ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

31. Место ударения

Сущность ударения состоит в том, чтобы придать значи­мость какому-либо одному слогу или слову, входящему в состав определенной акцентуированной единицы. В большинстве языков эта акцентуированная единица соот­ветствует тому, что кратко называется словом.

В таких языках, как русский, польский, итальянский или испан­ский, каждое слово содержит один, выделяемый ударением слог, которому придается особая значимость. Первый слог такого типа содержится, например, в русском город, польском ryba, итальянском donna, испанском mesa; второй слог этого типа содержится в русском собака, польском wysoki, итальянском mattina, испанском cabeza. То же имеет место и в простых (несоставных) словах ан­глийского и немецкого языков, таких, как father, Vater— с ударением на первом слоге, или career, Kartoffel — с ударением на втором слоге. Таким образом, в изолиро­ванных словах ударение всегда имеет определенное место. В том или ином контексте место ударения может оказаться более или менее определенным, что влияет известным образом на значение сообщения: между различными уда­рениями данного высказывания устанавливается опре­деленная иерархия, частично обусловленная приобретен­ными навыками. Эту иерархию с целью модификации содержания высказывания говорящий может, однако, видоизменять: так, в английском языке значение сооб­щения несколько изменится, если в высказывании we did ударение на we «мы» сделает его более знаменательным, чем did, и наоборот.

К звуковым явлениям, которые используются обычно при постановке ударения, относятся артикуляторная энергия, образование мелодической вершины и особая длительность (реальная или воспринимаемая) ударного слога. Во многих языках ударный слог имеет тенденцию к более энергичной артикуляции в более высоком и более длительном тембре, чем соседние безударные слоги, конт­растирующие с ним, и именно это количество энергии, степень высоты и особая длительность способствуют уста­новлению иерархии ударений в высказывании. Однако природа ударения варьируется от языка к языку: в таком языке, как португальский, протяженность ударного слога играет решающую роль, тогда как в кастильском говоре гласный ударного слога не более длителен, чем гласный следующего за ним безударного слога. Долгое время считали, что ударение большинства современных языков Европы является динамическим, т. е. что оно характери­зуется наличием вершины кривой артикуляторной интен­сивности. Наблюдения последнего времени, однако, по­казывают, что, например, в английском языке постоянной характеристикой любого ударения служит быстрое из­менение мелодической кривой. Этой особенности почти всегда может сопутствовать подчеркивающее ее усиление интенсивности и длительности.

3-

<< | >>
Источник: В. А. ЗВЕГИНЦЕВ. НОВОЕ В ЛИНГВИСТИКЕ. Выпуск III. ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва - 1963. 1963

Еще по теме 31. Место ударения:

  1. § 25. Ударение
  2. Ударение в кратких формах параметрических прилагательных
  3. Грамматическая функция и русское ударение
  4. ИЗМЕНЕНИЕ УДАРЕНИЯ У ГЛАГОЛОВ
  5. § 32. ТИПЫ ПАРАДИГМ ПО ОТНОШЕНИЮ К МЕСТУ УДАРЕНИЯ В СЛОВОФОРМАХ
  6. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УДАРЕНИИ
  7. УДАРЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
  8. § 3, Исторические изменения в месте ударения.
  9. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ УДАРЕНИИ.
  10. УДАРЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ.
  11. 2.1.1. Ударение в именах существительных
  12. § 116. УДАРЕНИЕ
  13. §1. Нормы произношения и ударения
  14. § 85. Словесное ударение. В вопросе о словесном ударении следует рассматривать два аспекта, которые четко различаются: первый—это его фонетическая природа и второй — его место в слове,
  15. 31. Место ударения
  16. 32. Ударение и тоны