Библейский миф о сотворении мира
Вера людей в магическую силу слова уходит далеко в глубь времен, когда на заре существования человечества складывалась поэтическая система заговоров и заклинаний, до наших дней не утратившая своей колдовской притягательности.
Тогда, в глубокой древности, люди отчетливее и глубже понимали силу слова, поскольку они ближе стояли к истокам бытия, более непосредственно соприкасались с таинственными и вечными процессами жизни.В библейских текстах запечатлена божественная природа слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез него начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
В истории человечества существует набор вариантов начала бытия (космогонических мифов): есть сказания о Первочеловеке, и Праматери всего сущего, о первоэлементах (земле, воздухе, огне, воде), - но для отечественной культуры более предпочтительным оказался библейский вариант - с Божественным Словом в начале бытия: «В начале было Слово...» И это не случайно, ибо русская культура литературоцентрична.
Слово в ней всегда играло особую роль. Поэты. философы. историки. деятели науки. общественные деятели - все они обращаются к слову. ибо слово дает возможность добиться взаимопонимания. найти общий язык. вступить в диалог.
Николай Гумилев в стихотворении. которое так и называется «Слово». дал свой комментарий к библейской истории созидания мира по слову Божию:
В оный день , когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
«Оный день». о котором пишет Н.Гумилев. запечатлен в той части Библии. которая называется книга Бытия. Шесть дней творения библейский Бог. склоняя свое лицо над безвидной и пустой бездною. создавал небо и землю. траву. сеющую семя. и дерево. приносящее плод. Вслушайтесь в слова библейского текста: «И сказал Бог: да будут светила на тверДи небесной, Для отделения Дня от ночи (...) И созДал Бог Два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее Для управления ночью, и звезДы (.) И увиДел Бог, что это хорошо» (Быт.1:14-18). Здесь важно все: и подробное словесное обозначение каждого предмета. и указание на смысл его существования. и радость Творца. увидевшего совершенство рожденного из Слова мира.
Философ и культуролог С.С. Аверинцев по-своему прокомментировал библейскую историю: «Творец привоДил творение в бытие тем, что окликал вещи, обращался к ним». Дерзнем продолжить мысль Аверинцева: творение мира есть диалог. разговаривая с предметами. Творец наделял их жизнью. а значит. жизнь - это пребывание внутри разговора. это общение.