Исторические предпосылки возникновения и развития психологии менеджмента
Американский психолог и философ У.Джеймс (1842-1910) вводит в научный оборот понятие разума как врождённой способности организма выбирать из своего индивидуального опыта, и как результат положительного выбора - приспособление организма к среде. Истина в прагматической философии У. Джеймса есть переход от одной части опыта к другой и главным критерием истинности является способность приносить удовлетворение работать на индивида -Истинно то, что ведёт нас. Впервые открыто появляется зависимость оценки идей , событий от их эффективности, выгоды и удобства.
Будучи одновременно и философом и политологом У. Джеймс, делает попытку создать целостную теорию личности, выделяя три основных типа личности: физическую личность, социальную и духовную. Тип личности зависит от иерархии ценностных ориентацией каждого человека. К наиболее значимым ценностям относятся: самосознание, самооценка и самоуважение. У.Джеймс впервые предложил формулу самоуважения.
УСПЕХ
САМОУВАЖЕНИЕ =
ПРИТЯЗАНИЯ
Очень близко к идеям У.Джеймса примыкают воззрения Джона Дьюи / 1859 - 1952/. Он вошёл в историю философии и психологии двумя основными идеями. Первая заключается в понимании воспитания как создания навыков /фиксированных форм действия/. На этой основе создана теория "инструментального воспитания", то есть представление о том, что изменить общество можно изменив суть воспитания подрастающего поколения.
Вторая идея состоит в разработке теории личноговыборочного интереса. Личность успешна, если она действует ситуативно, только через практику может раскрыться наша индивидуальность. Д. Дьюи разделяет позицию У.Джеймса, что истинно для личности то, что приносит ему пользу.
В Х1Х веке немецкий философ В.Дильтей /1833-1911/ сформулировал основные положения философии жизни. Он рассматривает "понимающую психологию" как науку о природе и духе. Главную суть "понимающей психологии"
в раскрытии смысла существования "Я" через познание человеком своей индивидуальности и самооценки.
Дальнейшее развитие идей существования "Я", самооценки и индивидуальности шло через отрицание "понимающей психологии" немецким социологом и психологом Максом Вебером /1864-1920/. Макс Вебер был ориентирован на социальный смысл и социальное действие индивида и создал "объяснительную психологию", стремящуюся описать взаимосвязь личности и окружения.
Главная заслуга М.Вебера состоит в разработке теории социального действия как соотношения поведения человека с другими людьми и ориентированного на смысл протекания данного социального действия. Надо обратить внимание на составляющие осмысленного социального действия:
направленность к достижению ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей;
средства, используемые для достижения данной цели, признаваемые действующим индивидом адекватными.
М.Вебер впервые вводит в научный оборот категорию "признание" как ориентацию на другого. На этой основе
выделяются различные типы социального действия: целерационального, ценностно-рационального, эффективного и традиционного. Для цивилизованного индустриального Запада характерна рационализация социального действия индивидов. Смысл и критерий рациональной социальной деятельности есть - УСПЕХ. И КАРЬЕРА человека рассматривается как реализация рационального поведения.
Определённую роль в обосновании поведенческой стороны человека дают положения необихевиоризма. В отличие от классической схемы.
Э.Толмен /18661959/ предлагает трёхчленную формулу поведения: СТИМУЛ /независимая переменная/ - ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ - РЕАКЦИЯ \зависимая переменна/. Среднее звено как бы способно искажать действие стимула на поведение, она недоступна прямому наблюдению, так как может содержать такие психические моменты как ожидание, установка, мотив, потребность, знание. К.Халл, соратник Э.Толмена, предлагает понимать под промежуточной переменнойпотребность организма. Он выдвинул предложение, что потребность придаёт поведению человека энергию.
В продолжение линии М.Вебера и отчасти У.Джеймса развиваются некоторые положения представителей неофрейдизма. А.Адлер /1870-1937/ в своих работах усиливает взаимосвязь человека и окружения. Утверждается, что чувство общности с другими людьми и ориентация на других людей - главная сила, определяющая
поведение и жизнь человека. А.Адлер признаёт влияние общественных интересов на формирование внутренней природной сущности личности. Идея ценности и уникальности личности концентрируется в его идее "Творческого Я". "Творческое Я" интерпретируется как индивидуализированная система, которая может менять направление развития личности, интерпретации жизненного опыта и придавать ему различный смысл.
Центральной "изюминкой" адлеровской теории личности является описание механизма стимулирующего человека к действию. Это могут быть:
фиктивный финализм;
-стремление к превосходству;
-чувство неполноценности и компенсации;
общественный интерес;
стиль жизни;
"Творческое Я".
Таким образом, А.Адлер пытается определить внутренний смысл поступков человека.
Значительную роль в оформлении психологии предпринимательства и коммерческой деятельности / психологии успеха и достижения/ сыграли идеи соперничества как неотъемлемой части личности в западной цивилизации у К.Хорни /1885-1952/. Рождаясь, в сфере экономики, соперничество распространяется на все другие виды деятельности и пронизывает сферу межличностных отношений.
К.Хорни исследует психологические последствия для личности, отказывающейся от соперничества в западной культуре, также рассматривает отличия невротического соперничества от нормального.Она утверждает, что соперничество, состязательность и конкурентность должны быть естественными стремлениями людей в индустриальной цивилизации.В начале ХХ века на основе достижений философии, социологии и психологии начинает формироваться новое направление в исследовании личности - гуманистическая психология. У её истоков стоит имя Гордона Олпорта /1897-1967/. Основные положения его концепции личности вобрали в себя самые выдающиеся достижения предшественников. Человек есть существо социальное. На этом утверждении базируются идеи:
личность - открытая и саморазвивающаяся система;
главная потребность личности заключается в её стремлении к постоянному развитию и самосовершенствованию;
основные черты личности есть фенотипические образования;
набор основных черт личности составляет её ядро;
ядро личности может меняться в процессе жизни;
ядро каждой личности уникально и неповторимо;
каждая личность автономна.
Стремление личности к саморазвитию получило дальнейшее развитие в "Я - концепции" А. Маслоу /1908-1970/. А. Маслоу вошёл в историю психологии созданием иерархии потребностей человека: физиологические потребности. потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в
самоуважении и признании. потребность в самоактуализации. Ядро "Я-концепции" включает цель личностного развития как стремление к личностному росту /самоактуализации/. Самоактуализация - это способность понять свои внутренние потребности, свою внутреннюю природу, научиться самонастраиваться, строить своё поведение. Им разработаны черты самоактуализированной личности, определены основные барьеры на пути к личностному росту:
физиологические потребности;
боязнь смерти;
дурные привычки;
-давление группы;
-социальная пропаганда;
психологическая защита.
Карл Рождерс /1902-1987/ разделял идеи самоактуализации и ценности каждой отдельной личности.
Основное своё внимание он направляет на изучение внутренней сущности человека, его САМОСТИ. Это выливается в концепцию "Я - образ", в которой главное место занимают проблемы конгруэнтности /степени совпадения личного опыта с реальной действительностью/, самооценки как отражении самости человека, роли индивидуального опыта в самооценке и значения настоящего в концепции личности. На основе идей гуманистической психологии К.Роджерс разработал новую технологию психокоррекции и обучения /групповая психотерапия/.Идеи следующего выдающегося психолога ХХ века как бы уже выходят за рамки традиционной гуманистической психологической школы и охватывают элементы трансцендентной психологии. Прежде всего В.Франкл провозглашает свободу человека по отношению к своим потребностям и истинно человеческим началом поведения считает волю к смыслу. Свобода личности, с его точки зрения, это способность изменить смысл ситуации. И, следовательно, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - есть средство осуществления смысла и быть человеком означает быть открытым миру смыслов. Высшее достижение смысла связано с самотрансценденцией / выходом за пределы "Я - образа", что может проявиться в геройстве, страдании и любви.
Проведённый анализ философских и психологических истоков психологии предпринимательства и коммерции позволяет подвести научно-методологическую базу под современную концепцию успеха, продвинутой деятельности в сфере отношений "человек - человек".