<<
>>

Монтаж как средство создания рекламного видеообраза

Совсем недавно в честь юбилея всенародного любимца — народного артиста России В. Тихонова на телевидении вновь прошел шедевр отечественного кинематографа — знаменитый фильм «Война и мир», в котором режиссер С.
Бондарчук выступает полноправным соавтором гения Л. Н. Толстого.

Именно соавтором, потому что С. Бондарчук не просто иллюстрирует основные мысли произведения, а прочитывает их изнутри, согласно своему пониманию и восприятию действительности, делая нас как бы современниками происходящего.

Как возможно кинематографическими средствами перенести на экран сложнейшие философские куски произведения, в которых Л. Н. Толстой размышляет о жизни и смерти, о человеческом предназначении, о любви и предательстве?

Оказывается, возможно; и это мощнейшее средство художественной выразительности кинорежиссуры называется — МОНТАЖ.

Помните знаменитую сцену фильма, в которой сопоставляется уход из жизни в муках старого человека (отца Пьера Безухова) и начало новой, всеобещающей будущности светящейся от счастья жизни Наташи Ростовой? Экран как бы делится на две половины: слева — старик на одре смерти, в окружении черных силуэтов, жаждущих наследства родственников; справа — бал в честь дня рождения Наташи Ростовой, на котором веселится и сын умирающего — молодой Пьер Безухов. Звучит мелодия русской плясовой, под которую задорно пляшут гости, на нее накладываются причитания заупокойного молебна (это прием звукового монтажа). Далее один кадр накладывается на другой (наплыв, расфокусировка, опять наплыв). Все быстрее звучит мелодия пляски, закружив в веселье молодость, жизнь, надежду и поверх этого кадра крупный план недвижимой, искаженной смертной судорогой, старческой руки, уходящего из этой жизни человека.

Вот он, МОНТАЖ! И тот мастер, который им владеет, — поистине художник!

Каковы же функции и приемы художественного и технического монтажа в современном кинематографе, в том числе и рекламном? Об этом и пойдет далее речь.

В современном российском бизнесе реклама стала его могущественной отраслью.

Рекламную же кампанию сегодня трудно представить без телевизионной рекламы.

И это вполне объяснимо, так как телевидение является наиболее мощным средством воздействия на сознание человека. Ведь информация доносится до сознания зрителя сразу по двум кана-лам восприятия — слуховому и зрительному (комплексное воздействие визуальных, звуковых и текстовых форм).

Стремительно растет и развивается современный рынок телевизионных СМИ — производство информационных и художественных программ, развлекательной видеопродукции, рекламных клипов, идет постоянный поиск новых телевизионных форм подачи документального и художественного материала. Успешно функционируют как общероссийские, так и региональные телестанции, следовательно, у зрителя появилась альтернатива смотреть те или иные передачи, периодически «избегая» рекламы. Это происходит посредством пере-ключения с канала на канал в поисках какой-нибудь более интересной передачи каждый раз, когда начинается очередной блок рекламы.

Да, действительно, к сожалению наши зрители недолюбливают рекламу на телевидении; ругают ее, критикуют и стараются не смотреть. Почему это происходит? Ведь реклама несет в себе множество полезной информации, выделяет определенный товар из «моря» всех остальных, помогает потребителю сделать только свой выбор. А социальная реклама призывает к добру и справедливости, предупреждает нас об опасностях, грозящих нашему здоровью и т. д.

Ответов на заданный вопрос может быть несколько: частый показ рекламы, прерывание самых популярных и смотрибельных передач и фильмов, неэтичность некоторых роликов, большое количество однообразных видеороликов в одном рекламном блоке и т. д.

Но, кроме того, суть проблемы может скрываться в отсутствии интересного режиссерского решения сюжета, в его полной безыдейности, в отсутствии применения современных технологий в производстве рекламного видеоклипа, которое практически проходит (в более сжатые временные рамки) все этапы работы над полнометражным документальным или художественным фильмом.

И следует заметить, что снять рекламный фильм ничуть не проще: за предельно короткое смотровое время (от 15 до 60 с) нужно суметь организовать и композиционно выстроить конфликтную ситуацию так, чтобы была полностью раскрыта «драма товара».

За это время необходимо выразить основную идею, с помощью яркого художественно-рекламного образа «втянуть» зрителя в действие.

Так с помощью чего, каких режиссерских или драматических выра-зительных средств можно из традиционного рекламно-информацион-ного сюжета сделать маленькое произведение искусства, которое будет выполнять свои первичные функции и в то же время привлекать зрителя ярким художественным образом.

Как, скажем, в легендарной имиджевой рекламе банка «Империал»: многие люди до сих пор помнят эти рекламные фильмы и отзываются о них положительно, несмотря на то, что цель видеоклипов была рекламная. Это доказывает, что зрителя раздражает не сам факт «рекламы», а непрофессионально, с точки зрения драматургии и режиссуры, выполненная работа.

Так вот решение этих проблем во многом зависит от понимания ос-новных функций, приемов и технологий художественного монтажа.

Еще со времен С. Эйзенштейна и В. Пудовкина российская история кино, а следом за ней и российская теория телевидения подразумевают под емким словом «монтаж» не только и не столько «сборку» фильма и телепрограммы из отдельных кадров в целостное произведение. За этим термином стоит и «сборка» мыслей автора в сценарий, и «сборка» режиссером пластических и звуковых образов в его воображении, и умение профессионально монтировать фильм до съемок на «внутреннем» экране своего творческого сознания.

В рекламе на телевидении (как и в жизни) все находится в движении. Меняется мода, звучат новые имена, появляются и исчезают ролики и даже циклы рекламных передач. Но далеко не всегда запоминаются и выполняют свои функции рекламные видеоклипы, созданные даже по самым новейшим технологиям. Потому что главное — это тот классический фундамент творческих навыков, которые необходимо изучать, постоянно возвращаясь к тому лучшему, что уже было найде-но до нас и проверено временем.

Может, в классическом базисе нашего искусства и лежит залог высших достижений российской видеорекламы на мировом рынке.

Поэтому уместно будет начать разговор о монтаже с известного воспоминания основоположника нашего отечественного кинематографа С.

Эйзенштейна о неудачном дебюте своего ученика. Его первую кинокартину художественный совет студии не выпустил в прокат, хотя он вложил в нее все свои творческие силы, затратил огромные денежные средства. Ему было сказано, что он не сможет работать в кино НИКОГДА! И тогда С. Эйзенштейн предложил перемонтировать этот фильм. Он просидел в монтажной несколько дней и, ничего не добавив, смонтировал фильм заново. Каково же было удивление членов художественного совета, когда они вместо прежней посредственной работы увидели киношедевр. Картина имела оглушительный успех, завоевав премию и прославив режиссера. «Его вещь была правильно снята, но неправильно смонтирована», — сказал о фильме великий мастер худо-жественного монтажа в отечественном кинематографе [10].

Монтаж (от фран. — сборка) — термин, имеющий несколько взаимосвязанных значений:

1) система специфических выразительных средств экрана, создающих кинематографическую образность;

2) принцип и закономерности построения художественного образа (общий монтажный принцип в искусстве);

3) технологический и творческий процесс соединения отдельно снятых кадров в единое идейно-художественное целое.

Различают два вида монтажа — внутрикадровый и межкадровый.

Внутрикадровый монтаж — построение единого выразительного пространства — времени кадра. Его выразительный арсенал — ракурс, объектив (глубина резко изображаемого пространства), масштаб изображения (дальний, общий, средний, крупный план, деталь), длина кадра (метраж), движение камеры, цвет, звук, актерское исполнение, музыкальное и декорационное решение фильма.

Композиция кадра объединяет все его выразительные средства в новое художественное целое — мизанкадр (термин С. М. Эйзенштейна) элемент монтажного ряда (контекста).

Межкадровый монтаж — сочетание (склейка) мизанкадров на основе их содержательного взаимодействия, ведущего к созданию единой монтажной системы фильма.

«Монтаж — это мысль художника, его видение мира, его идея, выраженная в отборе и сопоставлении кусков кинематографического действия в наиболее выразительном и наиболее осмысленном виде» [4].

Фильм, в том числе и рекламный, представляет собой сочетание отдельно снятых кадров.

На основе сценария возникает режиссерский замысел фильма, включающий в себя монтажное видение будущего произведения. Это видение конкретизируется в режиссерском сценарии и раскадровке. В них определяется монтажная доминанта каждого мизанкадра, по которой он будет сочетаться с соседними. Решение каждого кадра обусловлено данным монтажным контекстом. Каждый кадр режиссер и оператор задумывают и снимают как часть целого — монтажной фразы, в которую входит этот кадр; но монтажная фраза вместе с другими составляет монтажную сцену, а монтажная сцена, наряду с другими, входит в монтажный эпизод; он, в свою очередь, вместе с другими образует фильм как «целое». Таким образом, снимая каждый кадр, режиссер и оператор снимают фильм как целое. Создание этого целого завершается в монтажно-тонировочный период. Снятые кадры (предварительно отбираются лучшие дубли) режиссер с помощью монтажера соединяет, руководствуясь своим замыслом фильма, учитывая композицию произведения, его музыкальную и цветовую гамму.

Внутрикадровый и межкадровый монтаж при этом образуют нерасторжимое единство, в котором все выразительные элементы монтажа согласуются по законам монтажной полифонии для создания целостной образной системы фильма.

Окончательный монтаж фильма — процесс не только технологиче-ский, но и творческий. Как бы точно ни был снят фильм, как бы полно ни соответствовал отснятый материал режиссерскому сценарию и раскадровке, он неизбежно отличается от них и подсказывает режиссеру новые решения. Уточняется необходимость каждого кадра (некоторые из них исключаются), меняется метраж кадров, их последовательность, так же как и последовательность сцен и даже эпизодов.

Монтаж тесно связан с композицией фильма, поэтому каждое монтажное решение влияет на нее и, в свою очередь, от нее зависит. В этот период окончательно определяется общий ритм фильма, возникающий из ритмичного многообразия сцен и эпизодов.

Творческий характер завершающего этапа работы над фильмом заключается в том, что здесь продолжает развиваться, углубляться и уточняться режиссерский замысел, а нередко именно в это время он вполне и до конца осмысляется самим режиссером. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что монтаж — это один из способов сблизить иногда весьма отдаленные и не встречающиеся друг с другом в обычной жизни предметы и человеческие судьбы, вскрыть как внешнюю, так и внутреннюю логическую связь их, выстроить в единое целое, анализируя, сопоставляя и обобщая.

Основные законы художественного монтажа, его функции и приемы едины для всех кинематографических форм, в том числе и для рекламного фильма, хотя каждый из видов киноискусства обладает своими монтажными особенностями, которые обусловлены спецификой сценарных материалов и методов их режиссерских выразительных средств решения.

Рассмотрим же основные функции и приемы монтажа, которые являются общими для всех видов киноискусства.

<< | >>
Источник: Под общ. ред. А. В. Овруцкого. Анатомия рекламного образа Под общ. ред. А. В. Овруцкого . — СПб.: Питер,2004. — 224 с.: ил.. 2004

Еще по теме Монтаж как средство создания рекламного видеообраза:

  1. Глава VII. Монтаж как средство создания рекламного видеообраза
  2. Монтаж как средство создания рекламного видеообраза