Греческая античная философия
сформировалась в VII - VI вв до н.э.. Своим характером и направленностью содержания она отличается от древних восточных философских систем и от мифологических представлений и является первой попыткой рационального постижения мира.
Первый этап определяется как досократовский, для него характерны:
– интерес к космосу и создание первых космических теорий;
– поиск первоосновы мира в виде первоэлементов;
– одушевление мира (иллюзии) и приписывание ему свойств разумности.
Ярким представителем этого периода является Гераклит из Эфеса (540-480 гг. до н.э.). Из труда Гераклита, который согласно одним источникам назывался «О природе», согласно другим «Музы» сохранилось 130 фрагментов, часть из них приведена в хрестоматии.
Второй этап античной философии, приблизительно с половины V в. и до конца IV в. до н.э. – классический, для него характерны:
– интерес к человеку, его взаимоотношения с миром;
– признание разума как высшей человеческой ценности;
– признание нравственного начала и добродетели в человеке;
– создание концепции высшего мира с его идеальными свойствами;
– изменение представлений о связи души и тела.
Первыми, кто начал разработку этой проблематики была т.н. школа софистов и ее представитель Протагор. Наивысшее развитие данные идеи получили в философских концепциях Платона и Аристотеля.
С установлением гегемонии Македонии и упадком греческих городов связан заключительный этап в развитии античной философии. Это период определяется как эллинистический, для него характерны:
– формирование всевозможных философских направлений и школ;
– индивидуалистический взгляд на природу человека;
– формирование ценностей душевного равновесия;
– акцент на эмоциональных и волевых свойствах, которые стали приоритетными над интеллектуальными.
Образ жизни отрешенного мудреца, способного сохранить свою индивидуальность в непрочном мире, нашел отражение в философской школе – Стоя.
Стоики: ее основатель – Зенон V – проповедовал свое учение возле стои (портика храма), поэтому его учеников и назвали стоиками. Наибольший интерес представляет римская стоя и ее яркие представители: Сенека и Марк Аврелий.Дальнейшее развитие представлений о душе происходит в рамках средневекового христианского мировоззрения. Представитель этого периода Августин Блаженный открыл новую форму философских размышлений – философствование в вере, полагая, что вера и разум взаимно дополняют друг друга, а понимание – это вознаграждение веры. Философию Августина можно охарактеризовать как теоцентрическую.
Психологические знания о душе развивались в трудах арабо-язычных мыслителей X – XII вв. Наиважнейшим духовным источником наряду с исламом для арабов была греческая наука и философия, в частности труды Аристотеля.
Значительный вклад в развитие представлений о душе внес Ибн Сина (Авиценна (980-1037 гг.), в трактате «Канон медицины» основные идей Аристотеля комментировались и развивались Ибн Синой с учетом современных ему успехов и достижений медицины. Большое значение в трактате уделено вопросу о локализации психологических функций.