<<
>>

КОНЦЕПТ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» В ЖУРНАЛИСТСКОМ НАСЛЕДИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО ПУБЛИЦИСТА Г.Н. ПРОЗРИТЕЛЕВА

Концепт «интеллигенция» является одним из ведущих в журналистском творчестве известного ставропольского просветителя и общественного деятеля Г.Н. Прозри- телева (1849—1933). Обращаясь к наиболее актуальным и острым проблемам своего времени, Прозрителев среди прочих нередко затрагивал вопрос о сущности и роли российской интеллигенции.

В научной литературе концепт «интеллигенция» определяется прежде всего как «самосознающий класс», выполняющий социальную функцию общественного самосознания «от имени и во имя всего народа» .

В этом же значении использует данный концепт в своих публицистических текстах и Г.Н. Прозрителев. Интеллигенцию он рассматривает неотрывно от народа, но заостряет внимание читателя на их отчужденности, разъединенности, непонимании и даже розни. В связи с этим Прозрителев обращается непосредственно к представителям «мыслящих людей» (как он называет интеллигентов) с призывом вспомнить о своем предназначении. В качестве примера выполнения интеллигенцией своей исторической миссии автор вспоминает 1861 год, когда, по его мнению, «интеллигенция <.> делала народное дело, молвила слово за народ, знала его нужду и печали и об них громко говорила» .

Прозрителев создает нелицеприятную картину жизни современного ему интеллигента, занятого решением личных проблем, живущего в собственном мире, привыкшего к одиночеству. По Прозрителеву, одинок каждый интеллигент, а значит,

одинок и оторван от жизни целый класс. Автор правомерно делает вывод о полном бессилии интеллигенции: «К чему наши завоевания, к чему наша книжная мудрость и все успехи последних дней, если мы бессильны и бессильны позорно помешать растерзанию детей на наших глазах; мы бессильны прийти и уразумить толпу и сказать ей слово божественной правды; мы ей неведомы, она нас не поймет и не послу- шает»3.

Показательно, что Г.Н. Прозрителев, критикуя интеллигенцию, к которой принадлежал сам, не отделяет себя от нее, а наоборот, когда говорит об ошибках и недостатках интеллигенции, то употребляет преимущественно местоимение «мы».

Обличая сложившийся порядок вещей, Г.Н.

Прозрителев не считает его безнадежным. По его мнению, ситуацию можно исправить, интеллигенции надо только сплотиться, снова вспомнить о народе и понять его нужды: «<...> мы все, российские интеллигенты, легко относимся к условиям жизни и плачемся только над результатами осложнений <...> меры спасения лежат в нас самих, в нашей близости к населению <...>»3.

Воспринимая интеллигенцию как класс, единое целое, Прозрителев в своих журналистских материалах, тем не менее, нередко обращался и к отдельным ее представителям, чаще всего писателям, художникам и общественным деятелям. В этих случаях он как бы в назидание читателям приводит примеры истинного и бескорыстного служения интеллигентов отечеству и народу.

Г.Н. Прозрителев рассматривает проблему положения и роли русской интеллигенции в контексте вопросов воспитания и образования молодого поколения, нравов современного ему общества, роли личности и толпы в истории.

<< | >>
Источник: Под редакцией профессора В.В. Тулупова. КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2005

Еще по теме КОНЦЕПТ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» В ЖУРНАЛИСТСКОМ НАСЛЕДИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО ПУБЛИЦИСТА Г.Н. ПРОЗРИТЕЛЕВА:

  1. КОНЦЕПТ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» В ЖУРНАЛИСТСКОМ НАСЛЕДИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО ПУБЛИЦИСТА Г.Н. ПРОЗРИТЕЛЕВА