Индейцы и англичане: новые контакты
Уже в самых первых отчетах (1602-1606 гг.) тема туземного населения Виргинии занимает очень важное место. Капитан Госнольд, возглавлявший посланную Рэли экспедицию, благожелательно характеризовал свои встречи с индейцами в 1602 г.
По его словам, местное население – одно из преимуществ этого края наряду с климатом и природными богатствами: туземцы – высокие, стройные, дружелюбные люди797, с готовностью идущие на контакт и предлагающие свои товары, прежде всего всевозможные продукты, для торговли798. При этом интересно, что капитан упоминает о том, как путешественники неоднократно слышали от индейцев европейские слова и видели разного рода предметы, явно полученные виргинцами от английских795 Ibid., P. 312-405.
796 См.: Dennis H.C. The American Indians 1492-1970. N.Y., 1971; Gaddis V. American Indian myths and mysteries. Pennsylvania, 1977; Hagan W.T. American Indian. Chicago, 1979; Russel H. Indian New England before the Mayflower. L., 1980; Salisbury N. Manitu and providence: Indians, Europeans, and the making of New England 1500- 1643. Oxford, 1982; Silver T. A new face on the countryside: Indians, colonists and slaves in South Atlantic regions 1500-1800. Cambridge, 1990 и др.
797 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 301. Здесь продолжение традиции, – точно так же их при первом знакомстве характеризовали и Барлоу, и Лэйн с Хэрриотом.
798 Ibid. P. 304-305.
или других моряков799 (автор письма объясняет это контактами с колонистами Лэйна и Уайта). Отметим, что уже затрагивавшаяся нами гипотеза о ранних контактах виргинских индейцев и европейцев, испанцев, прежде всего, пока не имеет точных подтверждений. Однако многие исследователи во второй половине XX века обращались к теме возможных доанглийских, еще более ранних встреч североамериканских индейцев с европейской цивилизаций (см., например, исследования В.
Гэддиса800)В целом, складывается впечатление, что возобновление контактов
происходило удачно и безболезненно. Госнольд даже утверждает, что среди его людей многие готовы были остаться на зиму, и только полученные инструкции принудили их в итоге покинуть Виргинию801.
Однако второй капитан, Бреретон, в отчете, посвященном этой же экспедиции, высказывает несколько иные соображения. Он также подчеркивает внешнюю статность индейцев, отмечает их черные волосы и красоту802. Подробнее он описывает и встречи с туземцами, во время одной из который англичане были представлены местному вождю: он благосклонно принял их подарки и снабдил продовольствием803. Но вскоре отношения были омрачены ссорами, возникавшими между путешественниками и индейцами из-за бытовых причин804. Именно конфликты с местным населением, по мнению автора отчета, и вынудили капитана Госнольда вернуться в Англию805.
Более подробную характеристику индейцев Виргинии мы находим в материалах плаваний, организованных компанией лондонских и плимутских купцов. По понятным соображениям авторы журналов и дневников, продолжая
799 Ibid. P. 304.
800 Gaddis V. American Indian myths and mysteries.
801 Ibid. P. 312.
802 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 318-319.
803 Ibid. P. 316.
804 Госнольд же упоминает только об одной стычке, произошедшей между четырьмя индейскими войнами и парой англичан, закончившейся победой последних. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 312.
805 Хотя во всех остальных отношениях, в плане климата, природы, англичане действительно чувствовали себя в Виргинии «лучше и комфортнее», чем в Англии или где-либо еще. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P.
319.
традицию, стремятся изобразить страну в выгодном свете, в частности убедить читателя в благодушие и доброте как основных чертах характера туземцев.
Мартин Принг, посланный в Виргинию (1603 г.) компанией с официальной миссией, разведать место под будущее поселение, предоставляет уже достаточно развернутую характеристику индейцев и их образа жизни.
В первую очередь описывается внешность туземцев, различия в одежде и поведении у мужчин и женщин806. В частности, автор подмечает, что «дикари» необычайноревнивы и часто не позволяют посторонним даже смотреть на своих жен807.
Основным же оружием индейцам служат луки, умение обращаться с которыми подчеркивалось всеми авторами808. Описываются и ряд интересных занятий индейцев, их приемы строителсьтва, изготовления каноэ809. Для взаимодействия с индейцами англичане на этот раз имели запасы различных безделушек, однако из текста источника следует, что торговля шла не так успешно, как предполагалась810. Более того, уже перед отплытием в Англию туземцы предприняли нападение на путешественников, и им пришлось, по словам Принга, защищаясь, «поджечь леса в округе»811.
Очевидно, что, несмотря на попытки изобразить обитателей Виргинии радушными и благожелательными, реальный опыт уже первых экспедиций демонстрирует обратное. Так, экспедиция Бартоломью Джилберта, также побывавшая в Виргинии в 1603 г., почти сразу же столкнулась с агрессивно настроенными туземцами. Индейцы внезапно атаковали англичан, занятых в основном заготовкой леса, и в стычке погибли сам капитан и еще четыре
806 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 325-326. В частности, как и ранее, мы сталкиваемся с традиционным интересом к прическам индейцам, их одеждам из шкур и т.п.
807 Об этой же черте характера алгониконов пишут и другие авторы. Как отмечает Уэймут, женщины туземцев сами «не желают, чтобы их видели». Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 344.
808 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 325. То же смотри у Уйэмута: Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 342.
При этом Принг с интересом подмечает, что индейцы очень боятся «наших мастифов», собак, привезенных Прингом (как и, кстати, в свое время Лэйном), из Англии. Страх этот якобы простирался до того, что однажды капитан, заблудившись, в одиночку, в сопровождении одной собаки, прошел шесть миль, пока не встретил своих.
Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 325-326.809 Ibid. P. 326. Выжигание стволов деревьев – прием, подмеченный Лэйном и Хэрриотом.
810 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 323.
811 Ibid. P. 329-333.
человек, естественно, было принято решение спешно возвращаться в Англию812.
Не менее показательны и материалы отчета о путешествии Джорджа Уэймута (1605, автор – Д. Росье). Из него следует, что англичане вновь старались наладить диалог, вели бартерную торговлю, приглашали индейцев на корабли, показывали им свои инструменты813. Однако сквозь каждую строку автора мы чувствуем негативное отношение, которое питали к чужакам местные жители. Так, в случае, если путешественникам требовался проводник, туземцы просили заложников (обычно одного англичанина взамен двух индейцев)814.
Постепенно, как мы видим, изначально позитивная оценка перспектив
выстраивания взаимоотношений с индейцами сменяется на неуверенную, а вскоре и откровенно негативную. Почвы для конфликта было, вероятно, немало. Англичане, особенно с основанием Джеймстауна, старались всевозможными способами наладить снабжение (прежде всего, продовольственное) за счет индейцев, и были, как и их предшественники в 1585-87 гг., не особенно разборчивы в средствах. Вполне вероятно и то, что в 1602-1607 гг. путешественники сталкивались с различными племенами, некоторые из которых, жившие на побережье и соседних островах, были более дружелюбными. Тогда как те, что находились дальше, более организованные и вступавшие уже в конфликт с колонистами Лэйна (и, вероятно, Уайта), были
изначально настроены агрессивно815.
В любом случае, завершая свое повествование, Росье недвусмысленно высказывается о характере местного населения. Несмотря на приятные внешние данные, они изображаются как скрытные и двуличные создания, вечно что-то замышляющие против англичан, и плетущие тайные заговоры816.
812 Ibid. P. 329-333.
813 Наибольшее восхищение у туземцев вызывал магнит, компас.
Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 342.814 Ibid. P. 344.
815 Речь идет о конфедерации Поуатона, продолжавшей свое существование и в первые десятилетия XVII века. Имена некоторых вождей встречаются применительно и к 1580-м гг., и к более позднему периоду.
816 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 344-см еще раз.
Подобная характеристика уже совсем не похожа на радужные картины первых встреч, рисовавшихся ранее. Впоследствии именно она становится доминирующей, определяющей общественное настроение в отношении американских индейцев по обе стороны океана, и получает еще большее развитие по мере расширения колонии.
Эти изменения в отношениях между пришельцами и индейцами, их взаимном восприятии, вызванные многими факторами, наглядно демонстрирует хроника первых лет существования колонии. Джордж Перси, наряду с описанием обстоятельств закладки форта (Джеймстаун), обустройства англичан, характеристикой окружающей природы, постоянно обращается к теме местного населения817. С первых же шагов поселенцев по новой земле отношение к ним индейцев было двойственным. Несмотря на внезапное нападение туземцев, случившейся в первые же дни818, англичан неоднократно встречали гостеприимно: их приглашали в индейские селения, где перед гостями устраивались торжества с угощениями, танцами и представлениями819, снабжали едой и другими товарами820.
Благоприятные отношения сложились в первое время и с верховным правителем соседних земель – вироансом (мы вновь встречаем это слово у Перси) Rapahanna821. По приглашению этого правителя, несколько англичан посетили его город-столицу, отстоявший далеко от побережья. Автор, апеллируя знакомыми читателю терминами, неоднократно называет вироанса
«prince of civil government»822. Показательно то, что вироансы в материалах
этого периода уже реже называются и воспринимаются в качестве королей,
817 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P.
405-419.818 Ibid. P. 407.
819 Ibid. P. 409. Во время этих визитов колонисты посетили «города» – деревни короля Пасфина (Pasphine), первого встречающегося в записях компании индейского князька этих мест. Purchas S. Hakluytus posthumus…
V. 18. P. 410. Именно на его землях вскоре был заложен Джеймстаун, и, как говорит автор, разрешение на это было официально получено от короля индейцев. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 412-413.
820 Главным образом поселенцев вновь интересовали многочисленные медные украшения, носимые индейцами,
и где они их достают. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 416.
821 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 410-411.
822 Ibid. P. 410.
полновластных правителей (the kings, princes), что было обычным для источников 1580-х гг.823. Теперь авторы часто высказываются о них скорее как о неких наместниках, держателях и управителях земель, отныне подконтрольных английскому монарху – королю Якову I – но они уже ни в коем случае не могут восприниматься как равные, или, по крайней мере, подобные английскому правителю, что еще имело место в риторике кружка Рэли.
Автор приводит и характерные красочные описания индейцев, их женщин и их одежд, причесок824, обычаев приготовления пищи и т.п.825 Однако они перемежаются все более частными упоминаниями про конфликты с туземцами: от споров, возникавших при обмене товарами, и заканчивавшихся драками, до внезапных нападений на отдельные партии колонистов826. Несмотря на заверения о добром, честном и незлобивом нраве индейцев (который был особенно свойственен «благородным людям» туземцев, их вождям и вироансам827), все описание пропитано осторожностью и часто откровенным опасением за дальнейшее развитие событий.
823 Ими, как мы помним, постоянно оперировали Хаклйюйт и Хэрриот. В своих «Мотивах» Хаклйют регулярно возвращался к проблеме взаимодействия с этими правителями, их встраиванию в систему империи.
824 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 416.
825 Ibid. P. 416-417.
826 Ibid. P. 413.
827 Это выражалось в обещаниях и клятвах со стороны туземных вождей помогать пришельцам. Так, Вироанс Рапаханна торжественно поклялся, «подняв руки к солнцу и приложив их к груди» хранить мир с жителями
Джеймстауна и стараться во всем помогать англичанам. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 417. Несмотря на возникавшие конфликты, Перси, как и Хэрриот и Барлоу, отмечает, что индейцы вообще все же честнейший народ, и «и никакие христиане не держат клятву лучше них». Purchas S. Hakluytus posthumus… V.
18. P. 417. Как мы видим, с первых же месяцев в Новом Свете английских поселенцев и их руководителей
(совет и президенты) отличает стремление заключить официальные договоры с индейцами, если не о подчинении английскому монарху, то хотя бы о равноправном союзе. Подобная практика, бытовавшая до тех пор, пока колонизаторы были слабы и немногочисленны (где-то до конца 1620-х гг.) впоследствии найдет воплощение в долгих и сложных переговорах Ньюпорта и Смита с Поуатоном, пожалуй, самым яркой и сложной фигурой среди описываемых английскими авторами туземных вождей-вироансов. Однако подобные формальные обязательства, принимавшиеся туземными лидерами и сопровождавшиеся клятвами и прочими ритуалами, как правило, как показывают источники, значили довольно мало. Обе стороны преследовали свои интересы и действовали сообразно им без оглядки на формальные соглашения. Индейцы в этом отношении проявляли такое же лукавство и пускались на обман, как и сами колонисты: вожди, подобные Рапаханну, Поуатону и Опечанканау часто при официальном объявлении мира продолжали предпринимать враждебные действия, а при встречах с представителями англичан своей вины не признавали. Колонисты, впрочем,
отвечали тем же, и, вероятно, в первую очередь именно они виноваты в разжигании конфликтов (из-за поставок пищи в частности), и неблаговидном поведении.
В этом плане показательно описание наступательного вооружения индейцев, в арсенале которых основное место, как уже неоднократно отмечалось еще со времен Лэйна, играл лук. Перси утверждает, что во владении им и скрытом ведении войны, из засад и укрытий, туземцы достигают высокого мастерства828.
При этом сами индейцы все очень здоровые, красивые и развитые люди, и
чувствуют они себя гораздо лучше европейцев – так автор стремится сгладить негативное впечатление от Виргинии: он показывает читателю, что в местном климате люди смогут жить и вести хозяйство в гораздо более выгодных условиях, чем на родине829. Автор говорит, что путешественникам доводилось встречать многих очень древних старцев-индейца, которые, однако, сохраняли физическую силу и остроту ума. Одному из них, с поразительно длинной бородой, по словам индейцев, было якобы более ста шестидесяти лет.
Тем не менее, к концу дневника, когда описывается первая зимовка в Джеймстауне, изложение приобретает все более трагический характер, и никаких позитивных оценок индейцев мы уже не встречаем. Более того, они оставили колонистов практически без пищи, немногие сумели дождаться кораблей с припасами830.
Как мы видим, уже в первые годы реального контакта двух культур
довольно противоречивый образ туземца Виргинии, все еще сохраняющего черты «доброго дикаря», эволюционирует, обогащаясь новыми, и в основном негативными чертами. Соответственно, новая оценка предполагала иную интерпретацию всех сторон жизни индейцев Виргинии. Освещение их занятий, политической организации, в особенности, верований, приобретает у авторов виргинской компании критический характер, далекий от восторженных
828 Показательна история, приведенная автором, про своеобразное соревнование по стрельбе, устроенное при одной из встреч между индейцами и англичанами. Английский джентльмен и самый рослый из индейцев старались попасть в мишени, висящие на дереве. При этом оказалось, что стрела туземца пробивает доспехи лучше, чем мушкетная пуля. Однако в итоге наконечник стрелы раскололся при ударе о железную пластину, и индеец в гневе ушел. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 414.
829 При этом к концу первого года в Джеймстауне умерло до 20 человек, среди которых было несколько джентльменов, в том числе капитан Госнольд, возглавлявший экспедицию 1602 года. Эти первые жертвы
перечислены Перси поименно. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 418.
830 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 418-419.
характеристик жизни и быта алгонкинов, свойственных прежним авторам, сторонниками Рэли831. В свою очередь, по-другому они видят и перспективы выстраивания диалога между двумя обществами.