ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

Славянские мифы о силе человеческого слова

Под влиянием таких воззрений человеческому слову была присвое­на та же всемогущая сила, какою обладали природные стихии. Это убе­ждение становится зримым, когда читаешь народные сказки, предания, когда слышишь пословицы и поговорки.

В русском языке такие понятия, как «говорить», «думать», «знать», «петь», «чародействовать», «закли­нать», обозначаются лексически тождественными словами: баять - го­ворить, болтать; байка - сказка, шутка, прибаутка; убаюкивать - петь колыбельную, мелодично рассказывать; обаять - обольстить, об­ворожить; обаянник - чародей, обольститель. Слова вещать, ведать, ведьма - одного корня. Если станем рассматривать у славян слова, обра­зовавшиеся от этого корня вед (веч, вещ), то увидим, что они заключают в себе понятия предвидения, прорицаний, сверхъестественного знания, волшебства, врачевания и суда:

вече - народное собрание, суд

ведун и ведьма - злые волшебники, колдуны

вещун и вещунья - прорицатели, предвидящие будущее

вещать - предсказывать

вещий - предвидящий будущее, пророческий.

Слово с языческих времен имело таинственную, вещую силу. Ве­щее слово поэтов - это язык богов, низведенный на землю. По мнению древних людей, слово заключает в себе сверхъестественные, чародей­ские свойства. Заклятие, заговор, заклинание превращаются в исполнен­ное невообразимой силы воззвание, которому сами боги не в состоянии воспротивиться и отказать.

С течением времени священные гимны не столько прославляли бо­гов, сколько требовали от них исполнить желанное человеком. Прибегая к божественным светилам и стихиям, испрашивая у них для себя даров, древний человек отдавал себя под их священный покров. Когда древние молебные воззвания перешли в заклятья, всю сущность силы этих закля­тий стали видеть именно в слове и в обряде, который сопутствовал заго­ворному слову. Заговоры обыкновенно заканчивались такими формула­ми: «Слово мое крепко!», «Будьте, мои слова, крепки и лепки, тверже камня, лепче клею и серы, сольчей соли, вострей меча-самосека, крепче булата; что задумано, то исполнится!»

Старинная метафора уподобила губы и зубы замку, а язык - ключу на том основании, что тайная мысль человека до тех пор сокрыта, пока не будет высказана языком.

Следовательно, язык - ключ, отпирающий тайник души человеческой: «Губы Да зубы - Два запора». Эта метафора нашла себе применение в заговорах, когда хотят указать на крепость и нерушимость слова, говорят: «Мои уста - замок, мой язык - ключ: клю­чом запру, замок в море спущу, а ключ на небеса заброшу».

Могущество заговорного слова безгранично: оно управляет сти­хиями, творит урожай и бесплодие, умножает стада и поражает их чум­ной заразой, дает оружию меткость и делает воина неуязвимым. Злое, неосторожно сказанное в сердцах слово, хотя бы и без всякого желания, но с сильным чувством, по народному поверью, никогда не останется без дурных последствий. «Чтоб тебя буйным ветром унесло», - говорит в сказке красна девица, не добудившись своего милого. И в ту же самую минуту подхватило его вихрем и унесло далеко-далеко в безвестные страны. Как говорится, язык мой - враг мой: прежДе ума рыщет - беДы ищет.

По глубокому убеждению первобытных племен, слово человече­ское обладало нечеловеческою силою. На этом основании возросло ве­рование, доселе живущее у всех индоевропейских народов, что слово доброго пожелания, здравицы, приветствия, провозглашенное на пиру при заздравных кубках, призывает на того, к кому оно обращено, сча­стье, довольство, крепость тела и успех в делах. Наоборот, слово прокля­тия или злого пожелания влечет за собой гибель, болезни и разные беды. Интересно в этом смысле напомнить один эпизод, относящийся к нашей теме, но принадлежащий культуре Серебряного века. Шел 1915 год, вто­рой год Первой мировой войны. У Анны Ахматовой, отправившей на фронт своего мужа Николая Гумилева, рождаются стихи, напоминающие языческое заклинание, и название они получают соответствующее - «Молитва». Она молит о победе, о славе России, вслушайтесь, какую це­ну она готова заплатить за это:

Дай мне горькие гоДы неДуга, ЗаДыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и Друга,

И таинственный песенный Дар - Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных Дней, Чтобы туча наД темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Все получилось по слову поэта. «Отыми ребенка», - соглашалась Ахматова. Ребенок Ахматовой и Гумилева - ученый-этнограф Лев Нико­лаевич Гумилев - большую часть своей жизни провел в сталинских лаге­рях. «Отыми друга», - соглашалась поэтесса. И муж Николай Гумилев расстрелян в августе 1921 года. «Отыми таинственный песенный дар» - бросала Ахматова под нож судьбе последнее принадлежащее ей сокро­вище. Не оставляет ощущение, что Кто-то внимает неосторожным сло­вам поэта. «Песенный дар» - единственное, что не отбирают у Ахмато­вой. Ее дар не утрачен, но отнята возможность напечататься. Невольно вспомянешь народную мудрость: «Бойся Вышнего, не говори лишнего!»

Заключая эту часть повествования, обратимся вновь к метафоре ключа. Если мы учтем, что та же метафора ключа употреблялась для обозначения молнии, отпирающей облачные скалы, то поймем мистиче­скую важность этих утверждений. Как язык есть ключ к тайнам души, так молния, огненный язык Перуна, - это ключ, с помощью которого от­мыкаются уста Перуновы и раздается его громовое слово. Сила божест­венного владыки, который крушит облачную скалу и отпирает земные недра, замкнутые зимним холодом, мистически связана с силой челове­ческого слова, которое может открыть глубины человеческого духа.

Священная история о смысле Слова

<< | >>
Источник: Ёлшина, Т.А.. Речевая коммуникация в деловых отношениях : учебное пособие / Т. А. Ёлшина. - 2-е изд., стереотип. - Кострома : Изд-во Костромского государственного технологического университета,2010. - 99 с.. 2010

Еще по теме Славянские мифы о силе человеческого слова: