<<
>>

СБОРНИК АДАТОВ ЖИТЕЛЕЙ КУМЫКСКОГО ОКРУГА. 1865 ГОД[318]

Вступление

1. Население, составляющее Кумыкский округ, состоит из двух главных племен, собственно кумыкского и ногайского, а также немалого числа выходцев из Чечни и Дагестана.

Bce они, несмотря на разноплеменность, под влиянием одинакового об­раза жизни, подчинились одинаковому адату (обычаю); оставшиеся же следы неко­торой особенности среди ногайцев применяются ими иногда в дело лишь частным, домашним образом, но не входят в адат и применения при разбирательстве в суде не имеют.

2. Туземец кумыкский придает большое значение соблюдению всех тонкостей адатного порядка, и малейшее уклонение от такового при разбирательстве дела вле­чет за собой неудовольствие и протест. От этого часто случается, что некоторые дела, совсем не сложные, разбираются продолжительнее, чем сложные.

3. Местное судопроизводство основывается на двух способах разбирательства: шариате (духовный суд) и адате (суд по обычаям). He касаясь первого, имеющего свои руководства, приступаю к выяснению второго способа, упомянув здесь только, что многие из дел, подлежащих разбирательству по шариату, решаются часто судом по адату, если есть ясные, фактические доказательства, причем, однако, постановле­ния шариата не упускаются из виду. Так, например, дела по бракам, долговые (если есть проценты), исковые и тяжебные передаются на шариат только тогда, когда суд при разбирательстве таковых адатным порядком затрудняется произнести приговор.

4. При разбирательстве адатным порядком — по делам исковым, тяжебным, дол­говым и за ложную присягу — употребляются свидетели, через которых открывается истина дела.

5. По всем другим делам употребляются также свидетели или же доказчики.

6. Если же нет ни тех ни других, назначаются подозреваемому тусевы, и столь­ко, сколько полагается адатом для каждого рода преступления особо.

7. Тусевы — как бы заочные свидетели; они назначаются самим истцом из род­ственников ответчика, или из посторонних лиц, когда истец уверен, что эти послед­ние знают обстоятельства дела, а равно и сам образ жизни ответчика.

8. Часто в число тусевов попадают и такие лица, которым совершенно не было известно ни дело, ни частный образ жизни ответчика.

9. Роль этих тусевов состоит в том, чтобы присягой обвинить или оправдать обвиняемого.

10. Обвиняемый при назначении ему тусевов имеет право устранить таковых, но для этого должен представить уважительные причины, например: вражду, дурное поведение, близкое родство или дружбу с истцом, а также если кто из них развелся с женой, а потом опять на ней женился или если кто присягал когда-либо ложно; одним словом, для устранения тусева от присяги требуются судом точные доказа­тельства, а голословных обвинений суд не принимает.

11. Если ответчиком представлены будут точные доказательства негодности ту­сева, то лицо это устраняется, а на место его истец назначает другого.

12. Если один из числа назначенных тусевов и принявших присягу обвиняет по­дозреваемого, то последний признается виновным, хотя бы все остальные тусевы и оправдали его.

13. Если обвиненный присягой тусевов объявит в суде, что он может доказать ложность присяги, то ему дается срок для этого и дело считается неоконченным.

14. He могут быть назначаемы в тусевы, согласно обычаю, князья, муллы, кади, женщины и тот, кто имеет от кади или муллы свидетельство B том, что он присягнул раз и навсегда — ни самому никогда не присягать, ни другим не давать присяги, или, если в этом представит он двух хороших свидетелей [319].

15. Если тусевы, не зная подробностей дела, по которому они назначены, затруд­няются обвинить или оправдать подозреваемого, то они предлагают сему последне­му с родственниками его принять присягу, а потом уже, по присяге этой, принимают и сами присягу.

16. Если же один из тусевов, зная наверно виновность подозреваемого, объявит, что он не может оправдать ответчика, то последний с родственниками к присяге не допускается.

17. Истец имеет право назначать меньше против положенного обычаем числа тусевов или даже дать присягу самому ответчику, если нет к тому препятствий.

18. Ha обязанности ответчика лежит доставить тусевов в суд.

19. B случаях когда виновный неизвестен, истец употребляет доказчика (айгак), который разыскивает виновного.

20. Если последний будет найден, тогда платятся за доказательство айгаку деньги в количестве, определенном для каждого рода разыскиваемого, и плата эта падает на виновного.

21. Доказчик бывает явный и тайный; первый обыкновенно представляется в суд, и если показание его достоверно и сам он человек хороший, то ему дается присяга, по которой подозреваемый обвиняется; в противном случае назначают ответчику тусевов.

22. Если доказчик тайный, то истец, при назначении подозреваемому тусевов, имеет право назначить в число их и своего доказчика.

23. Bo всех спорных делах, где решение произносится на основании точных пока­заний свидетелей, последних, прежде всего, должен выставить сам истец; если же он не может выполнить этого, дается присяга ответчику; а если этот не пожелает по каким- либо обстоятельствам принять присягу, то она дается истцу, чем и кончается дело.

24. Если же обе стороны имеют свидетелей, то таковые судом принимаются и приводятся к присяге, если нет к тому никаких препятствий.

25. B таких случаях проигрывает дело та сторона, свидетели которой отказались при­нять присягу или которая выставит хоть одним свидетелем меньше против ной стороны.

26. При равном числе свидетелей с обеих сторон, и когда все они приняли при­сягу, дело обыкновенно кончается маслагатом (полюбовно).

27. Иногда оканчиваются вообще всякого рода дела и таким образом: по жела­нию обеих спорящих сторон дается присяга истцу или ответчику h

28. Нередко все дела кончаются маслагатом (миролюбивое окончание дела), ме- диаторским судом. K последнему туземцы часто прибегают, не обращаясь даже в суд, и по желанию своему избирают посредников h

29. Если при разбирательстве какого-нибудь дела суд предложит тяжущимся окончить спор по маслагату, и последние на это согласились, то, по составлении маслагатного решения и объявлении им такового, никто из них не имеет права за­являть неудовольствие, а должен беспрекословно исполнить все, что было сделано маслагатом.

30. Маслагатное решение не принимается на апелляцию ни адатом, ни шариатом.

31. По адату разбираются следующие дела: убийство, поранение с увечьем или без увечья, грабеж, воровство, поджог, прелюбодеяние, блуд, бесчестие, изнасило­вание женщины или девушки, растление, увоз девушки, сватовство, побои, ложная присяга, долги, зарезание чужой скотины, исковые и тяжебные дела, порабощение и раздел имущества, переходящего по наследству.

Убийство

32. При каких бы обстоятельствах ни случилось убийство, какие бы ни были по­будительные к тому причины, оно всегда влечет за собой мщение виновному, т. e. канлы.

33. He избавляется от этого и тот, кто совершил убийство при защите себя от на­падения, или даже нечаянно — хотя бы это был несовершеннолетний мальчик.

34. Только в следующих случаях убийца не подвергается мщению: за нанесение бесчестия женщине родственник ее (со стороны ли он отца или со стороны мате­ри, ближайший ли он или дальний, но если родство его к ней доказано и он имеет право искать кровь ее) может убить виновного, не подвергаясь сам со стороны род­ственников убитого им мщению.

35. Отец, убивший сына или дочь, не подлежит мщению.

36. Избавляется также от такового мщения и муж, убивший неверную жену свою или ее любовника, захваченных на месте преступления.

37. За убийство безродного бедняка, если это убийство случилось на пути следо­вания его с товарищем или в доме, где он жил, товарищ его или хозяин дома имеют право убить виновного на месте преступления, не подвергаясь мщению родствен­ников его; если же со дня убийства бедняка (байгуш) пройдет несколько дней, то за кровь его ни товарищ, ни хозяин не имеют права мстить и только могут требовать от виновного кровной чести.

38. B случае убийства брата родным братом дело остается в семействе и убийца считается канлы только перед отцом, матерью и другими родными братьями.

39. Если же убийца с убитым братья от разных матерей, то, если есть другой брат от одной матери с убитым, ему принадлежит право мести.

40. Вообще, в подобном случае все кончается в семействе, без всякого сторонне­го вмешательства.

41. Bo всех же других случаях адат требует мщения за пролитую кровь.

42. Убийство женщины считается самым постыдным поступком, и потому за оное полагается двойное канлы, т. e. за убитую женщину месть падает на убийцу и ближайшего его родственника, и они оба канлы.

43. Если убийца по совершении убийства взял что-нибудь, принадлежащее уби­тому, как то: лошадь, оружие или хотя бы малейшую вещь из его одежды, то за это полагается также двойное канлы.

44. Обязанность кровомщения лежит на ближайшем родственнике или друге, если нет родственника.

45. Если же нет ни того ни другого, мстит за кровь знакомый хозяина дома, ко­роче: принять на себя обязанность мести считается особенной честью; и бесчести­ем — если кто уклоняется от этой обязанности или исполняет ее без настойчивости.

46. Первенство по кровомщению дается родственникам по мужской линии, а не по женской.

47. B прежнее время права кровомщения были неограниченны: тогда участь кан­лы зависела единственно от хозяина крови — он мог убить его или простить, не от­вечая за это ни перед кем.

48. При таких правах кровомщение, весьма очевидно, не только служило важ­ным препятствием к прекращению кровной вражды, но нередко отдаляло надолго всякую возможность примирения. Bce это не могло не обратить на себя внимания русской власти, и она в недавнее время нашла необходимым гарантировать личную безопасность канлы, насколько было это возможно, ограничив права по кровомще­нию запрещением безнаказанного убийства канлы или одного из его родственни­ков и введением на место того правила — ссылать всякого убийцу административным порядком в арестантские роты в Сибирь.

49. Для прекращения вражды кровной делается по адату между родственниками с обеих сторон примирение, а в некоторых случаях, с разрешения начальника Тер­ской области, родственникам убитого предоставляется право требовать с убийцы материальное вознаграждение за кровь.

50. B случаях же, когда виновный не согласен сделать материального вознаграж­дения, или если он, по ограниченному своему состоянию, не может уплатить тре­буемой суммы, или же когда противная сторона не пожелает принять такового, ви­новный ссылается в арестантские роты или в Сибирь административным порядком.

51. Самое незначительное нарушение порядка, установленного адатом при при­мирении, хотя бы и сделано это было без всякого умысла, самое малейшее неуваже­ние к адату замедляет примирение или делает его вовсе невозможным.

52. Как только совершено убийство кем-нибудь, убийца и все родственники его тотчас же должны удалиться с места, где совершено преступление, и скрываться где-нибудь в другом, ни под каким видом не показываясь на глаза родственникам убитого, пока последние не обнаружат согласия на примирение.

53. При согласии же таковых, почетные люди принимают деятельное участие в примирении прежде родственников убитого с родственниками убийцы: собирают­ся князья, муллы и почетные старики и идут просить за последних прощения.

54. Если родственники убитого согласятся на просьбу почетных лиц, тогда по­следние приводят к ним родственников убийцы, которые делают при этом честь, выражаемую в «алыме», т. e. деньгах, жертвуемых ими обиженным убийством.

55. Алым обязателен только для родственников убийцы; если он принят, то от­ветчиком остается только один убийца; родственники же его тогда ни в каком случае не могут подвергаться мести.

56. Величина суммы алыма зависит от числа родственников убийцы, которые вносят для алыма деньги в следующем размере: семейство убийцы вносит 13 руб., родной брат его, живущий отдельно, — 3 руб., двоюродный брат — 1 руб. серебром и так далее, смотря по степени родства, до 10 коп. серебром.

57. Ha волю отпущенный убийцей холоп вносит наравне с двоюродным братом, и столько же вносят кровные родственники его.

58. Бывают случаи, что не успеют еще почетные согласить родственников уби­того на примирение, как кто-нибудь из них убьет одного из родственников убийцы; тогда засчитывается кровь за кровь и вражда прекращается между обеими сторона­ми, причем, однако, обычное примирение все-таки соблюдается.

59. B противоположность этому иногда бывает, что убийство совершается и после выплаты алыма; тогда поступают таким образом: все отданное в алым возвращается родственникам; дом виновного за нарушение обычного порядка при алыме сжигается.

60. Сам же виновный, если почетные лица, бывшие при отдаче алыма, не будут согласны простить ему это неуважение к обычаю, изгоняется из того общества, сре­ди которого он жил, даже и тогда, если бы обе стороны сделали между собой при­мирение кровь за кровь.

61. За примирением между собой родственников убитого и убийцы следует хо­датайство о прощении самого виновного в убийстве.

62. При этом соблюдается тот же самый порядок, как и в первом случае: снова со­бираются князья, муллы и почетные старики, идут к родственникам убитого и, стоя с непокрытыми головами, умоляют их о прощении убийцы и дозволении ему явиться перед ними с повинной.

63. Родственники убитого, ради обычая, на просьбу почетных не скоро должны соглашаться, хотя бы это и было против их желания.

64. Получив через посредничество почетных прощение от родственников уби­того, убийца делает следующую честь: в сопровождении тех же почетных и своих родственников идет он к родственникам убитого и приглашает их в свой дом, где за­ранее должны быть приготовлены 100 руб. серебряной монетой, оседланная лошадь и ружье.

65. Когда соберутся в дом все родственники, убийца, прежде всего без шапки, с отращенными на голове волосами, обязан обойти всех их, кланяясь каждому и ис­прашивая прощение, а потом уже обходит с угощением. Ha другой же день делается на счет виновного полный обед. Этим оканчивается вражда, и обе стороны делают­ся между собой кровными родственниками.

66. Что же касается денег, лошади и ружья, то от желания обиженных зависит — брать или не брать таковые.

67. B случаях же, когда убийца получил прощение, но по каким-либо обстоя­тельствам еще не сделал кровную честь, ему назначается хозяином крови граница, через которую он не должен переходить, пока не совершится окончательное при­мирение.

68. Если он будет убит за назначенной границей, то виновный подвергается мщению, и наоборот: если будет убит вне границы, кровь его пропадает.

69. При убийстве в драке двух лиц из разных фамилий кровь одного засчитыва­ется за кровь другого.

70. При убийстве двух лиц из одной фамилии выходят в канлы двое: виновный и ближайший его родственник; одним словом, число канлы с одной стороны зависит от числа убитых с другой.

71. B старое время существовал обычай насчет канлы по сословиям; теперь же он потерял свое значение и заменился обычаем, одинаковым для всех сословий.

72. Только за убийство, совершенное холопом, отвечал за него владетель его, т. e. делался канлы.

73. За убийство же, совершенное холопом князя, выходит в канлы сам убийца, а не князь.

74. За исключением тех случаев, когда убийца известен или сам сознался, у ку­мыков существует следующий порядок для открытия неизвестного убийцы: подо­зреваемый может обвйняться свидетелями или доказчиком.

75. Найденная же на месте преступления вещь убийцы или если убитый перед смертью назовет убийцу — считаются только уликами, навлекающими подозрение на виновного.

76. Если же подозреваемый; по каким-либо обстоятельствам в убийстве не со­знается, назначаются ему 12 тусевов (прежде полагалось 40), которые присягой об­виняют или оправдывают его.

77. Если же в убийстве, происшедшем в драке нескольких лиц, подозреваются трое или и того больше, то ближайший родственник убитого выбирает в канлы одного из них.

78. Если этот укажет на других, считая себя невиновным в убийстве, то ему пре­доставляется адатом право назначить остальным тусевов, каждому по 12; в случае, если они оправдываются тусевами, то убийцей остается он.

79. B убийстве женщины женщиной же с последней поступается точно так же, как и с мужчиной, т. e. убийца выходит в канлы.

80. Если же виновная в убийстве не сознается, то назначаются ей тусевы из жен­щин — одинаковое число с мужчиной.

81. Ho от произвола родственников убитой зависит назначить убийце в гусевы и мужчин: тогда в первом случае, по обвинению, выходит в канлы сама убийца, а во втором — ближайший родственник убийцы.

82. При примирении честь делается, как и между мужчинами.

83. Нанесший рану каким бы то ни было оружием, тупым или острым, если по­раненный умер именно от этой раны, не простив виновного,— выходит в канлы.

84. Если же в этом участвовало несколько лиц, то, по освидетельствовании ту­земными лекарями ран и определении, от которой из них произошла смерть, дела­ется главным канлы тот, кто нанес эту рану, а остальные выходят в «ирчель канлы», т. e. канлы на один год.

85. Размер платы за кровь убитого не определен, а зависит от желания обижен­ной стороны и доходит иногда до значительной цифры.

Поранение

86. При всяком поранении, с увечьем или без увечья, исполняется тот же самый порядок, как и при убийстве. Также виновный должен скрываться где-нибудь вме­сте с родственниками; точно так же почетные люди являются посредниками между обеими сторонами и примиряют их.

87. Для достижения этой цели почетные тотчас же после поранения берут с со­бой одного барана, 1[320]/2фунта меда, 2 фунта масла, одну сабу пшеничной муки и холст для перевязки на все время лечения раненого и идут к раненому в дом. Здесь они упрашивают его простить виновного и дозволить ему явиться к нему.

88. Если раненый простит виновного, последний является к нему и ухаживает за ним во все время лечения его, а по совершенном уже выздоровлении его делает обыкновенную ему честь, т. e. ранивший делает угощение раненому U

89. Если виновный по званию своему ниже раненого, то идет в дом последнего со всем нужным для угощения; если же выше, то приглашает его вместе с его род­ственниками в свой дом.

90. Для лечения раненого виновный сам выбирает лекаря. Плата последнему и все расходы по лечению относятся на счет виновного.

91. Затем через год, считая со дня поранения, определяется туземными лекарями степень важности увечья, происшедшего от раны, и соразмерно тому возлагается на виновного плата за увечье.

92. Если раненый, получив удовлетворение за увечье, умер потом от последствий той раны, то ранивший делается канлы, если только он не получал от раненого про­щения за смерть, кроме прощения за рану. Плата за увечье тогда пропадает.

93. Плата за рану с увечьем полагается от 10 до 600 руб. серебром.

94. За изувеченные глаза установлена плата по 100 руб. серебром за каждый и столько же за руки и ноги.

95. За мизинец платится 10 руб. серебром и т. д. до большого пальца, прибавляя по 10 руб. на каждый.

96. Для открытия виновного в нанесении раны, поступают точно так же, как и при убийстве; только подозреваемому назначается 6 тусевов вместо 12.

Грабеж

97. Ha этот род преступления у кумыков существует следующий обычай: уличен­ный в грабеже должен возвратить все награбленное кому оно принадлежало или же удовлетворить по стоимости награбленного, а затем обязан сделать обиженному такую же честь, как и при убийстве, за исключением только 100 руб. серебряной монетой.

98. Сверх того, виновный наказывается административной властью.

99. Для открытия виновного в грабеже употребляется доказчик, по присяге кото­рого и обвиняется подозреваемый; если же нет доказчика, подозреваемому назнача­ются 12 тусевов.

Воровство

100. 27 сентября 1862 года состоялся общественный приговор, по которому за воровство определены следующие наказания:

1) B первый раз изобличенный в воровстве, как бы маловажно оно ни было, дол­жен уплатить за уворованное вдвое и штраф 30 руб. серебром, и затем на один год ссылается в Георгиевск на крепостные работы.

2) За второе воровство виновный, кроме двойной платы за украденное, оштра- фовывается на 50 руб. и ссылается на 5 лет в Россию.

3) Если кто по возвращении из России снова будет уличен в воровстве, то от­сылается туда же навсегда.

101. Ho в настоящее время, по распоряжению высшего начальства, всякий обли­ченный в воровстве ссылается административным порядком в арестантские роты на 3 года и более, смотря по мере преступления виновного.

102. Для открытия неизвестного вора употребляется доказчик, почти всегда за условленную плату, который представляется в суд для допроса.

103. Если показания его основательны и сам он человек честный, то дается ему присяга, по которой подозреваемый обвиняется.

104. Самая большая плата доказчику дается по стоимости украденного, или же меньше, но никак не больше стоимости его.

105. Плата доказчику взыскивается с виновного после принятия истцом прися­ги в действительности стоимости украденного или что столько им уплачено денег доказчику, если только истец не имеет на то свидетелей. B обоих случаях присяга дается по желанию самого виновного.

106. B случаях же, когда доказчика нет или если и есть он, но истец по каким- либо обстоятельствам не желает назвать его, а прямо объявляет подозрение свое на кого-нибудь, то подозреваемому назначается тусевов столько, сколько положено адатом по каждому роду украденного особо.

107. Подозреваемому в воровстве у одного хозяина скота, баранов или лошадей назначаются два тусева, если тусевы эти — жители того же аула, где случилось воров­ство, и один — если из другого аула.

108. За украденный же скот у разных лиц от каждого из них назначается подо­зреваемому по два тусева или по одному.

109. За воровство одного барана назначается один тусев.

110. Подозреваемому в воровстве вещей из сакли, хотя бы на один рубль, и даже за одно намерение украсть что-нибудь, назначаются 6 тусевов, так как в этом случае допускается мысль о бесчестии.

111. Если истец, не имея доказчика, не желает назначать подозреваемому тусевов, то имеет право дать присягу ему самому, когда нет к тому препятствий; в противном же случае может присягать сам или дать присягу двум родственникам обвиняемого.

Поджог

112. За умышленный поджог среди заселенных мест назначается подозреваемому 6 тусевов.

113. Если же поджог был сделан в степи, назначается за сожженное не свыше 10 руб.— 1 тусев, и 2 тусева, если сожжено более чем на 10 руб.

114. За поджог нечаянный дело подлежит разбирательству по шариату.

115. Для открытия неизвестного виновного в поджоге поступают точно так же, как и при воровстве, т. e. принимаются доказчик и свидетели, присягой которых и обвиняется подозреваемый.

116. Плата доказчику не определена, но можно давать по стоимости сгоревшего, показанной истцом под присягой.

117. Виновный в умышленном поджоге, кроме удовлетворения обиженных по стоимости сгоревшего, ссылается в арестантские роты.

Прелюбодеяние

118. Если муж или ближайший родственник его застанет жену свою в момент совокупления со сторонним мужчиной, то имеет право убить обоих, не подвергаясь со стороны родственников убитых мщению.

119. Для открытия виновного в прелюбодеянии с чужой женой допускаются доказчик и свидетели; если же таковых не имеется, назначаются подозреваемому 12 тусевов.

120. Уличенный в прелюбодеянии должен скрываться как канлы, а потом, при примирении, делает обиженному кровную честь. Иногда же, по желанию обижен­ного, виновный платит 100 руб. серебром.

121. Что касается женщины, уличенной в прелюбодеянии, то родственники ее делают мужу кровную честь.

Блуд

122. За блуд мужчины с девушкой или вдовой полагается: виновный должен же­ниться на той женщине, с которой имел связь. После же брака может развестись с

ней, но в таком случае должен отдать ей полный «гебенгак»[321], когда после брака имел сношение с ней хоть один раз, или половину, когда не имел; в обоих случаях вино­вный обязан сделать кровную честь родственникам женщины.

123. При разводе гебенгак отдается на руки женщине или ее родственникам.

124. Если виновный в связи с женщиной не сознается, то назначаются ему 6 ту­севов или 12, когда у нее есть жених.

125. Виновный в связи с чужой невестой должен делать честь и жениху, когорый имеет полное право отказаться от нее. Тогда с виновным поступают точно так же, как и в первом случае.

126. Если от связи мужчины с женщиной родится дитя, то оно отдается на по­печение мужчине.

127. B случаях любовной связи с родственницами в ближайшей степени родства, на которых обычай не позволяет жениться, виновный посылается на шариат.

128. C виновным же в связи с дальними родственницами поступают точно так же, как и при связи не с родственницами.

129. Для открытия виновного в любовной связи допускается доказчик и свиде­тели.

Бесчестие

130. У кумыков бесчестием считается: всякое прикосновение к девушке, вдове или замужней женщине, с дурным намерением; если кто вбежит в чужой двор, пре­следуя спасающегося; отрезание хвоста у чужой лошади и убиение чужой собаки.

131. Bo всех случаях бесчестия полагаются адатом следующие наказания: вино­вный в нанесении бесчестия девушке или вдове, где бы то ни случилось, делает родственникам ее честь, состоящую только из одного угощения.

132. От желания обесчещенной зависит, выйти замуж за обесчестившего ее или не выйти.

133. Подозреваемый в нанесении бесчестия обвиняется свидетелями или доказ­чиком, если есть; в против ном случае назначаются 6 тусевов или 12, когда бесчестие нанесено чужой невесте или замужней женщине; в последнем случае виновный де­лает кровную честь.

134. Если кто, преследуя спасающегося, вбежит в чужой двор, тот должен сделать хозяину того двора обыкновенную честь, т. e. прийти с почетными и просить про­щения.

135. Если же виновный не признается, то обвиняется свидетелями, когда они есть, или назначаются 6 тусевов, когда свидетелей нет.

136. За отрезание хвоста у чужой лошади честь не делается, но виновный в этом обязан уплатить хозяину прежнюю стоимость лошади, так как у кумыков лошадь без хвоста теряет цену.

137. Если же хозяин пожелает оставить за собой лошадь, то виновный должен уплатить все-таки прежнюю ценность лошади, за вычетом только настоящей стои­мости ее.

138. Если виновный не сознается \ назначается ему 2 тусева.

139. Виновный в убиении чужой собаки делает обиженному обыкновенную честь.

140. Подозреваемому же в этом дается для очищения присяга; ни тусевы, ни до­казчик, ни даже свидетели не принимаются.

Изнасилование женщины

141. Если изнасилована замужняя женщина, то с виновным поступают точно так же, как с виновным в прелюбодеянии, т. e. как с убийцей.

142. Разбирательство по этим делам точно такое же, как и по прелюбодеянию (см. ст. 119 и 120).

143. За изнасилование девочки или вдовы виновный подвергается удовлетворе­нию, определенному обычаем за блуд (см.: ст. 122).

144. Изнасиловавший чужую невесту делает жениху и родственникам ее честь, и затем поступают с виновным точно так же, как с виновным за блуд с чужой невестой.

Растление

145. За растление девушки, еще не достигшей совершеннолетнего возраста, ви­новный обязан ждать совершеннолетия, а потом жениться на ней.

146. После брака имеет право развестись с ней, отдав ей гебенгак.

147. По совершении же преступления делает родственникам девушки кровную честь.

148. Если же девушка от растления умрет, виновный делается канлы и подверга­ется наказанию по усмотрению начальства.

Увоз девушки или вдовы

149. Увезена ли девушка или вдова, с согласия ли ее или без согласия, виновный все-таки делает кровную честь ее родственникам, за исключением денег.

150. Если увезенная не пожелает выйти замуж за увезшего ее, то она возвращает­ся назад; при этом делается кровная честь родным и, кроме того, виновный платит увезенной полный гебенгак, если только родственники девушки докажут сношения ее с увезшим, а если доказать не могут, то все-таки нри этом делается кровная честь, за исключением денег.

151. Если же увезенная была невестой другого, то виновный делает кровную честь жениху вместе с родственниками ее.

152. Если же увезенная пожелает выйти за увезшего ее замуж, то последний вно­сит алым и калым — девушке полные, а вдове половину — и назначает гебенгак — де­вушке полный, а вдове половину.

153. Размер гебенгака определяется происхождением: у князей полагается гебен­гак в 720 руб., у первостепенных узденей от 100 до 300 руб., для всех же остальных не менее 100 руб.

154. За увоз замужней женщины виновный делает кровную честь мужу ее.

155. Если последний пожелает развестись с ней, то имеет право не давать ей ге­бенгак и даже отобрать все, что было куплено им для нее.

Сватовство

156. Мужчина, желая посватать избранную им девушку, обращается прежде всего к почетным и объявляет им свое намерение.

157. Почетные идут к родственникам той девушки и заключают условие калыма и гебенгака.

158. Через почетных же передаются невесте все подарки жениха и делается уго­щение ее родным; последние же делают разные подарки почетным.

159. Если одна из засватанных сторон пожелает уничтожить сватовство, то спор этот решается по адату следующим образом. Если жених отказывается от невесты, то все подарки, сделанные им ей, остаются в пользу последней и, кроме того, упла­чиваются все расходы, понесенные родными девушки при сватовстве.

160. Если же отказывают жениху родственники невесты, то возвращаются ему все подарки, сделанные им невесте.

161. Жених имеет право требовать от невесты личного ее отказа, не доверяя ее родственникам, которые часто отказывают против желания самой невесты; и если невеста изъявит свое согласие выйти за него замуж, то родственники ее ни в каком случае не имеют права воспрепятствовать ей в этом.

162. Если жених откажется от невесты после нанесения ей бесчестия, и это буде г доказано ее родственниками посредством свидетелей или назначением ему 6 тусе­вов, то должен прежде жениться на ней и потом уже разводиться с ней, уплачивая при этом гебенгак.

163. Ha гебенгак обыкновенно делается мужем при свидетелях расписка, которая отдается жене и ее родным.

Побои

164. Рана, происшедшая от побоев, излечивается на счет виновного, и все рас­ходы по лечению относятся на счет виновного.

165. По излечении раны делается виновным обиженному обыкновенная честь, как и при поранении.

166. За нанесение побоев без ран обиженный имеет право требовать от вино­вного обыкновенную честь.

167. За смерть, происшедшую от последствий побоев, виновный выходит в канлы.

Ложная присяга

168. Как тусевы, так и свидетели, а равно и доказчик, при разбирательстве какого- нибудь дела могут быть устранены ответчиком, а также показание таковых может быть уничтожено, если только ответчик докажет, что кто-нибудь из них ложно до этого присягал.

169. Для этого он должен представить, по крайней мере, хоть одного свидетеля, показания которого должны основываться на точных фактах и проверяться самым строгим расследованием.

170. Уличенный же в ложной присяге ссылается на один год в Георгиевск h

171. B настоящее время принято, чтобы имя лжеприсяжника оглашалось в глав­ных мечетях во всеуслышание народа и записывалось бы в заведенные для этого дела списки, хранящиеся при мечетях.

Долги

172. Дела о долгах подлежат ведению шариата, но если есть расписки, подлин­ность которых несомненна, или проценты, то разбираются адатным порядком, при­чем требуются письменные обязательства или доказательства.

Зарезание чужой скотины

173. Приговором Андреевского общества положено: за зарезание чужой скоти­ны, при нанесении ей вреда через потраву с виновного, сверх удовлетворения хо­зяину по стоимости зарезанной штуки, взыскивается еще штраф 3 руб. серебром в общественную штрафную сумму. Mepa эта применена теперь к целому округу.

Исковые и тяжебные дела

174. Дела этого рода подлежат разбирательству по шариату; но прежде передачи их кади они рассматриваются судом.

175. При этом принимается в соображение, подходит ли дело к постановлению о десятилетней давности (для шариата давности не существует), или не было ли дело решено прежним, до покорения края, правительством, или не было ли когда по это­му делу маслагатного решения, и вообще, обсуживается, следует ли дело принять к разбирательству по адату.

176. Затем, если дело несложное и может быть решено с помощью показаний свидетелей или на основании ясных письменных доказательств, то оно разбирается судом, в противном случае передается кади на шариат.

Порабощение

177. Порабощенное или неправильно запроданное лицо свободного проис­хождения, по доказательству им такового, выкупается и возвращается на прежнее место жительства за счет виновного.

178. Кроме того, обиженному делается виновным кровная честь, состоящая из угощения и лошади с седлом х.

Раздел имущества, переходящего по наследству

179. 5 сентября 1864 года общим собранием князей, почетных узденей и окруж­ного суда разъяснено, что раздел имущества, переходящего по наследству, делается на следующих основаниях: князья и уздени первой степени (салы) при разделе иму­щества придерживаются существующего между ними обычая, а остальное населе­ние округа руководствуется посему шариатными постановлениями.

180. Обычай (адат) между князьями и узденями первой степени существует сле­дующий: каждый из князей и узденей, при жизни своей, может распорядиться своим имуществом, как ему заблагорассудится. Он может продать или подарить кому за­хочет как недвижимое, так и движимое свое имущество, будет ли оно родовое или благоприобретенное, и наследники его, прямые и дальние, не могут тому воспре­пятствовать и не имеют права распростирать своих исков.

181. Если имение не будет передано кому-либо при жизни владельца или заве­щано им исключительно в пользу одного лица, то после смерти переходит полно­стью к прямым наследникам мужского пола, т. e. сыновьям, а за неимением их — к родным братьям, которые и разделяют его между собой на равные части.

182. B случае неимения прямых наследников мужского пола, все имущество по­ступает к ближайшим умершего родственникам мужского пола; при этом степень родства и близость наследования определяется шариатом.

183. Женский же пол, как то: мать, сестра, дочь, племянница и другие родствен­ницы — от наследования устраняются, им назначается по миролюбивой сделке (мас- лагату) часть из оставшегося движимого имущества, т. e. крестьян, вещей, денег, ско­та, лошадей и овец [322].

184. По маслагату же назначается часть из движимого имущества и жене умерше­го, независимо от выдачи ей установленного приданого (гебенгак).

185. Княжеские чанки [323], мужского и женского пола, не имеют права на наследо­вание движимого и недвижимого имения после отцов своих; если же будет сделан дарственный акт (назру) в пользу чанков или княжеских дочерей, то ближайшие

родственники мужского пола не могут завладеть тем имением.

186. Движимое и недвижимое имение, поступившее узденям через дары от кня­зей, в случае неимения наследников мужского пола у тех узденей, переходит к на­следникам женского пола, если дар потомственный, и возвращается князьям, если дар пожизненный.

Сборник этих адатов составлен частью из бывших уже в суде примеров, а частью из показаний документов окружного суда и сведущих посему стариков, и может быть не столько верен, насколько обыкновенно бывают верны и все изустные старинные предания среди неразвитого народа. Происшедшая от подчинения русской власти перемена в условиях жизни кумыков изменила многое из древних адатов, заменив таковые новыми народными постановлениями, в которых уже проглядывает мысль более осмысленного и человечного правосудия.

<< | >>
Источник: Ф.И. Леонтович. Кавказ: Адаты горских народов. — Нальчик,2010. Вып. IV. — 384 с.. 2010

Еще по теме СБОРНИК АДАТОВ ЖИТЕЛЕЙ КУМЫКСКОГО ОКРУГА. 1865 ГОД[318]:

  1. СБОРНИК АДАТОВ ЖИТЕЛЕЙ КУМЫКСКОГО ОКРУГА. 1865 ГОД[318]
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -