<<
>>

ЖИТИЕ ГЕОРГИЯ АМАСТРИДСКОГО

Исследовательская традиция, идущая от В. Г. Васильевского, позволяет считать «Житие Георгия Амастридского» сочинением Игнатия, написанным 842 г.

и, следовательно, первым упоминанием «росов» в византийских очниках. Из современных ученых этой точки зрения придерживается тоежде всего И. Шевченко, основывающийся на стилистической близости Жития» к другим произведениям Игнатия и на органичности в «Житии» чассажа о «росах», хотя он и выделен композиционно.

Исследовательская традиция, идущая от В. Г. Васильевского, позволяет считать «Житие Георгия Амастридского» сочинением Игнатия, написанным 842 г. и, следовательно, первым упоминанием «росов» в византийских очниках. Из современных ученых этой точки зрения придерживается тоежде всего И. Шевченко, основывающийся на стилистической близости Жития» к другим произведениям Игнатия и на органичности в «Житии» чассажа о «росах», хотя он и выделен композиционно.

Ряд исследователей гчитает пассаж о «росах» позднейшей интерполяцией, относя его данные к событиям 860 или даже 941 г. М. Нистазопулу, Э. Арвейлер, А. Марко- щ.лос видят фразеологическое и идейное сходство этого текста с сочинениями Фотия. Невозможность датировать описанное в «Житии» нашествие вгменем до 842 г. объясняется, по их мнению, дружественным характером русско-византийских отношений около 840 г., засвидетельствованным Зегчинскими анналами под 839 г. Отметим, однако, локальность события, нсанного в «Житии», которая не исключает возможности нападения ро- :в на отдаленный от столицы византийский город (Амастриду). Молчание других византийских источников о русско-византийском конфликте до •42 г. также не может служить контраргументом.

Издание и перевод: Васильевский В.

Г. Русско-византийские иссле- : вания. Вып. 2. Житие свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурож- :еого. СПб., 1893.

Литература: Da Costa-Louillet 1941. P. 231-248; Vasiliev 1946. P. 70-89; Da Costa-Louillet 1954. P. 479-492; Nystazopoulou 1960. P. 106; Ahrweiler ^’1. N 5. P. 55; Mango 1973. C. 17; Sevcenko 1977. P. 122; Marcopoulos -~9. S. 75-82.

ЖИТИЕ ГЕОРГИЯ АМАСТРИДСКОГО

¦t

Было нашествие варваров, росов — народа, как все знают, в высшей гтепени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов челове- • тюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою іровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свой- ьенно людям, не находя такого удовольствия как в смертоубийстве, *и — этот губительный и на деле, и по имени1 народ, — начав разо-

Атлюзия на пророчество Книги пророка Иезекииля о северных варварах, предво- ельствуемых князем Рош (Иез 38:2—3; 39:1), Гог и Магог, которые во главе бесчис- сшых войск сатаны подойдут к «священному граду» (Откр 20:7-8).

рение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигнул наконе и до отечества святого , посекая нещадно всякий пол и всякий возрае не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу вс х одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются святыни оскверняются: на месте их [нечестивые] алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев. > них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять. Лугам, источника^ и деревьям воздается поклонение. Верховный Промысл допускает это может быть для того, чтобы умножилось беззаконие, что, как мы знаем из Писания, много раз испытал Израиль.

Варвар, пораженный этим, обещал все сделать как можно скорее. Дав вольность и свободу христианам, он поручил им и ходатайство пере_ Богом и пред святым. И вот устраивается щедрое возжжение светильников, и всенощное стояние, и песнопение; варвары освобождаются от божественного гнева, устраивается некоторое примирение и сделка и\ с христианами, и они уже более не оскорбляли святыни, не попирали божественных жертвенников, уже не отнимали более нечестивыми р\- ками божественных сокровищ, уже не оскверняли храмы кровью. Один гроб был достаточно силен для того, чтобы обличить безумие варваров, прекратить смертоубийство, остановить зверство, привести [людей . более свирепых, чем волки, к кротости овец и заставить тех, которые поклонялись рощам и лугам, уважать Божественные храмы. Видишь ли силу гроба, поборовшего силу целого народа?

(Перевод В. Г. Васильевского. С. 64

<< | >>
Источник: М. В. Бибиков. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия /Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том II: Византийские источники. Сост. М. В. Бибиков. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке,2010. — 384 с.. 2010

Еще по теме ЖИТИЕ ГЕОРГИЯ АМАСТРИДСКОГО:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -