<<
>>

Глава V. Туземцы Виргинии в восприятии англичан в 1600 – 1620-х гг.

Материалы второй виргинской компании предоставляют обильную информацию о коренных жителях Виргинии, индейцах – алгонкинах. За годы развития новой колонии у английских наблюдателей накопились гораздо более подробные сведения быте, хозяйстве, занятиях, о религии и мировоззрении

«дикарей»785, чем при первом контакте с ними в 1580-х гг.

Возрастающий интерес к обществу виргинских туземцев вписывался в общеевропейскую тенденцию, обозначившуюся в 1600-х гг. Как уже отмечалось, в эти годы значительно увеличивается объем литературы о туземных народах, особенно об индейцах Северной Америки, самого разного характера: от энциклопедических сводов до художественных произведений. Сам экзотический образ туземца вызывает все больший интерес у различных слоев населения, со временем он становится одной из традиционных фигур в европейской культурной жизни, находя отражение в литературе, драматургии, изобразительном искусстве, литературе (можно проследить становление этого

образа от Калибана Шекспира до Пятницы «Робинзона Крузо»786). Активно

тиражируются изображения, гравюры туземцев, изображающие их значительно более осмысленно и реалистично, чем в предшествующие десятилетия: работы таких выдающихся мастеров, как Д. Уайт, Т. де Бри, К. Ванн де Пассе позволили значительно расширить и систематизировать представления

785 Духовная проблематика традиционно привлекала особое внимание, еще с 1580-х гг. У Смита наиболее подробное описание посвящено именно характеристике верований туземцев (Of their religion. Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 19. P. 449-454), а не их занятиям или социальной структуре. Во многом возрастающее внимание к этой тематике связано не только с практическим интересом, но и с большей жесткостью, большей ролью, которую начинают играть религиозные факторы в программе освоения Америки (творчество Перчаса, Донна).

786 Проблема «дикаря» подается с различных сторон. Образ индейца, в его дикости и заблуждениях, является не только логическим противопоставлением христианскому миру, культурному и богоизбранному. Через фигуру туземца вводится и важная для европейской литературы Нового времени проблематика противоречивости цивилизованного, городского общества, и жизни патриархальной, среди дикой природы, (что уже давно архаично для Европы), пускай и в примитивных условиях; переосмысляется тема прогресса, отношения к

материальным благам и достижениям европейской культуры, через образ «дикаря» поднимается проблема невежества (позднее дополняемая критикой религии), высказываются различные трактовки роли «белого

человека» и целей его миссии.

европейцев об обитателях Северной Америки. Вместе с возрастанием количества новых отчетов и материалов (издаваемых все большими тиражами) образ Америки, и, в особенности, ее населения, занимает свое место в культурной жизни Европы, очищаясь от предрассудков раннего периода, но сохраняя свой колорит и экзотику. В то же время учащаются, становятся нормой визиты самих американских индейцев в Европу, где они появляются на публике, прежде всего, при дворе, участвуют в своеобразных представлениях (плавают перед королем на своих каноэ и т.п.). Опыт этих живых контактов активно переосмыслялся: отсылки к туземцам Нового Света и их удивительной земле все чаще прослеживаются в сценических постановках этого времени, лирике (см. главу VI, параграф 6). Кроме того, в ученой среде многих стран поднимаются новые проблемы: предпринимаются первые серьезные попытки определить характер туземного населения Америки, собрать побольше конкретной информации о различных сферах жизни индейцев, осмыслить их место в известной картине мироздания.

Большую роль в этом новом «открытии Америки» сыграли отчеты 1600-х – 1610-х гг. о туземцах северной, лесной части Американского континента, среди которых выделяются материалы французских путешественников787. В частности, это обладающие общепризнанными литературными достоинствами труды Самюэля де Шампленя (первая из них – «Des sauvages», 1603): в этом отношении французская общественная мысль располагала не менее представительными знаниями о североамериканских индейцах, чем англичане.

Не случайно, переводам с французского уделял много времени еще Хаклюйт, начиная с 1580-хгг., это занятие продолжал Перчас. Поэтому почти все известные французские материалы, в основном в переводе на английский или в выдержках, были воспроизведены в довольно внушительном разделе в 18 томе, где они предшествуют главам с английскими источниками788. Эти материалы охватывают период до 1614 г., отчасти представлены и более поздние

787 См. С. 211-212.

788 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 192-298.

материалы. Эти труды были доступны англичанам, Д. Смиту и другим авторам и влияли на их подход к изображению обитателей далекой Виргинии, особенно в первые годы существования колонии.

Для нас также важны испанские материалы. Применительно к народам Северной Америке в начале XVII столетия это преимущественно нарративные труды: о Флориде, наблюдения Де Сото в бассейне Миссисипи (материалы почти полувековой давности, но все еще актуальные и читаемые по всей Европе), и отчетами ряда исследовательских экспедиций, отправлявшихся на север вице-королями Новой Испании789. Более значимы общие труды, своды информации, составлявшееся с конца XVI века в Европе, в Севилье, Саламанке, в Нидерландах (Х. д‘Акоста, Де Бри) – написанные выдающимися учеными, они содержат немало сведений, рассуждений об обитателях Северной Америки, их образе жизни, характере и духовном мире, их месте в системе мироздания, и не могли не повлиять на отношении к индейцам англичан. Эти труды будут нами использоваться эпизодически.

Однако, несмотря на увеличивающиеся объемы источников разного рода (в том числе визуальных), отношение европейской аудитории к примитивным народам и их образу жизни, мировоззрению, в XVII веке было противоречивым и очень разнообразным: от традиционного, патриархального восприятия индейцев как младших собратьев, которых надлежит крестить и просвещать (Лас Касас, Хэрриот), до продолжения линии отдельных мыслителей, в частности Х. Де Сепульвады, о врожденной неполноценности туземцев, как отверженных Богом созданий, и необходимости соответствующего обращения с ними (подобная позиция, в различных вариациях, получила к 1630-м гг.

широкое распространение среди жителей многих американских колоний).

789 Divers expedition from Mexico, and other parts of New Spain and New Biskay, especially to the more northerly parts of America, by divers Spaniard in the hundred years space (N. di Gusman; M. de Nica, Fr. Vasquez de Coronado,

A. de Espeio; M. Perez; J. de Onate). Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 18. P. 52-84.

Иностранные материалы, работы предшественников (прежде всего, Хэрриота790), и собственный опыт определяли специфику восприятия и характеристики туземцев, с которой мы сталкиваемся в трудах официальных представителей компании и других лиц, проявлявших интерес к Виргинии. Для нас очень важен тот стереотип восприятия, система оценок, которые под влиянием различных факторов складываются в общественном мнении англичан в первой четверти XVII века в отношении туземцев Виргинии. Взгляд на индейцев, их быт, хозяйство, верования, социальные отношения, который формируется во времена Перчаса, принимает форму законченную и довольно устойчивую (в отличие от довольно схематичных представлений Хаклюйта и Хэрриота). На основе опыта виргинских предприятий, к 1620-м гг. в английском общественном мнении оформляются конкретные модели восприятия туземного общества, не только применительно к индейцам Северной Америки. В последующие десятилетия они были апробированы и на представителях других племен и народностей, населяющих Новый Свет, оказав значительное влияние как на идеологию колонизации в Англии, так и на колониальную общественную мысль самих колоний, в том числе на восприятие индейцев простыми поселенцами.

В то же время, более близкое знакомство с документами Виргинской компании, касающимися американских аборигенов, позволяют уточнить и дополнить новыми сведениями наше понимание процесса формирования многих более поздних теорий, оказавших большое влияние на всю европейскую общественную мысли.

Концепции «доброго дикаря», «золотого века»791 начинают формироваться в рассматриваемые нами десятилетиия, и интерес, проявлявшийся к опыту виргинской компании более поздними мыслителями, деятелями английского Просвещения (в т.ч. Дж. Локком, Т. Гоббсом)

790 «Master Harriot» упоминается неоднократно, на его мнение относительно туземцев постоянно ссылается Смит.

791 Многие идеи эпохи Просвещения, этического (Руссо), социологического характера (теории общественного договора Д. Локка, Т. Гоббса, Д.Мильтона) являются дальнейшим развитием учений XVI – XVII вв., в том числе творчества Мора, Монтеня, Бэкона, интересовавшихся колониальной проблематикой, вопросами

сосуществования различных обществ (патриархальных сельских и городских, невежественных и

просвещенных) в рамках одного государства.

подтверждает большую важность первых осознанных взаимодействий этих двух миров, имевших место в 1600-х – 1620-х гг.

За первые два десятилетия контактов англичан с коренным населением Виргинии отношение к нему не оставалось статичным, оно развивалось, поэтому постараемся показать, как и под влиянием каких факторов оно изменялось, каким образом воспринимались основные элементы жизни индейцев различными авторами, что выделялось ими на отдельных этапах как более важное, какие оценки давались английскими наблюдателями индейцам и различным сторонам их жизни.

Почти все рассматриваемые нами авторы проявляют интерес к индейцам, их обществу, причем гораздо больший, чем первые колонисты Рэли792. Информативность источников касательно индейской тематики велика. Записи- хроники, дневники, отчеты губернаторов и официальных лиц компании, – разнообразные нарративные материалы содержат не только горестные и пропитанные враждой повествования о стычках с индейцами, постоянно нападавшими на колонистов, но и ценные сведения об их общественном устройстве, верованиях, конкретные сведения о различных вождях и князьках алгонкинов и их племенах.

Особенную ценность представляют специализированные теоретические труды, трактаты, посвященные Виргинии и ее обитателям, число которых растет по мере расширения деятельности компании.

Несмотря на многочисленные неточности, неполноту и пристрастность авторов, они позволяют лучше понять, какими видели индейцев англичане времен Якова I. Среди них выделяются работы Смита793, Уиттэйкера794 (они датированы 1610- ми гг., написаны непосредственными участниками событий). Кроме того, нам

792 Хотя взаимодействие с туземцами происходило в целом на том же уровне: снабжение едой, попытки завладеть маисовыми полями индейцев, что выливалось в непрекращающиеся конфликты, и т.п.

793 В «Описании Виргинии», впервые опубликованном в 1612 г. (впоследствии вошло в «Общую историю», также переиздано Перчасом) он посвещает разностороннему описанию жизни алгонкинов вторую главу. Последовательно рассматриваются их хозяйство, выращиваемые культуры, быт и социальная жизнь, затем Смит переходит к разбору политической организации и дает характеристику основных вождей туземцев,

вироансов, и подвластных им территорий, завершает изложением описанием религий индейцев. Purchas S.

Hakluytus posthumus… V. 18. P. 435-454.

794 Purchas S. Hakluytus posthumus… V. 19. P. 110-115.

доступны и более общие труды, относящиеся к позднему периоду, например,

«Общая история Виргинии, Новой Англии и островов Соммерса» Смита (The Generall Historie of Virginia, New-England, and the Summer Isles, 1624), эпизодически будет привлекаться ряд описаний, посвященных индейцам, жившим к северу от Виргинии, в Новой Англии и Шотландии795, позволяющие нам лучше понять процесс формирования образа индейца в английской общественной мысли.

Данная тематика не получила достаточного освещения в исторической литературе, но появившееся в последние десятилетия новые подходы позволяют по-новому взглянуть на проблему «чужого» применительно к туземному населению Виргинии796.

<< | >>
Источник: Белан Михаил Александрович. Колониальные идеи в общественно-политической мысли Англии второй пол. XVI – первой четверти XVII вв.. 2014

Еще по теме Глава V. Туземцы Виргинии в восприятии англичан в 1600 – 1620-х гг.:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -