Мораль[48]
Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам. Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть не что иное, как практический разум (9.IV(1).250).
Практическим императивом, таким образом, будет следующий: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству (9.IV(l).270).
каждое разумное существо должно поступать так, как если бы оно благодаря своим максимам всегда было законодательствующим членом во всеобщем царстве целей (9.IV(1).281).
Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства
(9.IV(1).347).
Следовательно, в соединении чистого спекулятивного разу–ма с чистым практическим в одно познание чистый практический разум обладает первенством, если предположить, что это соединение не случайное и произвольное, а основанное a priori на самом разуме, стало быть, необходимое (9.IV(1).454).
Отсюда само собой напрашивается вывод, что в ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть, того, что само по себе свято, ради чего и в согласии с чем нечто вообще может бьть названо святым. Ведь этот моральный закон основывается на автономии его воли как свободной воли, которая по своим общим законам необходимо должна также согласоваться с той волей, которой ей следует подчиняться (9.IV(1).465 – 466).
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне (9.IV(1).499).
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность учения о человеке Ф.Бэкона?
2. Как влияют «идолы человеческого разума» на процесс познания?
3. Что понимает под «страстями души» Р.Декарт?
4. Концепция тела по Р.Декарту?
5. Как душа и тело действуют друг на друга?
6. В чем заключается сила души по Р.Декарту?
7. В чем заключается особенность рассмотрения понятий «совершенство-несовершенство», «добро-зло» в философии Спинозы?
8. Что является самым полезным в жизни человека, согласно учению Спинозы?
9. В чем сущность учения Спинозы об аффектах?
10. Что является источником идей по Дж.Локку?
11. Чем отличаются первичные качества от вторичных качеств по Дж.Локку?
12. Какие ступени познания выделяет Дж.Локк?
13. В чем различие между частным и эмпирическим познанием?
14. Что И.Кант понимает под априорным знанием?
15. В чем различие между аналитическим и синтетическим суждением?
16. Что И.Кант понимает под трансцендентальным познанием?