Возникновение древнерус.права. «Русская Правда»: источники и общая характеристика.
Источники права. Возникновение Древнерус.гос-тва естественно сопровождалось формированием древнерус. права,истор-ски первым источником которого были прав.обычаи - нормы обычаев доклас-го общества, санкцио-нированные возникающим гос-вом.Среди них можно встретить кровную месть,принцип талиона -"равным за рав-ное".Совокупность этих норм летописи и иные древн.документы называют "Законом русским".Первыми писаны-ми памятниками древнерус.права,дошедшими до нас,были договоры Руси с Византией.Заключенные после ус-пешных воен.походов,эти договоры носили международно-прав.характер,но в них вместе с тем получили отраже-ние нормы Закона русского.Княж.законод-тво как источник права появляется на Руси в Х в.Особое значение име-ют уставы Владимира Святославича,Ярослава,которые внесли изменения в действующее финан.,семей.
и уголов. право. Наиболее же крупным памятником древнерус.права является Рус.Правда, сохра-нившая свое значение и в последующие(за киевским) периоды отеч.истории.Рус.Правда составлялась на протя-жении длительного времени (в Х1-Х11 вв.),но отдельные ее статьи уходят в языч.старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г.Сейчас известны более ста ее списков,значительно отличающихся друг от друга и по объему,и по структу-ре и по содержанию.Прав.памятник принято делить на три редакции: Крат-кую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две состав.части: Правда Ярослава(или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого.Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголов. праву. Скорее всего,она была составлена тогда, когда шла борь-ба за киев.престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.).Наемная варяжс.дружина Ярослава расправилась с новгородцами,положив тем са-мым начало затяжному и невыгодному для Ярослава конфликту.Стремясь задобрить новгородцев, он и "дал" им Правду, повелев им"по ее грамоте ходите".Правда Ярославичей включает следующие 20 статей Крат. редакции (так называемый Академический список).Сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при учас-тии ближайшего окружения.Составление текста относится примерно к сер. XI в.Со II половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция,сложившаяся в оконч-ном варианте в XII в.По уровню разработки прав.институтов это уже след.этап в развитии древнерус.права,хотя наряду с новыми постановлениями Простран. Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции.В ней представлено уголов. и наслед.право,основа-тельно разработан прав.статус различных категорий населения.К XIII-XIV вв.относится возникновение Сокращ-ной редакции,которая представляет собой выборку из статей Простран.Правды,приспособленных для регулиро-вания более развитых обществ.отношений периода полит.раздробленности на Руси. Кроме Рус.Правды,которая стояла в центре прав.системы Древнерус.гос-тва, в эпоху Киев.Руси из прав. источников бы ли известны церков. уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого,от которых пошла история церков.законодательства,а также ста-тьи из прав.сборников др.славян.народов. Использовался "Закон Судным людем" из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги-византийские сборники церковно-гражд.постановлений,большей частью относящиеся к области семейно-брач.права.Вся совокупность прав.обычаев и законов,действо-ших на Руси,создавала основу для доволь-но развитой системы древнерус.права.Как и всякое феод-ое право,оно было правом-привилегией,т.е. закон преду-сматривал неравноправие людей,принадл-ших к разным соц.группам.Весьма ограниченной была правоспособно-сть смердов,тем более закупов.права и привилегии верхушки феод-ного общества закон брал под усилен.защиту.5.