<<
>>

Индейцы и колонисты виргинской компании, опыт взаимоотношений

Мы рассмотрели, каким английские читатели видели индейское общество, с которым имело дело компания и ее колонисты. Через наиболее растиражированные труды, прежде всего, «Описание Виргинии», сформировался довольно устойчивый образ американского туземца.

Хотя Смит, Уиттэйкер и другие авторы запечатлели то состояние, в котором пребывал мир индейцев в 1607-1614 гг., фактическая информация и выводы, предложенные ими, оказались востребованы и позднее, вплоть до роспуска компании, в 1622 г., определяли политику взаимоотношений между англичанами и туземным населением. Посмотрим, в чем конкретно она проявлялась.

Перчас приводит довольно большой блок документов, характеризующих политические события в колонии за эти годы933. В совокупности с записями Смита они позволяют проследить, как выстраивались взаимоотношения

932 Уиттэйкер, продолжая старую линию, утверждает, что при всех своих недостатках, очевидно, что верования индейцев могут быть сравнительно легко выкорчеваны и заменены христианством, после чего и нрав туземцев, от природы скрытных и злых, смягчится, и они «они нам будут во всем помогать». Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 19. P. 113.

933 В основном это хроники и воспоминания, составленные различными колонистами и должностными лицами компании: Томасом Стадли (Thomas Studly), Анасом Тодкилом (Anas Todkill), Уолтером Расселом (W. Russel),

Г. Арчером, и др.; а также письма, реляции и отчеты уже упомянутых Гейтса, Дейла, Де ла Вера и т.д. Purchas

S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 459-539 (события за 1607-1611 гг); V. 19. P. 60-171 (за 1611-1622 гг.).

англичан с окружающим миром после закладки Джеймстауна, как и почему они изменялись.

Как мы отметили, уже в ходе первых экспедиций, c точки зрения англичан, агрессия проявлялась главным образом со стороны индейцев. Очень быстро первоначально позитивные и благожелательные отзывы сменяются на настороженные, а вскоре, уже после первой зимовки, образ туземца приобретает отчетливые отрицательные черты. Индейцы Поуатона для всех без исключения последующих авторов (Гейтса, Арчера, хронистов Джеймстауна) представляются созданиями дикими, невежественными, что еще хуже – скрытными и двуличными, агрессивными.

Уже при высадке на землю Виргинии англичане были атакованы, и двое колонистов из ста семи погибли934. Печальные события первой зимовки хорошо обрисованы у Перси935. В первые же месяцы колонисты познакомились с индейцами Поуатона936, и отбили атаку на строившийся форт937. Впрочем, надо признать, из множества окрестных племен далеко не все были настроены агрессивно, и туземцы неоднократно снабжали жителей Джеймстауна всем необходимым, в том числе приносили кукурузу, фрукты, мясо и рыбу, и прочие продукты, в качестве даров пришельцам938.

Однако все чаще приходилось вступать с индейцами в сложные переговоры, и с 1608-1609 гг. мы встречаемся с постоянной практикой организации своеобразных посольств к вождям, прежде всего, Поуатону, с целью договориться о снабжении. Возглавляли эти небольшие партии наиболее предприимчивые колонисты, чаще всего на ранних этапах это были Смит, член

934 Purchas S.

Hakluytus posthumus… V. 18. P. 461.

935 Проблемы с окружением дополнялись крайне конфликтной ситуацией в самом коллективе, которая сохранялась все первые годы существования колонии. В первый же год сменилось несколько президентов (авторы упрекают одних в лености, других – в стремлении уехать в Англию и т.д.), совет колонии раскололся на несколько враждующих лагерей. Одного из самых деятельных его членов, Смита, и вовсе заключили на

семнадцать недель под стражу за то, что он якобы собирался «захватить власть, убить совет и провозгласить

себя королем». Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 462-463. Очевидно, негативную роль играл тот факт, что президент колонии не был назначен из Лондона, а должен был ежегодно избираться членами совета (в свою очередь, назначавшимися советом компании). Это обусловило политическую неразбериху и нестабильность в первые годы существования колонии.

936 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 461.

937Ibid. P. 462.

938 Ibid. P. 465.

совета, а потом и президент колонии, и его сторонники (Джон Мартин, Скривинер и др.)939. В ходе этих экспедиций, носивших также по возможности исследовательский характер (Смит изучал водные артерии Виргинии и составлял карту для последующих путешественников, см. приложение 2), мы встречаем пересказ очень интересных бесед с вождями туземцев, которые помогают понять специфику восприятия их мира колонистами, и отчасти дополнить наше понимание мировоззрения самих англичан.

При этом показательно, что в первые годы существования колонии Смита и других должностных лиц компании, – Ньюпорта, Гейтса, Дейла, отличало ярко выраженное стремление заключить некие подобия не только сделок с конкретными обязательствами сторон, но и вполне официальных договоров. Они должны были накладывать на вироансов обязательства, пускай и довольно формальные, схожие с феодальными обычаями вассалитета. Таким образом, деятельность виргинской компании, по крайней мере, в 1607-1614 гг., продолжает наметившуюся в 1580-е гг. традиционную для западной Европы тенденцию инкорпорирования местного населения в свою политическую орбиту, в привычную для англичан правовую систему. Причем встраивание это пока еще, поскольку колонисты были слишком слабы, должно было происходить мирным образом.

Взаимоотношения жителей Джеймстауна с Поуатоном и его индейцами с самого начала складывались сложно, и впоследствии кратковременные потепления и уменьшение взаимной неприязни регулярно сменялись очередными обострениями. Уже во время одной из первых подобных экспедиций-посольств Смит и его спутники были атакованы отрядом, насчитывавшим около семидесяти индейцев940, но сумели отбиться. Впрочем, вскоре, во время очередного плавания, их снова настигли туземцы, и на этот раз

939 При этом командирам приходилось постоянно сталкиваться с сопротивлением колонистов, не желавших отлучаться из Джеймстауна, и при всякой возможности давивших на совет компании с просьбой вернуться в Англию. Об этой проблеме пишут практически все авторы. Только в течение первой года было предпринято несколько попыток свернуть поселение в отсутствие Смита и возвратиться в метрополию. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 435-454

940 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 466-467.

капитан попал в плен. Так началось близкое знакомство Смита с индейцами, обстоятельства которого подробно изложены им самим и поздними исследователями941, и были установлены первые контакты с Поуатоном.

Англичане постарались заключить некое подобие взаимовыгодного соглашения с индейцами. Содержание этого, и последующих договоров с индейцами предполагало поставки как со стороны туземцев, так и англичан. Последним предоставлялось разрешение жить на земле, принадлежащей вироансу: важный момент – Поуатона долгое время не удавалось уговорить даже на формальное признание верховным правителем и собственником Виргинии английского монарха – смысл путанной и необычной для него риторики Смита, как отмечает сам капитан, был вождю индейцев вполне

понятен. Поуатон в целом представляется, по крайней у Смита942, в качестве

хотя и «дикаря», но умного, трезвомыслящего, не лишенного изящных манер человека, и приятного собеседника, с которым почти всегда удавалось договориться.

В результате достигнутых в нелегких переговоров соглашений индейцы некоторое время снабжали колонистов припасами, едой и украшениями, а взамен их вождь просил от англичан многие незнакомые его людям вещи, выбор которых показывал его ум и прозорливость: мечи, топоры, пушки, и т.д.,

941 Поначалу туземцы хотели убить Смита сразу, но увидев его компас, были настолько поражены, что Смит, по его словам, воспользовался этим, чтобы прочесть «лекцию по космографии» и расположить их в свою пользу. После этого пленника доставили к Поуатону, где трое суток (в течение которых Смита почти не кормили) устраивали вокруг него пляски, чтобы, как пишет он сам, определить, дурные у него намерения или добрые. В конечно итоге было решено казнить англичанина, расколов ему череп деревянным топором, как вдруг дочь Поуатона, молодая и прекрасная Покахонтас (ей было около 14 лет) не простерлась перед алтарем, умоляя отца пощадить незнакомца. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 468-472.

Эта знаменитая романтическая история, неоднократно воплощенная в книгах, на сцене и в кино, имела продолжение: Покахонтас, часто посещавшая Джеймстаун, впоследствии приняла крещение и вышла замуж за Д. Рольфа, благодаря чему установился временный мир. В 1616 г. вместе c мужем, представлявшим табачных плантаторов колонии, и Дейлом Покахонтас посетила Англию, где стала знаменитостью и была представлена ко двору, а также вновь встретилась со Смитом. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 19. P. 6-7.

942 В этом отношении Смит часто противопоставляет себя последующим управителям Виргинии, стараясь показать читателю, что он был единственным подлинно ратовавшим за мирное сосуществование двух народов и их взаимовыгодное общение. В частности, он приводит историю про то, как Покахонтас, встретив его в

Лондоне много лет спустя, упрекала капитана в том, что покинул их, и заставил всех считать себя мертвым. На это Смит отвечал, что слухи о его убийстве сознательно раcпускались его врагами из совета колонии,

стремившихся разрушить их дружбу.

– все эти предметы колонисты без стеснения демонстрировали индейцам в действии943.

Подобные взаимоотношения были обставлены множеством условий (например, заложниками944), и были довольно натянутыми. В конечном итоге, как подчеркивает Смит, не только дикость и хитрость туземцев, но и нелицеприятное поведение самих колонистов, после первой зимы, по мере прибытия подкреплений из Англии (supplies), начивших вести себя с индейцами все более бесцеремонно, обманывать их, применять насилие, – и послужило причиной, по которой наметившийся консенсус нарушился, и компании не удалось реализовать всех тех преимуществ, которые заключались в мирном соседстве с туземцами. Упреки в сторону самих англичан постоянно сквозят в материалах за первые годы колонии945.

После отъезда Смита основные контакты с Поутоном осуществлялись

другими президентами и должностными лицами компании, Ньюпортом, Дейлом, Гейтсом. Не будем подробно останавливаться на описаниях многочисленных встреч, подчеркнем общие тенденции во взаимоотношениях англичан с индейцами, и то, как они отражались в материалах, представленных Перчасом. В 1609-1612 гг. продолжается, несмотря на нежелание большинства колонистов заниматься чем-либо, кроме поиска золота946, исследование земель Виргинии. Высылаемым из Джеймстауна разведывательным партиям доводилось сталкиваться как с дружелюбным приемом в одних селениях, где их

943 Надо признать, хотя англичане уворачивались от исполнения своих обязательств, в первую зиму их положение было плачевным, и Смит отчасти выполнял обещания по поставкам, в том числе оружия. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 468-472.

В другой раз, пишет участник событий Тодкилл, голод принудил англичан честно променять двадцать мечей на двадцать индюшек. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 478.

944 Отметим, что главным залогом добрососедских отношений с Поуатоном долгое время служила Покахонтас, проживавшая в Джеймстауне, в доме Д. Рольфа. В этом отношении ее смерть в 1617 г. стала одним из последних событий, разрушивших хрупкий мир c индейцами. Dennis H.C. The American Indians 1492-1970. N.Y., 1971. P. 4.

945 Показательно, например, что по возвращении Смита из плена он застал колонистов за погрузкой на корабли, готовыми в ближайшее время покинуть поселение. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 472.

946 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 477.

снабжали всем необходимым947 так и с различными уловками, обманами, и откровенной агрессией в других948. Показательно, что индейцы, жившие у побережья, в том числе некоторые подданные Поуатона, неоднократно пытались использовать военную силу англичан против своих воинственных соседей, Массовомеков (Смиту даже предлагали сделаться их королем, если он согласится защищать поселения туземцев949).

Взаимные опасения и противоречия не позволяли англичанам и индейцам Поуатона договориться о постоянном мире или, более того, прийти к какому-то дружественному соглашению950. Постоянные стычки, чередующиеся краткими периодами улучшения отношений, способствовали в 1610-х гг. еще большему укреплению негативного образа туземцев, как созданий «коварных и опасных»951 (впрочем, напомним, что многие авторы, – Стадли, Тодкилл, Рассел – дают довольно нелестную характеристику поведению своих соотечественников и их руководителей).

Тем не менее, продолжают предприниматься попытки обеих сторон наладить диалог и прийти к мирному решению политических проблем. Риторика ряда переговоров c Поуатоном, переданных авторами, очень интересна и показательна. Принимая посланцев «великого вироанса» Якова I (так представлялись англичане), как Смит, так и другие участники событий признают, что индейский вождь всегда сохранял достоинство, вел себя подобающим образом. С англичанами он держал себя как с равными, и таким же образом воспринимал английского монарха: «Раз ваш вождь шлет мне

947 Во время многих плаваний по рекам отважные исследователи терпели всевозможные лишения, очень часто индейцы оставляли их без еды, и один из участников с горестью писал о том, что в свое время «у джентльменов мастера Лэйна были с собой хотя бы пара мастиффов». Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 483.

948 Один раз капитаны колонии едва спаслись от неминуемой гибели, применив хитрость: надев на уключины лодки и весла шапки, что создать иллюзию присутствия большого количества вооруженных людей, им удалось проскочить мимо враждебных индейцев. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 486.

949 Ibid. P . 486-487.

950 Обычно военные действия сменялись перемирием, в ходе которого обе стороны в очередной раз обменивались заложниками, в этом качестве со стороны индейцев почти всегда выступала Покахонтас. Purchas

S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 479.

951 Ibid. P. 485.

подарки, значит я равен ему»952, – отвечал Поуатон своим гостям. Кульминацией серии переговоров с великим вироансом стала так называемая

«коронация Поутона». Интерпретацию этого символического действа можно найти в работе О. В. Дмитриевой953. В ходе торжественной церемонии Поуатон, после долгих уговоров, согласился наполовину преклонить колени перед представителями короля, и позволить возложить на себя венец, что должно было символизировать принесение оммажа Якову I. Понятно, что легитимность подобного ритуала, суть которого так и не была разъяснена вождю в полной мере, была сомнительна для всех его участников, сама церемония была не более, чем формальностью, и, как показали дальнейшие события, никаких изменений в отношении Поуатона к англичанам не произошло954. Однако казус

«коронации Поуатона» показателен сам по себе, как одна из попыток

распространения на Новый Свет традиционных феодальных норм и обычаев, – тема, пока еще в значительной степени не изученная). Как мы помним, подобные действа предпринимались в свое время и людьми Рэли955, пытавшимися воспроизвести в новых реалиях церемонии, напоминающие обряды инвеституры.

В этих условиях, к сер. 1610-х гг. формируется довольно устойчивый комплекс установок в отношении перспектив существования с индейцами, того, как их следует воспринимать и как с ними, соответственно, нужно обращаться. Почти все авторы теперь сходятся во мнении, что только строгость, даже жесткость – вот единственный путь воспитания в туземцах покорности, повиновения, залог их приведения к истинной вере, и включения в

952 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 497. В другой беседе, представляющей собой своеобразное рассуждение о войне и мире, вождь хитроумно отвечал англичанам, заявившимся вооруженными с требованиями поставить им кукурузы, что раз они называют его своим другом, пусть тогда являются без оружия. В конечном итоге он согласился выдать им продовольствие, философски ответив, что уступает силе, ибо лучше «конечно, спать со своими женами в доме, чем скрываться в лесу». Перчас приводит еще много подобных показательных бесед. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 472.

953 Дмитриева О. В. Яков I – вождь краснокожих. Британский имперский проект и церемонии символического утверждения суверенитета англичан в Новом Свете // Поблекшее сияние власти / Под. ред. М. А. Бойцова. М., 2006. С. 84-107.

954 Поуатон, естественно, не считал себя ни до, ни после коронации подданным Якова, и стычки с индейцами

возобновились, и вскоре приняли еще больший масштаб. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 514.

955 Принятие в «подданство» королевы вождя Окиско (1586 г.), крещение и коронация Мантео (1587 г.). См. С. из первой части

цивилизованное общество956. Опыт реальных участников событий, «из первых рук», в значительной мере влиял на восприятие индейцев в Англии, на ход пропагандистской компании и разрабатываемые теоретические колониальные концепции (подробнее о них см. Главу 6.1).

В последующие годы взаимодействие с индейцами приобретает и другие формы. Как мы уже видели, в наиболее тяжелые периоды некоторые колонисты сами переселялись в индейские деревни, платя туземцам за содержание и пропитание. Эта практика сохраняется довольно долго, до 1615-1616 гг. Продолжаются и малоудачные попытками навязать Поутону и другим вождям формальные соглашения (см., например, обстоятельства визита Де ла Вэра957). Но наблюдается и другая тенденция. Численность колонистов медленно, но уверенно растет, расширение посадок табака обеспечивает компании к 1620 г. определенную устойчивость, и повышает кредит доверия в английском обществе. Колонисты постепенно осваивают новые земли958, и все большее количество племен вступают в более близкие отношения с англичанами, в хозяйственные, прежде всего. Теперь уже индейцы начинают встраиваться во все расширяющийся мир жителей Джеймстауна959.

Но условия жизни в Виргинии, прежде всего, продовольственная

проблема, несмотря на оптимистический тон официальных документов, сохраняют остроту и в 1621-22 гг. Продолжается давление на индейцев, предпринимаются жесткие меры, – рейды за продовольствием, ограбление многих поселений, устрашение туземцев. В конечном итоге нежелание и неспособность обеих сторон придерживаться каких-либо формальных соглашений привело к «Джеймтаунской резне» (см. С. 49-51), поставившей под

956 Neither must we make them bests, not yet take them as Christians, until we have made them such. Purchas S.

Hakluytus posthumus… V. 18. P. 497-499.

957 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 19. P. 65.

958 В частности, одна из новых партий колонистов заключила своеобразный договор-союз с туземцами, купив их землю для нового поселения за несколько медных украшений и обязавшись защищать местное население от соседнего племени мангоаков. Ibid. P. 531.

959 Показательно, что теперь уже индейцы ищут не только союза с англичанами, но и подданства. Так, племя

Чекахоманиев (Checkahomanies), не признавшее Поуатона, попросило англичан принять их в подданство королю Якову, обязавшись каждую очень поставлять зерно в обмен на кое-какие европейсие товары (топоры, яркие ткани). Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 19. P. 106-107.

вопрос само существование английской Виргинии, и вкупе с негативным отношением двора к бизнесу компании предопределило ликвидацию компании.

Взаимоотношения обоих обществ, англичан и туземцев за этот период, в 1607-1622 гг., можно представить в качестве череды контактов разного рода, как негативных, так и конструктивных, своеобразной серии попыток установить приемлемые отношения между двумя различными системами. Системами, как подчеркивает Солсбери, представляющими различный экологический, биологический, психологический подход к восприятию и освоению североамериканской действительности960.

***

Подобно образу страны в целом, портрет туземного населения Виргинии в трудах первых десятилетий XVII в. претерпевает значительные изменения. Под влиянием новых контактов, принесших разочарование обеим сторонам, изображение индейцев англичанами становится все более реалистичным, в нем преобладают серые и откровенно темные тона. Идеализированные картины сохраняются только при описании хозяйства туземцев, пребывающих в гармонии с природой (Смит). Наиболее показательны изменения в характеристике духовного мира индейцев: авторы представляют последних уже как обычных варваров, жестоких дикарей, а не людей «золотого века». Именно такой образ складывается постепенно и в Англии, хотя Перчас и ряд интеллектуалов (Уиттэйкер) старательно поддерживают другую точку зрения.

К тому же восприятие туземцев и модель выстраивания отношений с ними находились под влиянием новой, имперской идеологии монархии Стюартов. В многонациональное государство общество алгонкинов могло быть встроено только на правах зависимого народа. И хотя оценка политической жизни туземцев в представленных в Англии трудах также меняется на негативную (вожди и знать индейцев выставляются жестокими, лживыми и

960 Salisbury N. Manitu and providence: Indians, Europeans, and the making of New England 1500-1643. Oxford, 1982.

кровожадными), для туземцев еще сохраняются возможности инкорпорироваться в правовое поле империи. Как и предшественники, должностные лица компании долгое время признавали легитимность феодальных договоров и процедур, союзов, заключенных с туземцами – только индейские вожди уже не выступали в качестве равных, фактически они низводятся до положения подданных английского монарха.

Значительно возросший объем литературы, в том числе пропагандистского характера, распространяемый компанией в Англии, приводит и к тому, что образ индейца становится все более тиражируемым, доступными и рядовому читателю. Обсуждение природы обитателей Америки занимает умы многих философов и ученых, политиков и поэтов в предреволюционные десятилетия.

<< | >>
Источник: Белан Михаил Александрович. Колониальные идеи в общественно-политической мысли Англии второй пол. XVI – первой четверти XVII вв.. 2014

Еще по теме Индейцы и колонисты виргинской компании, опыт взаимоотношений:

  1. Содержание
  2. 2. Модели взаимоотношений с туземцами
  3. Индейцы и англичане: новые контакты
  4. Индейцы и колонисты виргинской компании, опыт взаимоотношений
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -