<<
>>

З.Православная церковь, музыка и иконопись

Церковная музыка получила развитие на Руси вместе с принятием христианства в конце X в. По системе жанров песнопений она была, как и византийская, исключительно вокальной (стихира, тропарь, кондак, канон, величание).

В XI - XVII вв.

в древнерусской церковной музыке главенствовал знаменный распев. В XVI в. певческая культура пережила время подъема, появились новые распевы и многоголосное строчное пение. Прославились распевщики Иван Нос, Федор Крестьянин, Маркел Без-бородый, И.Т. Лукошко. В XVII в. появились местные распевы - усоль- ский, смоленский и др. Развитию хорового пения способствовали два хора: государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков. На их основе была создана придворная певческая капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве.

С середины XVII в. распространилось многоголосное партесное пение с количеством голосов от 3 до 12 в единичных случаях - с 16, 24 и даже 48). Во второй половине XVIII в. М.С.Березовским и Д.С.Бортнянским был создан классический тип русского духовного концерта.

Многочисленные духовние концерты, различные служебные песнопения и обработки древнерусских распевов создали в XIX в. русские композиторы А.Ф.Львов (1798 -1870), Н.И.Бахметов (1807 - 1891), П.М.Воротников (1894т - 1876) и многие другие.

Монументальными новаторскими произведениями церковной музыки стали «Литургия» и «Всенощная» П.И. Чайковского. Вершина развития церковной музыки конца IX - начала XX вв. - «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова.

В XX веке в музыкальных церковных жанрах работал Игорь Стравинский (1882 - 1971), создавший «Мессу», «Священное песнопение», «Заупокойные песнопения», «Симфонию псалмов».

Памятниками религиозной культуры являются иконы - изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывается священное значение. Широкое распространение иконопись получила в Византии, в период от перехода от античности к Средневековью, обусловивший исчезновение одних и появление других форм и жанров

изобразительного искусства. Одна из первых икон византийской иконописи - «Сергий и Вакх» (VI век.), хранится в Киевском музее западного и восточного искусств.

По учению Церкви, и конный образ восходил к первообразу, т.е.

представлял собой не личное восприятие художником ветхозаветных и евангельских лиц, событий и откровений, а как бы запечатленную духовную истину. Поэтому художник (изограф) должен был следовать приемам иконографии, гарантировавшим верность изображенного Священному Писанию и соборному опыту Церкви.

Древнерусские иконописцы использовали устойчивый набор сюжетов, типы изображения и композиционные схемы, утвержденные традицией и Церковью, - канон.

К константинопольской школе иконописи, разработавшей общие принципы византийской живописи, относится икона, отличающаяся глубиной человеческих чувств - «Владимирская Богоматерь» (XII век), находящаяся в Третьяковской галерее и ставшая символом Русской Земли.

Творения великих русских иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Прохора с Городца, Симона Ушакова и других свидетельствуют, что творческая воля и гений мастера, не порывая с каноном, успешно преодолевали его.

Созданные неизвестными мастерами Киевской Руси (XI - XIII век) иконы «Архангел Гавриил. Ангел Златые Власы», «Знамение Богородицы», «Святой Георгий» и др.; иконы, написанные мастерами Новгородской, Псовской, Тверской школ иконописи («Илья Пророк», «Рождество Богоматери», «Сошествие в ад» и др.), творения великих Андрея Рублёва («Троица», «Благовещение», «Преображение», «Апор- стол Павел» и др.), Феофана Грека ( «Богоматерь Донская», «Богоматерь», из деисусного чина и др.), Дионисия («Распятие», «Митрополит Алексий с житием», «Богоматерь Одигитрия» и др.), иконы VI - VII вв., завершающих семивековую историю древнерусской иконописи (П.Чирин «Никита воин», С.Ушаков «Архангел Михаил», «Троица»), - все это живое, бесценное наследие, отражающее духовные и художественные искания русских иконописцев.

<< | >>
Источник: Ильина Е.А., Буров М.Е.. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП,2005. – 104 стр.. 2005

Еще по теме З.Православная церковь, музыка и иконопись: