ФОТИЙ
Будущий константинопольский патриарх (858-867 и 877-886) родился эк. 810 г. в знатной семье (более поздние датировки ныне пересмотрены). Его дядей был известный патриарх Тарасий (784-806).
Фотий получил прекрасное образование, причем дополнительно сам занимался 'огикой, диалектикой, философией, математикой и богословием. Сначала был протоспафарием и протасекритом императора, а в 858 г. стал -аместником смещенного патриарха Игнатия на константинопольском -атриаршем престоле. Конфликт в 863 г. с Папой Римским привел к -ервому расколу между Церквами Рима и Константинополя. С этими событиями связано изданное Фотием в 867 г. «Окружное послание» Энциклика») восточным иерархам, направленное против папы Николая I. В том же году патриарх Фотий был смещен и вновь вернулся на “зтриарший престол после смерти патриарха Игнатия, с которым Фотий -ел непрерывную борьбу. С именем Фотия связана активная проповедническая деятельность по обращению в христианство народов Хазарии, едавян в Моравии и Болгарии, а также начало систематической анти- татинской полемики. Год смерти Фотия точно не известен; считается, что он окончил свою жизнь ок. 893 г. в Армении.Среди богословских сочинений патриарха важнейшим является «Слово б исхождении Святого Духа», направленное против латинян. Авторство Эотия приписываемого ему в рукописях сочинения «К говорящим, что Омский престол первый» оспаривается. Кроме того, следует выделить ятипавликианский трактат, схолии к «Лествице» Иоанна Синайского Лествичника»), каноны. Из других памятников выдающимся является так называемый «Мириовивлион» («Тысячекнижие»), или «Библиотека» Фотия, где даются краткие сведения о греческих историках, античных византийских, с аннотацией содержания их сочинений (в том числе -г дошедших до нас и сохраненных лишь в выписках Фотия), а также Лексикон» Фотия. „
Корпус писем патриарха Фотия включает в себя десятки объемных важных по содержанию посланий, содержащих материалы по поли-тической и церковной истории, богословию, философии.
В важнейшем посланий — «Окружном» («Энциклике») 867 г. — вспоминается об хгаде росами Константинополя в 860 г., при этом подчеркивается, что -арод, ставший у многих предметом частых толков, превосходящий ? тех жестокостью и склонностью к убийствам, — так называемый (на- ГАД) рос» стал ныне «подданным и дружественным» Византии (№ 2. Р. 50. 293-296). В одном из писем «Рос» фигурирует в качестве антропонима (№ 103. Р. 143. 125, 129). Издание: Photii epistulae / Ed. L. G. Westerink. Lipsiae, 1983. Vol. 1: Mango 1958.Перевод: Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // ДГ, 2000 г. М., 2003. С. 15-84; Кузенков П. В. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное послание // Альфа и Омега. 1999. N 3 (21). С. 85-102.
Литература: Heigenrother 1860; Hergenrother 1867-1869. Bd. 1-3: De Boor 1895. Bd. 4. S. 445-466; Krumbacher 1897. S. 73-79, 515-524: Palmieri 1901. Vol. -2. P. 133-161; Gerland 1903. S. 718-722; Papadopulos- Kerameus 1903. C. 357-401; Россейкин 1915; Dvomik 1948; Shepard 1974. P. 12-16; Beck 1977. S. 520-528; Буланин 1981. С. 35-54; Hanak 1993. 250 ff. ; Литаврин 2000.
ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ФОТИЯ,
ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО,
К ВОСТОЧНЫМ АРХИЕРЕЙСКИМ ПРЕСТОЛАМ,
А ИМЕННО — К АЛЕКСАНДРИЙСКОМУ И ПРОЧАЯ
В коем речь идет об отрешении некоторых глав и о том, что не следует говорить об исхождении Святого Духа «от ОТЦА и СЫНА»[. но только «от ОТЦА»
...Ибо так, изгнав нечестие и утвердив благочестие, питаем мы добрые надежды возвратить новооглашенный во Христа и недавно просве-щенный сонм болгар к переданной им вере. Ибо не только этот народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу ! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью поставив в положение подданных и гостеприимнее вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения.
И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере (вновь восклицает Павел: Благословен Бог во веки! ), что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды . Таким.&-S яя
Крещение Руси. Миниатюра славянского перевода Хроники Константина Манасси. В. Тырново. 1344-1345.
Cod. Vatican. Slav. 2. Ватикан. Апостолическая библиотека
образом по милости человеколюбивого Бога, желающего, чтобы все э ли были спасены и достигли познания истины', переменяются у них гтарые верования и принимают они веру христианскую...
(Перевод П. В. Кузенкова. С. 85-102)