ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Публицистический стиль считается особенно слож­ным и разветвленным, характеризующимся многочислен­ными переходными (межстилевыми) влияниями. Основ­ные его подстили — политико-агитационный (воззвания, приказы, прокламации), официальный политико-идеологи­ческий (партийные документы), собственно публицисти­ческий — в узком смысле слова (памфлеты, очерки, фель­етоны и т.

п.), газетный.

В свою очередь, каждый подстиль подразделяется на разновидности в зависимости от жанровых и иных осо­бенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.

Весьма сложным оказывается внутристилевое рас­слоение газетной речи. Стилевые различия в ней обу­словлены прежде всего преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций — инфор­мативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) отличаются по стилевым особенностям от всех прочих. Различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией

газеты, тематикой содержания и авторской манерой из­ложения.

В газетных жанрах весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния, например воздействия художест­венно-беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Газета, являясь популяризатором знаний в области техники, экономики и т.п., использует в ряде своих материалов особую разновидность научно-попу­лярного или научно-публицистического стиля. Воздей­ствие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико-обобщенное изложение предмета речи. Несмотря на разнообразие газетных ма­териалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.

Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кино­публицистика, телепублицистика.

Каждой из них поми­мо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и та­кая специальная сфера, как ораторская речь — особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи.

Публицистический (идеолого-политический) стиль обслуживает широкую сферу общественных отноше­ний — общественно-политических, культурных, спор­тивных и др. Наиболее полно он используется в газетах и общественно-политических журналах, а также на радио и телевидении, в документальном кино.

Публицистический стиль выполняет две основные функции — информационную и воздействующую — и ис­пользуется для выражения разносторонней и всеобъем­лющей информации. В газете получают широчайшее и регулярное отражение события в стране и за рубежом, но при непременном условии, что они представляют обще­ственный интерес. Информационная функция неотде­лима от функции воздействия.

Информационная функция свойственна и другим стилям, например художественному, но характер инфор­мации здесь иной: в художественном произведении действительность предстает не прямо, не непосредствен­но, а в художественно-обобщенной форме, являясь ре­зультатом творческой фантазии художника; публицисти­ка же отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Это не свидетельствует о том, что публицистике чужды типизация и обобщение, однако они проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении.

Жанрами публицистического стиля являются выступ­ления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая ста­тья, очерк, спортивные обозрения и др.

Наиболее полно и широко во всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен на газет­ных полосах — это постановления и приказы, полити­ческие доклады и речи, идеологические консультации и т.д.

Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистичес­кий стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

Не все, что публикуется на страницах газеты, отно­сится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ — к официально-деловому и др. Собственно газетными следует считать такие жанры, как передовая статья, кор­респонденция, репортаж, фельетон, международный об­зор, спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма впи­сываются в язык газеты.

Важнейшим лингвистическим признаком газетно­публицистического подстиля является тесное взаимо­действие и взаимопроникновение выразительных, эмо­ционально воздействующих речевых средств и стандарт­ных средств языка, широко употребляемых именно в данном стиле.

Выразительность газетной публицистики обусловлена агитационно-пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. При­сущая газете ориентация на массового многоликого чита­теля, широта и разнообразие тематики, открытость ее идеологических позиций — все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринима­емых выразительных средств.

Стремление к стандартизации языковых средств от­ражает информационную функцию газеты и в еще боль­шей мере — условия ее функционирования.

Стандартными обычно считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определен­ной речевой ситуации или (шире) в определенном функ­циональном стиле. Немало речевых стандартов в науч­ном и официально-деловом стилях. Газетно-публицис­тический подстиль также имеет свои речевые стандартные средства: добрая традиция, кровавый переворот, междуна­родная гуманитарная помощь, нажить политический ка­питал, обострение обстановки и т.д.

Однако термин «стандарт» для газетно-публицисти­ческого подстиля следует понимать в более широком смысле, имея в виду не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилис­тической и эмоциональной нейтральностью.

ЛЕКСИКА

Живость языка публицистического стиля обусловле­на преимущественно использованием разговорных слов и

выражений, например: природа возьмет и закатит один су­хой сезон; деньга («человек с деньгой»); тишь и гладь; орава (вместо «толпа»); загораться (вместо «увлекаться») и т.п.

Как типичные газетные обороты речи воспринима­ются такие словосочетания, как выйти на передовые рубе­жи, маяки производства и др.; их не употребляют или почти не употребляют в разговорном, научном и других стилях литературного языка.

Наиболее специфична для публицистического стиля общественно-политическая лексика и фразеология. Именно с ней связано само формирование публицисти­ческого стиля.

Общественно-политическая лексика (общество, сво­бода, приватизация, гласность, равенство и др.) настоль­ко органично входит в словарь публицистического стиля, что этот разряд слов целиком включается в публицисти­ческую лексику.

Публицистический стиль непрерывно обогащается новыми словами и выражениями (мирное сосуществова­ние, цепная реакция, холодная война, выйти на орбиту, разрядка напряженности), использует интернациональ­ную политическую лексику (парламент, электорат, ина­угурация, спикер, импичмент, муниципалитет, легитимный, консенсус, рейтинг, коррупция, конверсия и др.) и научную терминологию, быстро выходящую за рамки узкоспеци­ального употребления (Интернет, принтер, виртуальный мир, стагнация, дефолт, холдинг, инвестиция, дилер, спон­сор и др.). '

Публицистический стиль мгновенно усваивает но­вые понятия и соответствующие слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в об­ществе: финансовое оздоровление, альтернативные выбо­ры, баланс интересов, новое политическое мышление, поли­тика диалога, декоммунизация общества и др. Закрепля­ются необычные сочетания, в которых оценочные прилагательные характеризуют социальные и политичес­кие процессы: бархатная революция, хрупкое перемирие, сторонник шелкового пути.

Особого внимания заслуживает в публицистическом стиле использование речевых стандартов, клише: работ­ники бюджетной сферы, служба занятости, коммерческие структуры, силовые ведомства, по данным из информиро­ванных источников, словосочетания типа служба быта (питания, здоровья, отдыха и т.д.).

От речевых стандартов, закрепившихся в публицис­тическом стиле, следует отличать речевые штампы — шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую ок­раску и возникшие под влиянием официально-делового стиля: на данном этапе, в данный отрезок времени, на се­годняшний день, подчеркнул со всей остротой и т.п. Как правило, они не вносят ничего нового в содержание вы­сказывания, а лишь засоряют предложение.

К речевым штампам относятся универсальные слова, которые используются в самых различных, часто слиш­ком широких, неопределенных значениях: вопрос, меро­приятие, ряд, определенный, отдельный и т.д.

Речевыми штампами являются и парные слова (сло­ва-спутники); использование одного из них обязательно влечет за собой и употребление другого: проблема — обя­зательно нерешенная, назревшая, мероприятие — обяза­тельно проведенное и т.д. Становясь штампами, такие сочетания утрачивают экспрессивно-оценочное звуча­ние, лишая речь живых красок.

Отличительной чертой публицистического стиля, получившей в дальнейшем широкое развитие, является необычность лексической сочетаемости, т.е. сочетание слов, несовместимых по своей семантике или по эмоцио­нально-стилистической окраске: проповедник кнута, апостол невежества.

МОРФОЛОГИЯ

Морфологический строй публицистической речи имеет свою специфику.

Среди словообразовательных моделей известной про­дуктивностью отличаются отдельные типы отвлеченных существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие.

Многие из них используются втом случае, когда пуб­лицистика выполняет информационную функцию: лич­ность, сотрудничество, управление, доверие’, другие, содержащие эмоциональную или социальную оценку, связаны с функцией воздействия: преданность, неприми­римость, единство, осуждение, братство (эти типы про­дуктивны и в научном стиле).

Довольно часто встречаются образования с русскими и старославянскими приставками, называющие обще­ственно-политические понятия: межпартийный, меж­континентальный, всеобщий, общеизвестный, сверхмощ­ный и т.

п.

Активно используются интернациональные слово­образовательные суффиксы (-а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант) и иноязычные приставки (анти-, архи-, гипер-, дез-, контр-, про-, пост-, транс- и др.): изоляция, агенту­ра, расист, диверсант, антифашист, контрмеры, проза­падный, дезинформация, архиреакционный, посткоммуни­стический, гиперинфляция, трансъевропейский и т. п.; обыч­но это слова общественно-политического характера.

Распространены образования с эмоционально-экс­прессивными аффиксами типа -щина, -ичать, ультра-: бытовщина, важничать, ультраправый, а также слова, образованные путем сложения: общественно-политичес­кий, социально-экономический и др.

Книжную окраску получают образованные с помо­щью иноязычных суффиксов прилагательные: биоген­ный, вулканогенный, телегеничный, фотогеничный, диссер- табельный, коммуникабельный и др. Часто употребляются сложные слова: взаимовыгодный, всеевропейский, повсе­местный, добрососедский, многосторонний и др. В целях экономии речевых средств здесь применяются и аббре­виатуры: ЧП, ГКЧП, АО, СНГ, OMOHw сокращения слов: федерал (федеральный), нал (наличность), эксклюзив (экс­клюзивный).

Распространена субстантивация прилагательных и причастий, особенно в заголовках: «Лучшим, достойным отдадим свои голоса»', «Правые готовятся к атакам».

Среди активных морфологических форм выделяются формы возвратно-среднего и страдательного залогов гла­гола, они связаны с информационной функцией и спо­собствуют объективности изложения. Очень активны формы страдательного причастия прошедшего времени: меры приняты, российско-американские переговоры завер­шены.

СИНТАКСИС

Публицистические произведения отличаются пра­вильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты мас­терски применяют различные синтаксические приемы экс­прессии: необычный порядок слов (инверсию), ритори­ческие вопросы, обращения, побудительные и восклица­тельные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений — номинативные, неопределенно- и обобщенно-личные, безличные (нам сообщают; в заметке говорится).

Важную стилеобразующую функцию выполняют своеобразные по синтаксическому оформлению заголов­ки, а также зачины текстов. Они выполняют и реклам­ную функцию: от заголовка и зачина текста во многом зависит, обратит ли читатель внимание на эту публика­цию. В заголовках и зачинах текста зачастую использу­ются те разновидности словосочетаний и синтаксичес­ких конструкций, которые неупотребительны в других стилях. Примеры заголовков: Изыскать резервы!; Мир тебе, планета!; Учить дисциплине'. Примеры зачинов:

Кавказ! Кто, заслышав это слово, не пытался... предста­вить ...; Можно ли планировать прошлое?

Своеобразие публицистического стиля наиболее ярко и многогранно выражается именно в экспрессивных средствах всех уровней языковой системы.

Разные жанры публицистики характеризуются раз­личным соотношением книжных и разговорных черт в синтаксисе. В международных обзорах, например, книж­ных черт больше, чем в жанре «раздумий», возможны синтаксический параллелизм, анафорическое повество­вание, создающее известную торжественность речи; сре­ди разговорных черт преобладают короткие предложения с четкой синтаксической структурой, построение текста в виде вопросов и ответов, предложения без внешних (языковых) способов связи с предыдущим.

<< | >>
Источник: Русский язык и культура речи: Учеб, пособие / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.,2013. — 160 с.. 2013

Еще по теме ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ: