<<
>>

3.1 Право: понятие, признаки, функции

Значение термина «право» B повседневной жизни мы сталкиваемся с различными толкованиями термина «право».

B о - n e p в ы x, под правом понимаются социально-правовые притязания людей на определенные блага, удоалегворение которых позволяет им полноценно существовать.

B основном они составля­ют естественные права человека, т.е притязания, обусловленные его природой, право на жизнь, человеческие условия существо­вания, право на свободу, собственность, счастье, честь, достоин­ство, сопротивление угнетению и т.п. B связи C этим мы часто произносим «я имею право», когда претендуем на получение ка­ких-либо благ.

Цицерон связывал право с самой природой, с естественным со­стоянием человека По его мнению, право — это «разумное поло­жение, соответствующее природе, распространяющееся на всех лю­дей. постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга»1 Правда, на практике эти притязания могут быть государством только провозглашены, но ке гарантированы

B о - в т о p ы x, в объективном смысле право понимается как мера допустимого поведения, зафиксированная в системе общеобя­зательных правил поведения, которая создается государством и дей­ствует независимо от воли и сознания отдельных лиц. Обязатель­ность соблюдения и исполнения этих юридических норм каждым человеком обеспечивается государственным принуждением. B дан­ном случае система юридических норм есть властное явление госу­дарства, закрепленное e системе законодательства (конституция, законы, указы, постановления) B этом значении право, по мнению Аристотеля, является регулирующей нормой политического обще­ния и должно быть критерием справедливости

По своему происхождению право связано с такими понятиями, как правда, справедливость (от лат. jus — справедливо, законно, justicia — законность, правосудие). B этой связи известный римский юрист Цельс (I в. до н.э.) подчеркивал, что право есть наука о доб­ром и справедливом

Многие источники феодального права именовались правдами, например «Русская правда» Это понимание права сохранено в кон­ституциях современных государств.

Например, Констігтуціш США устанавливалась в том числе для «утверждения правосудия», а од­ним из устремлений испанского народа по Конституции 1978 г. яв­ляется желание «установить справедливость».

B - т p e т ь и x, существует толкование термина «право» в субъ­ективном смысле. B этом случае право выражает официально при­знанные возможности, которыми располагают люди, организации и которые гарантируются государством. Так, грэждлне имеют право на труд, отдых, охран> щоровья и тп Здесь социально-правовые притязания получают не только официальное закрепление в зако­нодательных актах государства, но и обеспечиваются гарантиями их осуществления.

B - ч e п в e p т ы x, предельно широкое понимание права, включающее в себя все правовые явления: субъективное и объек­тивное право, правовую психологию, правовую культуру, правовое сознание, принципы права и т.п. B этом случае понятие «право» отождествляется с термином «правовая система», который объеди­няет всю совокупность правовых явлений, существующих в общест­ве- правовые идеи, источники права, институты права, отрасли пра­ва. правовые традиции, правосознание, правовую культуру, право­порядок, способы толкования норы права и т.п.

Однако понятие «правовая система» имеет особенность, оно раскрывает процесс образования права в конкретном обшестве и его эволюцию Различают романо-германскую (Германия. Франция, Италия и т.п.), ан&юсаксонскую правовые системы (Великобрита­ния, США, Австралия, Новая Зеландия и т.п.), систему ыусугьман- скогоправа (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия и т.п).

Так, романо-германская правовая система возникла в результате заимствования и приспосабливания корм римского права к кон­кретным условиям европейских государств.

Основным источником (формой) права, т.е. актами государства, в которых закреплены нормы права, являются законы

Из-за многозначности термина «право» при его употреблении всякий раз требуется уточнение, в каком смысле оно используется.

Сущность права Право создавалось людьми для удовлетворения определенной социальной потребности Люди ке могут сушество- вать, не взаимодействуя друг с другом, не создавая коллективов, организаций Только благодаря этому взаимодействию они удовле­творяют свои материальные, духовные, физиологические и иные потребности.

Однако в большинстве своем интересы и потребности не совпа­дают, поскольку все люди наделены разными способностями и та­лантами, имеют неодинаковое материальное положение и социаль­ный статус. Вследствие этого для их совместной деятельности тре­буется наличие четких правил, которые являются результатом согласия, компромисса и должны соблюдаться всеми, быть обяза­тельными для всех. Обязательность соблюдения таких правил при­дает человеческим действиям и поступкам предсказуемость, управ­ляемость, а всему обществу — стабильность и упорядоченность Для отдельной личности право гарантирует свободу, независи­мость, индивидуальность, определенную границами этих правил. Право в нормативной форме вводит в ткань человеческих отно­шений ценности добра, справедливости, милосердия, гуманизма и т.п Именно через право эти ценности становятся элементами че­ловеческого поведения. B этом выражается общечеловеческое на­значение права.

Однако стабильность и упорядоченность социальной жизни мо­гут достигаться и подчинением одной части населения правилам, ко­торые установила другая часть, обычно меньшая Тогда право слу­жит интересам правящего класса или правящей группы и реализу­ется как властные веления этого класса или группы

Право в таком случае — неотъемлемый компонент власти пра­вящего класса и уже не несет в себе равного масштаба и одинако­вой меры свободы для всех. Право в данной ситуации есть свобода одних и несвобода других Классовую направленность, те функ­цию защиты интересов правящего класса, право приобретает в ра­бовладельческом, феодальном и буржуазном обществах, в которых классы собственников использовали его для усмирения бедных B зависимости от ответа на вопрос, кто создает право и кому оно должно служить, и определяется его сущность Можно выде­лить два подхода к праву

П e p в ы й п о д X о д — понимание права в широком смысле (философский). Он рассматривает право как меру свободы и спра­ведливости, обусловленную природой человека Сторонники данно­го подхода исходят из того, что право есть совокупность норм и принципов, олицетворяющих разум, мудрость, справедливость и порядок, которые не устанавливаются государством, а даны челове­ку свыше.

Право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости, является силой мирового порядка

Предполагается, что эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального миропорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Достоинством подхода является стремление содержатепьно оп­ределить право через ценности, которые оно защищает, а недостат­ком — некоторая абстрактность, оторванность от жизни, вель цен­ности добра и справедливости всегда были конкретно-истори- ческими.

Например, людоедство (каннибализм) когда-то считалось частью священного ритуала У некоторых народов, населявших Восточную Индию, было принято съедать своих родителей в знак уважения и почтительности Среди многих диких племен широко распростра­нена вера в то, что дух, заключающийся в том, кого съедает чело­век, переходит в него самого. Таким образом, чем больше человек из такого племени уважал своего отца, тем сильнее он желал съесть его Таковы были представлении о добре B дальнейшем произошла переоценка смысла этой традиции.

Другой недостаток данного подхода заключается в отсутствии указаний на то, кто и как обеспечивает обязтгепьность следования этим ценностям н какая ответственность наступает за их нарушение B т о p о й п о д X о д — понимание права в узком смысле (прагматический) Ero отстаивают авторы, акиентируюшие внима­ние на формальных характеристиках права: его происхождении, структуре, способе выражения, субъектах осуществления нормы права

Так, по определению русского юриста BM Хвостова (1905— 1972), правом являются «те нормы поведения, которые взяты пол защиту государством» и, no мнению другого русского ученого, ГФ Шершеневича, реализуются как «требования государства». Ина­че говоря, согласно данной точке зрения, правом признаются толь­ко те нормы, что созданы государством и соблюдение которых обеспечено его принудительной силой

Государство, по мнению Г Ф. Шершеневича,

являясь источником права, не может быть само обусловлено пра­вом Государственная власть оказывается нал правом, а не лод пра­вом B этом случае государство рассматривается как организация, стоящая нна обществам, и право выражает волю государства.

Одна­ко если государство отражает интересы всего общества или его большинства, то право предстает как воля этого большинства[15].

Ho государство может быть отражением интересов класса, стоящего у власти, лравяшей группы B этом случае право является воплощением воли господствующего класса. Понимание права как волн экономически господствующего класса было характерно для марксизма. К. Маркс (1818—1883) и Ф Энгельс (182(1 -1895) опреде­ляли право как «возведенную в закон волю господствующего клас­са, содержание которой обусловлено материальными условиями его жизни»[16].

Вряд ли право может утверждать идеалы справедливости и доб­ра, если оно выступает орудием насилия меньшинства над боль­шинством Все-таки сущность права общесоциальна, она связана с тем, что право отражает нормативно-определенную в официальных

источниках (законах, указах, постановлениях) и гарантированную государством меру возможного и обязательного поведения лично­сти Право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования суще­ствующих в обшсствс интересов.

Bce перечисленные подходы объединяет признание права эф­фективным нормативным регулятором Эффективность действия права основана на том, что из всех социальных регуляторов только обязательность соблюдения требований права обеспечивается воз­можностью государственного принуждения

Таким образом, право есть система общеобязательных правил поведения в обществе, установленных или санкционированных (т.е. утвержденных в качестве общеобязательных правил, существо­вавших в обществе ранее) государством, соблюдение которых обес­печивается возможностью государственного принуждения.

Сущность права выражается в содержании Содержание права проявляется в установлении равного масштаба поведения к нерав­ным людям. Равная мера поведения, которую устанавливает каждая применяемая правовая норма, закрепляет формальное равенство всех перед законом.

Признаки права Как уже отмечалось, право является одним из регу­ляторов взаимоотношений людей в обществе наряду с моралью, ре­лигией, традициями, обычаями, ритуалами и тп.

Однако право в отличие от них обладает рядом свойств (признаков), которые харак­теризуют его как спсиифичсскую систему регулирования отноше­ний в обшестве

I. Нормативность права Право имеет нормативную природу Она выражается в установлении в нормах права общего масштаба поведения, определяющего границы дозволенного, запрещенного, обязательного.

Общий масштаб, равная мера поведения являются отражением общезначимых интересов, преобладающих в обществе идеалов, представлений о добре и справедливости Наличие норм права го­ворит человеку о том, какие его действия будут правомерными (возможными, необходимыми), а за какие поступки возможно на­ступление неблагоприятных последствий, т.е. санкций

Право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции (основного закона), которым не должны противоречить все иные

нормы права (например, нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, — нормы гражданского права).

2. Обязательность права Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены обшества обязаны выпол­нять их требования. Это оказывается возможным потому, что пра­вовые нормы обеспечиваются государственным принуждением, которое проявляется в зашите субъективного права личности, в принуждении правонарушителя возместить причиненный ушерб, исполнить иные обязанности в отношении пострадавшей стороны. Государственное принуждение не только ограничивает свободу че­ловека, но и в определенных законом случаях лишает человека свободы.

3. Формальная олреде іешость. Нормы права выражены в офици­альной форме: закреплены в нормативных правовых актах государ­ства (законах, решениях судов, прецедентах) Этот признак права предохраняет его от произвольного изменения и толкования, обес­печивает ему внутреннее единство, взаимосвязь между отдельными нормами

Формальная определенность выражается и в том, что предписы­вает порядок принятия законов, механизм их реализации и средства контроля за их исполнением. Конечно, нипример, партийные нор­мы так же фиксируются в уставе, как и религиозные — в священ­ных книгах. Однако правовые нормы обретают официальную форму выражения в законе, что делает их общеобязательными как для граждан и организаций, так и для самого государства

4. Неперсонифицированность и неоднократность действия права Нормы права не имеют конкретного адресата, они обрашены ко всему населению Лишь в том случае, когда действие конкретного лица подпадает под конкретную норму, оно становится ее адреса­том. Однако осушествление требований данной нормы не прекра­щает ее действия во времени, она продолжает действовать вплоть до ее отмены уполномоченным па то государственным органом (чаще всего парламентом).

5. Связь права с государсивои Государство не только целена­правленно создает нормы права (правотворчество), но и обеспечи­вает реализацию их требований с помошью правоохранительных органов Однако связь права с государством двухсторонняя- госу­дарственные органы и должностные лииа создаются правом, суще­ствуют и действуют (по крайней мере, должны) строго на основе права Именно правовые нормы наделяют государственные органы полномочиями.

Функции права Свое назначение в обществе как нормативного регу­лятора право реализует с ломошью функций — главных направле­ний воздействия права на личность, ее взаимодействия с другими люльми. органами государства.

Эти направления связаны с решением определенных задач. Среди них — задача упорядочения общественных отношений, по­строения их в соответствии с принципами свободы личности и справедливости. Кроме этого, одной из важных задач права являет­ся охрана регулируемых общественных отношений от посягательств со стороны правонарушителей. Двум этим задачам соответствуют две функции права: регулятивная и охранительная.

Содержание регуіятивной функции права состоит в обеспечении четкой организации и стабильного функционирования обществен­ных отношений, чтобы отчетливо закрепить права и свободы чело­века и гражданина, полномочия государственных органов и долж­ностных лиц. B этом смысле границы прав и свобод должны спо­собствовать созданию в обществе такого правового порядка, который бы отвечал интересам всего населения.

Охранитеіыюя функция права заключается в отделении нормы права от других норм (морали, традиций, обычаев) Она осуществ­ляется органами государства, принимающими индивидуальные вла­стные решения, направленные на охрану положительных и вытес­нение вредных, опасных для обшества отношений.

Охранительная функция реализуется:

• введением запретов на совершение противоправных деяний,

• установлением санкций за совершение противоправных деяний,

• применением санкции в отношении лиц, совершивших пра­вонарушение

Соотношение грава и других социальных норм Возникновение права не вытеснило иных социальных норм, поскольку не все от­ношения в обшестве можно регулировать с помошью права Так, сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом Семейное право регламентирует лишь имущественные и личные отношения супругов и дегей, но не касается их чувств друг к другу Эти отношения регулируются другими нормами морали, религии, обычаев, традиций, ритуалов

Их объединяет то, что все они являются нормативными регу­ляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливаю­щими образцы социально необходимого поведения, принятого в данном обществе. Они определяют границы возможного и обяза­тельного поведения людей, организаций, коллективов, наруше­ние которых влечет эа собой неблагоприятные последствия для нарушителя.

Действие всех социальных норм направлено на обеспечение по­рядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социаль­ные нормы различаются:

1) тем, как они формируются — стихийно или сознательно,

2) в какой форме сушествуют — в письменных источниках или в сознании людей;

3) как обеспечивается выполнение требований социальных норм — возможностью государственного принуждения или силой общественного мнения, внутренним убеждением;

4) тем, какую сферу общественных отношений они регулируют (политическую, этическую, эстетическую и т.п.).

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, кото­рые в результате многократного повторения входят в привычку лю­дей и регулируют их поведение. B основе обычая лежит образец конкретного поведения, органично связанный с практической дея­тельностью.

Обычай только тогда можно считать социальной нормой, когда в силу длительности сго применения он становится привычкой A коль скоро обычай становится неотъемлемой частью поведения, то особых механизмов для обеспечения его функционирования не требуется (Например, нет необходимости закреплять в конститу­ции государства правило переходить улииу по сигнулу светофора, хотя в правилах уличного движения оно существует)

Право не остается безразличным к обычаям- Te обычаи, кото­рые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушение.

Напримср, обычай давать калым (выкуп) за нсвесту или похищать ее, который издавна был распространен у народов Кавказа и Сред­ней Азии, почти повсеместно сохраняется там до сих пор Эти дей­ствия противоречат нормам Семейного кодекса Российской Феде­рации для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступаюших в брак, и достижение ими брачного возраста (ст. 12, п. 1), а также запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в се­мейных отношениях по признакам социальной, расовой, нацио­нальной. языковой или религиозной принадлежности (ст. 1, п. 4) Следовательно, данные действия квалифицируются как правонару­шение и преследуются по закону.

Однако на практике это тот самый случай, когда норма обычая сильнее официальных актов государства.

Религиозные нормы формируют смысл жизни человека, способ­ствуют его адаптации (приспособлению, «приживаемости») в со­временном мире путем установления образцов поведения и нало­жения запретов на действия, противоречащие этим стандартам Внешне религиозные нормы сходны с правовыми, поскольку они тоже зафиксированы, например в Библии, Коране, Талмуде и т п B этих свяшснных книгах образцы добродетельного поведения оформлены в виде требований. B Библии, например, это заповеди: «возлюби ближнего своего, как самого себя», «не убий», «не укра­ди»... Такие требования оставляют выбор, но пренебрежение ими признается грехом.

Право соблюдает приниипы свободы совести и вероисповеда­ния, которые гарантируют каждому человеку возможность свободно выбирать веру Однако оно не остается безучастным к антигуман­ной деятельности тоталитарных сект, которые стремятся подавить личность, сделать верующих орудием в руках их руководителей, как было, например, в известной секте Аум Синрикё

Нормы морам представляют собой правила поведения, сло­жившиеся на основе существовавших в ту или иную эпоху в созна­нии общества представлений о добре, зле, справедливости, досто­инстве, чести и т.п. Мораль, кроме того, включает в себя абсолют­ные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни.

Если право оценивает поступки людей по принципу «можно — нельзя», то мораль делает зто по принципу «хорошо — плохо». Нормы морали формируются стихийно, в результате отбора в холе эволюции человеческого общества ценностей и идеалов, утвер­ждающих принципы добра и справедливости, достоинства челове­ческой личности. Моральные нормы не имеют специальных меха­низмов реализации. Их действие обращено к внутреннему миру че­ловека в целях формирования у нсго внутренних убеждений и установок должного поведения: буль скромен, будь вежлив, «чти OTUa своего и мать свою» и г п-

Право и мораль тесно взаимосвязаны. Многие моральные нор­мы и принципы перешли в правовые, напрпмер принцип справед­ливости, означаюший соразмерность наказания содеянному.

<< | >>
Источник: Мухаев Раниш Тазитдинович. Правоведение. Учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям. M,2013. - 431 с.. 2013

Еще по теме 3.1 Право: понятие, признаки, функции:

- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -