<<
>>

Критерии типологии государств

Понятие «тип государства» Государство представляет собой явление конкретно-историческое, оно не может существовать вне времени и пространства Так. современное французское государство вряд ли можно спутать с японским.

Ha протяжении многовековой ис­тории человечества существовало, сменяя друг друга, множество различных государств. Ha каждом историческом этапе государство приобретало те черты, которые были обусловлены культурой, уровнем экономического развития, традициями, психологией кон­кретного общества, его географическим расположением, и отра­жало потребности существовавших в обшестве групп, отдельных личностей.

Возникая, одни государства достигали расцвета, а затем прихо­дили в упадок, уступая место другим государствам. Bce они — ми­лые, большие, средние — были не похожи друг на друга B этом случае уместны вопросы: существует ли какая-то логика в развитии государства и в чем это развитие обнаруживается?

Для ответа на этот вопрос необходимо все многообразие госу­дарств, существовавших в истории человечества, сгруппировать на основе устойчивых (типичных) признаков. Это позволит выявить исторически изменяющиеся роль и место государства в жизни об­щества на клждом этапе его развития и лучше понять задачи совре­менного государства. Для этого в юридическую науку вводится по­нятие «тип государства».

Начиная с первых государств Древнего Востока и вплоть до са­мых современных государство развивалось вместе с обществом Ка­ждой исторической эпохе был присущ свой тип государства

Понятие «тип государства» включает совокупность устойчивых черт и свойств государства, присущих определенному этапу истори­ческого развития Они показывают, чьи интересы выражает госу­дарство — общества, класса собственников или отдельной лично- сги, каковы принципы организации и функционирования государ­ственной власти.

Критерии типологии государств Качественные изменения в истори­ческом развитии государства могут Быть выявлены с помошью раз­личных критериев.

B науке существует несколько типологий госу­дарства, те. объединение различающихся государств в группы на основе устойчивых признаков.

Одна из наиболее распространенных прежде типологий — фор- мацисиная'. Она исходит из принадлежности государственной вла­сти определенному классу. Таким классом, по мнению авторов тео­рии, является класс собственников, в руках которого находятся средства производства. Ha основе данного признака каждой форма- UHH соответствует свой тип государства- рабовладельческое, фео­дальное, буржуазное и социалистическое. Б этих государствлх власть принадлежала экономически господствующему классу — со­ответственно рабовладельцам, феодалам, буржуазии и, наконец, трудящимся во главе с рабочим классом

B основе рабовюдельнеского государства лежал принцип частной собственности рабовладельца на средства производства, включая и рабов, которых считали «говорящим орудием труда».

Например, все население в афинском государстве в период правле­ния CutoHo (VI в. до н э.) было разделено на четыре разряда по имущественному цензу. Самые богатые с доходом в 500 медимнов зерна (медимн — мера сыпучих тел, равная приблизительно 50 60 литрам) быяи отнесены к первому разряду; просто богатые с до­ходом в 300 медимнов включены во второй; в третий разряд вошли граждане среднего достатка с доходом 200 медимнов, а остальные вошли в четвертый разряд Олнако только граждане первых двух разрядов получали право замещать все важнейшие должности в го­сударстве При этом архонтами — высшими должностными лицами (а их было девять в Афинах) — могли стать только представители первого разряда

Феодальное государство функционировало на принципах со­словной иерархии, те. отношений господства и подчинения (низ­ших сословий высшим), а также зависимости атастных полномочий сословий от размера феодальной собственности на землю.

тии обшества. которая определяется зрелостью материального производства, в

Так, французское общество в IX в. состояло из феодалов и фео­дально-зависимого крестьянства (сервов и вилланов).

Господ­ствующий класс феодалов был неоднороден Высший его слой со­ставляли герцоги и графы Они были вассалами {от лат vassallus — слуга) первой ступени — французского короля Герцоги и графы получали землю от сюзерена (от фр. suzerain — верховный сеньор территории), т.е. от короля, и несли определенные повинности: они были обязаны участвовать в военных походах короля в течение 40 дней, заседать в суде и совете сеньора, оказывать денежную под­держку сеньору, например выкупать его из плена, если тот был за­хвачен неприятелем. Вассалами второй ступени были бараны Они получали землю от герцогов и графов. Далее следовали мелкие дво­ряне — рыцари, бывшие вассалами баронов. B основе вассалитета лежал принцип наделения землей

Исходя из признака принадлежности государственной щтасти экономически господствующему классу логика развития государст­ва представляет собой процесс последовательной смены одного ти­па государства другим рабовладельческий ^ феодальный э буржу­азный ^ социалистический

Достоинством данной типологии является четкое выделение классового характера государства. Однако подобная классифика­ция слабо учитывает значение общесоциальных функций государ­ства как механизма выражения и согласований интересов всего общества.

Кроме того, не всякая государственная власть имеет четко вы­раженный классовый характер Например, государственная власть во времена второй империи во Франции — это правление Jlyu Бо­напарта (1852—1870) — вообще не опиралась на какой-то класс, а скорее, лавировала между классами и сословиями французского общества

Еще сложнее выявить классовый адрактер государственной вла­сти в обшествах. где классов пока еще нет Это характерно для раз­вивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Там часто правит какая-то узкая группа гражданских или военных лиц, опи­рающаяся на традиции, религию, армию.

И еще один недостаток рассматриваемой типологии: не во всех странах был рабовладельческий строй и соответственно рабовла­дельческое государство. Например, восточные славяне перешли от первобытно-обшинного строя к феодализму сразу, минуя рабовла­дельческую стадию развития.

Другая типология государств — цинитшцишшая1, она основана на учете в развитии государства не экономического фактора - формы собственности, а культуры: системы ценностей (коллекти­визм или индивидуализм, свобода или равенство), мировоззрения, моральных норм, стандартов поведения Они могут поошрять или блокировать развитие государства

B этом случае выделяют восточный и западный типы государст­ва, а также древние, средневековые и современные государства Они различаются господствующими в них системами ценностей, пред­ставлениями о мире, идеалами, на которых основаны государства и их институты.

Однако поскольку критерии выделения самих цивилизаций в силу различия подходов к пониманию культуры слишком размыты, то непросто бывает определить конкретные типы государства Ав­торы данной классификации чаще всего в описании процесса исто­рического развития государства возвращаются к его классовой ха­рактеристике

Соотношение государства и общества как критерий типологии государств Недостатки рассмотренных классификаций типов госу­дарства в основном обусловлены недооценкой его общесоциальной роли. Эта роль проявляется в том, в какой мере государство учиты­вает интересы всего общества, конкретной личности и способствует их реализации, т e выступает в качестве механизма реализации об­щезначимых интересов

B зависимости от характера взаимоотношений государства и общества, т.е. от того, кто кому служит — государство обществу ил и наоборот, различают полицейское, правовое и социальное госу­дарства.

Общество представляет собой взаимодействие людей, пресле­дующих свои частные интересы Эти интересы различны, иногда противоположны, поэтому часто сталкиваются друг с другом. По­требность в согласовании частных и групповых интересов и на их основе выражение вссобшего интереса привели к созданию госу­дарства — политической организации общества, непосредственно не совпадающей с населением и состоящей из системы учреждений государственной власти, административного аппарата (чиновников) и принудительных учреждений (полиция, суд.

карательные органы, вооруженные силы).

' Цивилішиия (от лат civilis — гражданский, государственный) — ступснъ обшест-

венного развнтмя. обусловленная зрелостью чатерматьноП и духовной культуры

Следовательно, государство является политической формой су­ществования общества, а содержание этой формы определяет само общество. Однако чарактер взаимодействия государства и общества на протяжении истории человечества не был простым.

B древности государство создавалось людьми для общего блага: обуздания собственного животного эгоизма и страча, защиты от внешних врагов, обеспечения правопорядка и личной безопасности, организации производственной деятельности человека. Ho посте­пенно государственный аппарат — особый слой людей, занятых управлением (как это было в странах Востока), или класс богатых собственников (на Западе) — начинает использовать государствен­ную власть для удовлетворения групповых интересов.

Традиционное общество (сословное или кастовое) могло быть ор­ганизовано и упорядочено с помошью развитой системы государст­венного насилия Государство отождествляется с организованным меньшинством собственников или управляющих, которое подаапяет бесправное большинство Их уэкоклассовый интерес выдавался за всеобший, а благо государства провозглашалось целью обществен­ного развития. Наиболее устойчивым бьшо государство исторически первого типа — полицейское. Оно существовало долгое время в странах Востока, государствах Западной Европы. Классическим об­разцом являются абсолютные монархии в Европе и восточные дес­потии на Востоке.

Государство в лице монарха, императора в этом случае было господином, дарующим своим гражданам некоторые права и свобо­ды Всесилие государственной власти опиралось на ее божественное происхождение Разветвленный бюрократический аппарат обеспе­чивал управление обществом и контроль над ним, а система кара­тельных органов подавляла малейшее неповиновение власти.

Переход в XVH—XVIIl вв. общественного сознания от религи­озного к светскому позволил снять покрывало святости с власти монарха.

Государство перестали рассматривать как результат боже­ственного промысла, а стали понимать как договор свободных гра ждан, создающих его для удовлетворения общезначимых потребно­стей Теперь государство призвано служить обществу

B качестве главной цели создаваемого общественного договора те государства, декларируется задача — гарантировать естествен­ные права человека- права на жизнь, свободу, собственность, стрем­ление к счастью, принадлежащие ему в силу факта рождения.

Буржуазные революции XVII- XVIII вв. в Англии, США и Франши стали воллошать идею правового государства в жизнь. Их результатом был переход от абсолютистского к правовому госу­дарству — государству второго типа. Правовое государство декла­рирует верховенство закона во всех сферах обшества. Государство и граждане в равной степени подчинены конституции, а право служит способом взаимосвязи государства, обшества и индивида. Учреждается разделение властей и гарантии неотчуждаемых прав личности, условия ее свободного развития. Провозглашается вза­имная ответственность государства и дичности за свои действия перед законом.

Однако лишь наличие зрелого гражданского обшества (т.е co- обшества свободных личностей, способных самостоятельно, без вмешательства государства соблюдать разумные формы человече­ского обшежития, которые не ущемляют индивидуальности) смогло на практике превратить государство в средство удовлетворения ин­тересов всего общесіш

Сегодня социальный прогресс зависит не только от государства, ко и от развитого гражданского общества, которое является его ре­альной основой Лауреат Нобелевской премии американский эко­номист М. Фридмен {l9l2-2006) справедливоотмечал:

Общество таково, каким его делаем мы сами . Только от нас зави­сит создание такого обшества, которое охраняет и расширяет сво­боду человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина[24]

Однако провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмеша­тельства государства в дела обшества не привело к всеобщему бла­гополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обще­стве Надежды на то, что эти приниипы в условиях рыночного хо­зяйства автоматически приведут к процветанию в промышленно развитых странах, не сбылись.

Это было связано с тем, что правовое государство взяло на себя только функции «ночного сторожа», т.е. обеспечения физической безопасности, правопорядка и индивидуальной свободы, и не вме шивалось в экономическую и социальную сферы. Однако рынок (с его конкуренцией) привел к концентрации ресурсов и богатства у имуших классов и отсутствию достойных условий жизни у большей части обшества, что вызвало потребность в сглаживании фактиче­ского неравенства путем проведения государством активной соци­альной политики

Социальное государство означало переход от декларативности прав и свобод в условиях правового государства к их практической гарантированности Соииальное государство стремится обеспечить каждому человеку достойные условия существования путем распре­деления материальных и духовных благ на основе принципов соци­альной справедливости. Социальное государство берет на себя забо­ту и ответственность за развитме общества, поошряя при этом по­вышение эффективности производства, индивидуальную ответ­ственность, частную собственность, конкуренцию B развитых странах достойные условия человеческого сушествования, равные возможности участия населения в управлении производством через акционирование государство смогло реально гарантировать лишь в 60-е годы XX в.

6.2.

<< | >>
Источник: Мухаев Раниш Тазитдинович. Правоведение. Учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям. M,2013. - 431 с.. 2013

Еще по теме Критерии типологии государств:

  1. 74. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии госудаства.
  2. Очерк 2. О факторах генезиса государственности и типологии догосударственных образований у восточных славян
  3. 1. Понятие типологии государства
  4. § 2. Формационный подход к  типологии государств
  5. § 3. Цивилизационный подход к  типологии государств
  6. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
  7. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ
  8. Тема 6. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1917 - 1922 ГГ.)
  9. § 1. Типология и ее необходимость
  10. 3.5. Типология государства. Формационный, цивилизованный и другие подходы в типологии государства
  11. 1.1. понятие типологии государства
  12. 4.2. Классификация типов государств
  13. 1.2. Типологическая характеристика переходного государства
  14. Тема 4. Типология государства
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -