тирконнеля в 1603 г. Маунтджоем, новая администрация продолжает репрессивные меры, прежде всего, против местной аристократии. Несмотря на воцарение Якова I и прекращение войны с Испанией, процесс против оппозиционных лордов Ирландии (О‘Нейлл) был продолжен, и после вызова в Лондон, большинство из них было вынуждено в 1607 г. тайно бежать в Нидерланды. Это событие получило название«бегство лордов» и рассматривается в национальной ирландской историографии как трагическое завершение очередного этапа борьбы за независимость.
847 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 440.
848 Ibid.
849 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 439.
английского наблюдателя, довольно вульгарно850. Сами женщины больше всего боятся быть заподозренными в измене, ибо за это их ожидают жестокие наказания. Как мы видим, в некоторых вопросах общество индейцев показывается не только как жестокое и первобытное, но как патриархальное, даже с определенным оттенком идеализации. Равным образом редки среди туземцев преступления, даже кражи: если виновного поймают, его ждет суровая кара851.
Подводя итог, Смит характеризует местное население как полное
противоречий общество, далекое от идеала, довольно жестокое, хотя и не лишенное позитивных черт, уже утраченных европейцами: «Some of them…fearfull, some bold, most cautelous, all savage»852. Именно такой образ американского индейца, – дикого, необузданного, непросвещенного Калибана,
– и складывается в это время в сознании англичан (подробнее см. Главу 6). Конечно, порой он может быть и благодушным, и даже способным на благородные поступки853, но в целом, очевидно, что он в своей основе существо отверженное, забытое Богом, готовое на любую низость и подлость. И, соответственно, белые люди, христиане, должны вести себя с ним подобающим образом, жестоко поучая и наставляя дикарей. Именно эта тональность начинает отчетливо доминировать в отношении к туземному населению Виргинии у Смита, и, особенно, в произведениях последующих авторов.