ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИИ

В данном разделе я более подробно остановлюсь на вопросе о том, что значит понимание действий и как мы этого достигаем. Действия, как мы отметили ранее, являются лишь одной, но очень важной характеристикой объектов.

К действиям можно отнести все речевые акты; по этой и иным причинам понимание действий важно для понимания языковых выражений. К этому мы еще вернемся в следующем разделе настоящей статьи.

Итак, что значит понимание действия? С учетом того, что я только что сказал, можно утверждать, что это есть способность объяснить действие, то есть объяснить, почему данное действие было совершено. Заметим, что в случае речевых актов часто су­ществует неопределенность между пониманием самого сообщения и пониманием того, почему данное высказывание было произнесе­но. Когда мы рассматриваем речевой акт как действие, нас дол­жен интересовать именно второй вопрос. Часто, однако, объектом нашего понимания является содержание речевого акта. В силу этого мы всегда должны четко представлять, какой именно во­прос нас интересует.

Каким образом мы объясняем действия?[69] Согласно одной до­статочно распространенной точке зрения, которая восходит к Аристотелю, действия объясняются с помощью так называемых практических силлогизмов, в первой посылке которых содержится информация о каком-нибудь желании субъекта, например о его намерении подышать свежим воздухом. Во второй посылке утверждается вера субъекта в то, что для осуществления его

желания требуется совершить определенное действие, например- открыть окно, а в выводе отмечается, что это действие должно* быть совершено. Однако несомненно, что человек, имея такие желание и веру, может тем не менее оставить окно закрытым. Нередко возникают обстоятельства, которые препятствуют осу* ществлению действия. Так, например, в комнате может находить­ся человек, который не переносит сквозняков и может серьезно заболеть, если окно будет открыто.

Поэтому считается, что в объяснении действий не может быть никакой системы и что в этом отношении действия отличны от физических явлений, которые мы можем объяснить с помощью законов.

Я убежден, что в случае действий тоже существует определен­ная система, но картина здесь более запутанная, а схема объяс­нения совершенно отлична от той, которую склонны принять сто­ронники практического силлогизма. При объяснении поведения человека необходимо принимать во внимание полный набор пред­ставлений, которыми руководствуется субъект, когда он думает о том, какие действия он может предпринять и каковы возмож­ные последствия этих действий, из которых он должен осуществить выбор. При объяснении поведения субъекта надо рассматривать все указанные факторы в комплексе. Я склоняюсь к мысли, что модель анализа действий является не чем иным, как в первую очередь приложением принципов рациональности, классифика­цией которых занимается теория принятия решений.

Согласно этой теории, действие является конечным результа­том двухступенчатого процесса. Сначала мы думаем о том, какие действия можно предпринять в данной ситуации; это в большой степени зависит от наших представлений о том, что возможно и что невозможно для нас. Однако мы не перебираем все возмож­ные альтернативы, ибо наш поиск ограничен, с одной стороны^ возможностями нашей фантазии и временем, которым мы распо­лагаем, а с другой стороны, нашими представлениями о том, на­сколько связаны альтернативные способы действия с тем, чега мы желаем или страшимся. Мы останавливаемся на тех альтер­нативах, которые, как нам представляется, нужно непременно осуществить или же которых надо обязательно избежать, то есть мы рассматриваем альтернативы, дающие, как говорят экономи­сты, особенно большой положительный или отрицательный эф­фект.

Вторая стадия процесса принятия решения состоит в сопостав­лении этих альтернатив друг с другом. При этом мы исходим из наших представлений, касающихся вероятности различных послед­ствий возможных действий, а также из той значимости, которую

мы приписываем каждому из этих последствий.

Умножая вероят­ность на значимость и суммируя результаты, человек вычисляет эффект каждой альтернативы и выбирает альтернативу с наи­большей ожидаемой полезностью[70].

Однако теперь необходимо сделать одно важное замечание. Используя теорию принятия решений при объяснении поведения людей, мы должны учитывать, что человек обычно рассматривает только небольшое количество альтернативных действий, которые можно предпринять в данной ситуации. Человек нередко задумы­вается только над некоторыми из последствий и располагает не­адекватными представлениями об их вероятности. Кроме того, он может иметь ценности и предпочтения, существенно отличающиеся от тех, которые, как нам представляется, он должен иметь. Ана­логичная ситуация имеет место в эпистемологии, где наши пред­ставления часто оказываются ложными из-за нашей неспособ­ности компенсировать перспективу или из-за подверженности вос­приятия ошибкам (ср. Tver sky and Kahneman (неопубл.), а также точку зрения Эдмунда Гуссерля о том, что присвоение опыта зависит от перспективы).

Необходимо включить в нашу теорию объяснения действий все, что нам известно о факторах, которые систематически вводят лю­дей в заблуждение при их оценке вероятности и влияют на их выбор, зачастую вызывая значительные колебания. Мы должны также принимать во внимание уровень образования субъекта и сведения о его прошлой деятельности и об особенностях его пси­хической организации. Здесь нам большую пользу могут оказать результаты эмпирических исследований выбора и принятия реше­ния, проведенные Дэвидсоном, Суппесом, Тверским и другими (Davidson, Suppes and Siegel, 1957; Davidson and Marschak, 1959; Tver sky, 1967; 1969; 1972; 1975; Tver sky and Kahneman (неопубл.)).

Ясно, что объяснение и предсказание поведения субъекта за­висят от тех сведений и представлений о данном человеке, кото­рыми мы располагаем: от присущих ему качеств при принятии решения (например, осторожен ли он или предпочитает риско­вать), от осознаваемых и неосознаваемых им представлений и желаний в момент совершения определенного действия и т.

д.

К разговору об этих источниках информации мы еще вернем­ся в следующем разделе. А сейчас давайте рассмотрим структуру объяснения действия. Как мы убедились, причина (reason) дей­ствия (то есть желание или мнение) никогда не бывает единствен­ной, однако В ГОТОВОМ объяснении обычно содержится ТОЛЬКО ОДИН! или же небольшое количество факторов, которые мы склонны считать действительными причинами поступка. Мы выбираем эти факторы в зависимости от их относительной значимости и от си­туации, в которой дается объяснение, например в зависимости от того, какая информация уже известна человеку, для которого предназначено объяснение.

Как мне кажется, нет никакого противоречия между тем, что» существует большое количество причин (reasons), которые учи­тываются в объяснении по принципу субъективного обосновании (explanation by reason), и тем, что мы приписываем статус дей­ствительной причины только одной из них (или же ограниченно­му их числу). Представляется, что ситуация здесь аналогична той, которая может возникнуть при каузальном объяснении (cau­sal explanation)[71], когда говорящий тоже может отмечать только- одну или небольшое количество причин (causes) некоторого явле­ния, например те, о которых ничего не известно адресату.

На самом деле, я думаю, сходство между объяснением по принципу субъективного обоснования и каузальным объяснением гораздо глубже. Я даже склоняюсь к мысли, что, вместо того чтобы стремиться приравнять субъективные обоснования (rea­sons) к объективным причинам (causes) по параметру непосред­ственного действия каузального закона, надо постараться понять, что каузальное объяснение, подобно объяснению по принципу субъективного обоснования, базируется на использовании всей сложной теории, а не на каком-то одном отдельно взятом кау­зальном законе. С целью иллюстрации этого положения давайте рассмотрим случай, когда мы, объясняя, почему металлический шарик падает по направлению к центру Земли, говорим, что ша­рик тяжелый и что существует физический закон, гласящий, что всякое тяжелое тело, если его приподнять, будет падать по направлению к центру Земли.

Ясно, что, как и в случае с окном* это объяснение иногда будет верным, а иногда неверным. Если в» рассматриваемом примере с металлическим шариком будут при­сутствовать такие факторы, как, например, электромагнитное поле или опора, на которой покоится предмет, то шарик, воз­можно, не упадет и не исключена возможность, что даже начнет двигаться вверх.

Конечно, мы можем приспособить наш закон к указанным контрпримерам — для этого надо просто оговорить условия, при которых он приложим. Мы могли бы сказать: приподнятый над землей тяжелый предмет, если он не лежит на опоре и не нахо­дится в сфере действия электромагнитного поля, будет падать по направлению к центру Земли. Аналогично для случаев объясне­ния действий мы могли бы при рассмотрении нашего прймера с окном применить следующий простой „закон": человек, который хочет подышать свежим воздухом и считает, что для этого необ­ходимо открыть окно, обязательно его откроет. Очевидно, что из этого закона существует множество исключений, учитывая кото­рые, мы могли бы его переформулировать: «Человек, который хочет подышать свежим воздухом и считает, что для этого необ­ходимо открыть окно, обязательно его откроет, если он уверен, что от этого никто не пострадает». Однако как в физике, так и в теории действий наши новые пересмотренные „законы" все равно будут иметь исключения и должны быть дополнены новыми огра­ничениями.

Совершенно очевидно, что в теории действий не имеет смысла формулировать все более сложные законы. Вместо этого мы мо­жем охарактеризовать ряд предрасположенностей (propensities) каждого субъекта к действию, его желания и представления, а затем с помощью теории принятия решений определить, как в данной ситуации все эти компоненты дадут толчок к определен­ному действию. В физике мы тоже фиксируем у каждого объекта такие характеристики, как масса, электрический заряд, положение относительно других объектов и т. д., и на их основе можем опре­делить, например, предрасположенность объекта к движению в данной конкретной ситуации.

Подобно действиям, физические объекты и явления могут быть описаны также множеством дру­гих способов, для каждого из которых будут привлекаться различ­ные „законы". Эти законы, или предрасположенности, не обяза­тельно должны быть детерминистскими. Они могут быть вероят­ностными как в теории действий, так и в физике.

Заметим, что при рассмотрении субъективных обоснований действий (reasons) и объективных причин естественнонаучных процессов (causes) как однородных сущностей сомнения Шиффера (Schiffer, 1981) в правильности идеи, что ментальные явления могут вызывать физические явления, отчасти теряют свою силу.

С формальной точки зрения существует, следовательно, нема­ло общего между физическими явлениями и действиями людей. Есть, однако, и важные различия. Одно из них заключается в том, что в физике число основных характеристик строго ограничено — это масса, электрический заряд, нахождение в гравитационном или электромагнитном поле и т. д. Со временем, возможно, удаст­ся свести эти характеристики к еще более ограниченному набору.

В теории действия положение гораздо сложнее. Здесь нам при­ходится иметь дело с такими ценностями, как красота, деньги, любовь, мир и т. д., которые мы не умеем сравнивать и которые, возможно, вообще являются несравнимыми. Мы уже отметили, что набор этих факторов и их соотношение будут у каждого че­ловека различными. Другая важная причина, которая тоже ведет к формальному разграничению физики и теории действия, со­стоит в способности объектов, которые мы исследуем в теории действия, — людей — учитывать различные возможности. Реализа­ция каких-либо из этих возможностей может гораздо лучше удов­летворить наши желания, чем результаты, которых мы достигли бы, если бы следовали в направлении к некоторому логическому максимуму. И наконец, третий и наиболее важный фактор, кото­рый необходимо учитывать в теории действия и который, на­сколько мне известно, не имеет аналога в физике, — это наша способность размышлять о происходящих с нами событиях и обратное воздействие этих размышлений на систему наших цен­ностей и представлений, а следовательно, и на наши действия. Это именно то, что в кибернетике стремятся отразить в механиз­мах обратной связи. Однако, как мне представляется, мы имеем здесь дело с такой характеристикой человека, которую не так-то легко имитировать с помощью физических процессов. Я говорю это не с целью принизить значение кибернетики. Одна из основ­ных задач при рассмотрении способности человека размышлять над самим собой (self-reflection) и такой характеристики, как самосознание (self-consciousness), состоит в более точном опреде­лении этих понятий и более глубоком понимании их сущности. В этом отношении кибернетика, ставя четкие вопросы и требуя точных ответов, помогает нам лучше понять истинную природу этих свойств, присущих только человеку.

3.

<< | >>
Источник: В.В. ПЕТРОВ. НОВОЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ. ВЫПУСК XVIII логический анализ естественного языка. МОСКВА — изда­тельство «Прогресс», 1986. 1986

Еще по теме ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИИ: