§ 37. Общее замечание. Понятие релятивизма в более широком смысле 1
Обе формы релятивизма суть специальное случаи релятивизма в определенном самом широком смысле,"слова как учения, которое каким-либо способом выводит чисточлогические принципы из фактов.
Факты «случайны», они могли бы с таким же успехом не существовать или быть иными. Другие факты— другие логические законы, значит, и последние были бы случайны, они существовали бы лишь относительно^ в зависимости от обосновывающих их фактов. В ответ на это р укажу не только на аподиктическую очевидность логических Законов и на все остальное, установленное нами в предыдущих главах, но и на другой пункт, имеющий здесь более существенное значение[105]. Как это ясно из всего вышесказанного, я понимаю под чисто логическими законами все идеальные законы, которые коренятся исключительно в смысле (в «сущности», «содержании») понятий истины, положения, предмета, свойства, отношения, связи, закона, факта и т. д. Выражаясь в более общей форме, они коренятся в смысле тех понятий, которые являются вечным достоянием всякой науки, ибо они суть категории того строительного материала, из которого конституирована наука как таковая, согласно своему понятию. Эти законы не должно нарушать ни одно теоретическое утверждение, обоснование или теория; не только потому, что такая теория была бы ложна, — ибо ложной она могла быть и при противоречии любой истине, — но и потому, что она была бы бессмысленна. Например, утверждение, содержание которого противоречит основным принципам, вытекающим из смысла истины как таковой, «упраздняет само себя». Ибо утверждать— значит высказывать, что то или иное содержание поистине существует. Обоснование, в содержании своем противоречащее принципам, коренящимся в смысле отношения основания к следствию, аннулирует само себя. Ибо обосновывать опять-таки означает высказывать, что имеет место то или иное отношение основания к следствию и т. д. Утверждение «упраздняет само себя», «логически противоречиво»— значит, что его особое содержание (смысл, значение) противоречит тому, чего
вообще требуют соответствующие ;$му категории значений, что вообще коренитсяв их общем значении. Теперь ясно, что в этом точном смысле логически противоречива каждая теория, выводящая логические принципы из каких-либ*о фактов. Подобные теории противоречат общему смыслу понятий «логический принцип» и «факт», или— чтобы сказать точнее и в более общей форме— смыслу понятий «истина, основанная в одном лишь содержании понятий» и «истина об индивидуальном бытии». Легко также увидеть, что возражения против вышеприведенных релятивистских теорий ПО существу ОТНОСЯТСЯ и К релятивизму В самом ШИ- 10 роком смысле слова.