<<
>>

6.3. Звуковой материал рекламного продукта

Звуковая палитра окружающего нас мира исключительно богата. Задача передать посредством звука жизнеощущения, актуальная не только для радиорекламы, может быть решена на основе использования бесчисленного многообразия звуковых реалий окружающего мира.
Весь воспринимаемый нашим слуховым аппаратом звуковой спектр составляют звуки естественные и искусственные. Естественная шкала звуков многообразна. Значительную часть этого громадного звукового пласта составляют естественно-природные и предметно-функцио-нальные звучания.

К естественно-природным относятся звуки, порождаемые природной средой — неодушевленной и одушевленной. Это шум дождя, шелест листвы, плеск воды, гром, голоса людей, птиц, животных и т. д. Роль этого звукокомплекса очень велика. Во-первых, он размыкает условное пространство рекламного радио- или видеоролика, во-вторых, создает ощущение реальности происходящего даже при самом фантасмагорическом сюжете (например, в рекламе шоколада «Шок», использующей образ кентавра, полуконя-получеловека).

Как правило, в рекламе используется тот ряд из этой области звучаний, который несет положительный эмоциональный заряд. Так, вой ураганного ветра или иные устрашающие явления природного мира выходят за рамки главной установки рекламного продукта — сформировать максимально комфортную эмоциональную реакцию на рекламируемое благо. Однако в отдельных случаях такого рода звуки также могут быть использованы, выступая в качестве либо интригующего парадокса, либо (в совокупности с другими средствами) смысловой гиперболы. Приведем в качестве примера старую рекла-му «скитлс», в которой звук разверзающейся земной коры и вулканического извержения сопутствовал красочному изобилию разноцветных драже.

К предметно-функциональным относятся звуки предметного мира, характеризующие жизнедеятельность человека в быту. Это стук за-хлопывающейся двери, звон бокалов с шампанским, гудок паровоза, многообразная палитра звучностей, издаваемых бытовой электро- и электронной техникой и др.

Шкала их чрезвычайно широка, роль же в рекламном целом состоит в том, чтобы приблизить условный по сути ряд рекламных образов к жизненной реальности, т. е. аналогична уже обозначенной ранее.

Однако если в группе естественно-природных звучаний задействованы реакции на звуковые раздражители, отработанные веками и, в силу этого, усвоенные на генетическом уровне (эмоциональные реакции на явления природы), то при использовании рассматриваемой группы звуков важен иной эффект. Они призваны воспроизвести всем известные привычные бытовые звуковые реалии и тем самым усилить ощущение необходимости, неотторжимости рекламируемо-го блага от бытового мира потребителя. Шум пылесоса, бойко всасывающего пыль, «мелодичное» жужжание кофемолки новой модели, пиво, с шипением наполняющее желанный в жару стаканчик, звон бокалов, сделанных из высококачественного хрусталя... — разнообразие и изобретательность в использовании этого ряда звучаний безгранична и полностью зависит от конкретной рекламной задачи, избранного образного решения, вкуса и чувства меры автора рекламы. Рассмотренные звуковые пласты могут использоваться автономно, но чаще они встраиваются в более сложный звуковой контекст, соче-тающий их со словом и музыкой.

К кругу естественных звучаний относятся и «голоса» всем известных акустических инструментов, рождающих тот прекрасный мир, который именуют музыкой. Таким образом, пласт естественных звуков очень широк. Что же принадлежит к сфере искусственных?

Искусственные звучания, чрезвычайно широко используемые в современной рекламе, — это та область звуков, которая не имеет аналогов в окружающей действительности и продуцируется благодаря использованию компьютерных технологий. Неведомые ранее возможности звукового синтеза открыли удивительную возможность получения практически любых, подвластных лишь фантазии их создателя звуков. Например, в рекламном ролике 1997 г. «Пловчиха», снятом для «Кока-Колы», автору его звукового дизайна Дьюи, по его свидетельству, пришлось смешать «звуки реальной воды со звуками шуршащих газет, свистом ветра и грохотом земле- « трясения» [16].

Коллега Дьюи, также представляющий студию звукового и музыкального дизайна Machine Head, композитор Марк Киллиан при создании ролика «Закусочная» «...взял повседневные звуки: звонок телефона, ножи, скребущие по тосту, треск разбиваемых яиц, льющийся кофе, изменил их высоту и объединил в ритмическую группу» [16].

Однако необходимо отметить, что совершенствование технологий компьютерного звукосинтеза приводит к неограниченным возможностям получения искусственным способом практически любых звуков, в том числе и тех, которые были отнесены нами к разряду естественных. Гром, шум дождя, хруст снега под тяжестью шагов, так же как, пение скрипки и многое другое, успешно имитирует современный компьютер. Важно понять, что факт происхождения звука не имеет значения для нашего восприятия, так как «остается за кадром» и является лишь вопросом рекламного звукопроизводства. Мы же, услышав, предположим, пение птиц, справедливо отнесем его к области звуков природы, вне зависимости от происхождения — записи реальной действительности, либо ее удачной искусственной имитации.

В контексте всех рассмотренных звуковых пластов наиболее сложным по природе и способам воздействия на воспринимающего является музыкальный. Его использование в рекламе требует специального рассмотрения. Первым и важнейшим вопросом, который встает перед создателем рекламы, использующим музыкальный ряд, является вопрос о специфике музыкальной коммуникации.

<< | >>
Источник: Под общ. ред. А. В. Овруцкого. Анатомия рекламного образа Под общ. ред. А. В. Овруцкого . — СПб.: Питер,2004. — 224 с.: ил.. 2004

Еще по теме 6.3. Звуковой материал рекламного продукта: