<<
>>

Г л а в а I Адат и шариат.

Правила, принятые в судопроизводстве кавказских горцев по адату.

Обряд суда по адату. Какие дела подлежат разбирательству адата

а) Адат и шариат

1. У племен, обитающих на северной покатости Кавказского хребта, нельзя оты­скать определительности прав, строгости в постановлениях и точности в условиях жизни общественной.

Суд основан на обычаях по преданию и именуется адатом; исполнительной власти почти не существует, и все наказания за преступления со­стоят в весьма слабых штрафах. Адат, можно сказать, есть суд посреднический, ли­шенный большей частью средств понудительных и основанный на некоторых при­нятых правилах или законах, установленных обычаем и освященных давностью.

2. Адат господствовал у всех обитателей северной покатости Кавказского хреб­та до введения между ними магометанской религии. C учением же Алкорана адат начал заменяться шариатом, и те племена и общества подверглись в этом отноше­нии большей перемене, у которых духовенство, по смыслу Корана, приобретало высокое значение и почетное место в обществе. B последнее же время вновь воз­никшее учение мюридизма много способствовало к изменению прежних условий общественной жизни, в особенности же у чеченцев и других племен, сопредельных Дагестану, где это учение возникло.

3. Таким образом, в настоящее время у горских племен существует смешанное законодательство, составленное из двух противоположных элементов: шариата, основанного на общих правилах нравственности и религии, и адата, основанно­го на обычаях, которого первый закон гражданского устройства — право сильного. Адат распространялся и усиливался всякий раз, когда шариат приходил в забвение, и наоборот: адат падал и был отменяем всегда, когда шариат находил ревностных проповедников и последователей.

4. Между всеми обитателями северной покатости Кавказского хребта шариат ра­нее упрочился у кабардинцев, кумыков и ногайцев, не потому одному, что они с давнего времени исповедуют магометанскую религию, но и оттого, что они ранее прочих племен принесли покорность нашему правительству.

5. Несмотря на то что абадзехи, шапсуги, натухайцы, башильбаи, шегиреи, бара- каи и казылбеки находились более прочих соседних с ними обществ под влиянием турецкого правительства, прилагавшего особенные усилия не только о распростране­нии магометанской религии, но и о введении в употребление шариата посредством духовных лиц, дела у этих племен по-прежнему преимущественно решаются адатом.

6. B обществах: Бжедуховском, Черченейском, Хамышейском, Темиргоевском, Махошевском, Бесленеевском и у беглых кабардинцев шариат с адатом в одинако­вой степени употребления.

7. Карачаевцы, дигорцы, балкарцы, хуламцы, уруспии, общества осетинского происхождения и назрановцы, кажется, более следуют адату, чем шариату.

8. Одно только чеченское племя, несмотря на исповедуемую им магометан­скую религию и на влияние русской власти, следовало до 1839 года одному адату. C того же времени ичкерийцы, качкалыковцы, мичиковцы, собственно так называе­мые чеченцы, шатоевцы, шубутовцы, чабирлоевцы и другие соседние с ними мел­кие общества, признав над собой власть Шамиля, вместе с введением гражданского устройства по необходимости приняли и шариат; и только галашевцы, галгаевцы, карабулаки и кисты, как независимые общества ни от русского правительства, ни от Шамиля, следуют во всем адату.

b) 0 правилах, принятых в судопроизводстве кавказских племен по адату

9. Для разбора тяжб и ссор все почти горские племена имеют постоянных судей, обязанных по присяге, данной над Алкораном, разбирать и решать дела по со вести и по крайнему разумению.

10. Ho от произвола каждого горца зависит подвергать свое дело разбиратель­ству этих постоянных судей или избирать, по добровольному согласию противни­ков, других судей из уважаемых стариков.

11. Судебное место, в котором заседают постоянные судьи, у горцев именуется различно. У черкесов оно называется хассой, у кабардинцев и кумыков — мехтемой, у балкарцев, хуламцев, чегемцев, уруспиев и карачаевцев — неима, у дигорцев — нагим, у обществ осетинского происхождения — тархон, у чеченцев — тюркюм.

12. Так как мщение есть преобладающая страсть у всех горских племен, то не только противники, но и родственники их, избегают встречи между собой, а потому как добровольное разбирательство, так и предание дела суду производится через по­средников, выбираемых из посторонних уважаемых стариков.

13. По этой же самой причине у горцев между тяжущимися и их свидетелями не существует очных ставок, но судьи выслушивают отдельно разбирающихся.

14. Судьи избираются преимущественно из того сословия, к которому принадле­жат тяжущиеся, а потому и постоянные судьи избираются из разных классов народа.

15. Число судей зависит от важности дела и бывает от 1 до 6 человек с каждой стороны.

16. У обществ осетинского и чеченского происхождений истцу дозволяется од­ним судьей иметь более против ответчика.

17. Решение суда признается удовлетворительным при единогласном приговоре судей.

18. Большинство же голосов имеет силу только в таком случае, когда общий по­средник, выбираемый с согласия противников до начала суда, примет их стороьгу.

19. Если же обвиненный останется и в таком случае недовольным решением суда и не захочет выполнить условий, на него наложенных, то он имеет дело не только с противником, но и с судьями и свидетелями, и последние обязаны его принудить K исполнению решения суда.

20. По адату, все наказания за преступления состоят в денежных пенях, но преи­мущественно — в плате скотом или оружием.

21. Для обвинений необходимо, чтобы истец представил одного или двух свиде­телей, которые должны быть совершеннолетние, мужского пола и преимуществен­но из того сословия, к которому принадлежит сам истец.

22. Если же истец не представит свидетелей, то обвиняемый оправдывается при­сягой на Коране; сверх того, в его оправдание должны присягнуть шесть посторон­них лиц по его выбору.

23. Так как упомянуто уже было, что свидетелям или доносчикам с тяжущимися, из опасения мщения, очных ставок не бывает, но судьи выслушивают каждого от­дельно, а потому часто случается, что обвиняемый уличается тем, что выбирает в число своих свидетелей и то лицо, которое на него доносит.

с) Обряд суда по адату

24. Обряд суда по адату, в главных своих формах, почти одинаков у всех горских племен.

25. Если противники не желают примириться добровольно, но передают свое дело решению суда, то первоначально через посредников условливаются, каким су­дьям поручить разбор дела — постоянным или произвольным.

26. B первом случае каждая сторона выбирает определенное число судей, смотря по важности дела, из постоянных, а в последнем они избираются из посторонних уважаемых стариков.

27. Кроме того, один из стариков избирается общим судьей для обеих тяжущих­ся сторон, голос которого имеет особенную важность в случае несогласия судей.

28. Выбранные в судьи старики, до приступления к рассмотрению дела, спраши­вают у тяжущихся: останутся ли они довольны тем разбирательством и решением дела, какое ими будет сделано, и не предоставят ли себе права приговор их передать разбору и суждению новых судей.

29. Если тяжущиеся стороны объявят, что они останутся довольны тем реше­нием, которое определит суд, то в подтверждение своих слов оба противника или один из них присягает над Алкораном h

30. B противном же случае судьи приступают к разбору и решению дела, не от­бирая присяги от тяжущихся, — и тогда обвиненный может отказаться от исполне­ния приговора и подвергнуть свое дело разбирательству новых судей.

31. Судьи, выслушав поочередно тяжущихся и их свидетелей и сообразив дока­зательства и доводы истца и оправдания ответчика, по совести и крайнему разуме­нию, излагают свое мнение и, согласив оное как между собой, так и с общим судьей, оправдывают обвиняемого или присуждают его к уплате пени обиженному, смотря по состоянию виновного, в один раз или по частям.

32. He объявляя о решении своем тяжущимся, судьи предлагают им избрать по­ручителей: обвиненному — в том, что он исполнит в точности приговор суда, а оби­женному в том, что он останется доволен решением оного.

33. После того суд объявляет о своем решении тяжущимся и назначает сроки в уплате пени обиженному в таком случае, если обвиненный по несостоятельности не может вдруг уплатить оную.

34. Из этого можно вывести то заключение, что обряд суда по адату, существую­щий у горских племен, уподобляется нашему третейскому суду без формальной за­писи.

d) Какие дела разбираются в настоящее время адатом

35. Адатом разбираются преимущественно дела воровские, а также этот суд име­ет место: в наследственном праве, при разделе имений и при отношениях детей к родителям и мужей к женам.

36. Bce же преступления большей важности, как то: убийство, нанесение раны, насилие женского пола и даже оскорбление, причиненное побоями, плетью или другим орудием, весьма редко разбираются судом, но решаются природным пра­вом — мщением, известным у горцев под именем канлы.

<< | >>
Источник: Ф.И. Леонтович. Кавказ: Адаты горских народов. — Нальчик,2010. Вып. IV. — 384 с.. 2010

Еще по теме Г л а в а I Адат и шариат.:

  1. § 2. Среднеазиатские государства и право
  2. 1. История узбекского права: плюрализм юридических традиций
  3. ПРЕДИСЛОВИЕ
  4. Мы изложим здесь несколько замечаний об известных нам собраниях местных адатов в древнее время, а затем скажем о сборниках, составленных в 40-х и последующих годах под руководством местного Горского управления.
  5. ПЕРЕПИСКА КАВКАЗСКОГО ГОРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО СОБИРАНИЮ СВЕДЕНИЙ ОБ АДАТАХ КАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ B 40-х ГОДАХ НАСТОЯЩЕГО СТОЛЕТИЯ
  6. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ «ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОЧЕРКАЧЕРКЕССКОГО НАРОДА», СОСТАВЛЕННОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ПОЛКОВНИКОМ БАРОНОМ СТАЛЕМ B 1849 ГОДУ
  7. АДАТЫ МАЛКАРЦЕВ фАЛКАРЦЕВ), ХУЛАМЦЕВ, ЧЕГЕМЦЕВ, УРУСБИЕВ­ЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ 1844 ГОД[266]
  8. ОПИСАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО БЫТА ЧЕЧЕНЦЕВ, C ОБЪЯСНЕНИЕМ АДАТНОГО ИХ ПРАВА И НОВОГО УПРАВЛЕНИЯ, ВВЕДЕННОГО ШАМИЛЕМ. 1843 ГОД1
  9. СВЕДЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ OB АДАТЕ, ИЛИ СУДЕ, У ЧЕЧЕНЦЕВ. 1843 ГОД[311]
  10. СБОРНИКАДАТОВ ЖИТЕЛЕЙ НАГОРНОГО ОКРУГА. 1864 ГОД
  11. СВЕДЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ОБ АДАТЕ, ИЛИ СУДЕ, У КУМЫКОВ 1
  12. СБОРНИК АДАТОВ ЖИТЕЛЕЙ КУМЫКСКОГО ОКРУГА. 1865 ГОД[318]
  13. Г л а в а I Адат и шариат.
  14. Г л а в а III. O наследственном праве, разделе имения, духовных завещаниях и праве опеки
  15. ПРОИСХОЖДЕНИЕ B ДАГЕСТАНЕ СУДА ПО ШАРИАТУ И АДАТУ РАЗЛИЧИЕ ИХ. ПОРЯДОК СУДА ПО АДАТУ, СУЩЕСТВОВАВШИЙ B ПРЕЖНЕЕ ВРЕМЯ. РАЗНООБРАЗИЕ АДАТОВ. ЗНАЧЕНИЕ СУДА ПО АДАТУ. УСТРОЙСТВО ОКРУЖНЫХ И НАРОДНОГО СУДА B ОБЛАСТИ
  16. ИСК, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, СВИДЕТЕЛИ, ОБВИНЕНИЕ ПО ПОДОЗРЕНИЮ. НАКАЗАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ ПО АДАТУ
  17. Приложение 1. Примечания и объяснения некоторых слов, встречающихся в статье об адатах
  18. Примечания
  19. Глава 13. Развитие судебно-правовой системы
  20. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -