Место права в системе социальных норм. Понятие права
Поведение людей в обществе регулируется различными социальными нормами: нормами права, морали, обычаями, традициями, корпоративными нормами. Как определяются эти понятия:
а) нормы нравственности и морали - это правила поведения, которые формируются в обществе и указывают на то, что является справедливым и несправедливым, а выполнение этих норм обеспечивается силой общественного мнения;
б) обычаи - это нормы поведения, стихийно сложившиеся в обществе в результате их неоднократного повторения, и их соблюдение обеспечивается привычкой, воспитанием;
в) нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, установленные в определенной организации и касающиеся членов этой организации, а их выполнение обеспечивается мерами ответственности, установленными в организациях, где они действуют.
Однако люди не всегда придерживаются всех установленных в обществе правил поведения. Это объясняется различной степенью их обязательности. Наиболее обязательными являются правовые нормы. Чем это обуславливается?
Понятие «право» используется в семейно-бытовом, моральном, юридическом смысле. В последнем случае под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения, исходящих от государства и им охраняемых (гарантированных).
Философы и мыслители по разному объясняли, что есть право. Аристотель утверждал, что право - это политическая справедливость, для Средневековья характерно понимание права как божественного установления, Ш.-Л.Монтескье определял право как «реализованную справедливость», а Карл Маркс усматривал в сущности права волю экономически господствующего класса.
Существует мнение, что право возникает одновременно с государством. Развитие производительных сил приводит к увеличению производительности труда, как следствие, появляются излишки производства.
Перераспределение этих излишков среди членов общества требует совершенно иных правил, нежели те, что существовали в первобытнообщинную эпоху. Кроме того, совместное проживание представителей разных родов и племен также потребовало создания иных правил поведения, которые бы были обязательны для всех людей, проживающих на определенной территории. Необходимость в праве возникла и для того, чтобы защищать интересы вновь образовавшихся классов - рабовладельцев, купцов, чиновников.В настоящее время большинство специалистов сходятся во мнении, что право имеет две формы существования - естественное и позитивное право. Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность), и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину). Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства. Позитивное право, напротив, - продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в правовых обычаях, законах, судебных прецедентах и иных источниках права. Поэтому мы и говорим, что позитивное право - это система общеобязательных норм и правил поведения, исходящих от государства и им охраняемых, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Идеальным было бы воплощение естественного права в позитивном.
Общие признаки права:
а) общий характер права (право не персонифицировано, т. е. право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);
б) право является общеобязательным, так как исходит от государства и им охраняется, в) право имеет конкретную форму, т. е. выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т. д.);
в) право представляет собой стройную систему, т. е. единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;
г) право рассчитано на урегулирование неопределенного количество жизненных случаев, т.е. мы можем говорить о многократности использования правовых норм.