<<
>>

Типы государств

Полицеиское государство: понятие и признаки Полицейское госу­дарство представляет собой один из наиболее распространенных прежде типов государства. K его разновидностям могут быть отне­сены восточные деспотии, европейские абсолютные монархии (XV—XVIII вв.), тоталитарные государства XX в.

— Германия, Ита­лия, Испания, Португалия, Япония, СССР.

Необходимость создания полицейского государства была осно­вана на идее неспособности народа самостоятельно организовать свою жизнь и достичь счастья. Таким организующим началом ста­новится государство в лице императора, монарха, вождя, главной задачей которых является обеспечение блага народа.

«Нация во Франции, — отмечал король Людовик XIV, — не со­ставляет самостоятельного тела, она целиком заключается в особе короля». Однако всеобщего счастья и благополучия можно достичь лишь благодаря жссткой регламентации всех сфер деятельности че­ловека, определению того, что ему следует делать и от чего следует воздержаться, что является злом. «Народу, — по мнению немецкого императора Фридриха Великого (1152—1190), — как больному ребен­ку, следует указывать, что ему есть и пить»

B осуществлении столь благородной цели, как счастье народа, считалось, что все средства хороши. Для ее достижения устанавли­валась всеобъемлющая опека чиновничества и полииии над всем населением. Описывая работу такого государства, французский ис­торик А. Токвшіь (1805—1859) замечал:

Чтобы всем руководить в Париже. необходимо было изобрести ты­сячи способов контроля Размеры переписки уже громадны, а мед­ленность административной прсшелуры так велика, что я никогда не встречал случая, когда приход получал 6ы разрешение починить ко'юкопьню или дом священника раньше, чем через год после по­дачи просьбы[25]

Государство вторгалось в частную жизнь граждан, контролируя ее. Так, в Пруссии (XV||| в.) закон предписывал, как следует изго­товлять товары, определял время работы и торговли, где должна стоять ламна в гумне и доме, сколько бутылок вина допустимо вы­пить во время крестьянского застолья, какое приданое должно быть дано новобрачной и т.д Тайная полиция отправляла на смерть ты­сячи людей без суда и следствия, шпионство и доносы носили мас­совый характер.

Деятельность полицеиского государства не регулировалась пра­вовыми нормами, она определялась целесообразностью, те. тем, что было выгодно королю и его приближенным. Так, уже при Лю­довике XIV широко использовались открытые бланки, содержащие формальный приказ об аресте, подписанный королем. Распоряжа­лись ими высшие сановники Достаточно было написать на бланке фамилию конкретного человека, чтобы обречь его на бессрочное тюремное заключение.

Власть чиновничества была настолько могущественна, а лич­ность была настолько бесправна, что человек превращался в то, что позже Сталин назвал «винтиком государственного механизма», в его неотъемлемую часть и не мог сушествовать самостоятельно. Один из теоретиков полицейского государства — Ж -Ж Pycco (1712— 1778) считал:

Ес.пи кто-либо откажется подчиняться обшей воле, то он будет к этому принужден всем организмом (то есть государством), а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть сво­бодным[26]

Следовательно, полицеиское государство характеризуется чрез­мерным развитием карательной функции, которую осуществляет разветвленная система государственного насилия: армия, органы охраны правопорядка и безопасности, тюрьмы.

Наибольшее развитие теория полицейского государства нашла в практике тоталитарных режимов. Тоталитарное государство являет­ся разновидностью полицейского, оно возникло в 30^ годы XX в. Сущность тоталитарного государства можно выразить словами ли­дера итальянских фашистов Муссо.іины C1883—1945)* «Все в государ­стве, ничего вне государства, ничего против государства». Иначе говоря, ничто человеческое не существует само по себе, еше в меньшей степени оно обладает какой-либо ценностью вне госу­дарства.

Установление «тотального государства» (оно контролирует все- мысли, чувства, действия и поступки людей, организаций) возмож­но в обществе, которое раздирают постоянная борьба и конфликты, экономические кризисы и нестабильность, где существует угроза распада целостности государства, опасность его завоевания соседя­ми.

B этих условиях происходит концентрация всей полноты госу­дарственной власти в руках лидера (вождя), которого рассматрива­ют как спасителя нации Под этим предлогом запрещаются все по­литические партии, кроме правящей, распускается парламент, отменяются статыі, гарантирующие права человека

Характерной чертой «тотального государства» является массовый террор в отношении политических противников режима и всех не­согласных с ним Так, если в Италии при Муссолини (1927—1933) по политическим мотивам было вынесено 329 смертных пригово­ров, то в Германии при Гитлере (1933—1939) — уже ІОтыс

Несмотря на отрицательные черты, полицейское государство создает предпосылки для перехода к правовому, что особенно ха­рактерно для периода феодальной раздробленности Прежде всего это выражается в утверждении единства и целостности государст­венной власти, в преодолении политической и экономической не­стабильности.

Правовое государство: понятие и признаки Догадки о том, что государственная власть не должна быть неограниченной, что ее все­силие следует ограничить правом, высказывались еще в древности. Так, древнегреческий философ Платон (428 или 427—348 или 347 до н.э.) писал:

Я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и нахо­дится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могутдаровать государствам боги[27].

Однако идея связанности государства правом получает последо­вательное развитие лишь в XV1I—XV1II вв. в трудах европейских мыслителей B период господства в Европе абсолютистских монар­хий формировалась теория правового государства, ставшая полной противоположностью илсе полиисйского государства

Теория правового государства исчооит из идеи естественных, неотчуждаемых лрав, присущих каждому человеку от рождения и включающих право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению B целях обеспечения каждому челове­ку в равной мере возможности пользоваться своими естественными правами люди создают государство пугем общественного договора.

Тем самым подчсркивается первичность интересов и прав чело­века перед государственными Среди естественных прав английский философ Дж Локк (I632—I704) особо выделял право собственности

Великой и главной целью объединения людей в государства и пере­дачи ими себя noa власть правительства является сохранение ими собственности1

Право собственности включает право владения имуществом, защиту его от произвольных поборов и конфискаций со стороны государства, равенство всех видов собственности, свободу приобре­тения собственности и распоряжения ею.

He менее значимо право на жизнь. Оно не сводится только к га­рантиям физического сушествовшия и личной безопасности, но включает право на достойную жизнь, право каждого «быть господи­ном самому себе*. свободно избирать жизненные цели и достигать их Третьим из классических естественных прав является право на свободѵ, проявляющееся в свободе действовать в пределах, которые не нарушают прав других людей. B этом случае люди должны сле­довать правилу* разрешено всс, что не запрешено законом

Наряду с признаками, присушими любому государству (публич­ная власть, территория, государственный суверенитет и т п), пра­вовое государство имсст ряд специфических черг

I) полную гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан Это выргжается в том, что правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда государство не вмешивается B этом случае государство действует согласно прави- луг все, что не дозволено власти, ей запрешено Прежде всего это касается личных лрав граждан: тайны переписки и телефонных ne- реговоров, свободы передвижения, права на личную неприкосно­венность и т.п.

B случае нарушения государством данных прав личность имеет право на их судебную защиту. Конечно, гарантированность ряда прав, например таких, как право ка труд, образование, медицин­ское обслуживание, соииальное обеспечение, зависит от экономи­ческих возможностей государства и часто является не реальной, а декларируемой;

2) реальность прав и свобод, обусловленную тем, что взаимоот­ношения личности и власти в правовом государстве строятся на ос­нове идеи народного суверенитета Он означает, что только народ является источником государственной власти.

Если правительство перестает выражать волю обшества, то народ вправе сместить его.

Источник всякого суверенитета, — говорится во французской Дек­ларации прав человека и гражданина (26 авг 1798). — зиждется в нации. Никакая совокупность лиц, никакое отдельное лицо не мо­гут осуществлять власть, которая явно не исходила бы m нации.

Иначе говоря, государственная власть находится на служБе у общества, которое обладает правом формирования правительства для реализации своих естественных прав;

3) принцип разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную как средство обеспечения прав и свобод граж­дан Один из авторов теории разделения властей — французский мыслитель Монтескьё так обосновывал его необходимость:

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы нс будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы тиранически применять их. He будет свобо­ды и в том случае, если судебная власть не отделена от власти за­конодательной и исполнительной. Если она соединена с законода­тельной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во впасш произвола, ибо судья будет законодателем Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем1

Согласно этому принципу, законодательная власть (парламент) принимает законы, исполнительная (правительство) — обеспечива­ет их реализацию, а судебная контролирует правомерность приня­тия законов и точность их исполнения;

4) верховенство права во всех сфсрах жизни Это касается дея­тельности государства, его учреждений, которые осуществляют свои функции в границах требований норм права. Кроме этого, гарантией организации жизни и деятельности людей на началах равенства и справедливости также является право Граждане соиз­меряют свои поступки с правилом «все, что не запрещено, то раз­решено»;

5) взаимную ответственность государства и личности. Эта ответ­ственность носит правовой характер, поскольку, принимая законы, государство определяет меру свободы личности и границы собст­венного вмешательства в действия граждан.

Тем самым государство берег на себя обязательство обеспечить справедливость в отноше­ниях с каждым гражданином Обязательность закона для государст­ва, его органов, должностных лиц должна исключать администра­тивный произвол, игнорирование нужд общества, личности Однако и личность ответственна перед государством: если она нарушает предписание правовых норм, то в ее отношении применяется госу­дарственное принуждение.

Социальное государство: понятие и признаки Социальное государ­ство — это новый этап в развитии государства, который стал воз­можным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обсспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

Ссирюлыюе государство представляет собой тип такого государ­ства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия сущесгеования, реализации своих индиви­дуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства могут быть отнесены к соци­альным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ, Франция и др.

Среди признаков социального государства отметим следующие.

I. Достойный ѵровень жизни. Государство ответственно за пре­доставление каждому гражданину прожиточного минимума, гаран­тирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет пугем справедливого перераспределения обществен- нсго богатства от бог ітых к бедным слоям населения. Обычно про­житочный минимум составляется по стоимости двухсот наименова­ний продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормаль­ной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек дол­жен ожішлть социального пособия, он обязан зірабатыеать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребно­сти по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

K социальным государствам принято относить те страны, про­житочный минимум B КОТОрЫХ составляет 7—IO тыс. долл. на чело-

2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социаль­ное равенство следует понимать как равенство стартовых возмож­ностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений соци­ального неравенства множество, это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

Государство стремится смягчить, а где возможно, и устртнить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так оно закрепляет приниип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпо­сылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женшину при найме на работу Имущественные различия государство сглаживает с помощью нало­говой политики, перераспределяя собранные средства в пользу ма­лоимущих

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средствч к су- шествованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

Система социального обеспечения возникла в форме социаль­ного страхования. Она провела границу между самостоятельным за­работком и средствами, идущими по линии социального обеспече­ния и страхования. K этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов

4. Подъем бгагосостояния всего общество. Показателем благосос­тояния является уровень нищеты Обычно в развитых странах он не превышает 10%, а в Швеции — чуть больше 5%. Это позволяет вклю­чать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круглиц

<< | >>
Источник: Мухаев Раниш Тазитдинович. Правоведение. Учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям. M,2013. - 431 с.. 2013

Еще по теме Типы государств:

- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -