<<
>>

ПРОИСХОЖДЕНИЕ B ДАГЕСТАНЕ СУДА ПО ШАРИАТУ И АДАТУ РАЗЛИЧИЕ ИХ. ПОРЯДОК СУДА ПО АДАТУ, СУЩЕСТВОВАВШИЙ B ПРЕЖНЕЕ ВРЕМЯ. РАЗНООБРАЗИЕ АДАТОВ. ЗНАЧЕНИЕ СУДА ПО АДАТУ. УСТРОЙСТВО ОКРУЖНЫХ И НАРОДНОГО СУДА B ОБЛАСТИ

B VIII веке аравитяне, появившись в Дагестане и утвердившись в Дербенте, нача­ли проповедовать новую религию, которая хотя и быстро распространилась между дагестанскими племенами, тем не менее не была ими принята во всей ее полно­те.

Несмотря на жестокий фанатизм аравитян, не терпевших никакого противоре­чия Корану, весь Дагестан сохранил суд по адатам \ т. e. обычаям, существовавшим еще до прихода аравитян в Дагестан. Ho как с принятием магометанства явились о многом новые понятия и новые отношения в союзе семейном, для которых старые адаты оказались уже несостоятельными, то судопроизводство по необходимости распалось на суд по шариату и суд по адату.

По шариату стали решать все дела, касающиеся религии, семейных отношений, завещаний, наследства [324] и некоторых гражданских исков.

Дела же уголовные, по нарушению права собственности, общественных поста­новлений и т. п. продолжали решаться по прежним адатам, к которым прибавились и адаты, определяющие наказания за некоторые преступления и поступки против правил религии.

Середину между судом по адату и шариату заняло решение некоторых граждан­ских дел по маслагату, т. e. мировой сделкой, при пособии посредников, избранных тяжущимися.

Главными причинами сохранения суда по адатам были следующие:

1) слишком строгие наказания, определяемые Кораном, даже за преступления, считавшиеся, по понятиям дагестанцев, маловажными (как, например, воровство, скотоложство и т. п.), не могли нравиться народу, с искони привыкшему к полней­шему безначалию; поэтому для приведения в исполнение этих наказаний нужна была сильная власть, которой в вольных обществах Дагестана никогда и не было. B тех же частях края, где аравитяне поставили правителей 14, сохранение адата было выгодно для самих правителей, которые, не имея вначале достаточной силы и средств к уничтожению суда по адату, впоследствии сами нашли в нем поддержку и упрочение своей власти.

Штрафы, взимаемые с виновных при решении дел по ада­ту, составляли для них немаловажный источник дохода, а возможность установить новые адаты и решать по ним многие дела, не стесняясь постановлениями Корана, давали им могущественное средство упрочивать свою власть и ослаблять влияние на народ духовенства, по духу мусульманства всегда враждебного светской власти.

2) Изучение Корана, и вообще мусульманского законоведения, довольно запу­танного, представляло, даже для людей, исключительно посвятивших себя этому, непреодолимые затруднения; тогда как применение адата не требовало особых познаний, и всякое дело, на которое нет прямого решения в шариате, легко конча­ется по адату большинством голосов; решение это — скорое и для всех понятное — служит руководством в решении подобных же дел и на будущее время.

До какой степени суд по адату соответствует духу и потребностям народа, луч­шим доказательством может служить неудавшееся стремление Шейх-Мансура [325], Кази- Магомы (Кази-Муллы) и Шамиля заменить его вполне судом по шариату. Несмотря на то что Шамиль сам, по необходимости, допустил некоторые изменения в шариате с целью облегчить для народа тяжесть его постановлений, настойчиво и энергически в течение 27 лет стремился к уничтожению суда по адатам, жестоко, большей частью смертью, наказывая сопротивлявшихся его намерениям, однако он не достиг цели[326].

По взятии Шамиля в плен все население Дагестана немедленно восстановило у себя разбор дел по адату, избрав в каждом селении лиц, к обязанности которых от­носится разбор дел по адату, и от шамилевского шариата осталось только одно вос­поминание в названии времени его власти временем шариата для отличия от прежне­го времени, называемого временем адата («батлиль замана» по-аварски).

Суд по адату производился в каждом селении особыми лицами, называемыми по- кумыкски картами 9. Карты выбирались по большинству голосов преимущественно из влиятельных в селении фамилий (тохумов) 18, пользовавшихся иногда этим пра­вом наследственно; в других селениях они избирались по одному из каждого тохума.

Срок, на который избирались карты, в некоторых селениях был определенный, не менее года, в других они могли быть сменяемы во всякое время [327]. Кроме разбора дел на них возлагалось также главное наблюдение за порядком в селениях и на принад­лежащих им землях. Карты за свою службу получали известную часть из штрафных денег и пользовались некоторыми льготами от общества. Разбор лел и жалоб про- изволился не иначе как на улице или площади [328]; только в некоторых больших селе­ниях были особые, для этого назначенные, лома. Каждое утро карты обязаны были собираться на обычном месте, куда шли все имевшие в них налобность. Разбор лела начинался не иначе как по жалобе истца, имевшего в нем прямой интерес, выслуши­вались свилетели и ответчики, и затем карты решали лело по большинству голосов; решение их считалось окончательным и немелленно приволилось в исполнение.

Для решения лел особой важности или при явно неудовлетворительном реше­нии лела картами своего селения спорящие обращались к картам селений, излавна приобретшим известность своей непогрешимостью; так, например, жители владе­ния шамхала Тарковского — в селение Ерпели или Гублен; жители Мехтулинского ханства — в селение Унхли (Оглы); жители присулакских селений — в Цоботль (3y- бут); кайтахцы — в селения Киша и Уркарах.

Независимо от разбора лел в селениях правители и влалетели многие лела раз­бирали и решали лично, преимущественно в тех случаях, когла обиженные обра­щались к их защите и покровительству или когда разбор и решение лела самим влалетелем был важен лля его интересов. B этих случаях лело решалось преимуще­ственно по воле, а иногла и прихоти влалетеля или правителя, не стеснявшихся ни алатом, ни шариатом.

Адаты сохранялись в памяти картов и нарола и изустно перелавались из рола в рол; особые сборники, большей частью отрывочные, писались иногла ддя памяти некото­рыми кади и грамотными картами.

Из владетельных лиц, обращавших особое внимание на адаты, известны: 1) Кай- тахский уцмий Рустем-хан, составивший из адатов и своих постановлений особый сборник, отданный им на хранение и для руководства кади села Киша.

K нему обык­новенно обращались все жители Кайтаха за справкой и указанием в сомнительных и спорных случаях. По преданию, сборник этот написан за 700 лет до настояще­го времени *; 2) Кайтахский же уцмий Ахмет, сын уцмия Гасана-али, умершего в 1588 году, который первый подробно определил права владетелей и чанков 19, приня­тые впоследствии во всем Дагестане, и 3) Омар-хан Q/мма-хан) Аварский, умерший в 1801 году, который старался установить единообразные адаты для своих владений и ввел много новых адатов.

C развитием общественной жизни народа адаты, разнообразные и в самом на­чале, по необходимости изменялись и дополнялись, и так как многочисленные владения и общества Дагестана были поставлены в этом отношении в различные условия и разбор дел, на которые не было адата, производился в каждом селении по разумению картов, то следствием этому явилось необыкновенное разнообразие ада­тов. Почти каждое селение имеет свои адаты, чем-нибудь отличающиеся от адатов соседей; разница эта состоит преимущественно в неодинаковой степени наказания виновного, в числе свидетелей или присягателей по одному и тому же делу, в коли­честве штрафа и т. п.

Общий же взгляд на преступление и наказание и на способы доказательства ви­новности, образовавшийся под влиянием духа мусульманской религии, по необхо­димости, имевшего важное значение при изменении старых адатов и установлении новых, — один для всего Дагест ана: везде убийство наказывается кровомщением или примирением на известных условиях, везде дозволяется безнаказанно убивать вора, пойманного на месте преступления, грабителя, ближайшую родственницу, замечен­ную в любовной связи; везде раненый лечится за счет ранившего; уличенный вор возвращает украденное и т. д.

C постепенным упрочением русской власти в Дагестане, в большей части на­селения края, где ближайшее управление народом оставалось за прежними вла­детелями и правителями, оставлялся и прежний способ суда по адату и шариату; в тех же частях, где правителей не было и которые считались покорными, вво­дилось гражданское управление на общих законах империи, но примененное к основаниям, принятым для всего Закавказского края.

Подчинение народа нашему законодательству без особых затруднений и неудобств совершилось в 1840 году в городе Дербенте и прилежащем к нему Улусском магале 12 только потому, что население их было достаточно к тому подготовлено как прежним влиянием пер­сидского правительства, так и комендантским управлением, существовавшим с 1806 года и достаточно ознакомившим народ за это время с русскими установле­ниями. B Кайтаге и Табасарани гражданское управление хотя и было введено офи­циально, также в 1840 году, но как народ не был к нему подготовлен, а понятия его о многих преступлениях прямо противоречили постановлениям, которым его заставили подчиняться, то следствием этому было то, что каждый убийца в случа­ях, дозволенных адатом, ожидая наказания по русским законам и считая себя со­вершенно невинным, удалялся в вольные общества, которые принимали его охот­но, как гонимого за правду. Накопление беглых и недовольных способствовало образованию разбойничьих шаек, грабивших мирных жителей, тоже имевших, в свою очередь, много причин быть недовольными новым для них управлением; и в 1843 году почти все население Кайтага и Табасарани охотно приняло участие в об­щем восстании Дагестана. Такие обстоятельства привели к тому, что в 1848 году было упразднено участковое правление, учрежденное в Нижнем Кайтаге, и управ­ление всем Кайтагом было поручено сыну бывшего уцмия, звание которого офици­ально уничтожено в 1820 году.

B первый раз в Дагестане суд по адату был допущен при устройстве управления Самурского округа в 1839 году. Генерал Головин в инструкции, данной окружному начальнику, предписал при решении дел не руководствоваться исключительно за­коном, а преимущественно придерживаться народных обычаев и понятий. B состав окружного управления для этого были назначены кади 7 и диванные члены 6, по одному от каждого магала из образовавших округ.

Хотя при подчинении Самурского округа в 1840 году дербентскому губернатору, требовавшему от окружного начальника возможно меньшего уклонения от общих законов, решение дел по адату и было несколько стеснено, тем не менее оно про­должалось и имело для округа благодетельные последствия.

Самое же обширное применение судопроизводство по адату получило при об­разовании управления Дагестанской областью в 1860 году. При составлении про­екта положения об этом управлении имелось в виду дать народу такой суд, который, будучи совершенно сообразен с его понятиями и обычаями, давал бы возможность постепенно, без неудобств для народа, перейти со временем к решению всех дел на основании общих законов империи и тем прочно и навсегда утвердшъ гражданское управление. Для этого признано небоходимым оставить суд по шариату и по адатам во всей его силе; причем имелось в виду, что на адаты народ смотрит как на дело ума человеческого и беспрепятственно допускает изменение их, если видит B этом хоть малейшую пользу для себя. B положении об управлении Дагестанской областью постановлено: «Судопроизводство отправляется по адату и шариату и по особым правилам, постепенно составляемым на основании опыта и развивающейся в них потребности» (т. e. тот же адат, но измененный сообразно видам правительства).

Для разбора дел по большинству голосов, гласно и словесно, с ведением только книги для записывания жалоб и состоявшихся по ним решений, учреждены в каж­дом округе суды; в состав суда входят: кади для разбора дел по шариату и депутаты для решения дел по адату; депутаты избираются народом по большинству голо­сов, по одному от каждого наибства, входящего в состав округа. Председательство в окружном суде возложено на начальника округа, и в случае равенства мнений депу­татов (по одному и тому же делу) его голос решает дело.

Кроме окружных судов учреждены еще словесные суды при управлениях на- ибства Присулакского и ханства Мехтулинского [329] и Дагестанский народный суд, в состав которого назначаются, по выбору командующего войсками в области, 3 кади и 7 депутатов из числа самых почетных и благонамеренных жителей области. B Народный суд, кроме дел, поступающих из окружных судов по апелляциям, прямо передаются на рассмотрение и заключение дела особой важности по назначению командующего войсками области [330].

Решение дел маловажных, как, например, ссоры, драки (без поранения), жалобы по потраве полей и т. п., предоставлено картам, которые на основании существовав­ших прежде обычаев избираются в каждом селении по нескольку человек, смотря по величине селения, самими жителями из лиц, известных своей честностью, безу­коризненным поведением и знанием адатов. Карты решают дела гласно и словесно, в присутствии стариков селения; решения эти не считаются, однако, окончатель­ными, но поверяются и утверждаются в окружных судах, если недовольная сторона приносит жалобу.

Начальникам округов вменено в обязанность не приводить в исполнение реше­ний по шариату и адату, которые противоречат общему духу наших законов и ис­ключениям, допущенным для магометан, или не соответствуют видам правитель­ства, а представлять такие дела на усмотрение начальства.

Положением об управлении Дагестанской областью допускается решение по адату следующих дел: 1) по убийствам и кровомщению; 2) по поранениям; 3) по ссорам, дракам и т. п.; 4) по сватовству и увозу женщин; 5) по изнасилованию жен­щин; 6) по разврату; 7) по воровству; 8) по грабежу, хотя с насилиями и угроза­ми, но такого рода, что не представляет опасности ни для жизни, ни для здоровья ограбленного; 9) по поджогам и порчам чужого имущества и 10) по поземельным спорам, жалобам поселян на владельцев, по нарушению различных общественных постановлений, по потерям и находкам и т. п.

Дела по несогласию между мужем и женой, родителями и детьми, по завещаниям, по спорам об имуществе, принадлежащем мечетям, и т. п. разбираются и решают­ся по шариату. За измену, возмущение, явное неповиновение начальству, разбой и похищение казенного имущества жители Дагестанской области предаются суду по военно-уголовным законам.

II.

<< | >>
Источник: Ф.И. Леонтович. Кавказ: Адаты горских народов. — Нальчик,2010. Вып. IV. — 384 с.. 2010

Еще по теме ПРОИСХОЖДЕНИЕ B ДАГЕСТАНЕ СУДА ПО ШАРИАТУ И АДАТУ РАЗЛИЧИЕ ИХ. ПОРЯДОК СУДА ПО АДАТУ, СУЩЕСТВОВАВШИЙ B ПРЕЖНЕЕ ВРЕМЯ. РАЗНООБРАЗИЕ АДАТОВ. ЗНАЧЕНИЕ СУДА ПО АДАТУ. УСТРОЙСТВО ОКРУЖНЫХ И НАРОДНОГО СУДА B ОБЛАСТИ:

  1. ПРЕДИСЛОВИЕ
  2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ B ДАГЕСТАНЕ СУДА ПО ШАРИАТУ И АДАТУ РАЗЛИЧИЕ ИХ. ПОРЯДОК СУДА ПО АДАТУ, СУЩЕСТВОВАВШИЙ B ПРЕЖНЕЕ ВРЕМЯ. РАЗНООБРАЗИЕ АДАТОВ. ЗНАЧЕНИЕ СУДА ПО АДАТУ. УСТРОЙСТВО ОКРУЖНЫХ И НАРОДНОГО СУДА B ОБЛАСТИ
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -