<<
>>

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

Положение духовенства. Духовное ведомство. Состав духовенства: митрополит, епископы, монастыри, белое духовенство, лицо и учреждения, подведомственные церкви.

О гражданских правах церкви как юридического лица

Христианство оказало огромное влияние на русское общество.

Оно, так сказать, всколыхнуло его все до дна, начиная с князя и кончая последним челядином. С введением христианства в русском обществе к прежним элементам - славянскому и варяжскому - присоединился новый элемент, византийский, в лице христианской церкви и духовенства, пришедших на Русь из Византии. Христианская вера вошла в русское общество почти при тех же условиях, при которых вступили в него князья с варяжской дружиной, т.е. мирно, без насилия и происков, иными словами - по добровольному избранию князя, дружины и земщины, вследствие частых сношений с византийцами, познакомившимися с христианством еще задолго до Владимира. Старая языческая религия отжила; она не представляла ни достаточных условий для единства религиозной совести смешанного народонаселения Приднепровья, ни силы, чтобы привязать к себе разноверных и разноплеменных переселенцев. А эти переселенцы все более и более прибывали в Приднепровье со времен Аскольда и Дира. Этим упадком языческой религии и объясняется изумительная легкость, с которой христианство было принято в Киеве и во всем Приднепровье. Одинаковые обстоятельства, при которых приглашены были варяго-русские князья и принято из Византии христианство, поставили оба эти элемента почти в одинаковые отношения к славянской земщине. Церковь и князь составили одну нераздельную власть, а духовенство и дружина сделались главными орудиями этой власти. Первое действовало убеждением и нравственным влиянием на прихожан, вторая - силой княжеской власти. Духовные, как пастыри и учителя народа, внушали людям евангельское учение и возвещали о божественном происхождении власти - «несть власть, яже не от Бога», а дружинники, поставленные в правители и судьи народа, чинили суд и правду именем князя. Князья, со своей стороны, были постоянными защитниками церкви[117]. Епископы нередко были в таких тесных сношениях с князьями, что последние, будучи вынуждены оставить свою область, брали с собой и епископов[118]. Князья постоянно старались охранять церковь; почти обо всех них летописи отзываются: «.воздал честь епископом и пресвитером, излихо же любяще черноризцы, подая е требование им».

<< | >>
Источник: Беляев И. Д.. Лекции по истории русского законодательства / Предисл. А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации,2011. — 896 с.. 2011

Еще по теме ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА:

- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -