ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ТРИ ЗАКОНА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1. Первый закон речевой коммуникации: «Говори с теми, к кому относишься доб­рожелательно».

2. Второй закон речевой коммуникации: «Свою речь надо ориентировать на доб­ро!»

3.

Третий закон речевой коммуникации: «Говори только то, во что веришь!»

Первый закон речевой коммуникации:

«Говори с теми, к кому относишься доброжелательно»

За нашей спиной - опыт тысячелетий. От времен языческих на Ру­си складывается и передается из поколения в поколение мысль о вещей, пророческой силе слова. Слово даровано человеку, чтобы разгадать за­гадку мироздания, проникнуть в тайну сущего, чтобы познать и разумно устроить этот мир. Пока слово подвластно человеку, будет светить свет во Тьме, и тьма не поглотит его. Из античной культуры «шагнула» в на­ши дни знаменитая фраза греческого философа Сократа, которую запи­сали и таким образом сохранили с благоговением относившиеся к нему ученики. Вдумайтесь в смысл повелительного слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Сократ, не записавший ни одного своего диалога, ни единой мысли, был уверен, что именно в живом, «разговорном» слове утверждается становление человека и выявляется его суть. Это мы долж­ны знать, вступая в коммуникацию с людьми.

В основе любого поступка лежит цель. Речь - это тоже поступок, в основе которого лежит цель. Целевых установок у речи может быть мно­жество, и все они так или иначе связаны с потребностью человека в ком­муникативном воздействии на других людей. Это может быть желание в чем-либо убедить собеседника, или попытка заставить его совершить ка­кой-то поступок, или стремление вызвать определенную эмоцию и т.д.

Первый закон речевой коммуникации звучит так: «Говори с теми, к кому относишься доброжелательно». Почему же не следует обращаться с речью к человеку, который нам неприятен? Если цель нейтральна или высока, почему мы не должны говорить с теми, кто нам неприятен? Соз­нание каждого человека двойственно: есть зона сознательного и есть зо­на бессознательного.

Фрейд говорил об этом. Некоторые поступки мы совершаем, понимая, для чего это делается (сознательная мотивация), иные поступки сам себе человек объяснить не может (бессознательная мотивация).

Основой бессознательной мотивации являются эмоции, наличие которых человек не всегда в себе ощущает, которые заставляют его со­вершать неожиданные поступки. Человек устроен так, что скрыть во время коммуникации зону бессознательного он, как правило, не может. Зона бессознательного - это предатель человека: она всегда открыта. Все ваши внутренние эмоции по отношению к какому-либо человеку в мо­мент общения помимо вашей воли видны и слышны. Именно видны и слышны, потому что это бессознательный язык, на котором говорит ва­ше тело и отдельные его части: фигура (ее различные позы), руки и пальцы (жестикуляция и «распальцовка»), лицо (его многообразная ми­мика), глаза (особенности взгляда). Ваша речь, заранее подготовленная и продуманная, говорит об одном, а язык вашего тела, находясь в полном противоречии со словами, свидетельствует о другом. И ваш собеседник верит не слову, а интонации, с которой это слово говорится. Человек на вербальном (словесном) уровне пытается что-то объяснить собеседнику, а система бессознательных невербальных сигналов демонстрирует слу­шателю и зрителю, что душа говорящего занята другим. Это «другое» может не иметь никакого отношения к собеседнику (например, говоря­щий переживает только что полученную негативную информацию о са­мом себе, или пытается преодолеть головную боль, или думает, как вы­браться из финансовой кабалы и пр.), но собеседник принимает все не­вербальные сигналы на свой счет и обижается. Это стоит запомнить и никогда не начинать важный для вас разговор в состоянии внутренней тревоги или возбуждения, поскольку результат такого разговора может быть непредсказуемым.

Поясню эту мысль еще одним примером. Вспомните такую ситуа­цию: знакомый вам человек говорит, обращаясь к вам, теплые и нежные слова, а весь его облик, несмотря на попытки скрыть это, говорит вам, что эти слова он произносит неискренне.

И придраться не к чему, а внут­реннего удовлетворения нет. Это означает, что речь строилась напрасно, потому что она не достигла цели. Порой бывает так, что вы очень внима­тельно смотрите на человека, слушаете то, что он говорит вам, но не вдумываетесь в слова, а делаете один вывод: этот человек почему-то не любит вас. И больше никаких содержательных выводов из этого разго­вора не делаете. Вот так бессознательное оказывается информационно более приоритетно, чем сознательное.

О чем бы вы ни говорили с другим человеком, хотите вы этого или нет, вы одновременно сообщаете ему, как вы к нему относитесь. И если это опытный слушатель, наблюдательный, умный, ваше разоблачение неминуемо. Человек поймет, что вы его не любите. Это первая причина, по которой не следует обращаться с речью к людям, которые вам непри­ятны.

Вторая причина - отсутствие целесообразности: цель извращена и не достигнута. Своим разговором вы сделали больно другому человеку, вы показали, что он вам неприятен, что общение с ним тягостно. И это единственное, что он вынес из неудавшегося опыта коммуникативного контакта с вами. А ведь речь дарована, чтобы нести добро.

Конечно, избежать полностью таких положений, когда вы общае­тесь с неприятными вам людьми, невозможно. В административных си­туациях вы вынуждены обращаться к руководителю, которого недолюб­ливаете. Бывает такое и в личных ситуациях, когда, например, в момент развода вам необходимо решить с бывшим мужем финансовые и быто­вые проблемы. Но для этого есть адвокаты, которые лучше вас решат эти задачи. Конечно, такие ситуации бывают, но надо сводить их к миниму­му. Странно и противоестественно выглядит попытка установления дру­жеских отношений (очевидно, почему-то выгодных), с теми, к кому ис­пытываешь глубокую неприязнь. Конфуций сказал об этом исчерпы­вающе: «Дружить с тем, кого втайне ненавиДишь, - такое вызывает стыД во мне».

Второй закон речевой коммуникации:

«Свою речь надо ориентировать на добро!»

Второй риторический постулат вытекает из первого.

Когда вы го­товитесь что-то сказать, ваша внутренняя мотивация должна быть на­строена на добро. Мы должны прислушаться к национальному гению, создателю русского литературного языка - Александру Пушкину (1799­1836), который в стихотворении «Я памятник себе воздвиг...» (1836) объяснил собственному народу, за что его, Пушкина, можно любить, превозносить, помнить и почему он, Александр Пушкин, сам себе воз­двиг нерукотворный памятник и чем он будет любезен народу:

И Долго буДу тем любезен я нароДу,

Что чувства Добрые я лирой пробужДал,

Что в мой жестокий век восславил я СвобоДу И милость к паДшим призывал.

Побуждать к добру, противостоять жестокости века и быть мило­сердным к гонимым и униженным - вот в чем увидел Пушкин подлинное назначение своего гения. Свою речь надо ориентировать на добро!

Не могу забыть одну историю из вузовской жизни. Заведующая ка­федрой пригласила меня в кабинет, чтобы вместе со мной по телефону сделать выговор директору курсов за какую-то оплошность. На ее лице было написано плотоядное выражение. Унижая другого, она получала удовольствие. От моего присутствия удовольствие удваивалось. Не дай вам Бог встретить на своем пути таких монстров. И сами не становитесь таковыми. Есть одно маленькое правило, которому нужно следовать в деловой коммуникации: хвалите подчиненных прилюдно, но замечания делайте наедине, с глазу на глаз.

Внутренне мотивируйте свою речь на добро. Что есть добро и зло? По Библии добро изначально, зло появилось позднее. Зло противопос­тавлено добру. Зло - это то, что вы сами себе не пожелали бы. Для бого­словских текстов это определение универсально. Например, Евангелие от Матфея: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люДи, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Ученики, беседуя с Конфуцием, спросили: «Что такое человеч­ность?» Конфуций ответил так же исчерпывающе и универсально, как это делал Христос в Нагорной проповеди. Конфуций сказал: «Это когДа веДут себя на люДях так, словно вышли встретить важную персону, ру­ковоДят нароДом так, словно совершают важный жертвенный обряД; не Делают Другим того, что не хотят себе: не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе».

Адресуясь с речью к человеку, следует поставить себя в позицию слушающего и задаться вопросом: «А хотел бы я это услышать?» Значи­тельная часть наших речей сразу будет «забракована», потому что очень часто, намереваясь сказать что-то другому, сами бы мы услышать это не захотели. (Увидела возлюбленного подруги в ресторане с другой - сразу рассказала подруге. А кто хотел бы такое услышать? В соответствии со вторым правилом коммуникации - молчи. Если мужчина не считает нужным посвящать свою возлюбленную в эти отношения, значит, они не имеют для него смысла). Любая попытка внешнего воздействия на лич­ную жизнь (со стороны соперников, друзей, родителей и т.д.) кончается для двоих всегда плохо. Не следует никого допускать в свою личную жизнь, позволять на нее воздействовать. Свою меру страданий человек получит сам, желательно ему в этом не помогать.

Нравственное воспитание человека в любви и сострадании к ближ­нему должно начинаться очень рано. Раньше это было религиозное вос­питание, которое четко регламентировало нормы поведения: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать и люби ближнего твоего как самого себя» (Мф.19:18,19)[1]. В наши дни отголоски нравственных постулатов можно расслышать у тех по­этов, которые слагают стихи не для того, чтобы «сбросить Пушкина с парохода современности», а для каких-то иных, более таинственных це­лей. Вспомните знаменитое стихотворение Булата Окуджавы (1924­1997) «Пожелание друзьям». Все стихотворение от начала и до конца яв­ляется художественным комментарием ко второму закону речевой ком­муникации: «Свою речь надо ориентировать на добро!» Вслушайтесь в эти легкие, полушутливые строки, исполненные подлинной глубины.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить Друг Другу комплименты - ведь это все любви счастливые моменты.

... Давайте понимать Друг Друга с полуслова, чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем Друг Другу потакая, - тем более, что жизнь короткая такая.

Нельзя говорить то, что другому человеку слышать больно. Норма цивилизованного мира - не вмешиваться в приватную жизнь другого. Речевая коммуникация должна создавать благоприятную психологиче­скую обстановку. Свои речевые поступки следует совершать во благо людям, а не во вред. Об этом же говорит одна из евангельских историй (Мф.15). Приходят к Иисусу иерусалимские книжники и фарисеи и гово­рят: «Зачем ученики Твои преступают преДание старцев, ибо не умыва­ют рук своих, когДа еДят хлеб?» На этот упрек Иисус ответил словами, которые стоит помнить всем, кто хочет начать разговор, всем, для кого речь и речевая коммуникация - часть профессии: менеджерам, юристам, специалистам социального сервиса и пр. «Не то, что вхоДит в уста, ос­кверняет человека; но то, что выхоДит из уст, оскверняет человека. Все, вхоДящее в уста, прохоДит в чрево и извергается вон, а исхо­Дящее из уст - из серДца исхоДит, сие оскверняет человека».

Когда вас душит ярость или у вас подавленное, депрессивное со­стояние, в эту минуту лучше не входить в коммуникацию с другими людьми. Желание совершить агрессивный поступок или сказать злое словечко возникает у каждого, но существуют социальные, нравствен­ные ограничения, которые не позволяют замыслу дойти до реализации. В сознании каждого человека есть нечто, дозволяющее ему одни поступки совершать, а другие - не совершать, одни слова говорить, а другие - не говорить. Это и есть нравственный барьер человеческой личности. Он, конечно, имеет корреляцию с нравственным уровнем развития общества, но все-таки индивидуален. Все, что связано с нравственным барьером, определено тем, что человек видел с момента своего появления на свет, а теперь считают, что с момента пребывания во чреве матери.

Третий закон коммуникации:

«Говори только то, во что веришь!»

Источником речи всегда является человек, его личность. По кон­кретной речи можно дешифровать личность говорящего - иногда вопре­ки его желанию - и это надо знать. Поэтому в странах с высоким уров­нем юриспруденции существует право отказаться от дачи показаний, т.е. право не входить в речевую коммуникацию. Наблюдения показывают, что слушатели, оценивая говорящего, не всегда могут понять, волнуется он или нет, но безошибочно и немедленно определяют, верит ли говоря­щий в свои слова. Подлинной силой обладает только слово, насыщенное смыслом и верой. Чтобы заставить коммуниканта поверить в правоту вашего слова, нужно самому в это верить - другого пути нет. Отсутствие веры проявляется не только в поведении («бегающий» взгляд, бессозна­тельные движения, судорожные жесты); не только в акустических свой­ствах речи (интонация неуверенности, неоправданное повышение тона, нарушение ритма речи, неожиданные паузы), но и в более объективных признаках: это бездоказательность суждений, отсутствие убедительных примеров, необоснованность выводов, противоречия в логике мысли. Коммуникативный поступок такого рода выдает, во-первых, незнание говорящим своей темы, во-вторых, некомпетентность в обсуждаемом предмете, а иногда и преднамеренное желание ввести своих слушателей в заблуждение. Речь должна быть построена таким образом, чтобы в ней чувствовался высокий уровень вашей компетентности. «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предме­та», - советовал римский оратор Цицерон. Рассматривая вопрос о смы­словом аспекте речи, заметим, что не стоит полагаться на импровизаци­онный талант, если вы не накопили самостоятельных идей и мыслей. Бо­гатство речи зависит от полноты мысли. Каждому носителю языка дана языковая компетенция как возможность овладеть языком в процессе коммуникативной деятельности, но нужно приложить максимум усилий, чтобы реализовывать генетическую предрасположенность.

Человек должен говорить только то, во что он верит! Множество лжетекстов, написанных в советскую эпоху, было основано на неверии авторов в то, что они говорили и писали. Это превращало людей в пер­сонажей театра абсурда. Слово в XX веке слишком часто использовалось как инструмент обмана, как орудие манипулирования людьми, и его священный (сакральный) смысл, его изначальная ценность утрачена; слово девальвировало, как денежные купюры в период гиперинфляции. Результат этого процесса очевиден: немногие наши соотечественники могут похвастаться умением легко и свободно вступать в речевую ком­муникацию, т.е. говорить то слово, которое и убеждает, и объединяет людей. (Мы помним, что точный перевод слова коммуникация - связь, объединение). Показать, что собеседник важен и необходим, самому по­чувствовать и передать слушателю радость от общения с ним, возбудить в собеседнике его собственное внутреннее слово - вот подлинная цель речевой коммуникации.

Речь должна строиться так, чтобы в ней звучал, чувствовался высо­кий уровень компетентности. Когда человек говорит, он передает: 1) собственно информацию; 2) свое отношение к информации; 3) свое от­ношение к тем, к кому обращается с речью. В наше время и в нашей стране, где нарушена многовековая риторическая культура, каждый че­ловек, умеющий «встать и сказать» то, в чем он убежден и что он хоро­шо знает, становится участником процесса реального возрождения рече­вой культуры. Общеизвестно: «Какова у людей жизнь, такова и речь». Римский философ Сенека по этому поводу высказался весьма исчерпы­вающе: «Если порядок в государстве расшатан, если граждане предались удовольствиям, то свидетельством общей распущенности будет распу­щенность речи».

Если вы обманываете человека, он чувствует ваше негативное от­ношение к себе и даст соответствующую эмоциональную реакцию. Ложь - одна из коммуникативных функций. Ложь в речи - это неверие челове­ка в то, что он говорит. Говорящий лжет, но одновременно знаки его тела передают нам, что он не верит в то, что он говорит. Мозг любую неадек­ватность воспринимает мучительно. На этом принципе построен детек­тор лжи, он воспринимает нервные импульсы, т.е. возбуждение цен­тральной нервной системы. Когда человек обманывает, нервная система оказывается в состоянии стресса, что фиксируется датчиками. Любопыт­но, что, обманывая, человек испытывает настолько сильный психический дискомфорт, что это сказывается на исходящем от него биоизлучении, которое воспринимается чуткими людьми и растениями, например, бе­гонией.

Наша речь должна иметь дополнительный аспект нравственности, т.е. исключить сознательную установку на обман, на клевету, на дезин­формацию, на зло вообще. Важно помнить, что даже если ваша цель не будет достигнута, т.е. если слушатели останутся при своем мнении и вам не удастся их переубедить, то все же ваша искренность сама по себе по­служит достижению очень важного результата - слушатели почувствуют и сохранят уважение к вам как к личности, будут вам доверять и в даль­нейшем.

Список литературы

1. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация : учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина ; под ред. О. Я. Гойхмана. - М. : ИНФРА-М, 2001.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. - М. : Дело, 2002.

<< | >>
Источник: Ёлшина, Т.А.. Речевая коммуникация в деловых отношениях : учебное пособие / Т. А. Ёлшина. - 2-е изд., стереотип. - Кострома : Изд-во Костромского государственного технологического университета,2010. - 99 с.. 2010

Еще по теме ТРИ ЗАКОНА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ: