ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ПРЕДМЕТ И БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КОММУНИКАЦИИ

1. Смысл терминов «коммуникация» и «ре­чевая коммуникация».

2. «Коммуникация» в системе наук.

3. Своеобразие коммуникации в традици­онном, индустриальном и постиндустри­альном обществе.

4. Роль коммуникации в информационном обществе.

Смысл терминов

«коммуникация» и «речевая коммуникация»

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX века. Коммуникация - необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляются передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценно­стей. Коммуникация занимает ведущее место в сфере социокультурных процессов. Без коммуникации невозможно конституирование социаль­ных общностей, культурных институтов, общественных организаций, она позволяет человеку быть гражданином правового общества, одно­временно соединяя человечество с историей культуры.

Существует множество определений коммуникации. В «Современ­ном словаре иностранных слов» у данного понятия выделяют несколько аспектов, которые зависят от следующих позиций:

• от пути сообщения (воздушная, водная и т.п. коммуникация);

• типа связи (телеграф, радио, телефон);

• количества общающихся (связь между двумя и более индивидами);

• использования средств массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение).

По сути дела, коммуникация - это передача информации от одной системы к другой посредством специальных сигналов. В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых сис­тем (языков). Между людьми коммуникация происходит в форме обще­ния как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отражены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмо­циональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Содержание и форма коммуникации представляют общественные отно­шения и исторический опыт людей.

Коммуникация выступает необходи­мой предпосылкой функционирования и развития всех социальных сис­тем, так как обеспечивает связь между людьми, позволяет накапливать и передавать социокультурный опыт, обеспечивает разделение труда и ор­ганизацию совместной деятельности, а также - трансляцию культуры.

Слово «коммуникация» - одно из многих иностранных слов, кото­рые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова «communico», что означает «делаю об­щим, связываю,_общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значе­нию является русское слово «общение». От слова «коммуникация» про­исходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к обще­нию, общительность), «коммуникабельный» (общительный), а также слово «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например, коммуникативный тип высказывания).

Другое значение слова «коммуникация» - пути сообщения, т.е. транспорт, связь, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смыс­ле говорят, например, о подземных, воздушных и т.п. коммуникациях, о системах коммуникаций. В нашем курсе термин «коммуникация» употреб­ляется, естественно, в первом значении, так как объектом нашего изучения является именно общение между людьми. С этим значением связано и на­учное определение понятия, взятое из лингвистического энциклопедиче­ского словаря: «Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располагают бога­тейшими звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. Однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, в частности, сигнализацией».

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедея­тельности состоит в использовании языка. Язык. являясь важнейшим средством человеческого общения. выступает также как орудие позна­ния. как инструмент мышления.

Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как соци­альной личности. средством влияния общества на личность.

Главная цель речевой коммуникации - обмен информацией раз­личного рода. Очевидно. что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные сред­ства общения и передачи информации. многие из которых существуют и до сих пор. Например. у коренного населения Африки используются язык свиста. сигналы барабанов. колокольчиков. гонга и т.п. «Язык цве­тов». распространенный на Востоке. также является средством передачи информации. которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например. роза - символ любви. астра - печали. незабудка - памяти и т.д.). Дорожные знаки. сигналы светофора. сигнализация фла­гами и т.п. - все это средства передачи информации. дополняющие ос­новное средство человеческого общения - язык.

В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные и невербальные. Вербальная ком­муникация - это общение с помощью слов, невербальная - это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (на­пример, рисунки, эмблемы, нашивки, униформа и пр.). Однако невер­бальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи инфор­мации, которые говорят об эмоциональном или физиологическом со­стоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

Рассмотрим выражение «речевая коммуникация». Почему в этом выражении используется слово «речевая», ведь до сих пор мы говорили, что язык - важнейшее средство общения? Ответ на этот вопрос мы най­дем, выяснив различия, которые существуют между понятиями «язык» и «речь». Напомним, что эти слова различаются во многих языках (англ.- language/speech; нем.

- Sprache/Rede; франц. - langage/parole).

Мы используем термин «язык», когда говорим о системе знаков, еди­ницы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядо­ченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т.п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимо­связаны и строго упорядочены: звуковой уровень, морфологический, син­таксический, семантический (или смысловой) уровень. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

Термин «речь» используется в другом значении. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: ис­пользование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь - это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной. Во-вторых, речью называется результат деятельно­сти - текст (статья, сообщение и т.д.).

Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением являет­ся «система, структура», а в слове «речь» - «деятельность». Поэтому для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «ре­чевая». Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Вообще следует помнить, что очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, то есть они взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо.

«Коммуникация» в системе наук

Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие; и процесс взаимодействия; и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать раз­нообразную информацию. В 1969 году Ж. Д'Арси впервые во Франции обращает внимание общественности на необходимость признания права человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспе­чения и материальных, и духовных условий коммуникации.

Коммуника­ция является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информацио- логии и ряда других естественнонаучных дисциплин. Каждая наука или научное направление, изучающие те или иные аспекты коммуникации или соприкасающиеся с коммуникационными проблемами, выделяют из коммуникации свой аспект изучения.

Теория коммуникации складывалась как междисциплинарное на­правление. Ее возникновение было связано с необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителями средств массовой коммуникации в условиях «информационного взрыва», это объясняет преобладание в этой сфере знания журналистов и лингвистов, а также выбор в качестве теоретического основания общенаучных принципов информационного подхода.

Семиотика исследует свойства знаков и знаковых систем в общест­ве (естественные и искусственные языки, а также относящиеся к знакам явления культуры), в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.), в природе (коммуникации в мире животных).

Социология изучает функциональные особенности общения различ­ных социальных групп, сообществ и общества в целом. Общение опре­деляется экономическими, профессиональными, социальными и иными интересами как процесс взаимодействия субъектов. Социология, кроме того, изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой, межличностной и массовой коммуникациях. Для социолога важно исследование коммуникации как социально обуслов­ленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. На основе взаимопонимания в процессе взаимодействия формируется совокупность поступков, меро­приятий, обеспечивающих достижение коммуникативных целей. В со­циологии, наряду с межличностной коммуникацией, всесторонне изуча­ется массовая коммуникация, исследуются социальные факторы, обу­словливающие влияние массовой коммуникации на формирование обще­ственного мнения.

Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических сообществах.

Социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах, а также механизм взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различ­ных социальных групп.

Психология и психолингвистика рассматривают эмотивные и психо­логические факторы, способствующие передаче и восприятию информа­ции, факторы, способствующие межличностной и массовой коммуника­циям, и причины, затрудняющие этот процесс, а также мотивацию рече­вого поведения коммуникантов. Лингвистика изучает проблемы вер­бальной коммуникации (слова и словосочетания в устной и письменной речи), различные функции языка как средства общения. Здесь изучение восприятия информации ее получателем отодвигается на второй план, поскольку относится к так называемым экстралингвистическим факто­рам коммуникации. Паралингвистика же специализируется на способах невербальной коммуникации (жестах, мимике и других несловесных средствах коммуникации).

Кибернетика включает в себя достаточно самостоятельные разделы - информационная теория, теория алгоритмов, теория автоматов, иссле­дование операций, теория оптимального управления, теория распознава­ния образов. Она разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда.

Отдельные отрасли знания занимаются формированием специаль­ных кодов и систем, специальных символов и правил, с помощью кото­рых осуществляется информационный обмен. Ряд технических дисцип­лин изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации с помощью технических систем.

В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией - разработка диалоговых систем типа «че­ловек-компьютер», совершенствование статистических методов обра­ботки и анализа информационных данных, создание искусственного ин­теллекта, реализация машинного перевода. Эти задачи разнообразны - от создания обучающих программ для овладения коммуникативными навы­ками на иностранном языке до методов преодоления нарушения речи как медицинской проблемы.

Своеобразие коммуникации

в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе

Генезис массовой коммуникации как развитие и совершенствование взаимодействия социальных групп и индивидов имеет три аспекта: онто­логический (связанный с сущностной природой изучаемого объекта), гносеологический (связанный с процессом познания объекта и вычлене­нием предмета исследования) и методологический (связанный с обосно­ванием принципов научного анализа).

Но более всего генезис массовой коммуникации связан с периодиза­цией истории, с идеей индустриального и постиндустриального общест­ва. Историки и социологи пытались вычленить фазы общественной эво­люции; при этом они фиксировали изменения в социокультурной сфере: переход от традиционного (сельскохозяйственного) к нетрадиционному (индустриальному) обществу. Индустриальное общество, как его харак­теризует Э. Дюркгейм (работа «Разделение труда в обществе»), есть следствие технологического развития. В качестве важнейших социаль­ных процессов Дюркгейм рассматривал коммуникативные процессы: ин­тенсивность и частоту общения между людьми, способы коммуникации и «коллективные представления», составляющие в совокупности коллек­тивное сознание.

Превращение традиционного аграрного общества в индустриальное сопровождается изменением менталитета: в стиле мышления появляется рационализация сознания, на смену коллективным ценностям приходят индивидуальные. Лейтмотив рационализации заключается в идее фор­мирования свободной личности, преодолевшей иррациональность тра­диционных общинных практик и положившей в основу коммуникации рационально понимаемые связи. Формирование индустриального типа общественного развития приводит к изменению в общественном созна­нии, поскольку индустриализацией задается необходимость взаимодей­ствия со сложной техникой и овладение сложными технологиями. Все это требует особой трудовой дисциплины и внутренней ответственности. Именно эта способность человека отвечать на вызовы времени и отве­чать за свои поступки, а не перекладывать ответственность на внешние факторы (семью, государство, обстоятельства) является важнейшим при­знаком развития сознания европейского типа.

В конце первой половины XX в. формируются принципы следую­щего этапа общественной эволюции - постиндустриального общества. Американский экономист К. Кларк и французский обществовед Ж. Фура- стье подразделяют все общественное производство на три сектора - пер­вичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг) и выделяют особо быстрый рост доли третьего сектора в сравнении с двумя остальными. В этой концепции сама история реализу­ется как трехфазный процесс последовательной смены типов цивилизаци­онной организации, а вместе с тем и типов коммуникативности.

Первая фаза - традиционное или доиндустриальное общество, ос­нованное на сельском хозяйстве и характеризуемое консервативной со­циальной структурой; религиозно-мифологическими формами сознания; устным типом коммуникативности; синкретичным стилем мышления.

Вторая фаза - индустриальное общество с измененной структурой производства, оно характеризуется машинной техникой на базе новой техники и технологий; оформлением либерально-демократических госу­дарств, образованием городов (урбанизацией); письменным типом ком­муникативности; формированием нового стиля мышления, которому присущи рационализм и индивидуализм; формированием масс-медиа.

Третья фаза - постиндустриальное общество с ориентацией на производство не товаров, а услуг, оно характеризуется доминированием наукоемких отраслей производства, основанных на интеллектуальных и телекоммуникативных технологиях, сменой классовой дифференциации - дифференциацией профессиональной, когда социальное противоречие между трудом и капиталом трансформируется в противоречие между компетентностью и некомпетентностью. В результате на первый план выдвигается феномен знания, происходит реорганизация культурной сферы, основа развития которой - компьютеризация и ориентиры на приоритеты интеллектуализма.

Современное общество вышло на новый этап своей организации, требующий для успешного функционирования более совершенных приемов координации, которые в серьезной степени опираются на ин­формационные процессы. Теперь, когда информация стала одной из про­изводительных сил общества, появились страны (типа Японии), которые строят свое экономическое благополучие в значительной степени ис­пользуя эту сферу.

Конец ХХ века вывел процессы коммуникации на новый уровень, когда в них в значительной степени оказались заинтересованными не просто государства, но и военные структуры. Речь идет о феномене ин­формационных войн. Впервые на эту тему заговорил Э. Тоффлер в своей теории типологии войн. Войны аграрного периода велись за территории. Войны индустриального периода - за средства производства. Войны ин­формационного века будут вестись за средства обработки и порождения информации (знаний).

К информационной войне современный мир подталкивает и глоба­лизация современных СМИ, которые постепенно становятся равноправ­ными участниками принятия решений: коммуникативные каналы начи­нают диктовать условия политикам и людям, принимающим решения.

Современные страны сталкиваются и с другими видами информа­ционного воздействия, с которыми они не готовы оперировать. При этом они не носят военного характера и по этой причине государство не имеет адекватной системы реагирования на них. Это могут быть разного рода информационные атаки с помощью масс-медиа, это может быть психо­логическое воздействие на все население с целью подорвать доверие к лидерам и их действиям. Кстати, общая схема всех этих рассуждений та­кова: чем сильнее становится страна в информационном отношении, тем более уязвимой может становиться ее информационная инфраструктура. Точнее можно сказать, что у страны появляются новые точки уязвимо­сти, которых не было на предыдущем этапе ее развития.

Все эти параметры демонстрируют новый статус информации в со­временном обществе, требуя к себе другого отношения общества и госу­дарственной машины. К сожалению, страны СНГ еще в недостаточной степени понимают неизбежность подобного развития мира.

Мир полон стереотипов, которые часто являются невыгодными для той или иной национальности. Ведется активная борьба против подобных негативных представлений одной национальности в рамках массовой культуры другой. Известно, что японцы, покупали акции голливудских компаний, чтобы влиять на то, как будут выглядеть в американских фильмах японцы. Аналогично пытается влиять на западные кинопред­ставления и арабский мир. Например, в 1993 году состоялась встреча ме­жду арабо-американцами и студией Диснея, в результате чего были уда­лены некоторые оскорбительные пассажи из песен фильма «Алладин».

Новый информационный мир по-иному выстраивает свои приори­теты, опирается на новые типы возможностей. И статус наук коммуника­тивного цикла возрастает.

Роль коммуникации в информационном обществе

К концу XX века в постиндустриальном обществе начинает доми­нировать информационная экономика. Быстрое развитие информацион­ной экономики обеспечивает ее контроль за сферой бизнеса и государст­вом, возникает новый класс - меритократия, производство информации и коммуникации централизуется, и информация признается основным ре­сурсом постиндустриального порядка. Согласно концепции Мак-Люэна, коммуникационная технология создает социальный мир - «галактики», которые обладают достаточно четкими границами, несмотря на измене­ние своих контуров и наложений друг на друга. Как племенному обще­ству присуща устная коммуникация, как эре типографского станка - письменная коммуникация, так и электронная эпоха характеризуется тем, что масс-медиа на основе новых компьютерных технологий созда­дут общность, которая приобретет всечеловеческий масштаб. Понимая общество на этом этапе его развития как единое человечество, Мак-Люэн называет его «глобальная деревня».

Среди многочисленных теорий общественного развития, созданных в последние 50 лет, на первый план выходят коммуникативные теории, кото­рые видят в информации источник экономического прогресса. При этом интеллектуальный потенциал индивида обеспечивает формирование граж­данского общества и усиление института общественного мнения.

Методологические принципы информационного общества тесно связаны с теорией постиндустриального общества и характеризуются та­кими основными признаками, как разделение всего общественного про­изводства на три основных сектора - первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность) и третий (сфера услуг) в совокупности с приоритетом рабочей силы в третьем секторе и в структуре валового на­ционального продукта. Труд в рамках третьего (сервисного) сектора свя­зан с коммуникацией и общением. Роль государственного социального регулирования сводится к минимизации противоречий, неизбежно воз­никающих при функционировании социально-экономических институ­тов, а также к урегулированию конфликтных ситуаций, порождаемых социальными противоречиями. Изменившийся характер труда влечет за собой внедрение нового стереотипа управления, социального поведения, ментальности; теоретически стратификация общества уменьшает воз­можность крупных социальных столкновений. Сетевой принцип управ­ления становится приоритетным, так как определяет преимущество бы­строго распространения информации. Сосредоточение информации у менеджеров и высококвалифицированных специалистов определяет их первостепенную роль в принятии решений.

Назовем важнейшие признаки информационного общества:

• возрастание роли знания и информации;

• развитие «интеллектуальных технологий»;

• развитие сферы услуг, прежде всего, торговли, финансов, медицины, транспорта, науки, образования, отдыха, туризма;

• изменение социальной структуры, увеличение численности слоев, за­нятых интеллектуальным трудом; повышение качества жизни;

• появление так называемых постматериальных ценностей, связанных с охраной природы, духовными ценностями и т.д.

Сформированное в информационном обществе информационное пространство диктует новые нормы регулирования массовой коммуни­кации. Комитетом по информационной политике Государственной Думы РФ 28 мая 1999г. принята Концепция формирования информационного общества в России. Концепция указывает на высокую значимость систе­мы массового информирования как основного средства формирования массового сознания, на особую роль канала информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения политиче­ских, экономических и культурных идей, призванных способствовать построению демократического информационного общества, обеспечи­вать защиту конституционных прав и свобод граждан.

В информационном обществе изменилось отношение человека к информации. Мощный поток информации вынуждает человека постоян­но пересматривать «картотеку» своих образов, вовремя заменяя старые на новые. В противном случае эти образы не будут соответствовать дей­ствительности и человек станет менее компетентным. Кроме того, мас­совой информации, основанной на широко распространенных стереоти­пах, становится недостаточно, чтобы создавать продукты новой эконо­мики, - необходима информация гетерогенного характера. В информа­ционном обществе начинается демассификация средств массовой ин­формации: уменьшается число изданий и программ с множеством потре­бителей, но одновременно происходит рост числа изданий и программ, рассчитанных на меньшие в количественном отношении категории чита­телей, зрителей и слушателей. Демассификации способствует Интернет, предлагающий пользователю отрывочные знания в разных областях.

Если для предыдущих периодов характерна постоянная подпитка потребителя информации стандартизированным образным рядом (на этом этапе значительная часть населения предпочитает не раздумывать над получаемой информацией, а готова принимать уже установившиеся моральные, идеологические и иные истины), то в информационный пе­риод общественность становится настолько самодостаточной, что не­большие группы населения могут обмениваться образами, которые они создали сами.

Таким образом, увеличение потока информации ведет к тому, что часто вместо последовательной информации человек получает сгруппи­рованную отдельными короткими модулями информацию - рекламу, теории, отдельные новости, какие-то образы, которые не укладываются в уже имеющиеся ментальные ячейки. Люди с ментальностью информаци­онного типа чувствуют себя нормально под вспышками информацион­ных блицев: они не стремятся вставить новые модульные данные на ме­сто стандартных старых, а создают собственные образы, собственное ви­дение ситуации из того разрозненного потока информации, который по­лучают. С одной стороны, это непростая задача, а с другой - это ведет к большей индивидуализации сознания. Мнения становятся менее унифи­цированными, а люди - более компетентными и грамотными, способны­ми продуцировать новые идеи и выполнять работу самого высокого уровня. Именно они формируют общественное мнение. Иначе говоря, в виде средств массовой коммуникации граждане получают инструмент влияния на процессы общественного управления.

Исчезновение монополии на истину означало исчезновение моно­полии на власть. В этом состоит динамика человеческой цивилизации, которая пришла к пониманию, что демократия, как говорил У. Черчилль, «не идеальный способ правления, но наилучший из имеющихся».

Список литературы

1. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация : учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина ; под ред. О. Я. Гойхмана. - М. : ИНФРА-М, 2001.

2. Гостенина В.И. Социология массовой коммуникации : учеб. пособие / В. И. Гостенина, А. Г. Киселев. - М. : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2009.

3. Маслова В.А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. - М. : Академия, 2001.

4. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации : учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - М. : Социальные отношения ; Перспектива, 2003.

<< | >>
Источник: Ёлшина, Т.А.. Речевая коммуникация в деловых отношениях : учебное пособие / Т. А. Ёлшина. - 2-е изд., стереотип. - Кострома : Изд-во Костромского государственного технологического университета,2010. - 99 с.. 2010

Еще по теме ПРЕДМЕТ И БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КОММУНИКАЦИИ: