<<
>>

Глава II. «Образ чужого»: индейцы Виргинии

Обратимся к другой важной теме в восприятии Нового Света – образу туземного населения. Характеристике местных жителей, их быта, нравов, общественного устройства и верований традиционно отводилось важнейшее место после описания природы.

Индейцы Виргинии мыслились как неотъемлемая часть образа страны. Специфика отношения к ним, осмысление их места в мире накладывали серьезный отпечаток на образ Америки в представлении елизаветинцев, их колониальные проекты в значительной степени воздействовали на самоидентификацию англичан.

К XVI веку европейцы имели богатый опыт взаимодействия с другими культурами336. Но встреча с американскими индейцами, на каком бы уровне развития они не находились, стала первым серьезным опытом столкновения с подлинно иной во всех отношениях цивилизацией. После завершения активной фазы конкисты испанские, а затем английские, французские, португальские миссионеры и интеллектуалы стали проявлять интерес к планомерному изучению индейского общества, сбору сведений о нем и их интерпретации в зависимости от своих потребностей.

Контакты англичан с народностями Африки и Америки, как и взаимоотношения с государствами Востока были к концу XVI века крайне ограниченными337. Тем большую важность представляют источники,

336 С древнейших времен особую роль в жизни европейцев играл Ближний и Средний Восток, поддерживались контакты с Индией; и в средние века Европа никогда не замыкалась в христианской ойкуменой, отрывочные слухи доходили даже о дальневосточном регионе, о Китае и Японии (известно о контактах с Китаем Византии, о путешествиях в Поднебесную несторианцев, следствием чего стало, возможно, еще в VII – VIII вв. появление в Старом Свете тутового шелкопряда, на которого возлагал большие надежды Хэрриот). Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм… Т.

1. С. 370-371. Тем не менее, окружение Европы, например, исламский мир, и его обитатели все-таки мыслились как нечто совсем иного порядка в сравнении с примитивными обществами, c которыми европейцы вступили в контакт в XV веке на пути «в Индию». В этом отношении ближе к ним были «язычники», иноверцы – например, проживавшие в Восточной Европе. Представление о жителях этого региона как о каких-то диковинных, примитивных полу-людях – полу- животных бытовало в некоторых странах еще в начале XVIII века.

337 В случае с Британскими островами у англичан была с давних пор возможность изучения проживавших бок о бок с ними народов, населявших Шотландию и Ирландию. Например, образ шотландца (с ним был больше всего знаком английский обыватель), как подчеркивает А.Х. Вильямсон, уже давно вошел в сознание

современников как синоним некоего «вечного и неискоренимого зла (devilry) с севера». Williamson A.H. Scots,

Indians and Empire: the Scottish politics of civilization 1519-1609 // P&P. 1996. №150. P. 54. Постоянные параллели

посвященные мероприятиям Рэли, позволяющие проанализировать первый опыт серьезного наблюдения и обобщения информации о принципиально ином обществе, находящемся на крайне низком уровне развития, который вполне можно характеризовать понятием «примитивный».

В связи с этим задачей данной главы является изучение специфики восприятия туземцев Виргинии в источниках 1580-х гг. Прежде всего, рассмотрим структуру и охват текстов применительно к сведениям об индейском обществе. Постараемся определить, информация какого рода превалирует у английских авторов, на чем они заостряют внимание.

Попытаемся выделить типичное и особенное в материалах источников в сравнении с традицией описания иноземных обществ XVI века. Интересным представляется подвергнуть анализу отношение самих авторов, Лэйна, Барлоу, Хэрриота к «другому» обществу, понять, чем и в какой мере оно определялось. Предстоит выяснить, в какой степени данные ими оценки могут служить отражением популярных идей и концепций своего времени.

Важно проследить не только за тем, что нового привносят эти описания в наше понимание «образа чужого» в сознании англичан XVI века, но и каким образом с их помощью можно охарактеризовать развитие духовного мира самих елизаветинцев.

<< | >>
Источник: Белан Михаил Александрович. Колониальные идеи в общественно-политической мысли Англии второй пол. XVI – первой четверти XVII вв.. 2014

Еще по теме Глава II. «Образ чужого»: индейцы Виргинии:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -